Zivorad Mihajlovic-Slavinski 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Zivorad Mihajlovic-Slavinski



I CHING: PHILOSOPHICAL MACHINE

Перевод с английского О. В. Матвеева

Оформление обложки И. А. Лаптевой

Славинский Ж.

И-Цзин: философская машина. Инструменты для духовного роста и нравственного развития. — СПб.: ИГ «Весь», 2011. — 288 с.: ил. — (Проработка).

ISBN 978-5-9573-1996-2

Это практическое руководство основано на многолетних исследованиях И-Цзин Живорадом Славинским — известным сербским психологом, создателем эффективных методик по са- моразвитию и духовному исцелению.

И-Цзин часто преподносят как систему-оракул, дающую относительно точный прогноз будущих событий в жизни че- ловека. Многие полагают, что больше в ней ровным счетом ни- чего и нет. В книге Ж. Славинского, в которой переплетаются как классический текст, так и записи с толкованиями знаме- нитых экспертов «Книги перемен», с одной стороны, И-Цзин представлена как система-оракул, а с другой, как средство для духовного роста и нравственного развития.

И-Цзин можно рассматривать в качестве инструмента, по- зволяющего принимать правильные решения в повседневной жизни. Приведенные в книге гексаграммы раскрывают наше отношение к различным событиям, показывают, как нужно себя вести, чтобы наилучшим образом достичь гармонии с со- бой и с окружающим миром, как преодолеть предубеждения и освободиться от многих проблем. Работа с гексаграммами кро- потлива, но весьма занятна.

Несомненно, данное руководство принесет много пользы, с тем условием, что вы приложите подлинные усилия и будете с ним работать. Если вы примете условия игры, то обязатель- но найдете в И-Цзин того, о ком мечтают тысячи людей, — Ду- ховного Учителя, личного гуру, который навсегда останется с вами, поможет советом и наставит на верный  путь.


 

УДК 159.98

ББК 88.5

Тематика: Эзотерика / Эзотерические учения

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизве- дена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев ав- торских прав.

 


 

 

ISBN 978-5-9573-1996-2


© 2005 by Zivorad Mihajlovic-Slavinsky

© Перевод на русский язык, издание на русском языке. ОАО «Издательская группа „Весь“», 2011


 

 

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Эта книга является результатом работы Живорада Ми- хайловича-Славинского и Ядранки (Альды) Стилин Михайло- вич. Исследования этой темы заняли множество лет. Как и все честные люди, они зарабатывают на жизнь своей работой. Ко- пирование ее без предоставления компенсации владельцам — нарушение экономических, юридических и человеческих прав авторов, и означает кражу их труда. Копирование — это провал в области личной и духовной целостности. Тот, кто так посту- пает, делает себя бесчестным человеком, вором. Кража отяго- щает карму. Спасибо, что вы не совершаете этого.


 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие....................................................................................................... 7

История И-Цзин............................................................................................... 10

Как создавать гексаграмму.......................................................................................... 14

Метод подбрасывания трех монет............................................................. 18

Как найти свою гексаграмму?........................................................................ 21

Постановка вопросов и толкование ответов............................................ 22

Значения триграмм..................................................................................................... 30

Гексаграммы............................................................................................................. 35

И-Цзин как инструмент духовного развития........................................... 264

И-Цзин и системы духовного развития.................................................... 272


 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Это практическое руководство основано на моих записях, которым уже много лет (они были сделаны еще в 1987 году). За это долгое время я часто обращался к И-Цзин, или «Книге Перемен», и вел подробные записи результатов моего анали- за. В 1973 году я опубликовал книгу «Символы Герметизма», в которой одна из глав была посвящена исследованию И-Цзин. Насколько мне известно, это был первый текст об И-Цзин на сербском языке. Я был приятно удивлен как количеством чи- тателей, так и их положительными отзывами. Многие спраши- вали, появится ли И-Цзин на сербском языке, делая акцент на такой книге, которая, по сути, являлась бы надлежащим руко- водством для практического применения.

Некоторое время меня занимала мысль о таком практичес- ком руководстве, но позже я с ней распрощался. Я понимал, что у меня не было достаточного опыта, некоторые вещи мне все еще были не до конца понятны, и мысли о создании этой книги были больше основаны на энтузиазме, нежели на истин- ном понятии этого изумительного средства практической фи- лософии. Когда человек восхищается чем-нибудь, это далеко не означает, что он имеет полное и глубокое представление об этом и сможет преподнести полученное знание в форме полез- ных практических инструкций.

С тех пор прошло четырнадцать лет. На протяжении этого времени я продолжал изучать «Книгу Перемен». Иногда друзья


8    Живорад Славинский

 

просили меня продолжать исследования. У меня было мно- го необычных переживаний, я извлек такую громадную поль- зу из этой восхитительной книги, что она просто не поддается определениям. Я говорю «книга», потому что не знаю, как на- звать это должным образом. Своими собственными глазами я наблюдал, как многие люди, поначалу недооценивавшие всю значимость И-Цзин, постепенно отбрасывали безоснователь- ные доводы и становились приверженцами, последователями и практиками. Порой эти изменения были внезапными и су- щественными. Впоследствии некоторые спрашивали разреше- ния на использование моих записей, которых к тому времени стало значительно больше. В то же время меня снова посетила идея о публикации записей в форме книги. Наконец, я осознал, что это просто невозможно — получить совершенные знания о системе, которая отражает целый мир и таким образом, по сути, является бесконечной. Конфуций в возрасте семидесяти лет писал, что если бы у него выпал шанс прожить еще пять- десят лет, он, не колеблясь, посвятил бы их изучению И-Цзин. Если это действительно так, то что же нам остается делать? Ответ прост: преобразовать знания в руководство для тех, кто знает меньше. Именно это и послужило причиной написания данной книги «И-Цзин: философская машина».

 

И-Цзин часто преподносят как систему-оракул, дающую от- носительно точный прогноз будущих событий в жизни челове- ка. Многие полагают, что больше в ней ровным счетом ниче- го и нет. В моей же книге, в которой переплетаются как клас- сический текст, так и мои записи с толкованиями знаменитых экспертов, И-Цзин, с одной стороны, представлена как систе- ма-оракул, а с другой стороны, что мне кажется более важным, как настоящая философская машина — средство для духовно- го роста и нравственного развития. Это непревзойденный инс- трумент, с которым человечество еще не имело дела, доступный как обычному человеку, так и людям весьма высокообразован- ным — таким, например, как Конфуций. На основании моего опыта и опыта многих других людей я могу сделать вывод, что это руководство принесет много пользы, с тем условием, что вы приложите подлинные усилия и будете с ним работать. Это означает, что вы должны быть открыты И-Цзин, освободиться


 

от предрассудков, уважать ее как почтенного человека, полного глубокой мудрости и любви. Такой человек всегда готов прий- ти на помощь, понять и простить нас, но он настаивает, что- бы мы были истинными учениками. Эти требования — толь- ко для нашего же блага. Если мы примем эти условия и будем вести себя надлежащим образом, то станем пожинать плоды. Мы найдем того, о ком мечтают тысячи, — нашего Духовно- го Учителя, личного гуру, который навсегда останется с нами.


 

 

И-Цзин своими корнями произрастает из шаманской ора- кульной практики, которая, по всей видимости, была занесена в Древний Китай из Монголии. Первым средством для гадания служил панцирь черепахи. Шаман задавал вопрос и, полностью сконцентрировавшись на нем, бросал панцирь в костер. Когда панцирь трескался, шаман высматривал подсказки, знаки, ко- торые могли привести к ответу, обращая внимание на распо- ложение трещин. Потом брал металлический прут, накаливал его до характерного цвета и просовывал в проделанную в цен- тре панциря дыру, после чего панцирь раскалывался.

К этому виду гадания прибегали для получения полезного совета в области сельского хозяйства, рыболовства, охоты. Поз- же оно стало средством для предсказывания судеб людей. Пос- кольку трещины на панцире у черепахи возникали группами и могли быть либо сплошными, либо прерванными, то данная систематизация, развивавшаяся на протяжении многих поко- лений, позволила создать триграммы — группы из трех черт, ставшие впоследствии основой для гадания.

Нам точно неизвестно, кто решил облечь накопленные зна- ния в письменную форму, известную сегодня как И-Цзин. Со- гласно легенде, это был Фу Си, первый правитель Китая, жив- ший в III тысячелетии до н. э. Как и во многих других историях подобного рода, Фу Си сидел на берегу реки Хуанхэ и занимал- ся медитацией, когда неожиданно из воды появилась  черепа-


 

ха (считавшаяся священным животным в Древнем Китае). На ее панцире он разглядел разметки, формировавшие триграм- мы, через которые небесные силы показывали людям ответы на их вечные вопросы.

Исторические источники указывают и на Кинг Вена, ос- нователя династии Чжоу, как на возможного автора «Книги Перемен», который оставил нам текст о шестидесяти четырех гексаграммах. Кстати, с тех пор как основой для гадания ста- ли триграммы, или же группы трех параллельных черт, распо- ложенных друг над другом, практики начали комбинировать их, образуя тем самым гексаграммы. Гексаграммы — фигуры, состоящие из двух триграмм, то есть из шести целых или пре- рванных черт, расположенных друг над другом.

Согласно Вену, гексаграммы олицетворяют стихии приро- ды, от которых зависела сельскохозяйственная жизнь Китая и которые были неразрывно связаны с силами, определяющи- ми отношения в экономике, политике и взаимодействия меж- ду людьми. Его сын, известный под именем герцога Чжоу, по- шел по стопам отца. Вкладом герцога является анализ каждой из шести черт внутри гексаграммы. На протяжении китайской истории каждый из великих философов вносил свой вклад в И-Цзин. Самыми знаменитыми среди них считались Лао-цзы, Чжуан-цзы, Мен-цзы и, конечно же, Конфуций. Очень трудно определить, кто и что написал, кроме установленного факта, что текст под названием «Десять Крыльев» принадлежит кон- фуцианской философской школе.

До конца XIX столетия Запад не имел ни малейшего поня- тия об И-Цзин. В тот период Джеймс Легг опубликовал свой ва- риант перевода книги, но он оказался довольно скучным, хотя и был приближен к оригиналу. Впоследствии синолог Ричард Вильгельм предложил свой вариант перевода И-Цзин, которо- му до сих пор нет равных. Единственной проблемой в работе Вильгельма можно считать тот факт, что она требует глубо- ких знаний в этой сфере, так что пользу она приносит срав- нительно небольшому кругу людей. После Вильгельма было много вариантов перевода И-Цзин. Некоторые из них доволь- но неплохи, некоторые — посредственны, за последнее время на одном только английском языке появилось около двадца- ти новых вариантов.


12    Живорад Славинский

 

Многие из них пытаются научить практикующего решать проблемы повседневной жизни, прибегая к «Книге Перемен», научить решать те проблемные вещи, которые не решаются в версии перевода Вильгельма. К примеру, мой друг попросил меня воспользоваться И-Цзин относительно той проблемы, ко- торую он не мог решить с помощью версии Вильгельма. Про- блема была довольно серьезной — он хотел узнать, стоит ему сделать прививку против бешенства или нет. Дело в том, что он случайно порезался ножом, которым обычно пользовался его родственник во время охоты, чтобы снять кожу с живот- ных, которые, возможно, могли болеть бешенством. Я не рас- сказываю всей истории, это могло бы отнять довольно много времени, но важным ее аспектом является тот факт, что его родственник не мог определить обычными методами, были жи- вотные больны или нет, только медицинские учреждения мо- гут это установить. Многие посоветовали ему сделать привив- ку немедленно, но он сомневался, потому что вакцина не та- кое уж и безопасное дело и представляет реальную угрозу для здоровья. Он пытался найти решение, прибегая к книге Виль- гельма. Он получал много философских ответов, но так и на- шел конкретного ответа на вопрос, стоит ли ему сделать при- вивку. Используя версию, которую вы сейчас держите в руках, мы сформулировали довольно конкретный вопрос: «Если я не сделаю прививку, то как это отразится на моем здоровье?» От- вет, на удивление, был прост, краток и ясен: «Пациент будет в безопасности».

Именно такого руководства и хотят большинство людей — философской машины, предлагающей конкретные ответы в тех областях, в которых мы не можем объективно соотнести фак- ты, когда жизненные обстоятельства заводят нас в тупик. Хотя в основе западной цивилизации и лежит соотношение фактов, она, вероятно, устала от такого подхода. Она хочет постигать себя саму, находить решения, прибегая к бессознательным сно- видениям, мифам и сказаниям, искать решения в учениях, про- веренных временем и системой практической философии, ко- торые дают истинную поддержку и указывают на мудрый путь в жизни, когда все прежние ценности разрушены.

Конечно же, для суеверных, беспечных и необразованных людей полагаться на совет И-Цзин — нонсенс. Многие вели-


 

кие умы Востока прибегали к И-Цзин ежедневно, и сейчас все больше выдающихся людей на Западе делают то же самое. К примеру, такие великие ученые, как японец Хидэки Юкава, получивший Нобелевскую премию в 1947 году, или же аме- риканские физики китайского происхождения Ли Цзундао и Ян Чжэньнин, получившие Нобелевскую премию в 1957 году, пользовались И-Цзин, их дневники свидетельствуют о том, что на всех важных этапах научного исследования все они прибе- гали к И-Цзин.


 

 

Основными «кирпичиками» И-Цзин являются гексаграм- мы. Как я уже отметил ранее, каждая гексаграмма — простая фигура, состоящая из шести параллельных черт, которые мо- гут быть как цельными, так и прерывистыми. Всего имеется шестьдесят четыре гексаграммы.

Благодаря гибким своим значениям, гексаграммы охваты- вают всевозможные отношения во Вселенной, социуме и ду- ховной жизни человека. Многие талантливые люди пытались объяснить принцип действия И-Цзин и то, каким же образом этот философский механизм точно отражает мир в определен- ный момент.

На этот счет были предложены различные доводы. Гексаг- рамма представляет собой символический ответ на определен- ный запрос. Думаю, что здесь следует дать пояснение. С такой позиции гексаграмма представляет точку фокуса, позволяю- щую объективно воспринимать мир, наше место в нем и вза- имодействие с ним. Без нее человек сбивается с пути, его пог- лощает неизвестность, другими словами, он теряет остроту восприятия мира. Гексаграмма позволяет настолько ясно все видеть, что мы четко воспринимаем интересующий нас в дан- ный момент вопрос.

По этому поводу Р. Л. Уинг утверждает следующее: «Гада- ние — это методика, вырабатывающая определенную модель в определенный момент времени, которую можно рассмот-


 

ВЕР

 

НИЗ

НЕБО

ЗЕМЛЯ

ГРОМ

ВОДА

ГОРА

ВЕТЕР

ОГОНЬ

ОЗЕРО

     

 

     
     
  НЕБО 1 11 34 5   26   9 14 43
  ЗЕМЛЯ   12   2   16   8     23     20   35   45
  ГРОМ   25   24   51   3     27     42   21   17
  ВОДА   6   7   40   29     4     59   64   47
  ГОРА   33   15   62   39     52     53   56   31
  ВЕТЕР   44   46   32   48     18     57   50   28
  ОГОНЬ   13   36   55   63     22     37   30   49
  ОЗЕРО   10   19   54   60     41     61   38   58

 

Гексаграммы

реть под определенным углом. Представьте, что наша реаль- ность не что иное, как труба времени, простирающаяся через пространство. Мы постоянно движемся по этой трубе (кана- лу) и воспринимаем все то, что попадается на пути. А теперь представьте, что если бы мы в затруднительных ситуациях


16    Живорад Славинский

 

могли разрезать эту трубу (канал) и изучить поперечный раз- рез, мы увидели бы всё, в данный момент происходящее в природе, и действительно существующие неразрывные связи между этими элементами. Тогда, изучая картину взаимодейс- твия вещей, мы смогли бы предсказать, чего можно ожидать в жизни от имеющихся сил и от непреодолимых тенденций развития космоса».

Юнг развил свою известную теорию синхроничности бла- годаря изучению И-Цзин. Согласно ей, все, что возникает в оп- ределенный момент времени, имеет отличительные черты это- го момента и через свое значение неразрывно связано со все- ми остальными вещами, происходящими в данный момент. Человеческое сознание здесь играет решающую роль, пото- му что именно в нем установлена связь между двумя вещами, или случаями. Другими словами, наше сознание воспринима- ет эту взаимосвязь.

Я полагаю, что каждый практик, склонный к творческому мышлению, сделает свой вывод о том, по каким принципам работает эта философская машина. Так называемая теория го- лографической Вселенной, кажется, лучшее тому объяснение. Ее можно рассматривать как современную версию древнего герметического учения взаимосвязи микро- и макрокосмоса. Проще говоря, голограмма является чем-то вроде фотографи- ческой доски, которая, разбившись в один прекрасный день, предстает перед нами не как раздробленное целое, а как такое же целое, с той лишь разницей, что оно теперь стало меньше. Соответственно, каждая часть разбившейся доски, неважно, насколько она мала и сколько частей всего, представляет со- бой уменьшенную картину целого. И даже если эти части раз- летятся на еще более мелкие кусочки, они все равно будут со- держать крохотную картину целого. Иллюстрируя пример с голограммой, можно сказать, что гексаграмма, которую мы получаем из И-Цзин в определенный момент, является той самой маленькой голограммой целой Вселенной на тот же са- мый момент, следовательно, мы можем определить важные для нас события, их взаимодействия, в центре которых мы и находимся, главное — сконцентрировать на этом внимание.

Как же мы создаем гексаграмму? Сразу скажу, что помимо двух классических способов (подсчитывать стебли высушенных


 

тысячелистников или подбрасывать три монеты) есть и другие методы, которые развили в свое время опытные практики. Са- мым лучшим, по моему мнению, является способ с подбрасы- ванием трех монет, который я и собираюсь описать. Альтер- нативные методы описаны в других книгах. В общем, приме- няйте то, что подходит лично для вас.


 

 

Найдите три одинаковые монетки. Некоторые используют старинные китайские монеты с квадратной прорезью в сере- дине, но опыт показывает, что годятся любые три одинаковые монеты. Но есть одно НО — вы не должны менять эти моне- ты, используйте только их. Вы должны использовать выбран- ные монеты только для этой цели. Помойте их в соленой воде и затем оставьте на солнце на несколько часов. Теперь давайте присвоим значение каждой стороне монеты. Можно присво- ить значение «два» или «три». Если выпадает орел, то получае- те «три», эта сторона монеты считается положительной, или же стороной «ян». Соответственно, при выпадении решки вы полу- чаете «два», эта сторона является отрицательной, женской сто- роной «инь». Если запастись терпением, то можно просто на- царапать на обеих сторонах монет соответствующие значения. Примите душ или хотя бы тщательно вымойте руки, затем постелите кусок чистой ткани на стол, это может быть платок

или полотенце.

Сформулируйте вопрос, далее запишите его в своем днев- нике, который должен быть у вас на столе. Возьмите монеты, потрясите их немного, ни на минуту не теряйте концентрации на вопросе. Бросьте монеты на ткань, сосчитайте получившу- юся сумму, она может быть равна 6, 7, 8 или 9.

Нечетные числа (7 или 9) создают положительную черту

«ян», которая графически изображается как целая черта:


 

 

 

Четные числа (6 или 8), соответственно, являются отрица- тельной чертой «инь», которая изображается прерванной чертой:

 

     
 

 

Результаты первого броска представляют собой первую (нижнюю) черту вашей гексаграммы. Запишите слева получив- шийся результат. Теперь опять возьмите монеты и повторите предыдущие шаги: потрясите и бросьте на скатерть, концент- рируя внимания на поставленном вопросе. Сложите числа, если выходит четная сумма (6 или 8), нарисуйте прерванную черту, если сумма нечетная — целую. Нарисуйте эту черту выше пер- вой. Это вторая черта гексаграммы. Справа запишите получен- ный результат — сумму второго броска. Повторите процедуру еще четыре раза. В результате будет завершенная гексаграмма из шести черт, от первой нижней до шестой верхней.

Сейчас я приведу пример. Допустим, что после броска вы- падают две «двушки» и одна «трешка» (2 + 2 + 3 = 7). Получив такое число, рисуем целую черту — «ян» и записываем его сле- ва. Вот как это выгладит:

 

7

 

Это первая (нижняя) черта гексаграммы.

Бросаете монеты во второй раз и получаете, к примеру, три

«трешки», которые в сумме дают 9 (3 + 3 + 3 = 9). Рисуете це- лую черту «ян». Рисуйте ее выше первой черты и записывайте число 9. Вот что мы имеем:

9

7

После третьего броска выпадают две «трешки» и одна

«двушка», в сумме они дают 8, и мы рисуем прерванную чер- ту «инь» (3 + 3 + 2 = 8). Рисуем ее выше второй линии и запи- сываем число 8, слева.

Четвертый бросок приносит нам 7.


20    Живорад Славинский

 

Пятый дает 8, и шестой — 6, он же и создает верхнюю черту гексаграммы. Таким образом, мы имеем следующую гексаграм- му: 54-я гексаграмма под названием «Невеста (Зависимое поло- жение)». Это ваша первая гексаграмма, которая преобразовы- вается во вторую, поскольку содержит изменяющиеся черты:

 

6

8

7                           Номер 54

8

9

7

 

Здесь следует кое-что прояснить. Черты с крайними оценка- ми (6 или 9) называются Изменяющимися Чертами. Если они присутствуют в гексаграмме, то трансформируются в противо- положные по значению черты, происходит инверсия: так, черта с числом 9 трансформируется в отрицательную или же прерван- ную черту «инь», в то время как черта с числом 6 трансформи- руется в целую положительную черту «ян». Поскольку в нашей гексаграмме присутствуют две такие черты, то она трансфор- мируется в 21-ю гексаграмму под названием «Разжевывание». Вот как выглядит эта трансформация:

 

 

     
 

Номер 21

Когда мы образуем вторую, уже измененную гексаграмму, то уже не ставим рядом с чертами числа, потому что это завер- шенная гексаграмма, которая больше не подлежит изменениям. Если первая гексаграмма состоит только из неизменяющих-

ся черт (содержит числа 7 или 8), нам не нужно преобразовы- вать ее в следующую гексаграмму. В этом случае нет второй гексаграммы, и первая гексаграмма целиком и полностью со- держит в себе ответ на наш вопрос. Такая гексаграмма, состо- ящая из неизменяющихся черт, носит название «Замкнутой, или Роковой» гексаграммы.


 

 

Как только мы определили гексаграмму при помощи мето- да подбрасывания монет, мы можем воспользоваться таблицей в начале данной книги.

Как видите, гексаграмма состоит из двух триграмм, верхней и нижней. Нижняя триграмма состоит из первой, второй и тре- тьей черт (отчет ведется снизу вверх), в то время как четвер- тая, пятая и шестая черты образовывают верхнюю триграмму. Теперь взгляните на таблицу. Верхние триграммы распола- гаются по горизонтали. Нижние триграммы — слева, по вер- тикальному столбцу. Допустим, у вас получалась  следующая

гексаграмма:

 

 

     
 

 

     
 

 

 

Посмотрите по горизонтали, где располагается верхняя триграмма вашей гексаграммы. Теперь найдите нижнюю триг- рамму по вертикальному столбцу. Таким образом вы найдете число, где пересекаются горизонталь и вертикаль. В данном случае, это 22. Теперь вам легко найти текст этой гексаграммы в книге, потому что они расположены по порядку, от 1 до 64.


 

ПООССТТААННООВВККА ВВООППРРОСОВ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.107 (0.089 с.)