Стандарты серий ISO 9000 и ISO 14000. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стандарты серий ISO 9000 и ISO 14000.



 

В условиях интернационализации хозяйственных связей все большее значение приобретает международная стандартизация. Экспорт продукции во многом зависит от уровня стандартизации изделий. Товаропроизводители, стремясь к обеспечению высокой конкурентоспособности продукции, используют в своей деятельности стандарты международных организаций, что в немалой степени способствует повышению качества продукции. Значение международной стандартизации трудно переоценить.

По определению Международной организации по стандартизации (ISO) стандартизация представляет собой «процесс установления и применения правил с целью упорядочения в данной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения всеобщей максимальной экономии с соблюдением функциональных условий и требований безопасности».

Международная стандартизация:

1. Обеспечивает взаимозаменяемость элементов сложной продукции

2. Сближает уровень качества товаров, производимых в разных странах

3. Содействует взаимообмену научно-технической информацией

4. Содействует международной торговле

5. Ускоряет научно-технический прогресс участников международных организаций

Основополагающими принципами международной стандартизации являются:

1. комплексность стандартизации;

Принцип комплексности стандартизации заключается в систематизации и оптимальной увязке комплекса факторов, обеспечивающих требуемый уровень качества продукции, в процессе установления и применения нормативной документации (НД).

2. опережающее развитие стандартизации;

Принцип опережающего развития стандартизации — это развитие стандартизации с учетом изменения во времени показателей качества объектов стандартизации. Опережающая стандартизация заключается в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм, требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее время. С момента утверждения опережающего стандарта у потребителей появляются юридические права на использование продукции при проектировании новых разработок, а производитель обязан начать выпуск продукции с параметрами, установленными в утвержденном опережающем стандарте.

3. классификация.

Принцип классификации заключается в выделении у объекта стандартизации классификационных признаков и их ранжировании по значимости для определения объекта. При этом различают общую и частную классификации.

В области международной стандартизации работает большое число организаций, среди которых Международная организация по стандартизации (International Standart Organization) или сокращенно ISO (ИСО), является наиболее представительной. Она была создана решением комитета по координации стандартов ООН в 1946 г., официальную деятельность начала с февраля 1947 г., после ратификации ее создания 33 странами.

ИСО является неправительственной организацией и пользуется консультативным статусом ООН. Основная цель, декларируемая Уставом ИСО, определена как «содействие стандартизации в мировом масштабе».

В настоящее время стандарты серий ISO 9000 и ISO 14000 стали необходимыми нормами для большинства предприятий. Концептуальной основой ISO 9000 и ISO 14000 является то, что организация создает, обеспечивает и улучшает качество продукции при помощи сети процессов, которые должны подвергаться анализу и постоянному улучшению. Это подразумевает комплексное решение технических, экономических и социальных задач. Кроме того, очевидным становится тот факт, что игнорирование требований экологической безопасности и рационального использования ресурсов в конечном итоге приводит к неконкурентоспособности продукции, услуг и всего предприятия в целом.

Серия стандартов Международной организации по стандартизации ISO-9000 обобщила опыт национальных организаций по управлению качеством. Она является основой для достижения стабильного качества любым предприятием.

Стандарты серии ISO-9000 — это пакет документов по обеспечению качества, подготовленный членами международной делегации, известной как «ISO/Технический комитет 176» (ISO/TC 176). Эти стандарты содержат минимальные требования, которым должна соответствовать организация работ по обеспечению гарантии качества независимо от того, какую именно продукцию выпускает предприятие или какие услуги оно оказывает.

Стандарты ISO серии 9000 приобрели к настоящему времени такую популярность на мировом рынке, которая, по мнению специалистов, не имела прецедентов в современной истории стандартизации.

История ISO-9000 восходит к американским военным стандартам MIL-Q9858 конца 50-х г.г. прошлого столетия. Эти стандарты послужили прообразом для британских стандартов BSI 5750, появившихся в 1979 г. Стандарт BSI 5750 и есть первая редакция стандарта ISO-9000, принятого Международной организацией по стандартизации в марте 1987 г.

В настоящее время более 70 стран имеют национальные стандарты, эквивалентные ISO серии 9000. Уже к концу 1993 г и мире насчитывалось более 4500 компаний, сертифицировавших свои системы качества на соответствие ISO 9001, 9002 или ISO 9003, и число их растет.

Процедурой ISO предусмотрено периодическое редактирование стандартов ISO-9000, применяемых в области управления качеством. Необходимость такого пересмотра также была вызвана возрастанием роли стандартов ISO серии 9000 как основы требований, предъявляемых к системам качества, и при оценке соответствия продукции. Широкое их применение позволило учесть накопленный опыт и при последнем пересмотре, которому подверглись стандарты серии 9000 в редакции 2000 года.

В серии стандартов ИСО 9001:2000:

· на переднем плане находятся вопросы определения ожиданий клиента и удовлетворенность клиента.

· в большей степени подчеркивается ответственность руководства.

· взято направление на реальные процессы в деятельности предприятия.

· улучшена возможность интеграции с другими системами (например, с системой управления охраной окружающей среды в соответствии со стандартом ИСО 14001).

· улучшена возможность применения стандартов любыми компаниями, независимо от их размеров, отрасли или продукции.

· появилось требование измерения удовлетворенности клиента.

· выдвинуты новые требования, касающиеся управления ресурсами.

Деятельность любой организации зависит от ее заказчиков. Поэтому организации должны понимать текущие и будущие нужды заказчика, выполнять его требования и стремиться превзойти его ожидания. Ожидания потребителей связаны не только с качеством продукции, но и с ценой, режимом и условиями поставки, условиями обслуживания при использовании продукции и пр.

Стандарты ИСО 9001:2000 ориентируют на осознание различных потребностей и ожиданий потребителей, которые важны для принятия ими решений о приобретении продукции. Необходимо обеспечить сбалансированный подход к запросам потребителей и потребностям других сторон (акционеров, поставщиков, общества в целом, регионов и др.), заинтересованных в результатах деятельности организации.

Также стандарты устанавливают, что удовлетворенность потребителей необходимо определенным образом измерять и оценивать, а система качества должна содержать механизм выработки корректирующих действий в необходимых случаях.

Экологический менеджмент относится в настоящее время к одному из важнейших приоритетов в области охраны окружающей среды.

Система международных стандартов (МС) ISO серии 14000, появившаяся в 1996 году, является отражением одной из значительных международных природоохранных инициатив общества.

Международные стандарты ISO 14000 предназначены для обеспечения организаций элементами эффективной системы управления окружающей средой, которые могут быть объединены с другими элементами административного управления с целью достижения экологических и экономических целей.

Система управления окружающей средой — часть общей системы административного управления, которая включает в себя организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддержания экологической политики.

ИСО поддерживает контакты со многими международными организациями, в той или иной мере затрагивающими в своей деятельности проблемы стандартизации, к числу которых могут быть отнесены:

  • IЕС/СЕI — International Electronical commision — Международная электротехническая комиссия (МЭК). МЭК является второй по значимости международной организацией по стандартизации после ИСО. Сферой стандартизации МЭК являются электротехника, радиосвязь, электроника, приборостроение. ИСО занимается стандартизацией во всех прочих отраслях;
  • СЕN — Europeen Committee for Standartization — Европейский комитет по стандартизации;
  • СЕNЕLЕС — Europeen Committee for electronical Standartization — Европейский комитет по стандартизации в области электротехники и электроники;
  • ЕОQ -Europeen Organization for Quality — Европейская организация по качеству;
  • ЕТSI — Europeen Telecommunications Standarts institute — Европейский институт по стандартизации в области телекоммуникаций и другие.

Таким образом, активизация деятельности субъектов отечественной экономики на формируемом национальном рынке в области управления качеством и конкурентоспособностью продукции и услуг создала объективные предпосылки для развития стандартизации требований к системам качества. Одновременно возникла необходимость создания национальных стандартов, определяющих правила и процедуры проведения сертификации систем качества продукции, работ и услуг. Введение в стране этих серий национальных стандартов способствует повышению конкурентоспособности отечественной продукции, работ и услуг, создает условия для реализации прав российских граждан на их безопасность, дополняет механизм реализации законодательных актов в области стандартизации и сертификации.

Необходимо также отметить, что по оценкам зарубежных консалтинговых фирм отечественные предприятия, которые были сертифицированы по стандартам качества типа ИСО 9000, имеют преимущество при участии в различных тендерах на производство продукции для иностранных компаний, а стоимость их бизнеса на рынке автоматически увеличивается на 10%.


Литература

 

1. О защите прав потребителей. Закон РФ в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ.

2. Закон РФ "Об обеспечении единства измерений».

3. Закон РФ «О техническом регулировании». 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ

4. О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара. Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1.

5. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг. Учебник. Москва, «Экономика», 1999 г.

6. Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. Москва РИА «Стандарты и качество», 2001 г.

7. Коммерческое товароведение и экспертиза. Под ред. Васильева Г.А. Москва, Изд-во ЮНИТИ, 1997.

8. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга: Пер. с англ. – 2-е европ. Изд. –М.; СПб.; Издат. Дом «Вильямс», 1999 – 1056 с.

9. Иванников Д.А., Фомичев Е.Н. Основы метрологии и организации метрологического контроля. Учебное пособие. Нижегородский государственный технический университет, 2001.

10. Маркетинг: Учебник/А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов и др.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.

11. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Изд-во НОРМА, Москва, 2003.-283 с.

12. Николаева М.А. Товарная экспертиза. М.: Издательский дом «Деловая литература», 1998. –228 с.

13. Снегирева В. Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям. – СПб.: Питер, 2005. – 416с.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Страна Код Страна Код
США и Канада 00-09 Куба 850
Франция 30-37 Чехословакия 859
Болгария 380 Югославия 860
Германия 400-440 Турция 869
Россия 460-469 Нидерланды 87
Гонконг 489 Южная Корея 880
Япония 45-49 Сингапур 889
Великобритания 50 Австрия 90-91
Греция 520 Австралия 93
Кипр 529 Словения 383
Ирландия 539 Хорватия 385
Бельгия и   Латвия 4605
Люксембург 54 Тайвань 471
Португалия 560 Эстония 474
Исландия 569 Филиппины 480
Дания 57 Мальта 535
Польша 590 ЮАР 600,601
Венгрия 599 Марокко 611
Финляндия 64 Тунис 619
Китай 690 Гватемала     
Новая Зеландия 94 Сальвадор  
Норвегия 70 Гондурас  
Израиль 729 Панама 740-745
Швеция 73 Никарагуа  
Мексика 750 Коста-Рика  
Венесуэла 759 Колумбия 770
Швейцария 76 Уругвай 773
Аргентина 779 Перу 775
Чили 780 Эквадор 786
Бразилия 789 Таиланд 885
Италия 80-83 Индонезия 899
Испания 84 Малайзия 955

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.94 (0.016 с.)