Психолого-педагогическая диагностика познавательной, эмоциональной сфер и межличностных отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогическая диагностика познавательной, эмоциональной сфер и межличностных отношений



Психолого-педагогическая диагностика познавательной, эмоциональной сфер и межличностных отношений

Диагностический альбом

по дисциплине

«Психолого-педагогическая диагностика развития детей с ОВЗ»

44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль «Специальная дошкольная педагогика и психология»

 

 

Исполнитель:

Батаева Ульяна Дмитриевна, обучающаяся СП 1801-z группы

 

_________________________

      подпись

 

Научный руководитель

Труфанова Галина Константиновна,

Старший преподаватель кафедры

специальной педагогики и

специальной психологии                                                                 

 

_____________________________

             подпись

 

Екатеринбург 2020


СОДЕРЖАНИЕ

ПСИХОЛОГО_ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТа……………………………………………...3    
Диагностика познавательной сферы……………………………………........3  
Диагностика эмоционально-волевой сферы ………………………………17  
Диагностика межличностных отношений………………………………….20  
ПСИХОЛОГО_ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТа…………………………………25    
Диагностика познавательной сферы……………………………………......25  
Диагностика эмоционально-волевой сферы ……………………………….36  
Диагностика межличностных отношений……………………………….....38  
ПСИХОЛОГО_ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА…..……………………………………….41    
Диагностика познавательной сферы…………………………………………41  
Диагностика эмоционально-волевой сферы ……………………………....54  
Диагностика межличностных отношений………………………………….56  

 

 


ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ

 

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

1.1. Диагностика восприятия

 

Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие извест­ные ему предметы. Далее ребенку представляют рис. 4 и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.

Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.

Примечание. Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех пред­метов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем ри­сунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14

Оценка результатов

10 баллов— ребенок назвал все 14 предметов, очертания кото­рых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.

8-9 баллов— ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.

6-7 баллов— ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.

4-5 баллов— ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.

2-3 балла— ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.

0-1 балл— за время, большее чем 60 сек, ребенок не смог ре­шить задачу по поиску и названию всех 14 пред­метов, «спрятанных» в трех частях рисунка.

Оценка уровня развития

10 баллов— очень высокий.

8-9 баллов— высокий.

4-7 баллов— средний.

2-3 балла— низкий.

0-1 балл— очень низкий.

Методика"Разрезные картинки"

Для 3 - 4-летних детей используют картинки, разрезанные на 2-4 части,

Для 4 - 5-летних детей - картинки, разрезанные на 2-6 частей.

Инструкция.

Посмотри внимательно на эти карточки. Как ты думаешь, что это такое? Какой предмет на них изображен? А теперь сложи эти карточки так, чтобы получился названный тобой предмет.

Проведение теста.

Ребенку по очереди предъявляют разрезанные изображения предметов -от более простых к сложным.

Карточки раскладывают хаотически, чтобы затруднить восприятие. Картинку предлагают собрать после того, как узнан нарисованный предмет. Если ребенок не может определить, что именно нарисовано на разрезанных картинках, возможна помощь взрослого, который обращает внимание на наиболее характерную деталь. Если изображение не узнано до начала работы, предлагает начать собирать картинку, и в процессе тестирования (либо после его окончания) взрослый еще раз спрашивает ребенка, узнал ли он изображенный предмет.

Анализ результатов.

При интерпретации, прежде всего обращают внимание на наличие у ребенка целостного образа предметов. Тест направлен и на изучение уровня развития действий восприятия, умения выделять информативные точки и по ним воспроизводить образ предмета.

В норме дети легко справляются с такими заданиями, быстро узнают нарисованные предметы, при сборке которых возможны некоторые затруднения в деталях (например, найти пра­вильное место для клюва или хвостика).

О нарушении восприятия можно говорить в том случае, если 4-летний ребенок не может узнать ни яблоко, ни елку.

В этом случае необходимо начать обучение ребенка, показать ему наиболее характерные детали этих предметом, вместе с ним собрать картинку. После обучения необходимо предложить ребенку выполнить аналогичное задание, но уже без помощи взрослого. В сложных случаях детям показывают, на что надо смотреть, то есть показывают, как искать информативные точки не на одном, а на нескольких предметах.

 

Методика «Найди и вычеркни»

Цель: диагностика продуктивности и устойчивости внима­ния у детей 5—7 лет.

Описание: ребенок работает по инструкции с рисунком, на котором в случайном порядке изображены простые фигуры. Ему дано задание искать и разными способами зачеркивать две неодинаковые фигуры, например: звездочку перечеркивать вертикальной линией, а кружок — горизонтальной. Ребенок работает 2,5 минуты, в течение которых пять раз под­ряд (через каждые 30 секунд) ему говорят «начинай» и «стоп». Экспериментатор отмечает на рисунке ребенка то место, где даются соответствующие команды.

Оборудование: рисунок с изображением простых фигур (приложение 1), часы с секундной стрелкой, протокол для фикса­ции параметров внимания, простые карандаши.

Инструкция: «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много раз­ных знакомых тебе предметов. Когда я скажу «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать названные мной фигуры. Это необходимо будет делать до тех пор, пока я не скажу «стоп». В это время ты должен будешь остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. Я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу «начинай». После этого ты продолжишь искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец». На этом выполнение задания завершится».

Фиксируемые параметры: t — время выполнения задания; N — количество изображений предметов, просмотренных за все время работы, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал; n — количество допущенных ошибок (пропущенные нужные изображения или зачеркнутые ненужные изображения).

Обработка результатов:

Вначале подсчитывается количество предметов на рисунку, просмотренных ребенком за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные значения подставляются в формулу, по которой определяется показатель уровня развития у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости.

S = (0.5N - 2,8n)/t,

где S — показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка; N — количество просмотрен­ных предметов; t — время выполнения задания, мин; п — количество допущенных ошибок.

По приведенной выше формуле определяются шесть показателей (для каждого 30-секундного интервала). Соответственно переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.

По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график, на основе анализа которого можно судить о динамике изменения продуктивности и устойчивости внимания ребенка во времени.

При построении графика показатели продуктивности и устойчивости оцениваются (каждый в отдельности) по 10-балльной системе.

 

Баллы

Уровень развития объема внимания

· 10- Очень высокий

· 8 — 9-Высокий

· 6 — 7-Средний

· 4 — 5 -Низкий

· 0 — 3 -Очень низкий

 

Нормативы:

· высокий темп — менее 2,5 минут;

· средний — 2,5—3 минуты;

· низкий — 3—5 минут (скоростные характеристики пси­хической деятельности являются индивидуальными для каж­дого ребенка, здесь не может быть жестких нормативов и пря­

· мой связи с уровнем развития интеллекта).

 

 

 

1.3. Диагностика памяти

 

Методика «Узнай фигуры»

Цель: исследование такого вида памяти, как узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От того, как этот вид развит, существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения.

Описание: В методике детям предлагаются картинки, изображенные на рисунке, в сопровождении следующей инструкции:

«Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку».

Сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем - после того, как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту задачу на картинках с номерами от 1 до 10.

Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.

Оценка результатов:

•   10 баллов - ребенок справился со всеми задачами меньше, чем за 45 сек.

•   8-9 баллов - ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 сек.

•   6-7 баллов - ребенок справился со всеми предложенными задачами в течение периода времени от 50 до 60 сек.

•   4-5 баллов -ребенок справился со всеми задачами за время от 60 до 70 сек.

•   2-3 балла - ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 сек.

•   0-1 балл - ребенок решил все задачи, затратив на это более чем 80 сек.

Выводы об уровне развития:

•   10 баллов - очень высокий.

•   8-9 баллов - высокий.

•   4-7 баллов - средний.

•   2-3 балла - низкий.

•   0-1 балл - очень низкий.

Методика ««Выучи слова»

Цель: С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания.

Описание: Методика на определение динамики процесса заучивания. Ребёнок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов.

Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребёнок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же ряд. И так шесть попыток.

Результаты заучивания ряда слов представляются на графике (прил. 5), где по горизонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребёнком ряда, а по вертикали - количество слов, правильно им воспроизведённых в каждой попытке.

Стимульный материал:

Лист бумаги с написанными словами: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.

Инструкция:

« Сейчас я прочту 12 слов. Слушать надо внимательно. Когда закончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке. Понятно?» экспериментатор читает четко слова, после чего испытуемый сразу же должен их назвать.

«Сейчас я снова прочту те же слова, и ты опять должен повторить их - и те, которые в первый раз пропустил, - все вместе, в любом порядке». Перед следующими 3-6 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз».

Оценка результатов:

· 10 баллов - ребёнок запомнил и правильно воспроизвёл все 12 слов за 6 или меньше попыток (очень высокий уровень развития)

· 8-9 баллов - ребёнок запомнил и точно воспроизвёл 10-11 слов за 6 попыток (высокий результат)

· 6-7 баллов - ребёнок запомнил и воспроизвёл 8-9 слов за 6 попыток (средний уровень развития)

· 4-5 баллов - ребёнок запомнил и воспроизвёл 6-7 слов за 6 попыток (средний уровень развития)

· 2-3 балла - ребёнок запомнил и воспроизвёл 4-5 слов за 6 попыток (низкий уровень развития)

· 0-1 балл - ребёнок запомнил и воспроизвёл не более 3 слов за 6 попыток (очень низкий уровень развития)

 

Методика ««Запомни рисунок»

Цель: предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. 

Инструкция: «На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Стимульный материал: картинки с фигурами

Описание: Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Оценка результатов

· 10 баллов — ребенок узнал на картинке все девять изображений, показанных ему, затратив на это меньше 45 сек.

· 8-9 баллов — ребенок узнал на картинке 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.

· 6-7 баллов — ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.

· 4-5 баллов — ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.

· 2-3 балла — ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.

· 0-1балл — ребенок не узнал на картинке ни одного изображения в течение 90 сек и более

Выводы об уровне развития

· 10 баллов — очень высокий.

· 8-9 баллов — высокий.

· 4-7 баллов — средний.

· 2-3 балла — низкий.

· 0-1 балл — очень низкий.

 

Стимульный материал к методике «Запомни рисунок»

 

 

 

1.4. Диагностика мышления

Интерпретация результатов

На основе анализа протокола делается вывод, обучается ли ребенок способу действия. Ребенок с сохранным интеллектом это задание, как правило, выполняет сразу правильно. Хаотичные манипуляции с кольцами, выполнение задания методом проб и ошибок при повторном самостоятельном складывании пирамидки чаще всего свидетельствуют о снижении интеллекта.

Методика «Доски Сегена».

Цель: эта методика может быть применена для исследования наглядно-действенного мышления.

Инструкция: «Рассмотри внимательно эти фигурки, вырезанные на рисунке. Выбери из этого набора такие же и наложи их сверху каждой сходной прорези фигуры на рисунке так, чтобы они полностью совпали, чтобы отверстия были полностью заняты фигурой».

Оборудование: используются доски с пазами различной геометрической формы и соответствующими им вкладками (имеются варианты этих досок различной сложности). Элементарная доска из четырех вкладок доступна для предъявления детям с двухлетнего возраста. Наиболее распространенный вариант доски Сегена (из 10 вкладок) предъявляется детям старше трех лет. Сложность заключается в том, что некоторые пазы могут быть заполнены лишь комбинацией нескольких вкладок.

Методика проведения опыта: экспериментатор показывает ребенку доску с уложенными вкладками, затем высыпает их и жестами предлагает вернуть их на место.

Трудности при выполнении заданий указывают на недостатки зрительного восприятия и недостаточный уровень сформированности наглядно-действенного мышления.

Анализ результатов:

Для детей 3,5—4-х лет:

Испытуемые выполняют задания, используя метод примерки: подносят фигурки к прорезям и сравнивают их, ищут сходство, прилаживают их друг к другу и в итоге совмещают правильно.

Для детей 5 лет:

Дети используют только способы зрительной оценки сходства фигур, быстро их совмещают.

Для детей 6— 7лет

существует временной норматив при безошибочном выполнении всех 5-ти заданий. Это 5 минут 12 секунд — суммарное время выполнения всех заданий. Дети указанного возраста не должны выполнять задание методом проб и ошибок.

 

Методика «Нелепицы»

Цель: оценка образно-логического мышления ребенка. При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления ребенка об окружающем мире, о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Стимульный материал: картинки с нелепым содержанием в 2 вариантах:

а) бытовые ситуации;  

б) природные явления.

Краткое описание: вначале ребенку показывают первую картинку, в ней имеется несколько довольно нелепых ситуаций на бытовую тему.

Инструкция: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-то тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

Проведение обследования: Ребёнку показывается картинка. Сначала ребёнок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как должно быть на самом деле. Время показа картинки и выполнения задания – 3 минуты. За это время ребёнок должен показать и назвать как можно больше нелепиц.

Обработка результатов:

· 10 баллов (очень высокий уровень развития) – если за отведённое время ребёнок заметил все нелепицы, успел удовлетворительно объяснить, что не так и как должно быть.

· 8 – 9 баллов (высокий уровень развития) – ребёнок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от 1 до 3 не сумел до конца объяснить или сказать, как должно быть.

· 6 – 7 баллов (норма) – ребёнок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но 3 – 4 из них не успел до конца объяснить.

· 4 – 5 баллов (средний уровень развития) – заметил все нелепицы, не успел объяснить 5 – 7 нелепиц.

· 2 – 3 балла (низкий уровень развития) – не успел заметить 1 – 4 имеющиеся на картинке нелепиц, до объяснения дело не дошло.

· 0 – 1 балл (очень низкий уровень развития) – за отведённое время ребёнок успел обнаружить меньше 4 из имеющихся нелепиц.

 

 

1.5. Диагностика эмоционально-волевой сферы

Методика «Два дома»

Цель методики:  определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, выявление скрытых конфликтов, травмирующих для ребенка ситуаций.

Оборудование: Лист бумаги, на котором нарисованы два дома. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, черного цвета.

Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».

Обработка и интерпретация результатов:

Результаты этой методики интерпретируются «впрямую», без символической дешифровки. Учитываются и количественные показатели (сколько людей ребенок охотно вселяет в свой дом), и, главное, показатели качественные. Очень важно, куда поселит ребенок родителей (поэтому методику «Два дома» лучше проводить не в их присутствии), младшего брата или сестру, воспитателей, попадут ли в число новоселов другие сверстники.

В практических тетрадях отмечаются фамилия, имя, возраст ребенка, дата проведения задания, а также наиболее яркие реакции, высказывания ребенка. Материал задания прилагается.

На основе проведенного анализа формируется вывод об общих выявленных в ходе задания особенностях общения детей (по каждому ребенку отдельно)

Стимульный материал: картинки с изображением домиков

 

 

Методика «Кактус»

Цель: выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление

наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Материал: бумага (формат А4), карандаш.

Описание методики: При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А 4 и простой карандаш.

Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!» Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершениирисования с ребенком проводится беседа.

Интерпретация результатов:

Агрессия - наличие иголок, иголки длинные, сильно торчат и близко

расположены

Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим

Эгоцентризм - крупный рисунок, в центре листа

Зависимость, неуверенность - маленькие рисунок внизу листа

Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков,

необычность форм

Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри

кактуса

Оптимизм - использование ярких цветов

Тревога - использование темных цветов, внутренней штриховки, прерывистые линии

Женственность - наличие украшения, цветов, мягких линий, форм

Экстровертированность - наличие других кактусов, цветов

Интровертированность - изображен только один кактус

Стремление к домашней защите - наличие цветочного горшка

Стремление к одиночеству - изображен дикорастущий кактус

 

Методика «Паровозик»

Цель: Определение позитивного(ППС) и негативного (НПС) психического

состояния ребенка.

Стимульный материал: Белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый,синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Паровозики беспорядочноразмещаются на белом фоне.

Инструкция: «Рассмотри все вагончики. Надо построить необычный поезд. Первымпоставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери изоставшихся самый красивый, и т.д.»Фиксируется позиция цвета вагончиков, высказывания ребенка.

Интерпретация результатов:

· 1 балл присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый – на третью; красный, желтый, зеленый – на шестую.

 

· 2 балла присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый – на вторую; красный, желтый, зеленый – на седьмую, синий – на восьмую.

· 3 балла присваивается, если черный, серый или коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий – на седьмую; красный, желтый, зеленый – на восьмую позицию.

 

1.6.  Диагностика межличностных отношений

Методика "Незаконченный рассказ"

Цель: изучение стремления дошкольников к проявлению гуманных отношений.

Материал: 7 незаконченных рассказов

Инструкция: "Я расскажу тебе рассказы, а ты, послушав их, ответишь на вопросы".

Описание: Детям предлагается закончить несколько ситуаций:

1. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй, или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила… Что ответила Маша? Почему?

2. Петя принес в детский сад свою новую игрушку – самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя… Что сделал Петя? Почему?

3. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера… Что сделала Вера? Почему?

4. Таня и Оля играли в «дочки-матери». К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть». «Мы тебя не возьмем, ты еще маленький», - ответила Оля. А Таня сказала… Что сказала Таня? Почему?

5. Коля играл в «лошадки». Он бегал и кричал: «Но, но, но!» В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста. Света никак не может заснуть». Коля ей ответил… Что ответил Коля? Почему?

6. Таня и Миша рисовали. К ним подошел воспитатель и сказал: «Молодец, Таня! Твой рисунок получился очень хорошим». Миша тоже посмотрел на Танин рисунок и сказал… Что сказал Миша? Почему?

7. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша… Что сделал Саша? Почему?

Интерпретация результатов:

1. Высокий

Оказание помощи: Помощь оказывают во вех случаях по собственному желанию. Мотивируют свое поведение добрым отношением к своим сверстникам, чувством товарищества.

Отношение к сверстникам: Доброжелательное отношение к сверстникам. Пытаются объяснить, в чем прав или не прав товарищ. Вежливо обращаются друг к другу; всегда готовы уступить товарищу. Мотивируют свое поведение.

Забота о животных: Проявляют заботу и чуткость во всех случаях по собственному желанию. Мотивируют свое поведение.

Реакция на успех и неудачу других: Признают удачу других, радуются за товарищей. В случае неудачи поддерживают друг друга, проявляют сочувствие. Могут мотивировать свое поведение.

Реакция на эмоциональное состояние других: Умеют определять эмоциональное состояние своих сверстников, знакомых, родственников, сопереживают или сорадуются. Мотивируют свое поведение.

Выше среднего

Оказание помощи: Помощь оказывают во всех случаях по собственному желанию, но не мотивируют свое поведение.

Отношение к сверстникам: Доброжелательное отношение к сверстникам. Пытаются объяснить, в чем прав или не прав товарищ. Вежливо обращаются друг к другу.

Забота о животных: Проявляют заботу и чуткость, но не всегда мотивируют свое поведение.

Реакция на успех и неудачу других: Признают удачу других, радуются за товарищей, в случае неудачи поддерживают друг друга, проявляют сочувствие, но не мотивируют свое поведение.

Реакция на эмоциональное состояние других: Умеют определять эмоциональное состояние своих сверстников, знакомых, родственников, сопереживают или сорадуются в зависимости от ситуации, но не мотивируют свое поведение.

Средний

Оказание помощи: Помощь оказывают во всех случаях, иногда прибегают к помощи взрослых.

Отношение к сверстникам: К сверстникам относятся неоднозначно, в зависимости от ситуации. Проявляют чувство жадности.

Забота о животных: Проявляют заботу о животных во всех случаях, но иногда стараются возложить ответственность за животных на других (родителей, друзей, ветеринаров).

Реакция на успех и неудачу других: Проявляют заботу без особой радости, потому, что «так надо».

Реакция на эмоциональное состояние других: Различают эмоциональное состояние других людей в зависимости от ситуации, если это выгодно для субъекта. Иногда переживают за товарищей.

Низкий

Оказание помощи: Не осознает необходимости оказания помощи, все делает ради себя.

Отношение к сверстникам: Недоброжелательное, злое отношение к сверстникам.

Забота о животных: Отсутствует проявление заботы. Проявляют чувство жадности.

Реакция на успех и неудачу других: Не могут смириться с тем, что кто-то лучше них; ставят себя на первое место.

Реакция на эмоциональное состояние других: Не обращают внимания на эмоциональное состояние окружающих. Не способны радоваться и переживать за других.

Методика «Мозаика»

Цель: изучение межличностных отношений дошкольников

Описание: В игре участвуют двое детей. Сначала одному из детей предлагается на своем поле выложить домик, а другому - наблюдать за действиями партнера. Здесь важно отметить интенсивность и активность внимания наблюдающего ребенка, его включенность и интерес к действиям сверстника. В процессе выполнения ребенком задания взрослый сначала порицает действия ребенка, а затем поощряет их.

Во второй части проблемной ситуации детям предлагается наперегонки выложить на своем поле солнышко. При этом элементы разного цвета распределены не поровну: в коробочке одного ребенка преимущественно лежат желтые детали, а в коробочке другого - синие. Приступив к работе, один из детей вскоре замечает, что в его коробочке недостаточно желтых элементов. После того как оба солнышка готовы, взрослый просит сделать над солнышком небо. На этот раз необходимых элементов не оказывается в коробочке другого ребенка. Способность и желание ребенка помочь другому и отдать свою деталь, даже если она нужна ему самому, реакция на просьбы сверстников служат показателями сопереживания.

Оборудование: поле для выкладывания мозаики и коробка с цветными элементами

Обработка данных и анализ результатов:

1. Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника. Интерес к сверстнику, обостренная чувствительность к тому, что он делает, может свидетельствовать о внутренней причастности к нему. Безразличие и равнодушие, напротив, говорят о том, что сверстник является для ребенка внешним, отделенным от него существом.

0 - полное отсутствие интереса к действиям сверстника (не обращает внимания, смотрит по сторонам, занимается своими делами, заговаривает с экспериментатором);

1 - беглые заинтересованные взгляды в сторону сверстника;

2 - периодическое пристальное наблюдение за действиями сверстника, отдельные вопросы или комментарии к действиям сверстника;

3 - пристальное наблюдение и активное вмешательство в действия сверстника.

2. Характер участия в действиях сверстникам.

0 - нет оценок;

1 - негативные оценки (ругает, насмехается);

2 - демонстративные оценки (сравнивает с собой, говорит о себе);

3 - позитивные оценки (одобряет, дает советы, подсказывает, помогает).

 

3. Характер и степень выраженности сопереживания сверстнику

0 - индифферентная - заключается в безразличии как к положительным, так и к отрицательным оценкам партнера, что отражает общую индифферентную позицию по отношению к партнеру и его действиям;

1 - неадекватная реакция - безусловная поддержка порицания взрослого и протест в ответ на его поощрение. Ребенок охотно принимает критику взрослого в адрес сверстника, чувствуя свое превосходство перед ним, а успехи сверстника переживает как свое поражение;

2 - частично адекватная реакция - согласие как с положительными, так и с отрицательными оценками взрослого. По-видимому, этот вариант реакции отражает скорее отношение ребенка к взрослому и его авторитету и попытку объективной оценки результата действий партнера;

3 - адекватная реакция - радостное принятие положительной оценки и несогласие с отрицательной оценкой. Здесь ребенок как бы стремится защитить сверстника от несправедливой критики и подчеркнуть его достоинства. Этот вариант реакции отражает способность к сопереживанию и сорадованию.

4. Характер и степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации.

 Если ребенок совершает альтруистический поступок легко, естественно, без малейших колебаний, можно говорить о том, что такие действия отражают внутренний, личностный слой отношений. Колебания, паузы, оттягивание времени могут свидетельствовать о моральном самопринуждении и подчиненности альтруистических действий другим мотивам.

0  - отказ - ребенок не поддается ни на какие уговоры и не уступает партнеру своих деталей. За этим отказом, по-видимому, стоит эгоистическая направленность ребенка, его концентрация на себе и на успешном выполнении порученного задания;

1 - провокационная помощь - наблюдается в тех случаях, когда дети неохотно, под давлением сверстника уступают свои детали. При этом они дают партнеру один элемент мозаики, явно ожидая благодарности и подчеркивая свою помощь, заведомо понимая, что одного элемента недостаточно, и провоцируя тем самым следующую просьбу сверстника;

2 - прагматическая помощь - в этом случае дети не отказываются помочь сверстнику, но только после того, как выполнят задание сами. Такое поведение имеет явную прагматическую ориентацию: поскольку ситуация содержит соревновательный момент, они стремятся прежде всего выиграть это соревнование и лишь при условии собственной победы помочь сверстнику;

3 - безусловная помощь - не предполагает никаких требований и условий: ребенок предоставляет другому возможность пользоваться всеми своими элементами. В некоторых случаях это происходит по просьбе сверстника, в некоторых - по собственной инициативе ребенка. Здесь другой ребенок выступает не столько как соперник и конкурент, сколько как партнер.

Методика «Какой Я?»

Цель: Эта методика предназначается для определения самооценки ребёнка-дошкольника.

Описание: Экспериментатор, пользуясь протоколом спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по 10 различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.

Оценка результатов:

Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы типа «иногда» оцениваются в 0,5 балла.

Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личност

Выводы об уровне развития



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.87 (0.206 с.)