Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема №5: развитие организма и личности человека под влиянием его двигательной деятельности.
П.Ф. Лесгафт обнаружил влияние мышечной деятельности на развитие скелета. Современные исследования говорят об изменениях химического состава костей (увеличение содержания кальция, фосфора) у юных спортсменов уже через 6-7 месяцев после начала тренировок, а также: формы (у штангистов меняется форма лопатки и ключицы), сроки роста костей и их окостенения и т.д. В суставах также происходят изменения формы и величины суставных поверхностей, структуры связок и мягких тканей, окружающей суставы. Наиболее заметны изменения в мышечной системы. Увеличивается масса и объём скелетных мышц. Наблюдается большая гипертрофия мышц, выполняющих работу и статистического характера. При этом увеличивается число капилляров и тем самым улучшается кровоснабжение; разрастаются нервные окончания, увеличивая поверхность между мышечным волокном и нервом. Повышается содержание сократительных белков миозина, запасов креатинфосфата. Внутри каждой мышечной клетки увеличивается число митохондрий. Мышцы становятся функционально более подвижны, то есть способны быстрее отвечать на раздражение. Быстрее и полнее могут переходить от состояния сокращения к полному расслаблению. Сердечно-сосудистая система реагирует морфофункциональными перестройками сердца, сосудов и крови. Увеличиваются размеры сердца за счёт увеличения полостей и гипертрофии сердечной мышцы (миокарда) – с 700 см3 до 900-1150 см3. Уряжается частота сердцебиений (пульс) в состоянии покоя (с 70-80 до 40-60 уд/мин). Сердце тренированного человека может перекачивать в 2-2,5 раза больше крови за одну минуту, чем сердце нетренированного. Изменяется упругость сосудов. Увеличивается содержание эритроцитов и гемоглобина в крови, что обеспечивает повышенную кислородную её емкость, а также количество лимфоцитов. Дыхательная система реагирует менее частым и более глубоким дыханием в состоянии покоя. Происходит развитие дыхательных мышц, увеличивается объём грудной клетки, что ведёт к увеличению ЖЕЛ (с 3-4 до 5-7л.). Возрастает и величина МВЛ (с 60-120 до 150-200л). Повышается время произвольной задержки дыхания. Становятся более высокими показатели максимально КД (с 10 до 15-20л), МПК (с 3 до 5-6,5 л/мин) и коэффициент использования кислорода (с 3-4% до 5-6%).
Стимулируется работа пищеварительной системы ввиду повышенной потребности в питательных веществах, что благоприятно отражается на протекании всех пищеварительных процессов. Совершенствуются регуляционные механизмы, координирующие работу всех органов выделительной системы. И, конечно же, совершенствуется деятельность центральных и периферических отделов нервной системы. Формируются новые координации в коре головного мозга, складывающиеся в динамические стереотипы. Увеличивается подвижность нервных процессов, вырабатывается более высокая степень уравновешенности нервных процессов. Повышается устойчивость организма по отношению к действию целого ряда неблагоприятных факторов внешней среды: например, температурных колебаний, недостатка кислорода в воздухе и т.п. При этом различают два механизма повышения устойчивости организма. Специфический механизм сводится к тому, что повышение устойчивости к конкретному фактору развивается при повторяющемся действии этого фактора. Неспецифический механизм повышения устойчивости обеспечивается явлением переноса, которое заключается в том, что тренировка одних систем приводит к одновременному укреплению других. Установлено, что тренированный человек, например, быстрее и лучше акклиматизируется в новой местности, более устойчив к различным инфекциям. Итак, результатом двигательной деятельности в зависимости от специфики, а также от возраста, пола, индивидуальных особенностей занимающихся, и некоторых других условий, являются разнообразие биологических изменений на уровне всех систем организма в сторону развития их резервных возможностей. На базе этих частных изменений в организме происходят и общие. Вы становитесь более быстрыми, сильными, выносливыми, ловкими, гибкими. То есть происходит развитие вашего физического Я. Необходимо также твёрдо усвоить, что развитие и организма, и личности станет возможным, если ваша двигательная деятельность будет проходить при строгом соблюдении всех биологических и педагогических закономерностей. В противном случае эти изменения могут носит и негативный характер. Эти закономерности отражены в общих и частных принципах физкультурно-спортивной деятельности. Надо знать, понимать и придерживаться их.
ü Принцип всестороннего гармонического развития личности. Основывается на естественном единстве физического и духовного развития человека, этот принцип требует от него как можно более полного совершенствования средствами физической культуры индивидуальных физических и интеллектуальных способностей, нравственных и эстетических качеств, приобретения достаточно богатого фонда жизненно важных умений и навыков, включая и привычку трудиться; ü Принцип оздоровительной направленности. Он требует «Не вредить, а укреплять, улучшать, совершенствовать». На него надо опираться при выборе средств и при их применении, не завышая оптимальную меру нагрузки. При этом обязательны регулярный врачебный контроль и самоконтроль. ü Принцип сознательности и активности. Он предполагает осмысленное отношение и устойчивый интерес, обязательной предпосылкой к которым является какая-либо мотивация. ü Принцип наглядности. Он предполагает широкое использование ощущений, восприятий, образов с помощью не только зрения и слуха, но и всех других органов чувств. Особую роль в реализации этого принципа играют наглядные пособия, образное слово, идеомоторные упражнения; ü Принцип доступности и индивидуализации. Он требует полного соответствия между вашими возможностями и объективными трудностями при выполнении того или иного двигательного действия. Нужно знать свои функциональные возможности на сегодняшний день, не превышая меру физической нагрузки в интересах собственного здоровья. ü Принцип систематичности. Он диктует на основаниях процессов, происходящих в организме в результате занятий физическими упражнениями и связанных с функциональными и структурными изменениями в нём, регулярность двигательной деятельности, определённое чередование нагрузки и отдыха. ü Принцип повышения требований (динамичности). Он выражает тенденцию к усложнению применяемых упражнений, постепенному нарастанию объёму и интенсивности.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.159.10 (0.005 с.) |