Социологические теории девиантного поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социологические теории девиантного поведения



Социологические объяснения причин девиации берут свое начало с работ одного из классиков социологии Э. Дюркгейма (1858-1917), который сформулировал концепцию аномии, т.е. массового отклонения от существующих в обществе норм как главной причины девиации.

Давид Эмиль Дюркгейм — французскийсоциолог и философ, основатель французской социологической школы и предшественник структурно-функционального анализа. Наряду с Огюстом Контом,              Карлом Марксом и Максом Вебером считается основоположником социологии как самостоятельной науки.

Теория аномии.

Наличие в повседневной практике большого числа конфликтующих норм, неопределенность в связи с этим возможного выбора линии поведения может привести к явлению, названному Э. Дюркгеймом аномией (состояние отсутствия норм). Позже идею аномии разрабатывал Ро́берт Ки́нг Ме́ртон — один из самых известных американских социологов двадцатого века.

Аномия — это общественное состояние, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства.

При этом Дюркгейм вовсе не считал, что современное общество не имеет норм, напротив, общество обладает многими системами норм, в которых отдельному индивиду трудно ориентироваться. Аномия, таким образом, по Дюркгейму, это состояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности, никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения.

Люди обнаруживают, что им трудно координировать свое поведение в соответствии с нормами, которые в данный момент становятся слабыми, неясными или противоречивыми.

Теория культурного переноса

Ряд социологов подчеркивает сходство между способом выработки девиантного поведения и способом выработки любого другого стиля поведения. Одним из первых к такому выводу пришел французский социолог Габриэль Тард, который еще в конце XIX в. сформулировавший теорию подражания для объяснения девиантного поведения. Работая окружным мировым судьей и директором отдела криминальной статистики, он убедился, что повторение в человеческом поведении играет значимую роль. Г. Тард утверждал, что преступники, как и «порядочные» люди, имитируют поведение тех индивидов, с которыми они встречались в жизни, которых знали или о которых слышали. Но, в отличие от законопослушных граждан они имитируют поведение преступников.

В 1920—1930-е гг., социологи Чикагского университета, пытаясь объяснить высокий уровень преступности в ряде районов Чикаго, провели ряд исследований, в результате которых обнаружили, что в отдельных кварталах города уровни преступности оставались стабильными в течение многих лет, несмотря на изменения в этническом составе населения. Ученые сделали вывод, что криминальное поведение может передаваться от одного поколения к другому, т.е. молодежь, живущая в зонах высокой преступности, усваивает преступные модели поведения. Более того, когда в эти районы въезжают представители других этнических групп, их детям девиантные модели поведения передаются от местной молодежи.

Иначе говоря, молодые люди становятся правонарушителями, потому что общаются и заводят дружбу с теми подростками, у которых криминальные модели поведения уже укоренились. Эдвин Г. Сазерленд, используя выводы чикагских социологов, разработал теорию дифференциальной ассоциации, которая базируется на идеях символического интеракционизма и подчеркивает роль социального взаимодействия в процессе формирования взглядов и поступков людей. В обществе, включающем множество субкультур, некоторые социальные окружения обычно поощряют нелегальную деятельность, тогда как другие ей не способствуют. Индивидуумы становятся правонарушителями, общаясь с людьми, которые являются носителями криминальных норм. В основном, девиантному поведению обучаются в первичных группах (например, в группах сверстников). Таким образом, по мнению Э. Сазерленда, индивиды становятся правонарушителями в той степени, в какой они принадлежат окружению, следующему девиантным идеям, мотивировкам и методам. Чем раньше начнутся контакты индивида с криминогенным окружением, чем чаще, интенсивнее и длительнее будут эти контакты, тем выше вероятность того, что такой индивид тоже станет правонарушителем. Но в этом процессе задействовано не одно простое подражание. Девиантное поведение приобретается на основе не только подражания, но и научения; очень многое зависит от того, чему именно и от кого учатся индивиды. Итак, согласно теорииЭ. Сазерленда девиации обучаются.

Теория конфликта

Хотя в последние десятилетия появилось множество новых направлений конфликтологического подхода к проблеме девиации, его происхождение восходит к марксистской традиции.Согласно ортодоксальной марксистской теории, правящий класс капиталистов эксплуатирует и грабит народные массы и при этом способен избежать возмездия за свои преступления. Трудящиеся — жертвы капиталистического угнетения — в своей борьбе за выживание вынуждены совершать поступки, которые правящий класс клеймит как преступные. Другие типы девиантного поведения — алкоголизм, злоупотребление наркотиками, насилие в семье, сексуальная распущенность и проституция — являются продуктами моральной деградации, основанной на беспринципной погоне за наживой и угнетении бедняков, женщин, представителей этнических меньшинств. Психологические и эмоциональные проблемы объясняются отчуждением людей от средств производства, с помощью которых они добывают себе средства к жизни, т.е. от самого базиса своего существования.

Современный марксистский подход к проблеме девиации сформулировал американский социолог Ричард Квинни. Согласно Р. Квинни, правовая система США отражает интересы и идеологию правящего капиталистического класса. Закон объявляет нелегальными некоторые поступки, оскорбляющие мораль властей предержащих и представляющие угрозу для их привилегий и собственности: «Закон есть инструмент правящего класса. Криминальное право, в частности, есть средство, созданное и используемое правящим классом для сохранения существующего порядка. В Соединенных Штатах государство — и его правовая система — существуют для защиты и поддержания капиталистических интересов правящего класса». Для того чтобы «понимать природу преступления, необходимо понимать развитие политической экономии в капиталистическом обществе». Но если государство служит интересам капиталистического класса, то и преступление в конечном итоге представляет собой классово-обусловленный политический акт, заложенный в структуру капиталистической социальной системы.

Теория стигматизации

Приверженцы теории стигматизации Эдвин Лемерт, Говард Бекер и       Кай Эриксон утверждают, что, во-первых, ни один проступок сам по себе не является криминальным или некриминальным по сути. «Отрицательность» поступка обусловлена не его внутренним содержанием, а тем, как окружающие оценивают такой поступок и реагируют на него. Отклонение всегда есть предмет социального определения.

Выводы: психология девиантного поведения является одной из структур криминалистики, она рассматривает понятие нормы и отклонения в поведении индивида. Сложность дисциплины состоит в том, что до конца нельзя определить грань между тем как рассматривать индивидов, с точки зрения, здоровья и болезни. Существует множество теорий, объясняющих возникновение отклоняющегося поведения и большинство из них видят причину в социальной сфере, в обществе.

 

Контрольные вопросы по теме:

 

1. Необходимость возникновения психологии девиантного поведения как самостоятельной науки.

2. Объект, предмет, цели и задачи психологии девиантного поведения.

3. Особенности междисциплинарной науки.

4. Понятие нормы, девиантного поведения, девиации.

5. В чем различия понятий девиантное – делинквентное – пиступное поведение.

6. Креативность - это идеальная норма или отклоняющееся поведение.

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Петров С.П. Девиантное поведение: угрозы социума и личности: учебное пособие [Электронный ресурс] / С.П. Петров, С.Ю. Нарциссова. —Москва: Академия МНЭПУ, 2018. — 147 с. — URL:https://cloud.mail.ru/public/4LKk/4Ru6cKXqu

2. Родермель Т.А. Девиантное поведение подростков: философский и клинико-психологический аспекты: учебное пособие [Электронный ресурс] / Т.А. Родермель. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: НИЦ МИСИ, 2019. — 70 c. — URL:https://cloud.mail.ru/public/4LKk/4Ru6cKXqu

3. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учебник и практикум для вузов [Электронный ресурс] / Ю.А. Клейберг. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2017. — 290 с. — (Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс). — URL:https://cloud.mail.ru/public/4LKk/4Ru6cKXqu

 

Дополнительная:

 

1. Ковальчук М.А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация: учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] /           М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. — Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010. — 286 с. — URL:https://cloud.mail.ru/public/4LKk/4Ru6cKXqu

2. Нефедова А.В. Психология девиантного поведения: курс лекций [Электронный ресурс] / А.В. Нефедова; Владим. гос. ун-т                                 им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. — Владимир: Изд-во ВлГУ, 2015. — 76 с. — URL:https://cloud.mail.ru/public/4LKk/4Ru6cKXqu

3. Усова Е.Б. Психология девиантного поведения: учебно-методичский комплекс [Электронный ресурс] / Е.Б. Усова. — Минск: Изд-во МИУ, 2010. — 180 с. — URL:https://cloud.mail.ru/public/4LKk/4Ru6cKXqu

4. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. —Москва: 2014. — 261 с. — URL:https://cloud.mail.ru/public/4LKk/4Ru6cKXqu

5. Шнейдер Л.Б. Психология девиантного и аддиктивного поведения детей и подростков: учебное пособие [Электронный ресурс] / Л.Б. Шнейдер. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 219 с. — (Серия: Профессиональное образование). — URL:https://cloud.mail.ru/public/4LKk/4Ru6cKXqu

 

Интернет – ресурсы

 

1. Официальный сайт министерства образования и науки ДНР: сайт. — URL:http://mondnr.ru/

2. Журнал Психопедагогика в деятельности правоохранительных органов: сайт. — URL:https://pp.omamvd.ru/

Электронный журнал Психология и право: сайт. — URL:http://psyjournals.ru/psyandlaw/index.shtml

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.80.122 (0.012 с.)