Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК рф) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК рф)



Непосредственным объектом данного преступления является деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, государственных компаний, государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых принадлежит РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, а также Вооруженным Силам РФ, другим войскам и воинским формированиям РФ по охране прав и законных интересов граждан.

С объективной стороны суть этого преступления состоит в использовании должност­ным лицом своих служебных полномочий во вред интересам службы, что приводит к су­щественному нарушению названных в статье прав и законных интересов.

Объективная сторона включает три обязательных признака: 1) использование винов­ным своих должностных полномочий во вред интересам службы; 2) наступление общест­венно опасного последствия – существенного нарушения указанных в законе интересов; 3) наличие причинной связи между использованием служебных полномочий и наступлением означенных в законе последствий.

Использование служебных полномочий – это совершение виновным действия (бездей­ствия) по службе, формально находящегося в его служебной компетенции. Судебная Кол­легия по уголовным делам ВС РФ обратила внимание судов на то, что ст. 285 УК РФ преду­сматривает ответственность за злоупотребление именно должностными полномочиями, а не за злоупотребление служебным положением. Поэтому при решении вопроса о наличии либо отсутствии в действиях должностного лица состава рассматриваемого преступления необходимо устанавливать круг и характер его служебных прав и обязанностей, закреп­ленных в законодательных и иных нормативных правовых актах, в уставах, положениях и т.д.

Следующий для рассматриваемого преступления признак – это совершение деяния во­преки интересам службы, т.е. не вызванного служебной необходимостью, – для должност­ного злоупотребления имеет особенно существенное значение.

Преступные последствия определяются законом как существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов обще­ства и государства. Признак этот относится к числу оценочных. Вред может выражаться не только в материальном ущербе, но и в ином вреде: нарушении конституционных прав и свобод граждан, подрыве авторитета органов власти, государственных и общественных ор­ганизаций, нарушении штатно-финансовой дисциплины, обмане контролирующих органов, создании помех и сбоев в их работе, нарушении общественного порядка и т.д. Критериями признания вреда существенным могут служить: сте­пень отрицательного влияния деяния на работу предприятия (учреждения, организации), характер и размер понесенного материального ущерба, число потерпевших граждан, тя­жесть причиненного им материального или физического вреда.

Так как существенный вред – это оценочное понятие, то в обвинительных документах органов предварительного следствия и приговоре суда такая оценка последствий должна быть достаточно мотивирована.

Данное преступление имеет материальный состав. Следовательно, преступление признается совер­шенным с момента существенного нарушения хотя бы одного из названных в законе благ.

Когда злоупотребление должностными полномочиями происходит с целью хищения материальных средств, деяние квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 285 УК РФ и соответствующей статьей, устанавливающей ответственность за хищение с использованием служебного положения.

Субъективная сторона выражается виной в форме прямого умысла. Обязательными субъективными признаками преступления за­кон считает мотив – корыстную или иную личную заинтересованность.

Корыстная заинтересованность означает стремление лица получить имущественную выгоду, обогатиться, избавиться от затрат без незаконного изъятия чужо­го имущества и безвозмездного обращения его в свою пользу или собственность других лиц. Иная личная заинтересованность состоит в стремлении виновного извлечь путем ис­пользования должностных полномочий выгоду неимущественного характера (протекцио­низм, карьеризм, семейственность, получение взаимной услуги и т.п.).

При предъявлении обвинения и вынесении приговора в обязательном порядке должен указываться мотив преступления, отсутствие в действиях должностного лица корыстной или иной личной заинтересованности означает отсутствие состава данного преступления.

Субъектом преступления может быть только должностное лицо, признаки которого были рассмотрены ранее. Частное лицо, действовавшее с должностным, выполнившим элементы объективной стороны, будет нести ответственность как соучастник (организатор, подстрекатель, пособник).

Квалифицированный вид должностного злоупотребления образуется при наличии та­кого же деяния, совершенного лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 285).

Особо квалифицированный вид должностного злоупотребления образует деяние, пре­дусмотренное ч.ч. 1 или 2 ст. 285 УК РФ, повлекшее тяжкие последствия (ч. 3 ст. 285).

Так же как и существенное нарушение, тяжкие последствия являются категорией оце­ночной и их наличие определяется обстоятельствами конкретного уголовного дела (на­пример, крупные аварии, длительная остановка транспорта или производственного про­цесса, на­несение государству ущерба в особо крупных размерах, причинение смерти или нанесение тяжкого вреда здоровью).

Нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 2851 УК РФ)

Непосредственный объ­ект – отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уров­ней бюджетной системы. Предмет преступления – средства бюджета соответствующего уровня.

Объективная сторона преступления представлена действием – расходованием бюд­жетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (далее – БК РФ) расходование бюджетных средств – это про­цедура финансирования, осуществляемая путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физиче­ских и юридических лиц.

Необходимым условием списания денежных средств является подтверждение бюджет­ного обязательства в виде разрешительной надписи, осуществляемой Федеральным казна­чейством и финансовыми органами субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Поэтому расходование бюджетных средств состоит из трех этапов: принятие получателем бюджетных средств денежного обязательства путем составления платежного документа; подтверждение обязательства и списание денежных средств со счета.

В общем виде формы расходов бюджетов определены в ст. 69 БК РФ, например: ассигнования на содержание бюджетных учреждений, трансферты населению. Нецелевым является расходование, которое не соответствует условиям получения бюд­жетных средств, например: финансирование расходов, не включенных в смету, либо фи­нансирование расходов в объеме большем запланированного за счет недофинансирования других расходов.

Состав преступления – формальный. Оно признается оконченным с момента списания бюджетных средств со счета. Крупным размером израсходованных бюджетных средств, признается их сумма, превышающая 1,5 млн. рублей.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла.

Субъект преступления – специальный, т.е. должностное лицо получателя бюджетных средств (бюджетного учреждения или иной организации, имеющей на это право).

В ч. 2 предусмотрены два квалифицирующих признака – совершение преступления группой лиц по предварительному сговору и в особо крупном размере.

Последним признается сумма бюджетных средств, превышающая 7,5 млн. рублей.

Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 2852 УК РФ)

Непосредственный объект преступления – отношения, возникающие в процессе осу­ществления расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов. К ним относят­ся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориаль­ные фонды обязательного медицинского страхования.

Предмет преступления – денежные средства, находящиеся во внебюджетных фондах.

Объективная сторона характеризуется действием – расходованием указанных средств на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством. Например, не­целевым расходованием средств Пенсионного фонда является размещение временно сво­бодных средств резерва в ценные бумаги.

Состав преступления – формальный.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла.

Субъект преступления – должностное лицо, обладающее статусом распорядителя средств.

Понятия крупного и особо крупного размера, а также квалифицирующих признаков в ч. 2 данной статьи аналогичны рассмотренным ранее при анализе ст. 2851 УК РФ.

Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (ст. 2853 УК РФ)

Непосредственный объект преступления – отношения, связанные с едиными государственными реестрами РФ и документами, послужившими основаниями для внесения в них сведений. К единым государственным реестрам РФ относятся реестры, содержащие сведения по различным направлениям деятельности.

Рассматриваемая статья содержит в себе два альтернативных предмета преступления.

К первому следует относить единые государственные реестры, представляющие собой федеральные информационные ресурсы. Характер единых государственных реестров, их содержание, порядок и субъект ведения реестров устанавливаются на законодательном уровне и конкретизируются в соответствующих постановлениях Правительства РФ. В таких случаях для установления предмета следует в каждом конкретном случае на основе нормативных правовых актов устанавливать, относится ли тот или иной документ к категории единых государственных реестров.

Ведение указанных выше государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с диспозицией статьи предмет преступления будет иметь место только в том случае, когда государственный реестр предусмотрен законодательством РФ.

Вторым предметом рассматриваемого преступления являются документы, на основании которых были внесены запись или изменение в единые государственные реестры, если обязательное хранение этих документов предусмотрено законодательством РФ.

Следовательно, законодателем выделяется два обязательных признака второго предмета преступления. Документы, о которых идет речь в анализируемой статье, должны являться основанием внесения записей в единые государственные реестры, а также данные документы должны подлежать обязательному хранению на основании действующего законодательства.

Объективная сторона преступления выражается в действии. Стоит отметить, что ее содержание будет различаться в зависимости от того, что является предметом преступления.

В первом случае объективная сторона преступления может заключаться во внесении недостоверных сведений в один из единых государственных реестров, предусмотренных законодательством РФ, а во втором – в уничтожении, подлоге документов, которые подлежат обязательному хранению.

Недостоверными следует признавать сведения, которые не соответствуют действительности либо искажены. Внесение сведений может осуществляться посредством записи или помещения информации на электронном носителе.

Уничтожение документов предполагает их физическую ликвидацию (сжигание, разрывание и т.д.). Подлог документов возможен путем как их подмены, так и внесения ложных сведений, пометок, подчисток и т.п.

Обязательность хранения документов определяется соответствующими нормативными актами.

Состав преступления является формальным.

Преступление окончено с момента внесения недостоверных сведений, уничтожения или подлога документов.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.

Субъект преступления – специальный. Субъектом внесения заведомо недостоверных сведений в единые государственные реестры может быть только должностное лицо, а субъектом уничтожения или подлога документов может быть как должностное лицо, так и государственный или муниципальный служащий, не являющиеся должностными лицами.

Понятия квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков в ч. 2, 3 данной статьи аналогичны рассмотренным ранее при анализе ст. 285, 2851 УК РФ.

Злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа (ст. 285 4 УК РФ)

Непосредственный объект преступления – отношения складывающиеся в сфере выполнения государственного оборонного заказа.

Правовой основой регламентации отношений в указанной сфере является Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

Под государственным оборонным заказом следует понимать установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.

В соответствии с ФЗ "О государственном оборонном заказе" сторонами государственного контракта на выполнение гособоронзаказа выступают государственный заказчик, головной исполнитель и исполнитель.

Государственный заказчик - федеральный орган исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", обеспечивающие поставки продукции по государственному оборонному заказу.

Головной исполнитель поставок продукции по государственному оборонному заказу (головной исполнитель) - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу.

Исполнитель, участвующий в поставках продукции по государственному оборонному заказу (исполнитель), - лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем.

К деяниям, входящим в объективную сторону злоупотреблений должностных лиц государственного заказчика (ст. 2854 УК РФ), могут быть отнесены, например: — нарушение требования об использовании для расчетов по государственному контракту только отдельного счета в уполномоченном банке; — нарушение условий государственных контрактов об авансировании и оплате поставок продукции; — нарушения при осуществлении контроля за целевым использованием головным исполнителем бюджетных средств или за обеспечением исполнителями поставок продукции по гособоронзаказу; — нарушения при осуществлении контроля качества товаров, работ, услуг, соответственно поставляемых, выполняемых, оказываемых по государственному оборонному заказу, а также приемке продукции (см. ст. 7 ФЗ о ГОЗ)

К деяниям лиц, выполняющих управленческие функции в головном исполнителе, квалифицируемым по статье 2854 УК РФ, могут быть (при наличии всех признаков состава) отнесены: — нарушения режима использования отдельного банковского счета; — нарушения при принятии мер по исполнению контрактов; — нарушения при обеспечении поставок продукции по гособоронзаказу в соответствии с условиями государственного контракта; — нарушения при обеспечении соответствия продукции обязательным требованиям; — нарушения при предоставлении государственному заказчику обоснований, необходимых для изменения цены государственного контракта (ч. 1 ст. 8 ФЗ о ГОЗ).

Злоупотребления должностных лиц контролирующего органа, связанные с нарушениями статьи 152 ФЗ о ГОЗ, могут квалифицироваться по статье 2854 УК РФ, если такие нарушения имели место при выполнении гособоронзаказа (например, при возбуждении и рассмотрении дел о нарушениях законодательства в сфере гособоронзаказа; выдаче участникам данных правоотношений обязательных предписаний; проведении проверок соблюдения законодательства в сфере гособоронзаказа — см. ст. 154 —1510; и др.).

Последствиями в основном составе анализируемого злоупотребления по службе является «существенное нарушение охраняемых законом интересов общества или государства при выполнении государственного оборонного заказа» (ч. 1 ст. 2854 УК РФ).

«Тяжкие последствия» в пункте «б» части 2 ст. 2854 УК РФ по буквальному смыслу закона могут выходить за рамки общественных отношений, возникающих в связи с выполнением государственного оборонного заказа, то есть оснований для квалификации по совокупности со статьей 285 УК РФ не имеется. В диспозиции ч. 1 статьи 2854 УК РФ не конкретизируются виды должностных лиц. С учетом содержания ФЗ о ГОЗ есть основания полагать, что субъект этого состава — узкоспециальный, то есть это должностные лица, выступающие непосредственными участниками общественных отношений по выполнению государственного оборонного заказа.

К субъектам данного преступления относятся (ст. 3 ФЗ о ГОЗ):

— должностные лица федерального органа исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», обеспечивающих поставки продукции по государственному оборонному заказу (то есть должностные лица государственных заказчиков государственного оборонного заказа) (ст. 2854 УК РФ);

— лица, указанные в примечании 1 к статье 285, осуществляющие управленческие функции в организации — головном исполнителе поставок продукции по государственному оборонному заказу, которой может быть «юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу»;

— лица, указанные в примечании 1 к статье 285 УК РФ, осуществляющие управленческие функции в организации-исполнителе, участвующей в поставках продукции по государственному оборонному заказу, входящей в кооперацию головного исполнителя и заключившей контракт с головным исполнителем или исполнителем;

— лица, выполняющие управленческие функции в уполномоченном банке, то есть банке, выбранном головным исполнителем в соответствии с ФЗ о ГОЗ и созданном в соответствии с законодательством РФ;

— должностные лица органа финансового мониторинга, то есть федерального органа исполнительной власти, принимающего меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

— должностные лица федерального органа в области обороны, то есть федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, уполномоченного на ведение и сопровождение единой информационной системы государственного оборонного заказа;

— должностные лица контролирующего органа, то есть федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа.

 Из пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 года № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» следует, что злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) — преступление умышленное (как основной, так и квалифицированные его виды). Исходя из этого, есть основания предполагать, что субъективная сторона состава ст. 2854 носит умышленный характер служебных злоупотреблений при выполнении гособоронзаказа, причем мыслимы как прямой, так и косвенный умысел. Едва ли как-то иначе, чем в пункте 16 указанного Постановления Пленума ВС, следует понимать и содержание корыстной или иной личной заинтересованности в части 1 статьи 2854 УК РФ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.027 с.)