Особенности технического рисунка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности технического рисунка



Л. Н. ФИЛОНОВА

ОБЪЕМНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Учебное пособие

 

КУРГАН 2019

УДК 744. 62 (075.8)

ББК 30. 117 я 73

Ф 55

 

Р е ц е н з е н т ы

зав.кафедрой архитектуры и графики ФГБОУ ВПО «Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т.С. Мальцева», кандидат архитектуры, доцент В. Л. Пунгин;

доцент Курганского института железнодорожного транспорта – филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет путей сообщения» в г. Кургане (КИЖТ УрГУПС), кандидат технических наук А. К. Остапчук.       

 

Печатается по решению методического совета Курганского государственного университета.

 

     Филонова Л. Н. Объемные изображения: учебное пособие / Л.Н. Филонова. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2019. – 100 с.

 

В учебном пособии изложен основной теоретический материал по выполнению наглядных изображений. В содержание учебного пособия включены основные темы, изучаемые согласно рабочим программам дисциплин «Технический рисунок», «Перспектива», «Инженерная графика», а также даются рекомендации по выполнению практических заданий, приведены примеры графических работ студентов.

Предназначено для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 54.03.01– «Дизайн (Графический дизайн)», 44.03.04 «Профессиональное обучение (Декоративно-прикладное искусство и дизайн)», 44.03.05 «Педагогическое образование (Технология и экономика)».

 

Рис. – 103, библиограф. – 9 назв.

 

 

ISBN УДК 744. 62 (075.8)
  ББК 30. 117 я 73

 

 

© Курганский государственный университет, 2019  
© Филонова Л.Н., 2019

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие…………………………………………………………. 4
Материалы и принадлежности……………………………………... 5
Глава 1 Технический рисунок предмета………...…………………. 7
1.1 Особенности технического рисунка...……………………... 7
1.2 Рисование плоских фигур…………………………………… 10
1.3 Виды аксонометрических проекций………………………... 14
1.4 Рисование правильных многоугольников в аксонометрических проекциях………………..……………………………………...   17
1.5 Рисование аксонометрических проекций окружности…….. 25
1.6 Рисование геометрических тел и их комбинаций…………... 27
1.7 Нанесение светотени на поверхность предмета …………… 35
1.8 Анализ геометрической формы предмета………………… 44
1.9 Последовательность выполнения технического рисунка детали…………………………………………………………………   46
1.10 Выполнение выреза ¼ части детали………………………... 49
Глава 2. Изображения предметов на основе перспективы……….. 52
2.1 Основные элементы проекционного аппарата……………… 52
2.2 Построение перспективы плоской фигуры…………………. 53
2.3 Построение перспективы объемной фигуры………………... 60
2.4 Построение падающих теней в перспективе при солнечном и искусственном освещении……………………………………...   66
2.5 Перспективные масштабы……………………………………. 71
2.6 Построение перспективы объекта методом сеток………….. 76
Список литературы………………………………………………….. 86
Приложения………………………………………………………….. 87

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Пособие адресовано обучающимся по направлениям подготовки 54.03.01–«Дизайн (Графический дизайн)», 44.03.04 «Профессиональное обучение (Декоративно-прикладное искусство и дизайн)», 44.03.05 «Педагогическое образование (Технология и экономика)» с целью углубления знаний в области аксонометрических проекций и перспективы (наглядного изображения предметов), развития пространственного представления, приобретения навыков технического рисования, развития глазомера, твердости руки.

В содержание учебного пособия включены основные темы, изучаемые согласно рабочим программам дисциплин «Технический рисунок», «Перспектива», «Инженерная графика».

Данные дисциплины позволяют формировать графическую культуру будущих дизайнеров и педагогов, повышают их профессиональное мастерство, что необходимо для активной педагогической и творческой деятельности. Кроме того, выполнение объемных изображений развивает образное мышление и пространственное представление студентов на основе приёмов анализа конструктивных особенностей формы предметов.

Первая глава посвящена приемам выполнения объемного изображения предмета на основе технического рисунка, рассмотрены правила и этапы построения плоских и объемных изображений, нанесения светотени на поверхность предмета.

Во второй главе рассматриваются общие понятия перспективы, способы построения перспективных изображений, общие сведения о теории теней.

После изучения ключевых тем вниманию студентов предлагаются вопросы для самоконтроля знаний, а в приложении содержатся задания для самостоятельного решения и примеры выполнения графических работ студентов.

Материалы и принадлежности

Для технических рисунков применяют чертежную бумагу обычного качества. Бумага глянцевая (меловая) для этой цели непригодна.

Рисунки выполняют на листах формата А4 (297х210). Во время рисования бумагу держат в одном положении, прикрепив ее кнопками к чертежной доске (мольберту). Для рисунков применяют мягкие графитные карандаши: М, 2М, 3М или В, 2В, 3В. Оттачивают карандаши на длину 20–25 мм в виде конуса. Пишущий стержень должен выступать из деревянной оправки на 6–8 мм (рисунок 1 а). Во время выполнения работы стержень карандаша быстро стачивается. Для того чтобы придать грифелю нужную форму, необходимо иметь под рукой кусок мелкозернистой наждачной бумаги, наклеенный на картон (рисунок 1 б).

 

а б
                          в

а – затачивание карандаша; б – мелкозернистая наждачная бумага;

в – щиток

Рисунок 1 – Инструменты для выполнения технического рисунка

Вспомогательные карандашные линии удаляют мягким ластиком. Пользоваться им следует как можно реже, желательно заканчивая работу над рисунком.

Чтобы удалить ластиком ненужную линию и не повредить соседние, применяют щиток из тонкой прозрачной пластинки с прорезями различных форм и размеров (рисунок 1 в). Щиток накладывают на рисунок так, чтобы ненужная линия находилась под прорезью, а затем удаляют ее ластиком.

Плоскость листа бумаги должна быть освещена так, чтобы на нее не падала тень от руки или каких-либо предметов.

 

 

ГЛАВА 1 ТЕХНИЧЕСКИЙ РИСУНОК ПРЕДМЕТА

Подготовительные упражнения

Начинающий рисовать должен приучать руку к свободным движениям во всех направлениях. Для развития ловкости и уверенности в руке карандаш необходимо держать свободно и уверенно и, по возможности, дальше от графита средним, указательным и большим пальцами. Линию надо проводить сразу, т. е. непрерывно одним движением, не отрывая карандаша от бумаги.

Для развития глазомера и приобретения первоначальных навыков в рисовании от руки рекомендуется выполнить следующие упражнения:

1 Проведение параллельных горизонтальных, вертикальных и наклонных линий (рисунок 2 а).

2 Деление отрезков прямых линий на равные части (рисунок 2 б).

3 Построение квадрата и прямоугольника (рисунок 2 в).

4 Построение углов (рисунок 3).

 

а б

в

а – рисование параллельных линий; б – деление отрезков на равные части;

в – рисование квадрата и прямоугольника

Рисунок 2 – Первоначальные упражнения

 

Построение угла начинают в такой последовательности. Сначала проводят горизонтальную и вертикальную прямые. Затем для построения угла 30º на горизонтальной прямой откладывают пять единичных отрезков, проводят вертикальную линию и на ней откладывают три единичных отрезка. Полученную точку на вертикальной прямой соединяют с точкой пересечения вертикальной и горизонтальной прямых. Для построения угла, градусная мера которого равна 41°, необходимо на горизонтальной прямой отложить восемь единичных отрезков, а на вертикальной прямой – семь единичных отрезков. Чтобы нарисовать угол, градусная мера которого равна 7°, нужно на горизонтальной прямой отложить восемь единичных отрезков, а на вертикальной – один такой отрезок. 

Рисунок 3 – Построение углов

Рисование плоских фигур

Для того чтобы перейти к рисованию геометрических тел, необходимо рассмотреть построение геометрических фигур на плоскости.

Построим правильный треугольник. Треугольник называется правильным, если все его стороны равны, а углы при вершинах составляют 60°. Для построения правильного треугольника необходимо провести горизонтальную и вертикальную прямые (рисунок 4), точку пересечения прямых обозначим О.

Рисунок 4 – Первый этап построения правильного треугольника

 

Затем выбираем длину единичного отрезка и откладываем на горизонтальной прямой от точки О три отрезка вправо и влево. На вертикальной прямой нужно отложить пять единичных отрезков (рисунок 5).

Рисунок 5 – Второй этап построения правильного треугольника

Соединим построенные точки, получим правильный треугольник (рисунок 6).

Рисунок 6 – Заключительный этап построения правильного

треугольника

 

Построим правильный шестиугольник. Для этого сначала проведем горизонтальную и вертикальную прямые, точку пересечения линий обозначим О. Затем на данных прямых отложим от точки О единичные отрезки, на которых построим квадрат (рисунок 7).

Рисунок 7 – Первый этап построения правильного шестиугольника

 

Теперь горизонтальные отрезки поделим пополам и проведем через полученные точки вертикальные прямые, как показано на рисунке 8 а. Отрезки, находящиеся на вертикальной прямой, поделим последовательно три раза пополам, причем каждый раз пополам нужно делить верхнюю часть нового отрезка (рисунок 8 б). Последнюю точку обозначим А. Проведем через нее горизонтальную прямую до пересечения с вертикальными линиями, точки пересечения обозначим 1 и 2. Получили две вершины правильного шестиугольника. Симметрично относительно горизонтальной прямой будут находиться еще две вершины шестиугольника. Чтобы найти их положение, нужно зрительно измерить длину отрезка АК и отложить ее от точки L на вертикальной прямой. Получим точку В (рисунок 9 а). Проведем через точку В горизонтальную прямую до пересечения с вертикальными линиями построим точки 3 и 4 (рисунок 9 б). Пятая и шестая вершины шестиугольника находятся в точках пересечения сторон квадрата с горизонтальной прямой. Соединим построенные точки, получим изображение правильного шестиугольника.

а б

а – второй этап построения шестиугольника; б – построение точки А

Рисунок 8 – Этапы построения шестиугольника

 

а б

 

 а – построение вершин шестиугольника; б – результат построений

Рисунок 9 – Этапы построения шестиугольника

 

Рассмотрим построение окружности. Окружность можно построить способом вписывания ее в квадрат при помощи восьми точек. Построение начинаем с проведения горизонтальной и вертикальных прямых, точку их пересечения обозначим О. Затем на данных прямых отложим от точки О единичные отрезки, на которых построим квадрат (рисунок 7). Проведем в квадрате диагонали. Обозначим характерные точки (они нужны для построения окружности). Так, левая верхняя точка квадрата – точка А, а точки пересечения горизонтальной и вертикальной прямых со сторонами квадрата – точки В и С, соответственно (рисунок 10 а). Затем отрезок АВ разделим пополам, получим точку 1, а отрезок АС –  сначала пополам, отметим точку D, а затем отрезок DC тоже разделим пополам, отметим точку 2 (рисунок 10 б). Соединим точки 1 и 2, найдем пересечение отрезка 12 с диагональю квадрата, получим точку 3 (рисунок 11 а). Чтобы построить еще три точки на диагоналях квадрата, нужно через точку 3 провести прямые параллельные сторонам квадрата до пересечения с диагоналями, получим четыре точки (рисунок 11 б). Еще четыре точки находятся в точках пересечения горизонтальной и вертикальной прямых со сторонами квадрата. Соединим построенные точки, получим изображение окружности (рисунок 12).

а б

а – построение точек А, В, С; б – построение точек 1 и 2

Рисунок 10 – Этапы построения окружности

 

а б

а – построение точки D; б – нахождение характерных точек

окружности на диагоналях квадрата

Рисунок 11 – Этапы построения окружности

               

Рисунок 12 – Заключительный этап построения окружности

Штриховка

Способ оттенения штриховкой является самым простым и распространенным.

Шрафировка

 

Шрафировка – это штриховка сеткой, или двойная штриховка. На многогранниках и поверхностях вращения шрафировку наносят в форме предмета аналогично штриховке. Оттенение способом шрафировки требует от рисующего аккуратности, внимательности и точности исполнения.

 

 

Оттенение многогранников шрафировкой выполняют сначала штрихами, параллельными осям х и у (рисунок 48 а). Потом рисуют вертикальные штрихи, а затем штрихи обводят более ярко с постепенным переходом к светлым местам предмета (рисунок 48 б). Наклонные плоскости заштриховывают прямыми, параллельными наклону плоскости.

а б

а – проведение штрихов, параллельных осям х и y; б – нанесение вертикальных штрихов для получения эффекта шрафировки

 

Рисунок 48 – Оттенение шрафировкой

 

На цилиндре и конусе шрафировкой выполняют сначала горизонтальными штрихами в виде эллипсов, касательных к образующим (рисунок 49 а, б), затем проводят вертикальные и наклонные штрихи.

Для оттенения шрафировкой сферической поверхности сначала наносят наклонную штриховку в виде меридианов шара, касательных к очерковой окружности (рисунок 50 б). Затем рисуют горизонтальные штрихи – параллели (рисунок 50 а). Горизонтальные штрихи наносят по тому же принципу, что и наклонные. Разница заключается лишь в том, что для нанесения горизонтальных штрихов необходимо делить не наклонный, а вертикальный диаметр шара (рисунок 50 а). Промежуточные эллипсы прорисовывают на глаз между основными.

 

 

а
б

а –нанесение светотени на поверхность цилиндра; б – нанесение светотени на поверхность конуса

Рисунок 49 – Оттенение шрафировкой цилиндра и конуса

 

а б

а – рисование горизонтальных штрихов – параллелей;

б – рисование наклонных штрихов – меридианов

 

Рисунок 50 – Оттенение шрафировкой шара

Оттенения шара шрафировкой наиболее сложно, поэтому рисуют все штрихи, как наклонные, так и горизонтальные, тонкими линиями. Затем определяют все элементы светотени и, начиная с самого темного места, рисуют яркие штрихи с постепенным ослаблением их в светлых местах.

 

Оттенение точками

Выявление объема предмета способом нанесения точек основывается на том, что светотень наносят не штрихами, а точками. Схема распределения светотени на предметах при этом такая же, как и для других способов оттенения. В теневой части предмета точки располагают близко друг к другу, в слабоосвещенных местах – реже, на освещенной поверхности – совсем редко. Примеры оттенения точками различных поверхностей показаны на рисунках 51, 52.

Рисунок 51 – Оттенение точками многогранных поверхностей

 

Рисунок 52 – Оттенение точками поверхностей вращения

Вопросы для самоконтроля

1 Что понимают под техническим рисованием?

2 Для чего предназначен технический рисунок?

3 Что называется техническим рисунком?

4 Какие приемы применяют для деления отрезка прямой и углов на равные части?

5 Как выполняют рисунок окружности?

6 В какой последовательности выполняют технические рисунки многогранников?

7 В какой последовательности выполняют технические рисунки тел вращения?

8 Что называется светотенью?

9 Перечислите элементы светотени.

10 Какие способы нанесения оттенений на технические рисунки Вы знаете?

 

 

Список литературы

 

1 Балягин, С. Н. Черчение: справочное пособие / С. Н. Балягин. – 4-е изд., доп. – Москва: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство «Астрель», 2002. – 424 с.

2 Винокурова, Г. Ф. Наглядные изображения: учебное пособие / Г. Ф. Винокурова, О. К. Кононова. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2007. – 119 с.

3 Вышнепольский, И. С. Техническое черчение: учебник для профильных учебных заведений / И. С. Вышнепольский. – Москва: Высшая школа, 2003.

4 Георгиевский, О. В. Техническое рисование и художественно-графическое оформление архитектурных чертежей: учебное пособие для архитектурных и строительных высших и средних уч.заведений / О. В. Георгиевский. – Москва:  ООО «Издательство АСТ», 2005. – 63 с.

5 Макарова, М. Н. Перспектива: учебник для студентов высших учебных заведений / М. Н. Макарова. – Москва: Изд-во Академический проект, 2002. – 191 с.

6 Натанзон, М. Я. Аксонометрические проекции и технический рисунок: методическое руководство / М. Я. Натанзон. – Куйбышев: Изд-во КПтИ, 1983.

7 Пугачев, А. С. Техническое рисование / А.С. Пугачев. – Ленинград: Судостроение, 1968.

8 Соловьев, А.С. Перспектива: учеб. пособие для худож.-граф. отд-ний пед. уч-щ / А.С. Соловьев. – Москва: Просвещение, 1981.

9 Степанова, А.П. Перспектива: учебно-метод. пособие для вузов / А.П. Степанова, М.С. Корж. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Задание для построения геометрических тел в одном из видов аксонометрических проекций

Вар.

Прямоугольная изометрия

Фронтальная диметрия

фигура основание оси фигура основание оси

1

Многогранник пирамида правильный шестиугольник х;у призма правильный треугольник у;z
Поверхность вращения цилиндр окружность х;z конус окружность х;у

2

Многогранник призма правильный треугольник х;у пирамида правильный шестиугольник у;z
Поверхность вращения конус окружность х;z цилиндр окружность х;у

3

Многогранник пирамида правильный шестиугольник y;z призма правильный треугольник х;у
Поверхность вращения цилиндр окружность х;у конус окружность x;z

4

Многогранник призма правильный треугольник y;z пирамида правильный шестиугольник х;у
Поверхность вращения конус окружность х;у цилиндр окружность x;z

5

Многогранник пирамида правильный шестиугольник x;z призма правильный треугольник х;у
Поверхность вращения цилиндр окружность у;z конус окружность х;у

6

Многогранник призма правильный треугольник x;z пирамида правильный шестиугольник у;z
Поверхность вращения конус окружность у;z цилиндр окружность х;у

7

Многогранник пирамида правильный треугольник x;y призма правильный шестиугольник у;z
Поверхность вращения цилиндр окружность x;z конус окружность у;z

 

Пример выполнения задания показан на рисунках А.1, А.2.

Рисунок А.1 – Пример выполнения графического задания

в прямоугольной изометрии

 

Рисунок А.2 – Пример выполнения графического задания

во фронтальной диметрической проекции

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Примеры графических работ студентов по теме

«Технический рисунок группы геометрических тел»

 

 

Продолжение приложения Б

 

 

Продолжение приложения Б

 

 

Продолжение приложения Б

 

 

 

 

Окончание приложения Б

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Примеры графических работ студентов по теме

«Технический рисунок модели с натуры»

 

 

Продолжение приложения В

 

 

 

 

Продолжение приложения В

 

 

 

Окончание приложения В

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Примеры графических работ студентов по теме

«Технический рисунок шара с вырезом»

 

 

 

 

Учебное издание

 

 

Филонова Людмила Николаевна

 

Объемные изображения

Учебное пособие

 

                                             Редактор Н.М. Быкова

 

 


Подписано в печать Печать цифровая Заказ Формат 60х841/16 Усл. печ.л. Тираж Бумага 65 г/м2 Уч.-изд.л.  

 

 


Библиотечно-издательский центр КГУ.

640020, г. Курган, ул. Советская, 63/4.

Курганский государственный университет.

 

     

Л. Н. ФИЛОНОВА

ОБЪЕМНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Учебное пособие

 

КУРГАН 2019

УДК 744. 62 (075.8)

ББК 30. 117 я 73

Ф 55

 

Р е ц е н з е н т ы

зав.кафедрой архитектуры и графики ФГБОУ ВПО «Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т.С. Мальцева», кандидат архитектуры, доцент В. Л. Пунгин;

доцент Курганского института железнодорожного транспорта – филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет путей сообщения» в г. Кургане (КИЖТ УрГУПС), кандидат технических наук А. К. Остапчук.       

 

Печатается по решению методического совета Курганского государственного университета.

 

     Филонова Л. Н. Объемные изображения: учебное пособие / Л.Н. Филонова. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2019. – 100 с.

 

В учебном пособии изложен основной теоретический материал по выполнению наглядных изображений. В содержание учебного пособия включены основные темы, изучаемые согласно рабочим программам дисциплин «Технический рисунок», «Перспектива», «Инженерная графика», а также даются рекомендации по выполнению практических заданий, приведены примеры графических работ студентов.

Предназначено для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 54.03.01– «Дизайн (Графический дизайн)», 44.03.04 «Профессиональное обучение (Декоративно-прикладное искусство и дизайн)», 44.03.05 «Педагогическое образование (Технология и экономика)».

 

Рис. – 103, библиограф. – 9 назв.

 

 

ISBN УДК 744. 62 (075.8)
  ББК 30. 117 я 73

 

 

© Курганский государственный университет, 2019  
© Филонова Л.Н., 2019

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие…………………………………………………………. 4
Материалы и принадлежности……………………………………... 5
Глава 1 Технический рисунок предмета………...…………………. 7
1.1 Особенности технического рисунка...……………………... 7
1.2 Рисование плоских фигур…………………………………… 10
1.3 Виды аксонометрических проекций………………………... 14
1.4 Рисование правильных многоугольников в аксонометрических проекциях………………..……………………………………...   17
1.5 Рисование аксонометрических проекций окружности…….. 25
1.6 Рисование геометрических тел и их комбинаций…………... 27
1.7 Нанесение светотени на поверхность предмета …………… 35
1.8 Анализ геометрической формы предмета………………… 44
1.9 Последовательность выполнения технического рисунка детали…………………………………………………………………   46
1.10 Выполнение выреза ¼ части детали………………………... 49
Глава 2. Изображения предметов на основе перспективы……….. 52
2.1 Основные элементы проекционного аппарата……………… 52
2.2 Построение перспективы плоской фигуры…………………. 53
2.3 Построение перспективы объемной фигуры………………... 60
2.4 Построение падающих теней в перспективе при солнечном и искусственном освещении……………………………………...   66
2.5 Перспективные масштабы……………………………………. 71
2.6 Построение перспективы объекта методом сеток………….. 76
Список литературы………………………………………………….. 86
Приложения………………………………………………………….. 87

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Пособие адресовано обучающимся по направлениям подготовки 54.03.01–«Дизайн (Графический дизайн)», 44.03.04 «Профессиональное обучение (Декоративно-прикладное искусство и дизайн)», 44.03.05 «Педагогическое образование (Технология и экономика)» с целью углубления знаний в области аксонометрических проекций и перспективы (наглядного изображения предметов), развития пространственного представления, приобретения навыков технического рисования, развития глазомера, твердости руки.

В содержание учебного пособия включены основные темы, изучаемые согласно рабочим программам дисциплин «Технический рисунок», «Перспектива», «Инженерная графика».

Данные дисциплины позволяют формировать графическую культуру будущих дизайнеров и педагогов, повышают их профессиональное мастерство, что необходимо для активной педагогической и творческой деятельности. Кроме того, выполнение объемных изображений развивает образное мышление и пространственное представление студентов на основе приёмов анализа конструктивных особенностей формы предметов.

Первая глава посвящена приемам выполнения объемного изображения предмета на основе технического рисунка, рассмотрены правила и этапы построения плоских и объемных изображений, нанесения светотени на поверхность предмета.

Во второй главе рассматриваются общие понятия перспективы, способы построения перспективных изображений, общие сведения о теории теней.

После изучения ключевых тем вниманию студентов предлагаются вопросы для самоконтроля знаний, а в приложении содержатся задания для самостоятельного решения и примеры выполнения графических работ студентов.

Материалы и принадлежности

Для технических рисунков применяют чертежную бумагу обычного качества. Бумага глянцевая (меловая) для этой цели непригодна.

Рисунки выполняют на листах формата А4 (297х210). Во время рисования бумагу держат в одном положении, прикрепив ее кнопками к чертежной доске (мольберту). Для рисунков применяют мягкие графитные карандаши: М, 2М, 3М или В, 2В, 3В. Оттачивают карандаши на длину 20–25 мм в виде конуса. Пишущий стержень должен выступать из деревянной оправки на 6–8 мм (рисунок 1 а). Во время выполнения работы стержень карандаша быстро стачивается. Для того чтобы придать грифелю нужную форму, необходимо иметь под рукой кусок мелкозернистой наждачной бумаги, наклеенный на картон (рисунок 1 б).

 

а б
                          в

а – затачивание карандаша; б – мелкозернистая наждачная бумага;

в – щиток

Рисунок 1 – Инструменты для выполнения технического рисунка

Вспомогательные карандашные линии удаляют мягким ластиком. Пользоваться им следует как можно реже, желательно заканчивая работу над рисунком.

Чтобы удалить ластиком ненужную линию и не повредить соседние, применяют щиток из тонкой прозрачной пластинки с прорезями различных форм и размеров (рисунок 1 в). Щиток накладывают на рисунок так, чтобы ненужная линия находилась под прорезью, а затем удаляют ее ластиком.

Плоскость листа бумаги должна быть освещена так, чтобы на нее не падала тень от руки или каких-либо предметов.

 

 

ГЛАВА 1 ТЕХНИЧЕСКИЙ РИСУНОК ПРЕДМЕТА

Особенности технического рисунка

Под техническим рисованием понимают способ наглядного изображения предметов на глаз от руки, без применения чертежных инструментов. Технический рисунок – наглядное изображение предмета (объекта), выполненное от руки в глазомерном масштабе, в котором раскрыты технические особенности, правильно переданы конструктивная форма и пропорциональные соотношения.

Часто бывает необходимо пояснить рисунком формообразование предмета или его конструкцию. Это значит, что дизайнер, конструктор должны уметь выразить свою мысль техническим рисунком. Решение задач по проектированию и конструированию значительно упрощается при предварительном выполнении эскизов, технических или перспективных рисунков.

Несколько таких предварительно выполненных изображений позволяют выбрать лучший вариант будущей формы или конструкции предмета. В таких случаях эскизы и рисунки являются первичной формой изображения предмета, а чертеж – вторичной и окончательной. Рисунки уступают чертежу в точности, но превосходят его в наглядности.

В зависимости от характера объекта и поставленной задачи технический рисунок выполняют по правилам аксонометрических проекций, по законам линейной перспективы или по другим специальным правилам. При создании нового изделия творческая идея дизайнера или конструктора проходит несколько стадий: от рисунка к чертежу и от чертежа к изготовлению изделия.

Рассмотрим выполнение технического рисунка по правилам стандартных аксонометрических проекций. Ортогональные (прямоугольные) проекции на чертеже не обладают достаточной наглядностью, так как пространственная форма предмета в них получает условное изображение, расчлененное на отдельные проекции, по которым приходится воссоздавать его действительную форму. Аксонометрические проекции перед ортогональными имеют существенное преимущество – наглядность изображений.

В разновидностях аксонометрических проекций отсутствуют перспективные искажения, вследствие чего изображение получается условным и простым. Форму предмета можно строить точно по размерам (если нужно) и изображать ее «не как вижу, а как надо» с пониманием объективной сущности предмета. В этом заключается особенность технического рисунка и простота его выполнения, позволяющие сравнительно быстро приобрести необходимые навыки.

В техническом рисунке не просто воспроизводят видимую форму изображаемого предмета, а держат ее под постоянным контролем особой направленности мышления, т. е. необходимо помнить и сознательно применять особенности построений, свойственные аксонометрическим проекциям (расположение осей, показатели искажений и др.).

Отличием технического рисунка от аксонометрического чертежа является то, что рисунок выполняют от руки и контурные линии рисунка имеют разную толщину, а кое-где могут быть чуть заметными или вообще отсутствовать.

 

Подготовительные упражнения

Начинающий рисовать должен приучать руку к свободным движениям во всех направлениях. Для развития ловкости и уверенности в руке карандаш необходимо держать свободно и уверенно и, по возможности, дальше от графита средним, указательным и большим пальцами. Линию надо проводить сразу, т. е. непрерывно одним движением, не отрывая карандаша от бумаги.

Для развития глазомера и приобретения первоначальных навыков в рисовании от руки рекомендуется выполнить следующие упражнения:

1 Проведение параллельных горизонтальных, вертикальных и наклонных линий (рисунок 2 а).



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.17 (0.217 с.)