Порядок рассмотрения жалобы прокурором, руководителем следственного органа 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок рассмотрения жалобы прокурором, руководителем следственного органа



 

Порядок подачи жалобы и сроки ее рассмотрения. Прокурору как должностному лицу, осуществляющему надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, обжалуются любые действия и решения этих органов, а руководителю следственного органа только касающиеся деятельности подчиненного ему следственного подразделения, за исключением лишь тех, которые подлежат рассмотрению в судебном порядке.

Следует отметить, что обжалование нарушения разумных сроков уголовного судопроизводства в ходе досудебного производства по уголовному делу возможно как прокурору, так и руководителю следственного органа (ч. 2 ст. 123 УПК).

Значение понятия "прокурор" раскрыто в п. 31 ст. 5 УПК, "руководитель следственного органа" в п. 38.1 ст. 5 УПК.

Жалоба прокурору, руководителю следственного органа может быть подана как путем подачи почтового отправления через средства связи (почта, телеграф, телетайп или через Интернет), непосредственной подачей прокурору, руководителю следственного органа или через канцелярию, а также через должностное лицо, производящее расследование. В последнем случае жалоба может быть как письменной, так и устной. Устная жалоба заносится в протокол. Как письменная жалоба, так и протокол принятия устной жалобы, подписанный лицом, ее заявившим, и лицом, производящим расследование (руководитель следственного органа, начальник специализированного подразделения дознания, дознаватель, следователь), незамедлительно направляется прокурору или руководителю следственного органа. Одновременно должностное лицо имеет право приложить к жалобе свои письменные объяснения по ней, а также иные связанные с ней документы.

Уголовно-процессуальный закон четко регламентирует сроки рассмотрения жалобы прокурором, руководителем следственного органа: в соответствии с ч. 1 ст. 124 УПК прокурор (руководитель следственного органа) должен рассмотреть поступившую к нему жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. И только в исключительных случаях, когда для проверки жалобы требуется истребовать дополнительные материалы и провести ряд проверочных действий (например, получить объяснения от нескольких лиц), законом допускается продление рассмотрения жалобы в срок до 10 суток, о чем обязательно извещается заявитель. Указанный срок является предельным и продлению не подлежит ни при каких обстоятельствах.

Рассмотрение жалобы прокурором (руководителем следственного органа) представляет собой систему проверочных действий, заключающихся в изучении содержания и существа поданной жалобы, материалов доследственной проверки и уголовного дела, получении необходимых сведений и объяснений от заявителя и должностных лиц, действия и решения которых обжалуются. При рассмотрении жалобы прокурор вправе использовать в полном объеме все полномочия, предоставляемые ему ст. 37 УПК и ст.ст. 10 и 27 Закона РФ от 17.01.1992 "О прокуратуре Российской Федерации"*(528).

Надзорная деятельность прокурора законодательно не ограничена предметом поданной жалобы. Он вправе проверить законность и обоснованность любых процессуальных действий или решений, так как прием и рассмотрение жалоб для прокурора является одним из направлений надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование.

Что касается руководителя следственного органа, то он вправе рассматривать жалобы, только касающиеся деятельности подчиненного ему следственного подразделения.

Виды решений по жалобе. Рассматривая жалобу по существу, прокурор (руководитель следственного органа) вправе принять различные решения, в том числе и такие, о которых в жалобе вопрос не ставился. Но это в значительной степени зависит от усмотрения самого прокурора (руководителя следственного органа). Производя проверку по жалобе и установив факты принятия незаконных решений, прокурор (руководитель следственного органа) обязан их отменить.

В УПК РФ не содержится правила, согласно которому недопустимо рассмотрение жалобы лицом, действие которого обжалуется. Вместе с тем в соответствии с ч. 5 ст. 10 Закона РФ "О прокуратуре Российской Федерации" запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются. Подобное положение содержится и в п. 3.7 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, согласно которому запрещается направление обращения на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется*(529).

Аналогичные нормы закреплены в п. 3.6 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре РФ*(530) и в п. 67 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел РФ*(531).

Результатом рассмотрения жалобы прокурором (руководителем следственного органа) могут быть следующие виды решений в форме соответствующих постановлений: о полном либо частичном удовлетворении жалобы; об отказе в ее удовлетворении (ч. 2 ст. 124 УПК).

При удовлетворении жалобы, помимо решения, принятого по ней, также выносится постановление, с содержанием которого вправе ознакомиться заявитель*(532).

Частичное удовлетворение жалобы означает указание или решение прокурора (руководителя следственного органа) об отмене или прекращении каких-то составляющих обжалуемых решений или действий. Например, одновременно обжалуются несколько действий, а признается незаконным одно из них. Отказ в удовлетворении жалобы означает, что она не удовлетворяется в полном объеме, т.е. что обжалуемые действия (бездействие) либо решения полностью соответствуют закону.

Хотя уголовно-процессуальный закон и не содержит общего требования о мотивировке решения прокурора (руководителя следственного органа) по жалобе, однако в соответствии с общими требованиями ч. 4 ст. 7 УПК оно должно быть обоснованным и мотивированным с обязательным приведением конкретных, достаточных с точки зрения принципа разумности, оснований, по которым доводы жалобы отвергаются рассматривающим соответствующее обращение органом или должностным лицом*(533). При этом под мотивировкой следует понимать приведение в решении по жалобе системы доводов, соображений, обосновывающих решение как в части установления фактических обстоятельств, так и в отношении всех правовых выводов. Четкое изложение в постановлении мотивов отказа в удовлетворении жалобы дает возможность заявителю, при несогласии с таким решением, аргументированно составить повторную жалобу в вышестоящий, по отношению к принимавшему решение, орган.

Обязательным условием при удовлетворении жалобы на нарушение разумных сроков уголовного судопроизводства в ходе досудебного производства по уголовному делу является указание в постановлении процессуальных действий, необходимых для ускорения рассмотрения дела и их сроки (ч. 2.1 ст. 124 УПК).

После рассмотрения жалобы прокурором (руководителем следственного органа) заявитель должен быть уведомлен о принятом решении и о порядке его обжалования (ч. 3 ст. 124 УПК). При этом срока уведомления закон не предусматривает, указав лишь на незамедлительность осуществления такого действия. Представляется, что заявитель уведомляется о принятом решении не позднее 24 часов с момента его принятия, при этом заявителю направляется копия вынесенного постановления. Заявитель может обжаловать решение прокурора либо вышестоящему прокурору, а решение руководителя следственного органа либо вышестоящему руководителю, либо в суд по месту производства предварительного расследования.

Поступившие в ходе расследования уголовных дел жалобы и решение по ним должны быть приобщены к материалам соответствующего уголовного дела.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.99.7 (0.006 с.)