Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проведения практическогозанятия № 28Стр 1 из 5Следующая ⇒
I. Методический блок Тема: Клиника и диагностика кровотечений органов брюшной полости. Оказание первой помощи. Хирургическая тактика ведения больных с тупыми травмами органов брюшной полости № 28 Специальность 34.02.01 Сестринское дело Дисциплина: ПМ 02 МДК 02.01.Сестринская помощь пациентам хирургического профиля Курс: I (II) Семестр: 2 (4) Количество часов 4 Учебные цели: Студент должен иметь практический опыт: 1) классификация травматических повреждений органов брюшной полости; 2) механизм закрытых повреждений органов брюшной полости; 3) проникающие ранения брюшной стенки и тактика хирурга при них; 4) первая медицинская помощь на догоспитальном этапе, транспортировка пострадавших; 5) основные симптомы повреждения органов брюшной полости; 6) клинические и инструментальные методы исследования в диагностике закрытых повреждений органов брюшной полости; 7) лечение больных с повреждением органов брюшной полости; 8) предоперационная подготовка и послеоперационное ведение больных с повреждением органов брюшной полости; 9) особенности специального ухода за больными с повреждениями живота и органов брюшной полости; 10) организация сестринского процесса у больных с повреждениями живота. Студент должен знать:
1) классификацию травматических повреждений органов брюшной полости; 2) опасности при повреждениях органов брюшной полости;. 3) клинические симптомы повреждений паренхиматозных и полых органов брюшной полости; 4) объем доврачебной помощи при травматических повреждениях органов брюшной полости; 5) объем дополнительных методов исследования для выявления повреждений органов брюшной полости; 6) значение лапароскопии при закрытой травме живота; 7) лечение больных с повреждением органов брюшной полости; 8) организацию сестринского процесса у больных с повреждением органов брюшной полости. 9) специальные методы исследования диагностики внутреннего желудочно-кишечного кровотечения; 10) способы остановки кровотечения из язвы желудка и двенадцатиперстной кишки; 11) способы остановки кровотечения из варикозных вен пищевода; 12) показания к оперативному лечению больного с кровотечением в просвет желудочно-кишечного тракта, его виды;
13) основы гемостатической терапии у больных с кровотечением в просвет желудочно-кишечного тракта; 14) особенности организации сестринского процесса у больных с желудочно-кишечными кровотечениями. Студент должен уметь: 1) собрать анамнез, провести обследование больного с травмой живота; 2) оказать доврачебную помощь пострадавшему с проникающим ранением и с тупой травмой живота; 3) диагностировать внутрибрюшное кровотечение и разрыв полого органа; 4) определить необходимый объем дополнительных методов исследования для диагностики повреждений органов брюшной полости; 5) читать обзорную рентгенограмму брюшной полости; 6) подготовить к операции больного с повреждением органов брюшной полости и обеспечить послеоперационный уход за больным; 7) организовать сестринский процесс у больных с повреждением органов брюшной полости.
Развивающие цели: - развить клиническое и логическое мышление; - развить самостоятельность; - развить профессиональные навыки; - развить письменную и устную речь; - развить навыки работы с документацией; - развить чувство инфекционной безопасности; - развить организационные способности; - развить положительные личностные качества; - развить логическое мышление, связав материал данной темы с ранее полученными знаниями. - развить творческий подход к изученному материалу, стимулируя самостоятельный перенос студентом усвоенных знаний в новые ситуации и практическую деятельность медсестры. Воспитательные цели: – прививать студентам любовь к избранной профессии, доброту, чуткость друг к другу и пациенту; – формировать у студентов чувство высокой ответственности при выполнении манипуляций для достижения максимально высоких результатов; – воспитывать самостоятельность Формируемые компетенции: ПК 4.1,4.2,4.4,4.5. ОК 1,2,3,4,5,6,7,8,9, 10,11,12.
План и организационная структура практического занятия
II. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
ЯЛТИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИНСТРУКЦИЯ Легочное (гемоптоэ) Покой, положение полусидячее, согнув ноги Доступ свежего воздуха, холод на грудную клетку в межлопаточной области Запретить больному двигаться, говорить и кашлять!
Желудочное (гематомезис) Покой, положение лежа на спине Холод на реберные дуги, не давить на эпигастральную
область Госпитализация Запретить поить и кормить больного!
Кишечное (гемобилия) Покой, положение лежа на спине Холод на живот Госпитализация
Кишечное (прямая кишка) Покой, положение лежа, приподнятый таз Т-образная повязка на промежность Госпитализация
Урологические (гематурия) Покой, положение лежа Госпитализация Консультация уролога
Маточные (метроррагия), не связанные с беременностью Покой, положение лежа, приподнятый таз Холод на низ живота При необходимости тампон во влагалище Госпитализация Консультация гинеколога Закрытые внутренние кровотечения: 1. Гемартроз — это скопление крови в полости сустава. У пациента сразу появляется проблема с передвижением. Сустав увеличивается в размере, контуры его сглаживаются, движение становится болезненным. Диагноз подтверждается пункцией. Доврачебная помощь: покой, холод местно, давящая повязка на сустав, иммобилизация и госпитализация. 2. Гемоторакс — это скопление крови в плевральной полости. Кровь скапливается в нижних отделах, сдавливает и смещает средостение в здоровую сторону, что нарушает работу сердца. У больного, помимо признаков внутреннего кровотечения, появляется одышка и цианоз. Диагноз подтверждается перкуссией, аускультацией и рентгенографией. Плевральная пункция обнаруживает наличие крови. Доврачебная помощь: по алгоритму легочного кровотечения, но холод накладывается на поврежденную половину грудной клетки. 3. Гемоперикард — это скопление крови в околосердечной сумке. При этом появляются жалобы на боли в сердце и одышку. При обследовании обращают внимание тахикардия и набухшие вены шеи. Доврачебная помощь: по алгоритму гемоторакса. 4. Гемоперитонеум — это скопление крови в брюшной полости,что чаще бывает при повреждении печени или селезенки. Боли появляются, соответственно, в правом или левом подреберье. Быстро развиваются признаки острой кровопотери, живот становится вздутым и болезненным при пальпации. Появляются симптомы раздражения брюшины.
Доврачебная помощь: покой, лежа на спине с валиком под коленями, холод на живот и госпитализация. Н е л ь з я поить, кормить больного, ставить грелки и клизмы, давать слабительное и применять обезболивающие.
Таким образом, кровотечение — это состояние, требующее немедленной помощи, и медицинская сестра, осуществляя сестринский процесс, прежде всего, должна стремиться остановить или уменьшить кровотечение временным способом, затем принять участие в окончательной остановке и только потом восполнять кровопотерю и устранять последствия кровопотери в организме. Действия будут зависеть от условий, в которых оказывается помощь.
Эндоскопия в хирургии. Учебный фильм, учебные презентации ведущих клиник Презентация об эндоскопической практике в хирургии. Подготовка пациентов к различным эндоскопическим исследованиям. Премедикация.
Общее обезболивание перед эндоскопией. Техника проведения наркоза у детей при эндоскопии.
Значение наркоза как превалирующей формы анестезии при эндоскопии сохраняется у определенной группы больных, у которых исследование с использованием только премедикации и местной анестезии выполнить невозможно или сопряжено с опасностью для их жизни. Показания к наркозу: 1) возраст менее 4 лет; 2) дети с неуравновешенной психикой; 3) стеноз пищевода; 4) продолжающееся желудочно-кишечное кровотечение; 5) оперативная эндоскопия; 6) интраоперационные исследования.
В технике проведения наркоза имеется определенная специфика, обусловленная видом эндоскопического исследования. С учетом продолжительности и сложности исследования лучше применять масочный наркоз при ректо-, колоно- и лапароскопии. Своеобразные требования к наркозу предъявляет эндоскопическое исследование верхних отделов пищеварительного тракта - эзофаго- и гастродуоденеюноскопия. Ввиду присутствия в ротовой полости фиброскопа создаются сложные условия для обеспечения нормальной проходимости дыхательных путей и адекватного внешнего дыхания. У детей раннего возраста всегда реальна угроза тяжелых нарушений дыхания, обусловленных компрессией трахей фиброскопом. При таком положении только интубация трахеи представляет достаточно надежную гарантию безопасности наркоза. Однако, несмотря на успешное применение интратрахеального наркоза при эндоскопических исследованиях у детей, при эзофагогастродуоденоскопии он в последние годы используется значительно реже, что обусловлено следующими моментами: 1. Наличие интубационной трубки мешает проведению фиброскопа через рот в глотку и пищевод и эндоскопия становится технически трудной. 2. Необходимость использования миорелаксантов и венепункции усложняет технику наркоза, что нежелательно при непродолжительных исследованиях. 3. Имеется постоянная опасность такого осложнения интубации, как отек подсвязочного пространства.
Для проведения наркоза применяют аппаратуру, соответствующую физиологическим особенностям детского организма. С учетом продолжительности и характера эндоскопического исследования или вмешательства, необходимости быстрого введения в наркоз и окончания анестезии наибольшее значение приобрели три вида комбинированного наркоза: 1) ингаляционный (закись азота с фторотаном, кислород) 2) внутривенный (седуксен, барбитураты ультракороткого действия, кислород); 3) нейролептанальгезия с закисью азота, кислород. В зависимости от техники наркоза (с интубацией или без нее) используют релаксанты. В нашей стране наибольшее распространение при проведении эндоскопических исследований верхних отделов желудочно-кишечного тракта у детей получил ингаляционный назофарингеальный наркоз.
Техника назофарингеального ингаляционного наркоза. Протокол эндоскопии
С целью премедикации за 30 мин до исследования под кожу вводят 0,1 % раствор атропина в возрастной дозировке. Наркоз начинают в положении ребенка лежа на спине ингаляцией через маску газонаркотической смеси закиси азота с фторотаном и кислородом. По достижении III стадии наркоза через нижний носовой ход вводят носоглоточный катетер, дистальный конец которого устанавливают у основания надгортанника на задней стенке глотки. Во избежание смещения катетер необходимо хорошо фиксировать на лице лейкопластырем. В дальнейшем подачу газонаркотической смеси осуществляют через носоглоточный катетер. Исследование проходит при спонтанном или вспомогательном дыхании. Важнейшей задачей анестезиолога является постоянное наблюдение за свободной проходимостью дыхательных путей. Скапливающиеся во рту слизь и слюна могут ухудшать условия газообмена, поэтому желательно постоянное отсасывание содержимого ротовой полости. Главным недостатком такого обезболивания является то, что подавление глоточных рефлексов и расслабление мускулатуры достигается углублением наркоза, что представляет определенную опасность для больного. Это обязывает врачей тщательно взвешивать показания и противопоказания к применению наркоза во время эндоскопических исследований. Сложность анестезиологического обеспечения эндоскопических исследований и вмешательств требует, чтобы наркоз проводил квалифицированный детский анестезиолог.
Результаты эндоскопии документируют письменно, а также по возможности представляют наглядно в виде схем-зарисовок, фотографий, слайдов, кино- и телезаписей. Протокол исследования составляют сразу же после окончания процедуры и подшивают к истории болезни. В нем приводятся паспортные данные больного с указанием возраста, пола, номер истории болезни или амбулаторной карты, отделения или учреждения, из которого поступил больной для эндоскопического обследования, а также развернутый клинический и рентгенологический диагноз, позволяющий определить показания к исследованию. Если эндоскопическое исследование или вмешательство осуществлялось раньше, то указывают их результаты. Далее следует описание всех манипуляций, проводимых во время настоящего исследования. Указывается вид обезболивания, премедикации, тип аппарата, границы осмотра. Во избежание субъективизма в интерпретации эндоскопической картины в протоколе детально отражают состояние всех изучаемых объектов. Помимо этого, в протоколе должны быть отражены произведенные во время эндоскопии манипуляции и оперативные вмешательства (фотографирование, биопсия, удаление новообразования и т. п.). Точность диагноза во многом зависит от того, как эндоскопист оценит визуальные наблюдения, поэтому очень важно подробное описание эндоскопических находок в протоколе исследования. Объективно составленный протокол является единственным документом, позволяющим опытному специалисту в определенных ситуациях проконсультировать результаты исследования. ПОДГОТОВКА БОЛЬНЫХ К ЭНДОСКОПИЧЕСКИМ ИССЛЕДОВАНИЯМ Общие положения Эндоскопические исследования проводятся по назначению лечащего врача на основании записи в истории болезни с обоснованием исследования. Заявка в отделение передается по телефону.
Дозировка медикаментов для премедикации, необходимой при ряде исследований, назначается лечащим врачом с записью в истории болезни. Изменения в премедикацию могут быть внесены врачом-эндоскопистом. При отмене исследования следует своевременно информировать отделение эндоскопии. Эзофагоскопия Эзофагоскопия проводится строго натощак (не разрешается ни пить, ни курить).
Ретроградная панкреатохолангиография (РПХГ) РПХГ — сочетанная рентгено-эндоскопическая методика, направленная на выявление нарушений в желчевыводящих и панкреатическом протоках. Колоноскопия Подготовка к колоноскопии строго индивидуальна в зависимости от заболевания и функции кишечника. Примерная схема подготовки:
Лапароскопия Лапароскопия является малой операцией и поэтому выполняется в условиях операционной.
При проведении исследования под местной анестезией проводится премедикация (за час до исследования):
При проведении исследования под общим обезболиванием премедикация назначается анестезиологом. Анамнез Начало боли имеет значение при неотложных острых заболеваниях брюшной полости. Жжение исходит из слизистой оболочки, которая имеет дефект или воспалена. Ощущение давления, переходящее в тупую боль, вызвано растяжением слоев стенки органов. Схваткообразные боли (кишечная колика) говорят о непроходимости кишечника. Сверлящая боль указывает на воспалительное заболевание в наружных слоях стенки органа и серозной оболочке (соматическая боль). Тошнота возникает рефлекторно в результате затруднения опорожнения в верхнем отделе пищеварительного тракта или повышения давления в полом органе. Она прекращается после рвоты, если причина находилась в верхнем отделе желудочно-кишечного тракта. Примесь крови в кале (дегтеобразный стул) бывает при желудочно-кишечных кровотечениях. Недержание кала говорит о заболевании заднего прохода. ОБСЛЕДОВАНИЕ ЖИВОТА Осмотр При осмотре уже по выражению лица пациента можно определить абдоминальное заболевание. Бледное лицо с заостренными чертами вызывает подозрение на начинающийся перитонит. Сухой язык также является прогностическим признаком «острого живота». Напряжение брюшной стенки, когда живот не участвует в дыхании («доскообразный») — этот симптом говорит о вовлечении в патологический процесс брюшины (перитонит). Равномерно раздутый живот говорит о метеоризме. Неравномерное (асимметричное) увеличение живота является признаком непроходимости кишечника. Пальпация При пальпации живота необходим хороший контакт с пациентом, так как в противном случае пациент не расслабит брюшную стенку или проявит защитную реакцию по отношению к обследующему. Теплые руки служат обязательным условием для пальпации. Холодные руки вызывают рефлекторное защитное напряжение брюшной стенки. При пальпации пациент должен лежать горизонтально со слегка приподнятой головой, вытянутыми ногами и прижатыми к бокам руками. Глубокое дыхание способствует снятию произвольного сокращения брюшной стенки. Начинать пальпировать необходимо со стороны наименьшей болезненности. Сначала проводят поверхностную пальпацию. При этом следует обращать внимание на непроизвольное рефлекторное защитное напряжение мышц брюшной стенки, определить локализацию боли и проверить симптом Щеткина-Блюмберга: возникновение боли в момент быстрого отдергивания руки после надавливания на брюшную стенку. При разлитом перитоните положительный симптом находят по всему животу, а при ограниченном — только в патологически измененных местах. Степень защитного напряжения может варьировать от едва заметного до доскообразного. При глубокой пальпации можно определить форму, размеры и плотность органа, наличие патологических образований и спазмированных полых органов. В норме можно пропальпировать аорту, позвоночник, слепую кишку и нижний край печени. Переполненный желудок или мочевой пузырь определяется в виде диффузного нечеткого отграниченного образования, даже если они не изменены патологически. Все остальные плотные образования являются патологическими. Перкуссия Перкуссия живота может указать на увеличение печени, селезенки, которые дают притупление при перкуссии; определить патологические образования. При непроходимости кишечника перкуторно определяется высокий тимпанит над непроходимостью. Высокий тимпанит в левом и правом подреберье и исчезновение печеночной тупости говорят о разрыве полых органов при травме. Притупление внизу живота и в боковых его отделах указывает на перитонит или разрыв паренхиматозных органов при травме. Аускультация Аускультация живота обнаруживает изменение кишечных шумов. Нормальные кишечные шумы возникают через неравные, иногда длительные промежутки времени и имеют приглушенный булькающий тон. Иногда для лучшего прослушивания кишечных шумов пациента просят несколько раз надуть и втянуть живот. Отсутствие кишечных шумов говорит о перитоните или парезе кишечника. Пальцевое ректальное исследование (ПРИ) входит в стандарт обследования пациентов с травмой органов брюшной полости, повреждением живота. Владение методикой обязательно как для сестринского, так и для фельдшерского персонала. Обследование живота включает обязательное пальцевое исследование прямой кишки (per rectum). Исследование проводится одетым в резиновую перчатку указательным пальцем руки в положении пациента на левом боку, коленно-локтевом или на гинекологическом кресле. Болезненность и нависание брюшины в дугласовом пространстве говорит о перитоните или кровотечении в брюшную полость при травме живота. Техника выполнения Ректальное исследование проводят в различных положениях пациента:
· лежа на боку с согнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами, · в коленно-локтевом положении, · в положении на спине (на гинекологическом кресле) с согнутыми в коленных суставах и приведенными к животу ногами. · Иногда для оценки состояния труднодоступных верхних отделов прямой кишки при пальцевом ректальном исследовании пациенту придают положение на корточках. · При подозрении на перитонит или абсцесс дугласова пространства пальцевое ректальное исследование необходимо осуществлять в положении больного на спине, т.к. только при этом условии можно выявить симптом нависания и болезненность передней полуокружности стенки прямой кишки. Кристаллоиды
Коллоиды
Эмульсии
В заключение хочется отметить, что с точки зрения физической химии названия основных групп – кристаллоиды, коллоиды и жировые эмульсии – употребляются не совсем правильно. Более точными названиями были бы названия истинных растворов и молекулярных дисперсий (растворов солей, углеводов, спиртов и аминокислот). Однако в медицине тривиальные термины приживаются достаточно прочно, поэтому все придерживаются привычной терминологии.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ СИНДРОМ «ОСТРОГО ЖИВОТА» Задание: Установите соответствие ВАРИАНТ №1
Ответ: 1____, 2_____,3____, 4____, 5 _____
ВАРИАНТ№2
Ответ: 1____, 2_____,3____, 4____, 5 _____,6_____ ВАРИАНТ №3
Ответ: 1____, 2_____,3____, 4____, 5 _____,6_____
ЭТАЛОН ОТВЕТОВ
Вариант №1. 1-д; 2-а; 3-е; 4-г; 5-в. Вариант №2. 1-г; 2-а; 3-б; 4-в;5-е, 6-д. Вариант №3. 1-д; 2-в; 3-г; 4-- а, е; 5-ж, 6-б. I. Методический блок Тема: Клиника и диагностика кровотечений органов брюшной полости. Оказание первой помощи. Хирургическая тактика ведения больных с тупыми травмами органов брюшной полости № 28 Специальность 34.02.01 Сестринское дело Дисциплина: ПМ 02 МДК 02.01.Сестринская помощь пациентам хирургического профиля Курс: I (II) Семестр: 2 (4) Количество часов 4 Учебные цели: Студент должен иметь практический опыт: 1) классификация травматических повреждений органов брюшной полости; 2) механизм закрытых повреждений органов брюшной полости; 3) проникающие ранения брюшной стенки и тактика хирурга при них; 4) первая медицинская помощь на догоспитальном этапе, транспортировка пострадавших; 5) основные симптомы повреждения органов брюшной полости; 6) клинические и инструментальные методы исследования в диагностике закрытых повреждений органов брюшной полости; 7) лечение больных с повреждением органов брюшной полости; 8) предоперационная подготовка и послеоперационное ведение больных с повреждением органов брюшной полости; 9) особенности специального ухода за больными с повреждениями живота и органов брюшной полости; 10) организация сестринского процесса у больных с повреждениями живота. Студент должен знать:
1) классификацию травматических повреждений органов брюшной полости; 2) опасности при повреждениях органов брюшной полости;. 3) клинические симптомы повреждений паренхиматозных и полых органов брюшной полости; 4) объем доврачебной помощи при травматических повреждениях органов брюшной полости; 5) объем дополнительных методов исследования для выявления повреждений органов брюшной полости; 6) значение лапароскопии при закрытой травме живота; 7) лечение больных с повреждением органов брюшной полости; 8) организацию сестринского процесса у больных с повреждением органов брюшной полости. 9) специальные методы исследования диагностики внутреннего желудочно-кишечного кровотечения; 10) способы остановки кровотечения из язвы желудка и двенадцатиперстной кишки; 11) способы остановки кровотечения из варикозных вен пищевода; 12) показания к оперативному лечению больного с кровотечением в просвет желудочно-кишечного тракта, его виды; 13) основы гемостатиче
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.4.181 (0.146 с.) |