Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Власть как социальное явление, ее сущность. Особенности политической власти, ее источники, функции и методы осуществления. Классификация политической власти.

Поиск

ЧАСТЬ 1. Антиакадемическая.

Начну нашу сегодняшнюю лекцию очень издалека, и совсем не академически. Более того – может быть, совсем анти-академически. …Начнем мы с вами не с традиционного начала – политической жизни общества, а зайдем совсем с другой стороны – со стороны одного древнейшего понятия.

Вот два разных, но ярких перевода фрагментов из бессмертного творения Толкиена…

 

«О кольцах» (в переводе Кистяковского)

Три кольца - премудрым эльфам - для добра их гордого.

Семь колец - пещерным гномам - для труда их горного.

Девять - людям Средиземья - для служенья черного

И бесстрашия в сраженьях смертоносно твердого.

А одно - всесильное - властелину Мордора, -

Чтоб разъединить их всех, чтоб лишить их воли

И объединить навек в их земной юдоли

Под владычеством всесильным властелина Мордора.

 

«О кольцах» (в переводе Бобырь)

Кольцо повсюду их найдет, свою им волю скажет;

Кольцо их силою скует и в вечном мраке свяжет.

…………………………………………………………………………

Как вы полагаете – о чем писал на самом деле профессор Толкиен в своем цикле – романах «Хоббит», «Властелин колец» и в заключительных хрониках «Сильмариллион»?

Как ни странно, он писал прежде всего о власти…о неограниченной власти, из-за которой и даже ради которой, прямой или косвенной, но брат убил брата, превратившись в очень неоднозначного и спорного Голлума; отец отправил на костер своего сына; светлый маг Саруман стал предателем – и, по контрасту с этим, маленький смешной хоббит становится героем. Само Кольцо Всевластья – это не более чем художественный символ, но символ понятия глубокого, многофакторного и сложного. Понятия настолько же древнего, как и само явление – власть.

Конечно, творения Толкиена - это по сути не более чем философская и очень поэтичная сказка…но серьезность самой темы – на что способна власть и на что способны из-за нее и ради нее обитатели целого мира – очевидна, даже если она спрятана за очарованием самого текста и спецэффектами фильма.

Кстати – настоятельно рекомендую смотреть экранизацию только в режиссерской версии – очень многое становится на свои места: хронология, поступки и их мотивы, причинно-следственные связи.  А переводы цикла романов – однозначно в версии Рахмановой, Григорьевой и Грушецкого, уж поверьте. А еще лучше – в версиях фан-клуба, они доступны в Интернете.

Впрочем, любое произведение нужно читать и смотреть именно в полной авторской версии и в адекватном переводе (если с языком оригинала у вас не очень…). Что касается именно кино – то никогда не смотрите его в кинопрокатном кастрированном виде и с официальным безграмотным переводом! … Но об этом мы можем поговорить отдельно, вне нашей темы (для этого нам необходимы видеоэкран и проектор). Например, о том, что «Мертвец» был снят Джимом Джармушом не черно-белым, а в коричневой гамме «сепия»,  или о том, что его нужно смотреть или с субтитрами в оригинале, чтобы не убивать саундтрек Нила Янга, или только в одном из 5 существующих переводов – переводе Гоблина…Или о том, как кардинально различаются между собой режиссерская, почти европейская версия «Бегущего по лезвию» - с открытым обрывающимся финалом, и ее кинопрокатный американский вариант с хэппи-эндом и закадровыми разъяснениями. Собственно, и в экранизации, и в оригинальном романе Филипа Дика одна и та же, прямо относящаяся к нашей лекции глубинная проблематика - поведение человека и его представления человека о мире и его месте в нём являются умышленно сфабрикованными третьими лицами – а именно властью. Эта идея была потом успешно продолжена братьями Вачовски в «Матрице» (снятой одновременно по роману Филипа Дика и знаменитой японской манге). Список может быть продолжен вплоть до мультфильмов Миядзаки, где тема власти и лидерства ярко выражена в «Сказаниях Земноморья» и «Принцессе Мононоке»…

Есть гораздо более древний первоисточник, определяющий суть и место власти – это канонические тексты. Так, апостол Иаков в своем Послании отмечал, что смертный грех – страсть или похоть, порождает следующие грехи: «…ни с чем не считаться и поставлять в качестве высочайшего приоритета удовлетворение своих собственных нужд и потребностей – будь то в физической пище, в питии, в машине, в доме, во власти, в карьере, в обладании знакомыми или друзьями, в обладании славой… иметь как можно больше, в том числе в ущерб другим».

Иногда приходится слышать от не очень умных и не слишком образованных людей -  «Всякая власть от Бога». Нет, все не так на самом деле.

Вопреки широко распространенному мнению, утвердившемуся в результате не совсем удачных позднейших переводов Священного Писания, далеко не всякая власть - от Бога. Славянский перевод, наиболее близкий к греческому подлиннику, доносит до нас истинный смысл слов святого Апостола Павла: «Несть бо власть, аще не от Бога» (послание к римлянам, 13. 1). Славянское слово «аще» означает отнюдь не «которая», а «если». В латинском переводе Библии (Вульгата) и староанглийском переводе Библии Короля Иакова соответствующее словосочетание означает «если не», а вовсе не «которая».

Полностью же фраза  «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти, если она не от Бога: сущие же власти от Бога установлены» (Рим. 13,1).» означает вовсе не светскую или иную навязанную власть. Наоборот! Слово «сущие» переводится как настоящие или истинные, а не как существующие.Святой Павел говорит не о «всякой власти», а о «властях предержащих»  -  имеющих высшую власть от Бога. Согласно ему, власть же не предержащая, власть, не основывающаяся на Богоучрежденном порядке, может быть вовсе и не властью, а ее ложным подобием, антивластью, которой никак невозможно повиноваться.

Вообще Святое Писание дает всего 4 признака власти «от Бога». Это:

 а) Прямое свидетельство откровением через пророка (1Цар. 10,1; 1Цар. 16,13);

 б) Самодержавность (1Цар. 8, 10-17);

 в) Родовая преемственность (Лк. 1,32);

 г) Духовно-нравственное состояние общества.

Как видите, нет никаких реверансов в сторону самоназначенной или светской, нецерковной власти.

 Мысль о власти в масштабах государства развивает блаженный Августин (IV-V век): «При отсутствии справедливости что такое государство, как не простая разбойничья шайка, также как и разбойничья шайка что такое, как не государство? И они (разбойники) представляют собой общество людей, управляются начальствами, связаны обоюдным соглашением, делят добычу по установленному закону. Когда подобная шайка потерянных людей достигает таких размеров, что захватывает города и страны и подчиняет своей власти народ, тогда открыто получает название государства». Лучше не скажешь!!!

Собственно, из канонических текстов и проистекает расхожее выражение – «человеком движут власть, деньги и похоть». Между прочим, профессиональные психологи считают, что стремление к власти является проявлением тщеславия, гордости и эгоизма, а если совсем конкретно – то ярким и неоспоримым проявлением комплекса неполноценности. Жизненные наблюдения и огромное количество знакомств во всех сферах общества вынуждают меня с ними согласиться. Как ни печально. Я бы еще добавила, что стремление властвовать – симптом личной ограниченности, ведь можно быть формально образованным, сообразительным и даже неглупым человеком, но при этом быть все же ограниченным. И это не просто печально – это один из ярчайших признаков современности.

Надеюсь, кто-то помнит текст «Мастера и Маргариты». «Всякая власть является насилием над людьми. Настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть.» Словами Иешуа, именно за которые ему и вынесли смертный приговор в романе Булгакова, я заканчиваю нашу сумбурную и самодеятельную часть занятия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.55.25 (0.007 с.)