Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Путешествие в мир цветов (2ч.)

Пояснительная записка

 

«Кто был глух к природе с детства,

кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца,

не открыл для себя красоты первой весенней травы,

к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного,

чувство поэзии, а может быть, и простая человечность»

(В.А. Сухомлинский

 

Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может тот, кто ее знает, изучает, понимает.

Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому главная задача экологического образования – формирование у детей экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений и мышления.

У детей занимающихся в кружке формируется экологическая культура, которая выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивные взаимодействия, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботится о живом. Дети узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения, сохранение многообразие видов организмов, охрана природы, как необходимое условие сохранение здоровья людей. Дети получают представления о заповедниках как одно из важнейших форм охраны природы.

В отличие от многих программ, данная программа выполняет важную социальную функцию, помогая детям через активное познание окружающего мира войти в новые современные социально-экономические отношения, и, преодолевая негативные проявления, получить опыт здорового образа жизни. Ее социальная направленность выражается в формировании экологизированного мировоззрения, разумных взаимоотношений человека с социумом и природой, а также в широкой начальной профессиональной ориентации.

Настоящая программа естественно-научной направленности является модифицированной, выполнена на основе программ:

1. Программы для внешкольных учреждений и образовательных школ /Под редакцией М.Б Коваль. // Юные натуралисты – Москва. Просвещение, 1988. - 203 стр.

2. Дополнительное образование детей: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. – Вып. 3. – М.: Народное образование; Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2007. – 416 с.

 

Нормативные документы:

• Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273);

• Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

• Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726;

• Письмо Минобрнауки России от 18.11.15 № 09-3242. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ.

• СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

• Методические рекомендации «По реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением ЭО и ДОТ» от 20.03.2020.

• Устав Учреждения.

Новизна

Программа ориентирована на системный, интегрированный подход в экологическом образовании и построена на принципах развивающего обучения. Данная программа – это целостная система экологического воспитания детей в возрасте 8-11 лет, в результате изучения которой ребёнок познаёт окружающую его действительность на основе краеведческих материалов, регионального компонента.

Актуальность

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях.

Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в       её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии. В связи с этим, разрабатываются новые научные концепции, принимаются нормативные документы, в которых отражено значение экологического образования, воспитания и просвещения, необходимость обеспечения данного процесса в различных образовательных учреждениях.

 

Цель программы:

 

Формирование осознанного отношения детей к природе, экологической культуры, любви к природе родного края.

 

Задачи программы:

 

Обучающие задачи:

· научить видеть и понимать красоту живой природы;

· сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;

· познакомить детей с охраняемыми животными, вошедшими в красную книгу;

· познакомить детей с окружающим растительным миром, с разнообразием цветочно-декоративных растений занесенных в красную книгу;

Воспитательные задачи:

· воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;

· воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;

Развивающие задачи:

· развивать потребности общения с природой;

· развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;

· развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.

 

Отличительные особенности программы:

 

Ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная программа:

 

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность детям познакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, способствует развитию мировоззрения, ценностным ориентациям, установкам и активной деятельности по охране окружающей среды.

Обучение основывается на принципах экологического образования:

· принцип целостности окружающей среды, формирующий у обучающихся понимание единства окружающего мира;

· принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период;

· принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.

Сроки реализации образовательной программы: 01.06.2020-30.06. 2020 года.

Программа рассчитана:  на 6 часов в неделю.

Режим занятий: 3 раза в неделю по 2 часа.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки:

 

Обучающиеся должны знать:

· правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;

· условия жизни животных в естественных условиях, вошедших в красную книгу;

· окружающий растительный мир, разнообразие цветочно-декоративных растений, занесенных в красную книгу;

· существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;

 

Обучающиеся должны уметь:

· общаться с природой;

· видеть и понимать красоту живой природы;

· воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;

· проводить самостоятельно наблюдения в природе;

· распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;

· самостоятельно находить дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;

 

Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств личности:

· любовь к людям и природе;

· ответственное отношение к окружающей среде;

· доброжелательность к живым существам;

· стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;

· доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;

 

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей данной программе:

 

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

· вводный - проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;

· рубежный - проводится после завершения изучения каждого раздела и необходим для закрепления знаний и умений;

· итоговый - проводится после завершения всей программы.

 

Результативность:

Для определения результативности педагог предлагает обучающимся самостоятельно выполнить по завершению изучения определенной темы презентацию, фотоотчёт, участвовать в викторине или конкурсе.

Формы отслеживания результатов: практические и исследовательские дела, анкетирование, тестирование, изучение мнений обучающихся, родителей, педагогов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 

Название темы Количество часов
1 Введение 2
2 Полезные лекарственные растения 2
3 Деревья, кустарники родного края 2
4 Путешествие в мир цветов 2
5 Охрана растений. Растения Красной книги 2
6 Грибы - часть живой природы 2
7 Съедобные и ядовитые грибы 2
8 Грибная игротека 2
9 В мире животных 2
10 Мой домашний питомец 2
11 Охрана животных.  Животные Красной книги 2
12 Итоговое занятие 2
     
     
     
     
     

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(всего- 24 часа, 6 часов в неделю)

 

1. Введение в образовательную программу (2 ч.)

Теоретическая часть:

Знакомство с понятием экология, что это? (презентация)

Техника безопасности.

 

2. Полезные лекарственные растения(2ч.)

Теоретическая часть:

Познакомить детей с лекарственными растениями, которые растут в нашем крае.

Деревья, кустарники (2ч.)

Теоретическая часть:

Ознакомительная информация о деревьях и кустарниках в виде презентации, мультфильма. Видеоролик, как быстро нарисовать дерево.

Грибная игротека (2ч.)

Практическая часть:

Викторина, ребусы, загадки о грибах.

В мире животных (2ч.)

Теоретическая часть:

Познакомить детей с миром животных и на какие группы можно их разделить.

10.   Мой домашний питомец (2ч.)

Теоретическая часть:

  Вспомнить кто такие домашние животные.

Практическая часть:

Фотоотчет о домашнем животном.

Итоговое занятие (2ч.)

Тестирование по изученным темам.

 

Учебно-методическое обеспечение:

· Технические средства обучения: компьютер или ноутбук.

· Наглядные средства обучения: электронные образовательные ресурсы:

     видеофильмы, учебные кинофильмы, презентации

 

Список литературы

 

1. Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о животных. Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 2010.

2. Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль: «Академия развития», 2008.

3. Анашкина, Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. Ярославль: «Академия развития», 2000.

4. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана. Книга для учащихся. М: Просвещение, 2005.

5. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. М., 2003.

6. Державина Т.Б. Экскурсии в природу: пособие для учителя. М.: Мнемозина, 2010.

7. Завьялова О.Г. Азбука экологии. М., 2007.

8. Ильин М.П. Школьный гербарий (Пособие для учителей). М.: «Просвещение», 2013 г.

9. Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. М., 2001.

10. Панарков М.А. Школьные походы в природу. М.: «Просвещение», 2005.

11. Пелевин В.И. Охрана природы. М.: Наука, 2001.

12. Тайны живой природы. М.: Росмэн, 2005 г.

13. Чернова Н.М. Экология животных. М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 2007.

14. Чижевский А.У. Экология: Энциклопедия “Я познаю мир”. Издательство АСТ, 2004.

15. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология. М.: Аванта +, 2005.

 

Литература для обучающихся

 

1.Биологический энциклопедический словарь. - М., 1986.

 

2.Колар К. Волнистые попугайчики. М.: «Аквариум», 1997г.

 

3.Красненков В. Г. Экологический дневник школьника Московской области. М.: «Современные тетради», 1997 г.

 

4.Мир животных. Составитель Б.И.Смирнов. С.-П.: «МиМ-Экспресс», 1995г.

Пимон М.Р. Жизнь леса. М.: «МАХАОН», 2008г.

 

5.Энциклопедия для детей. Т.19. Экология. М.: ЗАО Детское изд. «Аванта+», 2001г.

 

6. Новиков В. С., Губанов И. А.. Школьный атлас – определитель высших растений. М.: Просвещение, 2010

 

Интернет-ресурсы

1. Вся экология в одном месте. Всероссийский Экологический Портал.

http://ecoportal.su/

1. Полная энциклопедия грибов. http://bookz.ru/authors/tat_ana-lagutina/polnaa-e_678/1-polnaa-e_678.html

2. Природа и животные на Rin.ru. http://zoo.rin.ru/

3. Энциклопедия комнатных цветов и растений. http://iplants.ru/encikl.php?h=7

4. Энциклопедия лекарственных растений. http://tisyachelistnik.ru/starinnye-knigi.html

Энциклопедия “Флора и Фауна”. http://www.sci.aha.ru/biodiv/anim.htm

 

 

Пояснительная записка

 

«Кто был глух к природе с детства,

кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца,

не открыл для себя красоты первой весенней травы,

к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного,

чувство поэзии, а может быть, и простая человечность»

(В.А. Сухомлинский

 

Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может тот, кто ее знает, изучает, понимает.

Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому главная задача экологического образования – формирование у детей экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений и мышления.

У детей занимающихся в кружке формируется экологическая культура, которая выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивные взаимодействия, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботится о живом. Дети узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения, сохранение многообразие видов организмов, охрана природы, как необходимое условие сохранение здоровья людей. Дети получают представления о заповедниках как одно из важнейших форм охраны природы.

В отличие от многих программ, данная программа выполняет важную социальную функцию, помогая детям через активное познание окружающего мира войти в новые современные социально-экономические отношения, и, преодолевая негативные проявления, получить опыт здорового образа жизни. Ее социальная направленность выражается в формировании экологизированного мировоззрения, разумных взаимоотношений человека с социумом и природой, а также в широкой начальной профессиональной ориентации.

Настоящая программа естественно-научной направленности является модифицированной, выполнена на основе программ:

1. Программы для внешкольных учреждений и образовательных школ /Под редакцией М.Б Коваль. // Юные натуралисты – Москва. Просвещение, 1988. - 203 стр.

2. Дополнительное образование детей: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. – Вып. 3. – М.: Народное образование; Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2007. – 416 с.

 

Нормативные документы:

• Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273);

• Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

• Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726;

• Письмо Минобрнауки России от 18.11.15 № 09-3242. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ.

• СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

• Методические рекомендации «По реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением ЭО и ДОТ» от 20.03.2020.

• Устав Учреждения.

Новизна

Программа ориентирована на системный, интегрированный подход в экологическом образовании и построена на принципах развивающего обучения. Данная программа – это целостная система экологического воспитания детей в возрасте 8-11 лет, в результате изучения которой ребёнок познаёт окружающую его действительность на основе краеведческих материалов, регионального компонента.

Актуальность

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях.

Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в       её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии. В связи с этим, разрабатываются новые научные концепции, принимаются нормативные документы, в которых отражено значение экологического образования, воспитания и просвещения, необходимость обеспечения данного процесса в различных образовательных учреждениях.

 

Цель программы:

 

Формирование осознанного отношения детей к природе, экологической культуры, любви к природе родного края.

 

Задачи программы:

 

Обучающие задачи:

· научить видеть и понимать красоту живой природы;

· сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;

· познакомить детей с охраняемыми животными, вошедшими в красную книгу;

· познакомить детей с окружающим растительным миром, с разнообразием цветочно-декоративных растений занесенных в красную книгу;

Воспитательные задачи:

· воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;

· воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;

Развивающие задачи:

· развивать потребности общения с природой;

· развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;

· развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.

 

Отличительные особенности программы:

 

Ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная программа:

 

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность детям познакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, способствует развитию мировоззрения, ценностным ориентациям, установкам и активной деятельности по охране окружающей среды.

Обучение основывается на принципах экологического образования:

· принцип целостности окружающей среды, формирующий у обучающихся понимание единства окружающего мира;

· принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период;

· принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.

Сроки реализации образовательной программы: 01.06.2020-30.06. 2020 года.

Программа рассчитана:  на 6 часов в неделю.

Режим занятий: 3 раза в неделю по 2 часа.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки:

 

Обучающиеся должны знать:

· правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;

· условия жизни животных в естественных условиях, вошедших в красную книгу;

· окружающий растительный мир, разнообразие цветочно-декоративных растений, занесенных в красную книгу;

· существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;

 

Обучающиеся должны уметь:

· общаться с природой;

· видеть и понимать красоту живой природы;

· воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;

· проводить самостоятельно наблюдения в природе;

· распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;

· самостоятельно находить дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;

 

Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств личности:

· любовь к людям и природе;

· ответственное отношение к окружающей среде;

· доброжелательность к живым существам;

· стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;

· доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;

 

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей данной программе:

 

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

· вводный - проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;

· рубежный - проводится после завершения изучения каждого раздела и необходим для закрепления знаний и умений;

· итоговый - проводится после завершения всей программы.

 

Результативность:

Для определения результативности педагог предлагает обучающимся самостоятельно выполнить по завершению изучения определенной темы презентацию, фотоотчёт, участвовать в викторине или конкурсе.

Формы отслеживания результатов: практические и исследовательские дела, анкетирование, тестирование, изучение мнений обучающихся, родителей, педагогов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 

Название темы Количество часов
1 Введение 2
2 Полезные лекарственные растения 2
3 Деревья, кустарники родного края 2
4 Путешествие в мир цветов 2
5 Охрана растений. Растения Красной книги 2
6 Грибы - часть живой природы 2
7 Съедобные и ядовитые грибы 2
8 Грибная игротека 2
9 В мире животных 2
10 Мой домашний питомец 2
11 Охрана животных.  Животные Красной книги 2
12 Итоговое занятие 2
     
     
     
     
     

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(всего- 24 часа, 6 часов в неделю)

 

1. Введение в образовательную программу (2 ч.)

Теоретическая часть:

Знакомство с понятием экология, что это? (презентация)

Техника безопасности.

 

2. Полезные лекарственные растения(2ч.)

Теоретическая часть:

Познакомить детей с лекарственными растениями, которые растут в нашем крае.

Деревья, кустарники (2ч.)

Теоретическая часть:

Ознакомительная информация о деревьях и кустарниках в виде презентации, мультфильма. Видеоролик, как быстро нарисовать дерево.

Путешествие в мир цветов (2ч.)

Теоретическая часть:

Познакомить с названиями цветов и методами их выращивания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.145.109 (0.008 с.)