Предложения Советского Союза по берлинскому вопросу (из ноты Советского правительства правительствам США, Великобритании и франции. 27 ноября 1958 года 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предложения Советского Союза по берлинскому вопросу (из ноты Советского правительства правительствам США, Великобритании и франции. 27 ноября 1958 года



Западные империалистические страны грубо нарушили согласованные решения четырех держав по германскому вопросу и вступили в открытый военный союз с немецкими реваншистами. Западный Берлин был преврашен ими в очаг беспокойства и плацдарм подрывной работы против социалистических стран. Стремясь нормализовать положение в Западном Берлине и тем самым способствовать разрешению германской проблемы в целом, Советское правительство выступило 27 ноября 1958 г. с конкретными предложениями.

...Самым правильным и естественным решением вопроса было бы такое, при котором западная часть Берлина, ныне фактически оторванная от ГДР, воссоединилась бы с восточной частью, и Берлин стал бы единым городом в составе того государства, на земле которого он находится.

Однако Советское Правительство, учитывая нынешнюю нереалистическую политику США, а также Великобритании и Франции в отношении Германской Демократической Республики, не может не предвидеть трудностей для западных держав содействовать такому решению берлинского вопроса. Вместе с тем оно руководствуется заботой о том, чтобы процесс ликвидации оккупационного режима не был сопряжен с какой-либо болезненной ломкой УСТОЯВШИХСЯ порядков в жизни населения Западного Берлина.

Нельзя, конечно, не учитывать, что политическое и экономическое развитие Западного Берлина в период его оккупации тремя западными державами шло в ином направлении, нежели развитие Восточного Берлина и ГДР, в результате чего уклады жизни в обеих частях Берлина в настоящее время совершенно различны. Советское Правительство считает, что при окончании иностранной оккупации населению Западного Берлина должно быть предоставлено право иметь у себя такие порядки, каких оно само пожелает. Если жители Западного Берлина захотят сохранить нынешние формы жизни, основанные на частнокапиталистической собственности, то это их дело. СССР, со своей стороны, будет уважать любой выбор западноберлинцев в этом отношении.

В силу всех этих соображений Советское Правительство со своей стороны считало бы возможным, чтобы вопрос о Западном Берлине был в настоящее время решен путем превращения Западного Берлина в самостоятельную политическую единицу - вольный город, в жизнь которого не вмешивалось бы ни одно государство, в том числе и ни одно из существующих двух германских государств. Можно было бы, в частности, договориться о том, чтобы территория вольного города была демилитаризована и на ней не было никаких вооруженных сил. Вольный город Западный Берлин мог бы иметь свое собственное правительство и сам управлял бы своей экономикой, административными и иными делами.

Четыре державы, участвовавшие после войны в совместном управлении Берлином, равно как и оба германских государства, могли бы взять на себя обязательство уважать статус Западного Берлина как вольного города, подобно тому, например, как это было сделано четырьмя державами в отношении нейтрального статуса, принятого на себя Австрийской Республикой.

Советское Правительство, со своей стороны, не имело бы возражений против того, чтобы в соблюдении статуса вольного города Западного Берлина приняла в какой-то форме участие и Организация Объединенных Наций.

Очевидно, что, учитывая специфическое положение Западного Берлина, находящегося на территории ГДР и отрезанного от внешнего мира, возник бы вопрос о той или иной форме договоренности с Германской Демократической Республикой относительно гарантий беспрепятственного сообщения вольного города с внешним миром - как в восточном, так и в западном направлениях - в целях свободного передвижения людей и перевозки товаров. В свою очередь Западный Берлин взял бы на себя обязательство не допускать на своей территории враждебной, подрывной деятельности, направленной против ГДР или любого другого государства.

Изложенное выше решение вопроса о статусе Западного Берлина было бы важным шагом вперед в деле нормализации обстановки в Берлине, так как вместо очага беспокойства и напряженности он мог бы стать центром контактов и сотрудничества между обеими частями Германии в интересах ее мирного будущего и единства германской нации.

"Правда" от 28 ноября 1958 г.

ЕВРОПЕЙСКАЯ "ИНТЕГРАЦИЯ" И ОБОСТРЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ

С первых же послевоенных лет в Западной Европе наблюдается стремление к военно-политическому и экономическому объединению ("интеграции") капиталистических стран Европы. Основным инициатором планов европейской "интеграции" выступили Соединенные Штаты. Эти планы нашли свое выражение в серии практических мер: экономических (образование Бенилюкса, Европейского объединения угля и стали, Организации европейского экономического сотрудничества и др.), политических (многочисленные конференции по "объединению" Европы, создание Европейского совета, выдвижение планов "Европейского политического сообщества"), военных (Брюссельский пакт, западноевропейский союз, участие ряда стран Западной Европы в НАТО).

Новым звеном в политике европейской "интеграции" явилось образование в 1957 г. Европейского экономического сообщества ("общего рынка") и Европейского сообщества по атомной энергии ("Евратома") с участием ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Соглашение о создании Европейского экономического сообщества предусматривало образование "общего рынка" шести стран, а также присоединение к этому рынку колониальных владений его участников (план Еврафрики). Практические мероприятия по созданию "общего рынка" - отмена таможенных пошлин и количественных ограничений во взаимной торговле стран-участниц начали проводиться с 1 января 1959 г. Цели создания "общего рынка" далеко не ограничиваются областью экономики. Речь идет о создании экономического и политического объединения основных стран континентальной Западной Европы, т. е. о попытках образования империалистических Соединенных Штатов Западной Европы.

В противовес "общему рынку" Англия выдвинула план создания зоны свободной торговли - новой группировки, которая охватывала бы большинство капиталистических стран Западной Европы, в том числе и страны "общего рынка". Созданием такой зоны Англия рассчитывала нейтрализовать отрицательные для нее последствия образования "общего рынка", сохранив в неприкосновенности свои связи с Британским содружеством. Английскому плану не суждено было осуществиться: в конце 1958 г. он провалился, натолкнувшись на сопротивление Франции, поддержанной ее партнерами по "малой Европе". Потерпев неудачу в "лобовой атаке", Англия начала изыскивать обходные пути. Еще в конце 1958 г. она вступила в переговоры с рядом европейских стран, не вошедших в "общий рынок", о создании "малой зоны свободной торговли". Эти переговоры привели к заключению в конце 1959 и начале 1960 г. конвенции о создании Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) с участием Англии, Швеции, Норвегии, Дании, Швейцарии, Австрии и Португалии.

Главная ее цель - добиться соглашения с "общим рынком" о создании торгового объединения типа зоны свободной торговли в масштабе всей Западной Европы. Однако страны "общего рынка" не идут на объединение с ЕАСТ. В результате Западная Европа остается расколотой на два соперничающих блока, противоречия между которыми подчас достигали такой силы, что в Европе не раз возникала угроза настоящей "торговой войны". Положение в Западной Европе всерьез обеспокоило США. В условиях непрекращающегося ухудшения валютного положения и ослабления позиций американских экспортеров на мировом рынке США стали опасаться, что западноевропейские блоки придут к соглашению друг с другом без участия США и за их смет. В связи с этим они в конце 1959 г. выступили с предложением о создании взамен существующей с 1948 г. Организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС) новой более широкой организации, в которую Соединенные Штаты и Канада вошли бы в качестве полноправных членов. 15 декабря 1960 г. в Париже 18 западноевропейских стран, США и Канада подписали конвенцию о создании Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Новая организация наряду с торговыми проблемами должна заниматься также координацией политики развитых капиталистических стран в отношении "помощи" экономически слабо развитым странам. Создание ОЭСР не устраняет раскола Западной Европы. Коренные противоречия между основными капиталистическими странами остаются неразрешенными.

"Новые межгосударственные организации, возникающие под лозунгом "интеграции", - отмечается в Заявлении Совещания представителей коммунистических и рабочих партий, опубликованном 6 декабря 1960 г., - на деле ведут к усилению противоречий и борьбы между империалистическими странами, представляют собой новые формы раздела мирового капиталистического рынка между крупнейшими союзами капиталистов, проникновения более сильных империалистических государств в экономику своих слабых партнеров".

А. ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УГЛЯ И СТАЛИ ("план Шумана")

Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) - крупнейшее в капиталистическом мире международное государственно-монополистическое объединение, созданное в 1951 г. сроком на 50 лет на основе договора между Францией, ФРГ, Бельгией, Италией, Нидерландами и Люксембургом. Объединяя каменноугольную, железорудную промышленность и черную металлургию этих стран, ЁОУС оказывает значительное влияние на их хозяйственное развитие и играет важную роль в экономической жизни всей Зап. Европы, сосредоточивая 67% ее выплавки стали и свыше 50% добычи каменного угля.

ЕОУС представляет собой военно-промышленный блок западноевропейских государств, задачей которого является создание угольно-металлургической базы НАТО в Европе главным образом за счет угольной промышленности и черной металлургии ФРГ...

Согласно договору территория стран - участниц объединения образует "общий рынок", на котором для взаимной торговли членов ЕОУС углем, сталью и железной рудой отменены таможенные пошлины и количественные ограничения, устранены различия в транспортных тарифах, унифицированы цены внутри стран...

"Ежегодник Большой Советской Энциклопедии", 1958, стр. 377.

Б. ЕВРОПЕЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО "ОБЩИЙ РЫНОК" (Из договора, заключенного в Риме 25 марта 1957 г. правительствами ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга)

Статья 1. Настоящим договором Высокие Договаривающиеся Стороны совместно учреждают Европейское Экономическое Сообщество.

Статья 2. Сообщество имеет задачей осуществлять путем создания общего рынка и постепенного сближения экономической политики государств-членов всестороннее развитие экономической деятельности во всем Сообществе, постоянное и равномерное развитие, возрастающую стабильность, скорейшее повышение уровня жизни и более тесные связи между государствами, которые оно объединяет.

Статья 3. Для достижения целей, указанных в предыдущей статье, деятельность Сообщества предполагает в условиях и в соответствии с предусмотренными в настоящем Договоре сроками:

а) отмену между государствами-членами таможенных сборов и количественных ограничений для ввоза и вывоза товаров, а также всех других равнозначных по своим последствиям мер;

в) установление общего таможенного тарифа и общей торговой политики по отношению к третьим государствам;

c) устранение между государствами-членами препятствий для свободного движения лиц, услуг и капиталов;

d) установление общей политики в области сельского хозяйства;

e) установление общей политики в области транспорта;

f) создание режима, обеспечивающего условия, при которых конкуренция на общем рынке будет носить нормальный характер;

g) применение процедур, дающих возможность согласовывать экономическую политику государств-членов и устранять несоответствие в платежных балансах;

h) сближение законодательств стран-членов в той мере, в какой это необходимо для действия общего рынка;

i) создание Европейского Социального Фонда с целью улучшения возможностей занятости для трудящихся и содействия повышению их жизненного уровня;

J) создание Европейского Инвестиционного Банка, предназначенного для содействия экономическому развитию Сообщества путем создания новых ресурсов;

k) привлечение заморских стран и территорий с целью увеличения обмена и совместных УСИЛИЙ по экономическому и социальному развитию.

Статья 4. 1. Осуществление возложенных на Сообщество задач обеспечивается: Ассамблеей, Советом, Комиссией, Судом.

Каждое учреждение действует в рамках полномочий, определенных для него в настоящем Договоре.

2. При Совете и Комиссии находится Экономический и Социальный Комитет, имеющий консультативные функции.

Статья 8. 1. Общий рынок создается постепенно, в течение переходного 12-летнего периода...

Статья 9. 1. Основой Сообщества является таможенный союз, который распространяется на весь товарообмен и который предполагает отмену между государствами-членами импортных и экспортных таможенных пошлин и любых равнозначащих по последствиям сборов, а также установление общего таможенного тарифа в отношениях с третьими странами...

"Международная жизнь", 1957, № 7, стр. 143 - 150.

В. ЕВРОПЕЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ (ЕАСТ) (Из конвенции, подписанной правительствами Великобритании, Норвегии, Швеции, Дании, Швейцарии, Австрии и Португалии в декабре 1959 г. и январе 1960 г.)

Статья 1 АССОЦИАЦИЯ

1. Создается международная организация под названием Европейская ассоциация свободной торговли, именуемая в дальнейшем "Ассоциация".

2. Членами Ассоциации, именуемыми в дальнейшем "Государствами-членами", будут считаться государства, которые ратифицируют настоящую конвенцию и другие государства, которые могут присоединиться к ней...

4. Органами Ассоциации являются Совет и другие органы, которые могут быть созданы Советом.

Статья 2

ЦЕЛИ

Целями Ассоциации являются:

а) На территории Ассоциации и каждого государства-члена стимулировать постоянное расширение экономической активности, полную занятость, увеличение производительности труда и рациональное использование имеющихся ресурсов, финансовую стабильность и постоянное повышение жизненного уровня;

б) Обеспечить, чтобы торговля между государствами-членами развивалась в условиях справедливой конкуренции;

в) Устранить существенное неравенство между государствами-членами в условиях снабжения сырьем, производимым на территории Ассоциации и

г) Способствовать гармоничному развитию и расширению мировой торговли...

Статья 3

ИМПОРТНЫЕ ПОШЛИНЫ

1. Государства-члены будут снижать и в конечном счете полностью отменят таможенные пошлины в отношении товаров, происходящих из территории Ассоциации. После 1 января 1970 г. государства-члены не будут взимать импортных пошлин...

Статья 10 КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ИМПОРТА

1. Государства-члены не будут вводить или усиливать количественные ограничения импорта товаров из других государств-членов.

2. Государства-члены отменят такого рода количественные ограничения в возможно более короткий срок, но не позднее 31 декабря 1969 г.

"European Free Trade Association". Text of Convention and other Documents Approved at Stockholm on 20-th November, 1959, p. 7, 8, 13.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.249 (0.035 с.)