Специфика развития омд и машиностроения России и СССР 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика развития омд и машиностроения России и СССР



Русский капитализм создал особый тип машиностроения, отличавшийся от других стран. Слабость и отсталость, низкий технический уровень важнейших отраслей хозяйства, малоразвитость отраслевой структуры и слабый спрос промышленности и сельского хозяйства на машины отечественного производства, все эти факторы привели к преобладанию военной промышленности. Иностранные капиталы в различной мере были вложены во все крупные машиностроительные заводы.

В целом по стране преобладали мелкие предприятия, выпускающие простейшие машины с ограниченной зоной сбыта продукции. Особенно остро неразвитость русского машиностроения ощущалась в годы первой мировой войны. Последовавшее интенсивное развитие военного производства позволило удовлетворять основные потребности войны. Отрицательным последствием которой явилась потеря квалифицированных кадров как вследствие призыва их в армию в первые годы войны, так и неудачной политикой в области оплаты труда. Плохой работой предприятий машиностроения явилась дезорганизация снабжения заводов металлом и топливом. Итогом за период первой мировой и гражданских войн стал полный износ оборудования и резкое снижение технического и организационного уровня. Требовалось восстановление и значительное изменение в подходах и методах машиностроительного производства.

Интенсивный темп роста машиностроения обеспечило проведение социалистической индустриализации. Возросшие потребности в машинах и оборудовании предопределили характер изменения отраслевой структуры машиностроения. Происходит полная техническая реконструкция важнейших отраслей промышленности, снижается доля импорта. За годы первых двух пятилеток машиностроение превратилось в крупнейшую отрасль советской индустрии. Так за первую пятилетку объем продукции машиностроения вырос в четыре раза; были созданы собственные базы машиностроения, обеспечивающие техническое развитие; возрастает оборонная мощь страны. Рост выпуска продукции сопровождается повышением технического уровня производимых машин и показателей эффективности их использования. Бурное развитие машиностроения позволило ликвидировать большую часть импорта в снабжении страны машинами, обеспечив, таким образом, технико-экономическую независимость СССР. Происходит техническая реконструкция производственной базы машиностроения. Создано большое число новых и реконструирована значительная часть старых заводов. Появились предприятия с высокой культурой производства. Итогом двух пятилеток стал качественный и количественный рост рабочих кадров - машиностроителей.

Стабильность развития машиностроения нарушается Великой Отечественной войной. Роль машиностроения в этот период возрастает. Для использования промышленного потенциала в военных целях потребовалась консолидация всех сил страны, реорганизация народного хозяйства. В результате происходит расширение производства, перебазирование и новое размещение в восточные районы страны. Промышленным центром становится Урал, повышается роль Западной Сибири, машиностроение развивается в Казахстане и Узбекистане. Война потребовала новых технологических разработок и их быстрого внедрения, что явилось мощным толчком прогресса. Целый ряд ковочно-штамповочных операций оказалось возможным выполнять на машинах, сконструированных по принципу прокатных станов, т.е. с помощью вращающихся валов. Протяжка труб, прутков круглого, квадратного, прямоугольного сечения с большего на меньший размер, правка, раскатка и другие операции в горячем и холодном состоянии успешно выполнялись на различных ротационных кузнечных машинах - ковочных вальцах, обжимных, специальных прокатных, кольцераскаточных и других машинах, обладающих высокой производительностью. Послевоенный период характеризуется повышением удельного веса приборостроения, тракторной промышленности, сельского хозяйства и строительно-дорожного машиностроения. Расширение отраслей машиностроения в этот период происходит за счет реконструкции действующих заводов. Территориальное размещение машиностроения и его отраслевая структура продолжают совершенствоваться. На развитие отрасли, согласно требованиям научно-технического прогресса, направляются большие объемы капиталовложений. Результаты уникальны. В 1974 году французская фирма «Интерфорж» объявила конкурс по изготовлению сверхмощного пресса для штамповки сложных крупногабаритных деталей авиационной и космической промышленности. В конкурсе приняли участие ведущие фирмы многих стран, но предпочтение было отдано советскому проекту. Вскоре был заключен договор, и в начале 1975 года при въезде в старинный французский город Иссуар возник огромный производственный корпус, сооруженный для одной машины - уникального по мощности гидравлического пресса, усилием 65 тысяч тонн. Контракт предусматривал поставку оборудования, монтаж и пуск. Точно в срок, 18 ноября 1976 года, пресс отштамповал первую партию деталей. Французские газеты называли его «машиной века» и приводили любопытные цифры. Масса - 17 тысяч тонн, что в два раза превышает массу Эйфелевой башни, а высота цеха, где установлен пресс, равна высоте собора Парижской богоматери. Несмотря на огромные размеры, пресс обеспечивал большую скорость штамповки и необычайную точность. Накануне пуска агрегата французское телевидение показывало, как траверса пресса аккуратно раскалывает грецкие орехи, не повредив их сердцевину, или задвигает открытый, поставленный в высоту спичечный коробок, не оставляя на нем ни малейших повреждений. Этот проект обошелся Франции в 165 млн рублей золотом. В России есть два пресса усилием 75 тысяч тонн, один - в Самаре, другой на Урале.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.004 с.)