Психологические условия восстановления здоровья педагогов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические условия восстановления здоровья педагогов



Налаженной системы профессиональной поддержки учителя в массовой школе практически нет. Значит, сопротивляться возможному выгоранию приходится самостоятельно.

Хорошим способом может стать работа в паре с тем коллегой, которому вы доверяете. Это и поочередное заполнение документов, и совместные обсуждения профессиональных проблем, и взаимопомощь во всех организационных делах. Такая кооперация существенно облегчает жизнь и дает ощущение защищенности. Близки к этому методы супервизии и интервизии.

Супервизор – это опытный, авторитетный коллега, к которому можно обратиться за помощью и советом. А интервизия – обсуждение в группе единомышленников, помогающих вам увидеть проблему с разных сторон, предлагающих разные пути ее решения.

Основным средством восстановления здоровья является психоэмоциональная и двигательная активность. К активным средствам относятся все формы лечебной физкультуры: разнообразные физические упражнения, элементы спорта и спортивной подготовки, ходьба, бег и другие циклические упражнения и виды спорта, работа на тренажерах, хоротерапия, трудотерапия и др. (так можно поддерживать здоровье за счет пилки дров, вскапывания огорода или косьбы, если делать это регулярно и достаточно интенсивно).

Пассивные средства – массаж, мануальная терапия, физиотерапия, а психорегулирующие (психологические) – аутотренировка, мышечная релаксация, специально подобранные психотехники.

Можно взять листок бумаги и написать: что меня не устраивает в моей жизни, что я хочу изменить, как я могу это сделать. Понятно, что с заоблачных целей начинать сложновато, пока можно ограничиться чем-нибудь скромным, зато вполне достижимым. Кто-то сбрасывает напряжение, когда громко поет, кто-то предпочитает полежать в ванне или просто посидеть в одиночестве с закрытыми глазами. Поэкспериментируйте, попробуйте разные варианты. Только дайте себе слово делать это обязательно: завтра я пойду пешком через парк, вместо того чтобы ехать на автобусе, а послезавтра каждые полтора часа буду делать перерыв и десять минут слушать музыку. И сообщите о своем решении близким: пусть их напоминание и заинтересованное внимание помогут вам не отступать от вашего плана. Возможно, вы захотите попробовать средства, предложенные вашими коллегами во время тренингов:


– чувство юмора, умение увидеть комичное в трудной ситуации;

– долгий и крепкий сон, возможность выспаться;
– не забывать о смысле своей работы, искать его заново, если он потерян или уже неактуален;
– отношение к работе как к увлекательной и азартной игре, правила которой можно менять;
– искать новые средства решения проблем, а не зацикливаться на неэффективных;

– умение переключаться, разграничивать рабочее и домашнее время (думать о работе только когда работаешь);

– заниматься чем-то совсем не похожим на обычную повседневную работу;

– занятия спортом, физическая разрядка (танцы, футбол, йога…) и водные процедуры (душ, ванна, сауна);

– опора на учеников, которым действительно интересен предмет, ради которых хочется работать;
– развлечения (поход в кино, в кафе...);
– любимые занятия (чтение, пение, садоводство…);
– общение с природой (прогулки в парке и по лесу);
– установление простого человеческого контакта с учениками;

– позитивная атмосфера в коллективе, доверительные отношения с коллегами;

– человеческая поддержка со стороны начальства;
– отдых после работы в тишине;

– умение не браться за все сразу и определять допустимую нагрузку, оценивать свои ресурсы;

– общение с близкими и друзьями;

– общение с любимым человеком;

– профессиональная поддержка вне школы, общение с коллегами из других учреждений;
– выход в метапозицию, взгляд сверху на происходящее.

Способы снятия напряжения за короткое время:

1) Время выполнения – 60 секунд. Можно выполнять за письменным столом, в транспорте.

Сядьте как можно удобнее и ослабьте любую тугую одежду, обувь, галстук, ремень… Теперь напрягите мускулы, сжав кулаки и стараясь прикоснуться тыльной стороной запястий к плечам, а также нахмурьтесь и прижмите кончик языка к верхнему нёбу. Одновременно выпрямите ноги, потяните носки, втяните живот и сделайте глубокий вдох.

Задержитесь в таком положении, медленно считая до 5, почувствуйте, как исчезает напряжение в мышцах. Затем сделайте медленный выдох и расслабьте все тело. Представьте себе, что Вы марионетка с обрезанными ниточками. Опустите плечи, разожмите пальцы и откиньтесь на кресле. Разгладьте лоб и разожмите зубы, позволив подбородку свободно опуститься. Теперь сделайте 2-ой вдох и задержите дыхание, медленно считая до 5-ти.

Следующие 15 секунд дышите медленно и глубоко. Во время каждого выдоха повторяйте про себя слово “спокойствие”, стараясь почувствовать, как расслабляется каждая клеточка Вашего тела. И, наконец, успокойте свои нервы, представив, что Вы лежите на золотистом, прогретом на солнце песке на берегу чистого синего океана. Постарайтесь сделать этот образ как можно четче и удерживайте его в своем сознании в течение 30 секунд.

 

2) Закройте глаза. Займите удобное положение. Сделайте 2-3 глубоких вдоха и выдоха. Вспомните ситуацию, в которой у Вас было хорошее настроение, и Вы ощущали себя победителем, у Вас всё получалось. Постарайтесь увидеть эту ситуацию как можно точнее, какое у Вас выражение лица? Где вы находитесь? Что Вас окружает? Кто рядом с Вами? Как Вы выглядите? Во что Вы одеты? Постарайтесь увидеть эту ситуацию как можно точнее, рассмотреть все до мельчайших подробностей.

Постарайтесь услышать звуки, которые Вас окружают. Что это за звуки? Шум за окном? Голоса? Музыка? Постарайтесь услышать эти звуки, которые Вас окружают как можно точнее. Насладитесь ими. Постарайтесь почувствовать эту ситуацию. Почувствуйте, какая температура в помещении. Почувствуйте, как прикасается одежда к Вашему телу. Какие эмоции Вы испытываете в данный момент? Какие ощущения в теле возникают?

Задержите свое внимание на этих ощущениях, а затем представьте, как Вы сохраняете эти чувства. Насладитесь этими ощущениями. Потянитесь, выпрямьтесь и откройте глаза. Обратите внимание, как улучшилось Ваше настроение.

 

Резюме

Выгорание представляет собой процесс, развивающийся во времени. Он начинается с сильного и продолжительного стресса на работе. В том случае, когда требования к человеку постоянно превышают имеющиеся у него ресурсы, нарушается состояние психофизиологического равновесия. Непрерывный или прогрессирующий дисбаланс неизбежно ведёт к выгоранию, которое возникает не просто в результате стресса, но как стресса неуправляемого.

При отсутствии конструктивного преодолевающего поведения (копинга) хронические стрессы на работе вызывают у человека комплекс негативных переживаний и дезадаптивного поведения, представляющих угрозу для персонального здоровья и стабильности организации в целом.

Риск выгорания смягчают стабильная и привлекательная работа, представляющая возможности для творчества, профессионального и личностного роста, удовлетворённость качеством жизни в различных её аспектах, наличие разнообразных интересов, перспективные жизненные планы. Реже “выгорают” оптимистические и жизнерадостные люди, умеющие успешно преодолевать жизненные невзгоды и возрастные кризисы; те, кто занимает активную жизненную позицию, и обращаются к творческому поиску при столкновении с трудными обстоятельствами, владеет средствами психической саморегуляции, заботится о восполнении своих психоэнергетических и социально-психологических ресурсов.

Снижают риск выгорания сильная социальная, профессиональная поддержка, круг надёжных друзей и поддержка со стороны семьи.

 

Литература

 

  1. Аргайл М. Психология счастья. — СПб: Питер, 2003.
  2. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. — СПб: С-Петерб. мед. акад. последиплом. образ., Балт. пед. акад., 1998.
  3. Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя //Народное образование. – 2006. - № 2. – с. 216 – 222.
  4. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005.
  5. Диагностика здоровья. Психологический практикум. Учеб. пособие /под. ред. Г.С. Никифорова. — СПб.: Речь, 2007.
  6. Комиссарова Н.И. Психолого-педагогический семинар "Проблемы профессиональной деформации педагогов" //Фестиваль педагогических идей газеты «Первое сентября». – 2006/2007г.
  7. Куценко Е. Увидеть точку роста в ситуации профессионального кризиса //Первое сентября. – 2008. - № 9.
  8. Лукьянченко Н.В., Фальковская Л.П. Профилактика эмоционального выгорания педагогов в системе психолого-педагогического и медико-социального сопровождения //Материалы IV Национальной научно-практической конференции «Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение»: М, 2007
  9. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во “Эксмо”, 2005.
  10. Маркова А.К. Психология труда учителя. — М.: Просвещение, 1993.
  11. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. пособие. — М.: Академия, 2004.
  12. Мосенцева О.Н. Факультативное занятие для учащихся 10-го класса по теме: "Стресс" //Фестиваль педагогических идей газеты «Первое сентября». – 2006/2007г.
  13. Никорчук Н.В. Тренинг "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности" //Фестиваль педагогических идей газеты «Первое сентября». – 2006/2007г.
  14. Новикова Л.В. Социально-психологические, личностные и профессиональные факторы риска психического выгорания //Фестиваль педагогических идей газеты «Первое сентября». – 2006/2007г.
  15. Орел В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии. // Психологические проблемы общей и организационной психологии. — Ярославль, 1999. — С. 76–97.
  16. Развозжаева Г.П. Занятие по психологии "Профессионально-личностное саморазвитие педагога" // Фестиваль педагогических идей газеты «Первое сентября». – 2006/2007г.
  17. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.
  18. Суксова В. Как учителю не сгореть на работе// Первое сентября. – 2008. - № 7.
  19. Сыманюк Э.Э. Психологическое содействие как технология преодоления профессионально-обусловленных деструкций //Материалы IV Национальной научно-практической конференции «Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение»: М, 2007
  20. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы. — М.: Каро, 2003.
  21. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального выгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя //Вопросы психологии. – 1994. - № 6. — С. 34–56.

Материал для самопроверки

 

  1. Назовите факторы риска развития выгорания.
  2. С какими явлениями тесно связан процесс эмоционального выгорания?
  3. При каких условиях интернальный локус контроля может способствовать развитию выгорания?
  4. К какой стратегии преодоления кризисных ситуаций относится поведение типа «А»?
  5. Какие организационные характеристики способствуют развитию эмоционального выгорания?
  6. Назовите эффективные с психологической точки зрения профилактические средства предупреждения эмоционального выгорания.
  7. Влияет ли на развитие эмоционального выгорания темперамент человека?
  8. Дайте характеристику «эмоционально выгоревшего» педагога.
  9. Как Вы думаете, какие еще нюансы необходимо учитывать, говоря о профилактике процесса эмоционального выгорания педагога в современных условиях?

http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./94353/112935/122192/814324



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.015 с.)