Специальные формирования здравоохранения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальные формирования здравоохранения



Министерства здравоохранения и социального развития

Курс мобилизационной подготовки здравоохранения и

Медицины катастроф

Б.И.Золотой

Специальные формирования здравоохранения

Учебное пособие

Пенза 2012

УДК — 614.2

ББК — 53.5

  3 — 79

 ГБОУ ДПО «Пензенский институт усовершенствования врачей»

Минздравсоцразвития России

 

Автор: Золотой Б.И. - старший преподаватель курса мобилизационной

подготовки здравоохранения и медицины катастроф.

 

 

Рецензенты: 

Иваногло В.А. - начальник мобилизационного отдела Министерства здраво-

охранения и социального развития Пензенской области.

Моисеенко Б.А. - зав.кафедрой травматологии и ортопедии, доктор медицин-

ских наук, профессор.

 

 

В данном пособии освещены вопросы формирования и развития специаль-

ных формирований здравоохранения, дана краткая история развития органов

управления медицинской эвакуацией раненых и больных, зарождения и раз-

тия эвакогоспиталей, их значения в системе организации лечебно-эвакуаци-

онного обеспечения раненых и больных в годы Великой Отечественной вой-

ны, показана роль обсервационных пунктов в вопросах предупреждения и

распространения эпидемических заболеваний среди войск и населения.

 

    Учебное пособие утверждено Ученым Советом ГБОУ ДПО ПИУВ

Минздравсоцразвития России.

                Протокол № ___

Содержание

                                                                                     Стр.

Введение                                                                                4

История создания специальных формирований

здравоохранения                                                                   4

Задачи, типы тыловых госпиталей здравоохранения       14

Задачи, организационная структура и порядок

использования обсервационных пунктов                          17

Вопросы для самоконтроля                                                20

Литература                                                                            21

Специальные формирования здравоохранения

Введение

 

В соответствии с законодательными актами в Российской Федерации при объявлении мобилизации в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации создаются формирования, предназначенные для выполнения специальных задач по обеспечению деятельности Вооруженных сил РФ в военное время, в том числе и специальные формирования здравоохранения.

Специальные формирования здравоохранения предназначены, в первую очередь, для специализированного лечения наиболее тяжелых контингентов раненых и больных, их реабилитации, восстановления бое- и трудоспособности, а также для участия в проведении противоэпидемических мероприятий в войсках, осуществляющих передислокацию.

Специальные формирования здравоохранения создаются для использования в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, но в состав Вооруженных Сил не передаются. Они являются структурными подразделениями отраслевых органов управления (Минздрава и социального развития РФ, органов управления здравоохранением субъектов РФ) и подведомственными им учреждениями здравоохранения.

 К специальным формированиям здравоохранения относятся:

1. Органы управления специальными формированиями.

2. Тыловые госпитали здравоохранения.

3. Обсервационные пункты.

       

 

 История создания специальных формирований

Здравоохранения

 

Опыт войн конца XVIII века и начала XIX века показал, что с началом боевых действий имевшиеся в войсках лечебные учреждения быстро заполнялись ранеными и больными. Это затрудняло передвижение войск, вело к большому отставанию от них госпиталей. Поэтому возникла необходимость эвакуации в тыл страны большого числа раненых и больных.

Первые документы, позволяющие сделать вывод о попытке создания в России системы органов управления эвакуацией раненых и больных с театра военных действий в тыл страны, относятся к 70 годам XIX века.

Значительный рост санитарных потерь в войнах второй половины XIX века вызвал необходимость массовой эвакуации раненых и больных в тыл страны, а развитие железнодорожного транспорта способствовало ее обеспечению. В русско-турецкую войну 1887-1878 гг. в России впервые появились органы управления массовой эвакуацией раненых и больных в виде «Эвакуационных комиссий», располагавшихся на узловых железнодорожных станциях, при которых развертывались группы госпиталей и лазаретов.

Эвакуационные комиссии состояли из представителей военного командования, военно-санитарного ведомства, органов военных сообщений и общественных организаций. Возглавляли эвакуационные комиссии военные (генералы, офицеры), которые не подчинялись медицинской службе и рассматривали эвакуацию раненых и больных как чисто военное мероприятие, направленное на освобождение войск от утративших боеспособность воинов.

Работа эвакуационных комиссий рагламентировалась циркуляром Генерального Штаба Воруженных Сил.

В 1890 г. было издано «Положение об эвакуации больных и раненых». Это Положение действовало и в Русско-японскую войну 1904-1905 гг. Эвакуационные комиссии в этой войне получили свое дальнейшее развитие. Они были организованы во фронтовом районе (полевые и тыловые эвакуационные комиссии) и в тылу страны (внутренние эвакуационные комиссии).

Деятельность полевой и тыловой эвакуационных комиссий в 1904-1905 гг. ввиду отступления наших войск, отсутствия медицинского руководства, неорганизованности сортировочной работы, резкой нехватки лечебных учреждений и санитарного транспорта была неудовлетворительной. Военно-санитарные поезда загружались в спешке, в них оказывались раненые и больные различной степени тяжести: от умирающих до почти здоровых. Раненые и больные поступали в тыловые госпитали часто в недопустимо поздние сроки, нередко они погибали от неудовлетворительных условий эвакуации, зимой у многих были отморожения конечностей.

Тяжелое положение с сортировкой раненых и больных и маломощность эвакуационных комиссий вызвали необходимость создания сортировочно-контрольных подразделений медицинской службы.

В связи с этим с ноября 1904 г. при внутренних эвакуационных комиссиях начали создаваться сборные эвакуационные пункты, которые явились прототипом соврменных сортировочных госпиталей. При эвакуационных комиссиях развертывались, кроме сборных эвакуационных пунктов, госпитали и лазареты военного ведомства, общества Красного Креста и различных благотворительных организаций, военно-санитарные поезда и санитарные транспорты, дезинфекционные отряды, бани, прачечные, питательные пункты, различные склады медико-санитарного и хозяйственного имущества.

Каких-либо изменений после окончания русско-японской войны 1904-1905 гг. и до 1914 г. в органзацию лечебно-эвакуационного обеспечения русской армии внесено не было.   

Дальнейше развитие система эвакуации раненых и больных и лечения их в тылу страны получила в Первую мировую войну.

С августа 1914 г. по ноябрь 1916 г. с театра военных действий во внутренние районы страны было эвакуировано 4 154 930 раненых и больных, для лечения которых было сформировано значительное количество госпиталей, главным образом, за счет общественых организаций. Общая коечная емкость госпиталей составила 427 тысяч коек (в 1914 г. - 10 890 коек).

В 1914 г. эвакуационные комиссии были упразднены. Согласно «Временному положению об эвакуации раненых и больных» в агусте 1914 г. была создана система эвакуационных пунктов: на театре военных действий — головных и тыловых, а во внутреннем районе — распределительных и окружных. По сравнению с эвакуационными комиссиями, явившимися, по существу, начальной формой организации управления сортировкой и эвакуацией раненых и больных, функции вновь созданных эвакуационных пунктов были значительно расширены.

Распределительные эвакуационные пункты развертывались во внутреннем районе на узловых железнодорожных станциях с таким расчетом, чтобы все раненые и больные, прибывающие с фронта, непременно проходили через них.

В составе распределительных эвакуационных пунктов, согласно «Временному положению об эвакуации раненых и больных», входили канцелярии и полевые запасные госпитали, предназначенные для временного размещения прибывших с фронта раненых и больных, которые по состоянию здоровья не могут выдержать дальнейшей перевозки, оказания им медицинской помощи, а также для обсервации и лечения острозаразных больных.

При распределительных эвакуационных пунктах находились санитарно-гигиенический отряд, дезинфекционные камеры, бани, прачечные, запасы

интендантского имущества и продовольствия для обеспечения эвакуируемых с пункта. Одной из главных задач распределительных эвакуационных пунктов являлось проведение медицинской сортировки, рапределение и отправка раненых и больных по соответствующим окружным эвакуационным пунктам.

Окружные эвакуацинные пункты развертывались также на узловых железнодорожных станциях в каждом военном округе. В состав окружных эвакуационных пунктов входили канцелярия и полевые запасные госпитали. Основной задачей окружных эвакуационных пунктов являлось распределение раненых и больных, требующих госпитального лечения, по лечебным учреждениям военного и гражданского ведомств и отправка «не способных к службе» на родину или в избранные места жительства.

Как распределительные, так и окружные эвакопункты возглавляли строевые офицеры, поэтому изложенная во «Временном положении об эвакуации раненых и больных» в 1914 г. стройная в целом прогрессивная система эвакуации раненых и больных на практике не была реализована.

Член Государственной Думы А.П.Шингарев в докладе на заседании бюджетной комиссии 10 декабря 1915 г. так характеризовал состояние эвакуации: «... Развозка раненых была неправильна. Первое время можно было в ужас прийти от такой картины, которая оказалась. В Москву приходили поезда с не кормленными несколько суток голодными людьми, с ранами неперевязанными, а если перевязанными — однажды, в течение нескольких дней не перевязанными вновь. Иногда даже с таким количеством личинок мух, червей, что трудно было даже медицинскому персоналу выносить такие ужасы, которые обнаруживались при осмотре больных».

По определению Е.И.Смирнова санитарная служба царской армии почти ничего не извлекла из уроков Русско-японской войны и вошла в Первую мировую войну с системой развоза раненых и больных и принципами медицинского обеспечения, суть которых сводилась к оказанию первой медицинской помощи и сбору раненых и больных ночью (в период затишья), к хирургической бездеятельности в войсковом районе и к эвакуации «во что бы то ни стало». В ышеуказанные причины обусловили низкие показатели деятельности военно-санитарной службы русской армии в Первой мировой войне. 1914-1915 гг.: до 10% раненых и больных умирали, до 20% - становились инвалидами. Из общего числа эвакуированных в тыл страны раненых и больных в строй вернулись только 42%.

Во время иностранной военной интервенции и Гражданской войны 1918-1920 гг. и особенно в послевоенный период система эвакуации раненых и больных в тыл страны продолжала совершенствоваться. Были созданы условия для качественно нового подхода к организации лечебно-эвакуационных мероприятий в войсках, организовав единый центр управления военно-санитарной службой — Военно-санитарное управление РККА, в котором уже в первой половине 1918 г. полностью сосредоточилось управление всем лечебно-эвакуационным обеспечением войск как на фронте, так и в тылу страны. 

В тяжелых условиях гражданской войны удалось приступить к созданию системы медицинской эвакуации раненых и больных, в которой лечение и эвакуация составляли единый и неразрывныый процесс. В 1929 г. было введено в действие «Руководство по санитарной эвакуации в РККА, в котором законодательно закреплялись основные принципы лечебно-эвакуационного обеспечения войск Красной Армии. Общее руководство санитарной эвакуацией было сосредоточено в Военно-санитарном управлении РККА.

Основными учреждениями санитарной эвакуации являлись: в армейском и фронтовом тыловых районах — полевые, фронтовые и вспомогательные эвакуационные пункты, а во внутреннем районе страны — распределительные (РЭП) и местные (МЭП) эвакуационные пункты. Начальники МЭП подчинялись «в отношении санитарной эвакуации» начальникам РЭП. При РЭП создавались лазареты для выздоравливающих. За РЭП закреплялись военно-санитарные поезда. При всех РЭП, МЭП и приписанных к ним лечебных учреждениях предписывалось иметь военно-врачебные комиссии для проведения военно-врачебной экспертизы.

В ходе советстко-финской войны, несмотря на ее непродолжительность (с 30.11.1939 г. по 12.03.1940 г.), Красная Армия понесла значительные потери. С ноября 1939 г. по август 1940 г. из госпитальной базы Северо-Западного фронта было эвакуировано в эвакогоспитали тыла страны 142 925 раненых и больных, причем 11 200 из них — транзитом без оказания медицинской помощи в ГБФ из-за ее большой перегрузки. Общая емкость эвакогоспиталей на 01.08.1940 г. составляла 81 412 коек в 228 эвакуационных госпиталях. До января 1940 г. в системе лечебно-эвакуационного обеспечения Красной Армии не создавались госпитальные базы фронта, вследствие чего основная часть раненых и больных не только из армий, действовавших на Карельском перешейке, но и из Северных армий поступала сразу в г. Ленинград, который являлся центром фронтового эвакуационного пункта.

Таким образом за счет здравоохранения Ленинграда компенсировались проблемные вопросы работы военно-медицинской службы. Это отрицательно отражалось на городском здравоохранении и учреждениях народного образования, прежде всего средних учебных заведениях, в которых развертывались формируемые госпитали. Мобилизация медицинских работников привела к тому, что уже в декабре 1939 г. стал ощущаться дефицит как специалистов, так и неквалифицированных кадров в лечебных учреждениях Ленинграда.

Осложнилась ситуация с особо дефицитными специальностями (окулистами, ЛОР-врачами, хирургами, рентгенологами). Вызовы к больным выполнялись несвоевременно, с опозданием на день и более.

К концу советско-финской войны медицинскими учреждениями г. Лениград в оперативное распоряжение НКО было выделено 8 270 коек, что составляло около 30% от общего количества лечебных мест, развернутых в городе.

В июне 1940 г. Народным комиссаром здравоохранения СССР было утверждено «Положение о формировании эвакуационных госпиталей, развертываемых органами здравоохранения СССР в военное время», которым были регламентированы основные принципы управлния и руководства эвакуационными госпиталями. Эти принципы сводились к следующим положениям: эвакогоспитали в медицинском, административном и финансовым отношениях подчинялись органам гражданского здравоохранения по месту их развертывания, а в оперативном отношении — Народному комиссару ГУ обороны через его местные органы (санитарные отделы военных округов, УРЭП, УМЭП), которые осуществляли контроль за постановкой медицинского обслуживания раненых и больных, находящихся в эвакогоспиталях, и проводили мероприятия по улучшению постановки работы в эвакогоспиталях через местные органы здравоохранения, непосредственно формирующие их.

Для предусмотренных в военное время госпитальных коек в тылу страны директивой Генштаба от 13.02.1941 г. была определена их специализация. Это было существенным шагом на пути реализации приобретенного опыта медицинского обеспечения в ходе войны.

 

С началом Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на территории страны развернулось формирование обширной сети эвакогоспиталей, объединенных под руководством управлений местных и распределительных эвакуационных пунктов в госпитальные базы тыла страны. На 1 октября 1941 г. насчитывался 1 миллион коек, развернутых в эвакогоспиталях. При развртывании эвакогоспиталей в начале Великой Отечественной войны возникали большие трудности (приспособительные работы, обеспечение мягким и жестким инвентарем, медицинским оборудованием).

Положение несколько улучшилось после выхода в свет Постановления ГКО № 701 от 22.09.1941 г. «Об улучшении медицинского обслуживания раненых бойцов и командиров Красной Армии» и издания на его основе совместного приказа Народного комиссара здравоохранения и начальника Главного военно-санитарного управления Красной Армии от 30.09.1941 г. № 0382/474 «О передаче эвакогоспиталей в полное подчинение НКЗ СССР». В этих документах более четко разграничивались права и обязанности обоих ведомств по управлению эвакогоспиталями в тылу страны. Все медицинское обслуживание раненых и больных Красной Армии в тыловых районах страны возлагалось на Народный комиссариат здравоохранения, а в армейских и фронтовых районах — на Главное военно-санитарное управление Красной Армии.

Дальнейшее развитие система приема, медицинской сортировки и распределения раненых и больных в эвакогоспиталях тыла страны получила после утверждения НКЗ СССР в марте 1942 г. «Положения о сортировочных госпиталях НКЗ», согласно которому в госпитальных базах емкостью свыше 5000 коек должны были создаваться сортировочно-эвакуационные госпитали, а в базах емкостью до 5000 коек — сортировочные отделения в хирургических госпиталях. Однако, эти сортировочные госпитали в отличие от подобных в Красной Армии не имели специального штата, оборудования и оснащения, а являлись обычными лечебными учрежденями хирургического профиля, но с функциями сортировочно-эвакуационного госпиталя.

В круг задач кроме сортировки и оказания необходимой квалифицированной медицинской помощи входили также разгрузка прибывающих военно-сантарных поездов и доставка раненых и больных в эвакогоспитали, а инвалидов к месту жительства, сбор из эвакогоспиталей раненых и больных, подлежащих эвакуации в глубокий тыл, погрузка их на военно-санитарные поезда, проверка санитарного состояния проходящих транзитом военно-сантарных поездов, снятие с них нетранспортабельных и инфекционных больных. Однако с этими задачами сортировочно-эвакуационные госпитали справиться самостоятельно не могли. Поэтому представители местных эвакопунктов привлекали курсантов военных училищ, санитарных дружинниц, студентов для выгрузки раненых и больных, а также транспорт различных организаций для доставки их в эвакогоспитали.

Как свидетельствует опыт минувшей войны, работа по организации приема раненых и больных, направляемых в эвакогоспитали, во многом определялась их дислокацией и решаемыми задачами. В зависимости от дислокации и приписки к местным эвакопунктам, действовавших в годы войны, эвакогоспитали можно разделить на четыре группы, при этом они функционально отличались прежде всего различными сроками лечения раненых и больных.

К первой группе относились эвакогоспитали, дислоцирующиеся в прифронтовом районе. В лечебных учреждениях этих госпиталей подлежали лечению раненые и больные со сроками выздоровления в течение 60 суток.

Эвакогоспитали второй группы дислоцировались на территории Московского и Приволжского военных округов; они должны были обеспечить лечение раненых и больных, которые сохраняли годность к военной службе и нуждались в лечении в течение четырех меяцев.

Эвакогоспитали, располагавшиеся на территории Уральского, Южно-Уральского и Закавказского военных округов, относились к третьей группе. В эти лечебные учреждения направлялись раненые и больные со сроками лечения свыше четырех месяцев, способные после завершения лечения возвратиться в строй.

Эвакогоспитали четвертой группы дислоцировались на территории Сибирского, Забайкальского и Средне-Азиатского военных округов. Сюда направлялись раненые и больные со сроками лечения до шести месяцев и более, которые, как правило, были не годны к военной службе.

Всего в 1941-1945 гг. было сформировано 1725 эвакогоспиталей на

707 600 коек. За годы ВОВ 1941-1945 гг. в эвакогоспитали тыла страны было эвакуировано 7 705 968 раненых и больных, их которых 3 552 760 человек было возвращено в строй. 

 

Министерства здравоохранения и социального развития

Курс мобилизационной подготовки здравоохранения и

Медицины катастроф

Б.И.Золотой

Специальные формирования здравоохранения

Учебное пособие

Пенза 2012

УДК — 614.2

ББК — 53.5

  3 — 79

 ГБОУ ДПО «Пензенский институт усовершенствования врачей»

Минздравсоцразвития России

 

Автор: Золотой Б.И. - старший преподаватель курса мобилизационной

подготовки здравоохранения и медицины катастроф.

 

 

Рецензенты: 

Иваногло В.А. - начальник мобилизационного отдела Министерства здраво-

охранения и социального развития Пензенской области.

Моисеенко Б.А. - зав.кафедрой травматологии и ортопедии, доктор медицин-

ских наук, профессор.

 

 

В данном пособии освещены вопросы формирования и развития специаль-

ных формирований здравоохранения, дана краткая история развития органов

управления медицинской эвакуацией раненых и больных, зарождения и раз-

тия эвакогоспиталей, их значения в системе организации лечебно-эвакуаци-

онного обеспечения раненых и больных в годы Великой Отечественной вой-

ны, показана роль обсервационных пунктов в вопросах предупреждения и

распространения эпидемических заболеваний среди войск и населения.

 

    Учебное пособие утверждено Ученым Советом ГБОУ ДПО ПИУВ

Минздравсоцразвития России.

                Протокол № ___

Содержание

                                                                                     Стр.

Введение                                                                                4

История создания специальных формирований

здравоохранения                                                                   4

Задачи, типы тыловых госпиталей здравоохранения       14

Задачи, организационная структура и порядок

использования обсервационных пунктов                          17

Вопросы для самоконтроля                                                20

Литература                                                                            21



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.47 (0.058 с.)