Тема урока: Профессиональная этика, этикет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема урока: Профессиональная этика, этикет



Тема урока: Профессиональная этика, этикет

И имидж организации

 

Этика есть безграничная ответственность за все,

что живет.

Альберт Швейцер

 

Этика как учение о морали

 

Этика (от греч.еthos –обычай,нрав,характер) –это совокупность прин-ципов и норм поведения, принятых в данной эпохе и в данной социальной среде. Термин "этика" был введен Аристотелем в IV в. до н. э. для обозначе-ния практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать нравственные поступки.

 

Этика —философское учение,предметомкоторого является мораль, а центральной про-блемой – Добро и Зло. Этика дает ответ на вопрос как правильно жить. Этика не дает рецептов на каждый случай жизни. Она дает общее направле-ние. В свою очередь, мораль – это нормы и пра-вила, предъявляемые человеку, осуществление которых носит добровольный характер.

 

Основные категории этики: добро и зло,долг,честь и достоинство,со-весть, счастье и смысл жизни. Этические категории взаимосвязаны и взаимообу-словлены. Они характеризуют различные стороны морали, обладают индивиду-альной спецификой и способны отразить все многообразие моральных явлений.

 

Принято выделять золотое правило этики, которое гласит – посту-пайте с другими так, как хотите, чтобы поступали с вами. В разные эпохиэтот принцип нашел свое отражение в религиозно-философских учениях, таких как христианство, иудаизм, буддизм, ислам. По своей сути, это золотое прави-ло является итогом, венчающим нравственные законы, определенные для че-ловека, живущего в обществе. «Золотое правило» носит общечеловеческий ха-рактер и составляет нравственную основу формирования всех остальных ка-честв человека.

 

Профессиональная этика

 

Нормы морали, этики распространяются на все сферы человеческой жизни, в том числе и про-фессиональную.

 

Профессиональной этикой принято называтьспецифические нормы поведения, характерные для данного рода профессиональной деятельности.


 

1


Профессиональная этика -это сфера управления,коммуникации и со-трудничества. Она имеет свои законы и требования, устанавливая нормы и ха-рактер взаимоотношений меду руководителями и подчиненными, объединяя коллективы в единую систему с целью решения в процессе трудовой деятель-ности общих для них задач на основе определенных норм и требований.

 

Как специфически особый вид профессиональных отношений, профес-сиональная этика формировалась исторически по мере развития товарно-денежных отношений, возникновения профессиональных организаций.

 

Принято выделять общие нормы профессиональной этики, к ним мож-но отнести: трудолюбие, профессиональная совесть, гордость, честь, обязан-ность, профессиональный долг.

 

Как правило, нормы профессиональной этики распространяются на те виды профессиональной деятельности, объектом труда в которых является че-ловек. В зависимости от сферы трудовой деятельности (производственно-экономической, научной, педагогической и т.д.) профессиональная этика под-разделяется на соответствующие виды: этика врачебная, журналистская, педа-гогическая, инженерная, спортивная, военная и т.д.

 

Виды профессиональной этики

 

Заповедь медицинской этики выражается формулой«не навреди».Ины-ми словами в медицине должны быть исключены возможность злоупотреблять властью над больными, распространение врачебной тайны, негуманное ис-пользование профессиональных знаний и власти, нарушения равенства в ме-дицинском обслуживании.

 

Профессиональная этика ученых требует от них признания огромной ро-ли науки в жизни общества, в сохранении и развития культуры, ответственности за результаты научных открытий для природы и общества. Она предполагает готовность отстаивать истину и добиваться использования научных достижений на благо людей, иметь способность правильно воспринимать критику.

 

Профессиональная этика работников сферы искусства и средств мас-совой информации (журналистов,писателей,художников,работников радио,телевидения и т.д.) требует от них правдивого отображения действительности, терпимости и милосердия. Она нацелена против фальши, ханжества, зависти, тщеславия.

 

Педагогическая этика определяет поведение преподавателя,воспитате-ля, учителя. Она утверждает гуманистические принципы в отношениях с деть-ми, осуждает бездушие, основывается на уважении к личности воспитанника и требовательности к нему.

 

Профессиональная этика работников сферы обслуживания связанная впервую очередь с культурой общения, призвана смягчать конфликты, пресекать мошенничество, нарушение правил торговли и обслуживания. Главное правило торговли: покупатель всегда прав. Особое место занимает этика делового об-щения, поскольку она выступает как в роли самостоятельной профессиональ-


 

2


ной этики (для менеджеров, предпринимателей и др.), так и в качестве эле-мента этики других профессий (педагога, юриста, инженера).

 

Общие нормы

 

Гордость

 


Трудолюбие

 


Честь

 


Обязанность

 


Профессиональный долг

 


Профессиональная совесть


 

Виды профессиональной

 

Этики

 

Медицинская этика

 


Этика ученых

 


Педагогическая этика

 


Средств массовой информации

 


Этика работников права

 


Кодекс этики

 

Для повышения уровня этического поведения руко-водителей и рядовых сотрудников в настоящее время в организациях разрабатываются и принимаются профес-сиональные кодексы, где описываются система общих ценностей и правил организации, которых должны при-держиваться ее работники.

 

Этикет. Виды этикета

 

Этикет (от фр.étiquette -этикетка,надпись)-нормы и правила поведениялюдей в обществе. В современном виде и значении слово было впервые упот-реблено при дворе короля Франции Людовика XIV - гостям были розданы карточ-ки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться; хотя определенные своды норм и правил поведения существовали уже с древнейших времен.

 

Этикет - явление историческое, и поэтому прави-ла поведения людей изменяются вместе с динамикой условий жизни общества и конкретной социальной среды. В итоге все надуманное и бесполезное отсея-лось, оставив в нашем обиходе то, что всегда было по-лезно и практично.


 

3


Соблюдать этикет означает правильно вести себя в обществе, быть хоро-шо воспитанным, иметь приятные манеры, уметь вести разговор и многое дру-гое. По тому, как человек ведет себя в присутствии других, можно определить его социальный статус, примерный уровень культуры и доходов.

 

С помощью этикета можно "измерить" отношения между людьми: отно-шения близкие и далекие, теплые и прохладные, дружеские и натянутые, рав-ные и неравные. Общаясь с людьми, мы так или иначе оцениваем отношения с ними, подводим под определенный тип, регулируем их, и помогают нам в этом средства этикета.

 

Понятие делового этикета

 

Современный этикет регламентирует поведение людей в быту и на рабо-те, в общественных местах и на улице, в гостях и различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах, соревнованиях.

 

Деловой этикет обозначает правила общения, взаимодействия и поведе-ния людей в процессе совместной профессиональной деятельности, а также формы обхождения с окружающими, виды обращений и приветствий, манеру и принятую форму деловой одежды. Правила делового этикета помогают сбли-жению экономических, финансовых интересов деловых людей, способствуют установлению деловых отношений с иностранными партнерами.

 

В книге " Деловой этикет " Джен Ягер (1994) предпринял попытку описать

принципы делового этикета:

 

v «делать все вовремя»(помнить о правилах вежливости,делать всрок, быть пунктуальным);

 

v «быть приветливым и доброжелательным» (недобрые замыслы ипоступки никогда не приведут к добрым делам и желаемым результатам);

 

v «не быть словоохотливым» (не распространяться о своей личнойжизни и не расспрашивать о чужой, говорить о личных делах коллег, уметь

хранить служебные тайны);

 

v «думать о других, а не только о себе» (показывать ценность новыхидей, проявления творчества в решении дел, изучать опыт других людей и сво-

 

их коллег);

v «говорить и писать хорошим языком» (уметь четко и кратко выра-

зить свою мысль, внимательно слушать собеседника, знать этикет делового письма, этикетные формы общения, правила служебного речевого этикета вла-

деть культурой устного выступления);

v «знать важные принципы этики общения по телефону» (обращаться

к собеседнику вежливо и корректно, не грубить; проявлять лаконичность, чет-кость и ясность в их изложении, уметь вести разговор без больших пауз, лиш-них слов, оборотов и эмоций; знать основные элементы композиции разговора,

 

иметь тщательно продуманный перечень главных и второстепенных вопросов); v «иметь деловой внешний вид» (соответствующую прическу и одежду,

избегать замечаний по поводу


 

4


Итак, правила делового этикета разумно регламентируют взаимодейст-вия в профессиональной сфере. Деловой этикет позволяет развивать и упрочи-вать важные этические нормы отношений. Наконец, деловой этикет - это куль-тура, к которой мы все должны стремиться, потому что это необходимое усло-вие успешной профессиональной деятельности, совершенствования общества и человека.

 

 

Новые понятия: этика,мораль,профессиональная этика,кодекс этики,структура профессиональной этики, этикет, деловой этикет.

 

Практические задания

 

1. Оцените следующие ситуации. В какой из них сотрудник нарушает правила этикета? А в какой - профессиональную этику?

 

Ситуация 1

   

Ситуация 2

   
         

Сотрудник фирмы в разговоре с дру-

   

Психолог фирмы жалуется на работни-

 

гим сотрудником критикует действие

   

ка (пациента) другому сотруднику.

 

отсутствующего сотрудника.

         

 

2. Посредством осуществления своей будущей профессиональной дея-тельности вы хотите добиться успеха. При этом какие цели вы преследуете? Проранжируйте перечисленные ниже цели по степени важности для вас, при-своив наиболее важной - 1, а наименее важной - 10.

 

Ранг Цель личное и семейное благополучие

 

здоровье личное и близких

 

стремление к полноценной жизни и приобщение к культуре качество жизни (достаток, отдых, досуг)

 

праведность и добропорядочность жизни законопослушность и социальная бесконфликтность

 


сохранение и приумножение материальных, духовных и культурных ценностей семьи и рода

 

 


эффективность как работника

 

 


исполнение патриотического и гражданского предназначения

 

 


воспитание будущих детей

 

 


Проверочные вопросы

 

1. Как вы понимаете, что такое профессиональная этика?

 

2. Как вы считаете, у каких работников обязательно должен быть кодекс этики? Почему вы так думаете?

 

3. Ознакомьтесь с представленными в лекции принципами делового этикета Джена Ягера. Дополните данную классификацию своими принципами делового этикета (не менее 3-х).


 

5


4. Приведите примеры правил этикета, которыми вы пользуетесь в учеб-ной жизни.

 

5. Дополнительное задание на отдельную отметку. Сформулируйте 10 правил сетикета - правил поведения и общения в Сети, которых, по вашему мнению, должны придерживаться большинство в интернет-сообществах.

 

Список литературы

 

1.Технология. Базовый уровень: 10 - 11 классы: учебник для учащихся об-щеобразовательных учреждений / В.Д. Симоненко, О.П. Очинин, Н.В. Матяш; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: «Вентана - Граф», 2011.

 

2. Технология: 10-11 классы: базовый уровень: учебник для общеобразова-тельных учреждений / Симоненко В.Д., Очинин О.П., Матяш Н.В., Виноградов Д.В.- М.: Вентана-Граф, 2016

 

3. Апресян Р. Г. Профессиональная, прикладная и практическая этики.

4. Росенко М.Н. Основы этических знаний. М, «Лань», 2009.

5. Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Профессиональная этика.

6. Гуссейнов А. А. Размышления о прикладной этике.

7. Собрание кодексов профессиональной этики.

9. http://www.abccba.ru/index.php - этика, мораль, профессиональная

этика

 

10. http://www.aup.ru/books/m243/4_1.htm - Подопригора М.Г. Деловая этика. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. – 116 с. – Глава 3. Профессиональная этика.

 

Это интересно знать!

 

Тема урока: Профессиональная этика, этикет

И имидж организации

 

Этика есть безграничная ответственность за все,

что живет.

Альберт Швейцер

 

Этика как учение о морали

 

Этика (от греч.еthos –обычай,нрав,характер) –это совокупность прин-ципов и норм поведения, принятых в данной эпохе и в данной социальной среде. Термин "этика" был введен Аристотелем в IV в. до н. э. для обозначе-ния практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать нравственные поступки.

 

Этика —философское учение,предметомкоторого является мораль, а центральной про-блемой – Добро и Зло. Этика дает ответ на вопрос как правильно жить. Этика не дает рецептов на каждый случай жизни. Она дает общее направле-ние. В свою очередь, мораль – это нормы и пра-вила, предъявляемые человеку, осуществление которых носит добровольный характер.

 

Основные категории этики: добро и зло,долг,честь и достоинство,со-весть, счастье и смысл жизни. Этические категории взаимосвязаны и взаимообу-словлены. Они характеризуют различные стороны морали, обладают индивиду-альной спецификой и способны отразить все многообразие моральных явлений.

 

Принято выделять золотое правило этики, которое гласит – посту-пайте с другими так, как хотите, чтобы поступали с вами. В разные эпохиэтот принцип нашел свое отражение в религиозно-философских учениях, таких как христианство, иудаизм, буддизм, ислам. По своей сути, это золотое прави-ло является итогом, венчающим нравственные законы, определенные для че-ловека, живущего в обществе. «Золотое правило» носит общечеловеческий ха-рактер и составляет нравственную основу формирования всех остальных ка-честв человека.

 

Профессиональная этика

 

Нормы морали, этики распространяются на все сферы человеческой жизни, в том числе и про-фессиональную.

 

Профессиональной этикой принято называтьспецифические нормы поведения, характерные для данного рода профессиональной деятельности.


 

1


Профессиональная этика -это сфера управления,коммуникации и со-трудничества. Она имеет свои законы и требования, устанавливая нормы и ха-рактер взаимоотношений меду руководителями и подчиненными, объединяя коллективы в единую систему с целью решения в процессе трудовой деятель-ности общих для них задач на основе определенных норм и требований.

 

Как специфически особый вид профессиональных отношений, профес-сиональная этика формировалась исторически по мере развития товарно-денежных отношений, возникновения профессиональных организаций.

 

Принято выделять общие нормы профессиональной этики, к ним мож-но отнести: трудолюбие, профессиональная совесть, гордость, честь, обязан-ность, профессиональный долг.

 

Как правило, нормы профессиональной этики распространяются на те виды профессиональной деятельности, объектом труда в которых является че-ловек. В зависимости от сферы трудовой деятельности (производственно-экономической, научной, педагогической и т.д.) профессиональная этика под-разделяется на соответствующие виды: этика врачебная, журналистская, педа-гогическая, инженерная, спортивная, военная и т.д.

 

Виды профессиональной этики

 

Заповедь медицинской этики выражается формулой«не навреди».Ины-ми словами в медицине должны быть исключены возможность злоупотреблять властью над больными, распространение врачебной тайны, негуманное ис-пользование профессиональных знаний и власти, нарушения равенства в ме-дицинском обслуживании.

 

Профессиональная этика ученых требует от них признания огромной ро-ли науки в жизни общества, в сохранении и развития культуры, ответственности за результаты научных открытий для природы и общества. Она предполагает готовность отстаивать истину и добиваться использования научных достижений на благо людей, иметь способность правильно воспринимать критику.

 

Профессиональная этика работников сферы искусства и средств мас-совой информации (журналистов,писателей,художников,работников радио,телевидения и т.д.) требует от них правдивого отображения действительности, терпимости и милосердия. Она нацелена против фальши, ханжества, зависти, тщеславия.

 

Педагогическая этика определяет поведение преподавателя,воспитате-ля, учителя. Она утверждает гуманистические принципы в отношениях с деть-ми, осуждает бездушие, основывается на уважении к личности воспитанника и требовательности к нему.

 

Профессиональная этика работников сферы обслуживания связанная впервую очередь с культурой общения, призвана смягчать конфликты, пресекать мошенничество, нарушение правил торговли и обслуживания. Главное правило торговли: покупатель всегда прав. Особое место занимает этика делового об-щения, поскольку она выступает как в роли самостоятельной профессиональ-


 

2


ной этики (для менеджеров, предпринимателей и др.), так и в качестве эле-мента этики других профессий (педагога, юриста, инженера).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.09 с.)