Лекция 5. Мотивации и эмоции как факторы организации поведения



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 5. Мотивации и эмоции как факторы организации поведения



Лекция 5. Мотивации и эмоции как факторы организации поведения

I. Мотивации как внутренние детерминанты поведения. Принцип доминанты

Мотивация (от lat. «movere») — побуждение к действию.

Для нормального функционирования организма необходимы вода, питательные вещества, гормоны и т.д., что составляет физиологические потребности. Любое нарушение в их балансе приводит к возбуждению рецепторов в тканях, активизирует гипоталамус и другие структуры ЦНС, формируя состояние мотивации.

Мотивация– это состояние, возникающее на основе определенной потребности, окрашенное различными эмоциями, и формирующее поведение, направленное на удовлетворение данной потребности.

Мотивации делят на два типа:

Первичные мотивации (драйвы); направляют поведение субъекта на удовлетворение физиологических потребностей. В их основе – влияние подкорковых структур на кору мозга. Под воздействием драйвов развивается гомеостатическое поведение; направлено на устранение мотивации и восстановление равновесия в организме (избегание жажды, боли и т.д.). Однако поведение человека невозможно объяснить воздействием одних лишь драйвов.

2. Высшие мотивации (социальные) – на основе потребностей человека принадлежать к определенной группе и следовать поведенческим, нравственным и эстетическим нормам. Развиваются при условии удовлетворения первичных мотиваций. Направлены на поддержание оптимального уровня активации. Высшие мотивации направлены на поддержание оптимального уровня активности (закон Йеркса-Додсона).

В каждый момент времени преобладает та мотивация – в основе которой наиболее важная потребность. В итоге формируется доминанта. Доминанта – констелляция нервных центров с повышенной возбудимостью, в которых возникает интенсивная нейронная активность. При формировании физиологической мотивации в гипоталамусе возникает первичный очаг возбуждения, который приводит к образованию вторичных очагов. Последние поддерживаются дополнительным сенсорным потоком.

 

 

Структура доминанты

Для доминанты характерно:

Стойкое инерционное возбуждение

Способность к последующей суммации возбуждений.

В случае высших мотиваций (творчество) создается доминанта, в которой преобладает корковый центр

II. Эмоции и организация поведения

Эмоции – рефлекторные реакции организма на внешние и внутренние раздражения, характеризующиеся ярко выраженной субъективной окраской.

 Эмоции состоят из трех компонентов:

1.  нейрофизиологического (мозаика активных и заторможенных центров мозга)

Нервно-мышечного (мимика, жесты, висцеральные реакции)

Субъективных переживаний.

Эмоции имеют биогенетическую природу: выражение и переживание их являются врожденными, универсальными, у человека – общекультуральными.

Исследуются эмоции в рамках двух основных подходов: факторного и дифференциального.

Факторный подход рассматривает любую эмоцию как точку в пространстве, лежащую на континуумах «удовольствие – неудовольствие» и «активность – расслабленность» (У. Джеймс)

Дифференциальный подход выделяет десять видов базовых эмоций (К. Изард) :

Интерес,

Радость,

Удивление,

Горе,

Гнев,

6. отвращение,

7.  презрение,

8.  страх,

9.  стыд,

10.  вина-раскаяние.

 

Интенсивность и знак эмоции тесно связаны с наличием необходимой для нас информации (П. В. Симонов):

Э= М (Ид - Ин), где

 Э – эмоция;

 М – мотивация;

 Ид – информация доступная;

 Ин – информация необходимая

Значение эмоций:

Активируется вегетативная нервная система, повышается интенсивность энергетических процессов.

Взаимодействие с помощью невербальной коммуникации.

Эмоции, закрепляясь в памяти, участвуют в механизмах формирования целенаправленной деятельности организма.

В состоянии эмоционального подъема активизируется интеллектуальная сфера.

Гипоталамус

Средний мозг

Лобные отделы неокортекса

IV. Детекция эмоций

 Исследования на нейрофизиологическом уровне неоднозначны, но при положительных эмоциях растет альфа-, а при отрицательных – тэта-ритм, при этом левое полушарие связано с положительными эмоциями, а правое – с отрицательными.

Исследования нервно-мышечного уровня эмоций проводятся следующими методами:

Лекция 5. Мотивации и эмоции как факторы организации поведения



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.227.117 (0.013 с.)