Социальная структура общества.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная структура общества.



Социальная структура общества.

Социальная структура – совокупность взаимосвязанных социальных общностей и отношений между ними; совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп и институтов

Социальная сфера общества – совокупность социальных отношений и условий, которые влияют на содержание и характер деятельности людей, их поведение, охватывает интересы людей, социальных групп, взаимоотношения общества и личности.

Социальные отношения – отношения между людьми или группами людей, которые возникают в связи с появившимися общими интересами, мотивами деятельности.

Структура социальных отношений:

· Субъекты (стороны, между которыми возникают социальные отношения)

· объекты (то, по поводу чего возникают отношения)

· потребности

· интересы

· ценности

Социальные общности – объединения людей в совместной деятельности, в ходе которой они приобретают сходные характеристики и социальные качества.

Признаки социальной общности:

· сходство условий жизнедеятельности

· общность потребностей

· наличие совместной деятельности

· формирование собственной культуры

· социальная идентификация членов, то есть осознание свей принадлежности к данной общности

Виды социальных общностей:

· социальная агрегация – некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих постоянного взаимодействия (люди на автобусной остановке)

· социальная категория– условное выделение людей по какому-либо признаку (брюнеты и блондины)

· квазигруппа – спонтанная общность, в которой отсутствуют устойчивые ожидания, а взаимодействие как правило носит односторонний характер (аудитория, фан — группа, толпа)

Социальная группа.

Социальная группа – совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно-необходимые функции в структуре общественного разделения труда.

Социальная группа – одна из основных составляющих социальной структуры общества. Это совокупность людей, характеризующихся некоторыми общими признаками (близость условий жизнедеятельности, общность потребностей и др.)

Малая социальная группа.

Малая социальная группа — это достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными контактами, общей деятельностью, находящихся в непосредственном общении, испытывающих чувства и эмоции по отношению друг к другу.

Отличительные признаки малой группы:

· Личные контакты в пространстве и времени.

· Наличие постоянной цели совместной деятельности.

· Наличие в группе организующего начала. Это может быть конкретный человек- лидер, руководитель, или функции распределены между членами группы.

· Разделение ролей

· Наличие эмоциональных отношений между членами группы

· Формирование межличностных отношений в группе

Выработка специфической групповой культуры — нормы, правила, стандарты жизни, поведения

Классификация малых социальных групп

Формальные и неформальные.

Формальные группы объединены официальными целями, существует документ, удостоверяющий принадлежность к данной группе (школьный класс, спортивная секция)

Неформальные группы не имеют официально установленной структуры. Взаимодействие членов неформальной группы стихийно, определяется их личными отношениями, общностью системы ценностей.

Западная.

· высший высший класс (управляющие корпорациями, светила науки)

· высший класс (управляющие средней фирмой, газетные издатели)

· высший средний класс (преподаватели колледжей, белые воротнички)

· средний средний класс (банковские служащие, учителя начальной школы, голубые воротнички)

· низший средний класс (парикмахеры, продавцы)

· средний низший класс (таксисты, швейцары, синие воротнички)

· низший низший класс (прислуга, серые воротнички)

Восточная.

· высший слой

· апологетический слой (священники)

· обслуживающий

· зависимый

· отверженные

Смешанная

· элита

· средний класс

· рабочий класс

· низший класс

Социальное неравенство – условия , при которых люди не имеют равного доступа к социальным благам, обладают неравными шансами и возможностями удовлетворить потребности.

Плюсы

· стимулирует конкуренцию

· усиливает способность людей к продвижению

Минусы

· ведет к социальным конфликтам

· порождает праздных людей

Социальная мобильность.

Социальная мобильность – изменение места, занимаемого человеком или группой людей в социальной структуре.

Социализация.

Социальная среда – совокупность социальных факторов, влияющих на формирование и поведение личности.

· макросреда (характер общественного разделения труда, социальная структура общества, система образования и др.)

· микросреда (семья, школа и др.)

Социализация – процесс усвоения человеком социального опыта, обучение социальным ролям и образцам поведения, приобретение качеств, позволяющих индивиду жить, трудиться в обществе, становление личности.

Социализация – длительный процесс, включающий в себя ряд этапов, каждый из которых имеет свои особенности.

Этапы социализации:

· Младенчество. 0-1 год. Удовлетворение естественных потребностей, элементарные социальные роли (сын)

· Детство. 1-13 лет. В данный период на 70% формируется личность. Освоение элементарных социальных статусов и ролей. Экономическая несамостоятельность. Главный вид деятельности — игра.

· Подростковый период, юность. 13-19 лет. Половая зрелость, способность к необдуманному риску, подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности, склонность к творчеству и непризнание авторитетов. Поиск нравственных ориентиров. Максимализм. Несовпадение высокого уровня притязаний и низкого социального статуса, заданного возрастом. Высокий уровень мобильности. Активный поиск места в жизни. Свобода от стереотипов и предрассудков. Склонность к творчеству. Объединение в неформальные группы. Конфликты с родителями. Зависимость от мнения сверстников. Экономическая несамостоятельность. Недостаток жизненного опыта, который приводит к качественным ошибкам. Низкий уровень толерантности. Освоение новых социальных ролей, связанных с изменением статуса (студент, семьянин).Эпатаж — шокирующее поведение, противоречащее принятым в обществе нормам.

· Молодость.19-30. Самостоятельность, профессиональный рост, создание семьи, повышение статуса.

· Зрелость.30-55. Преодолевается ролевой конфликт. Расцвет человеческой личности. Собирательный этап, который может включать в себя несколько циклов (овладение профессией, создание семьи и т.д.). Усвоение социальных ролей в реальной ситуации. Уравнивание прав и обязанностей. Активный производитель материальных благ. Большая ответственность.

Критерии отношения к зрелому возрасту:

· самостоятельное обеспечение себя средствами существования

· распоряжение деньгами независимо от других

· самостоятельность в выборе образа жизни

· проживание независимо от родителей

· способность отвечать перед законом

· брак

· голосование

Старость. 55-смерть. Потребитель социальных благ. Беззащитен как ребенок. Избыток свободного времени. Старение организма. Пассивный образ жизни. Чувство социальной униженности. Отсутствие жизненного плана.

Уровни социализации

Первичная социализация охватывает период от рождения до формирования зрелой личности.

Вторичная социализация – процесс развития социально зрелой личности, связанный главным образом с овладением профессии.

Агенты социализации – люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей.

Виды агентов:

· Агенты первичной социализации – непосредственное окружение, тесные личные отношениями родители, родственники, друзья, учителя, тренеры).

· Агенты вторичной социализации – формальное окружение (администрация школы, вуза, предприятия, армия, полиция, церковь, лидеры партии, государство, работники СМИ).

Социальный статус.

Статус (лат) — состояние, положение.

Социальный статус – социальное положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и др.

Виды социальных статусов.

1.По положению индивида в группе:

· социальный статус— положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы во взаимоотношениях с другими группами;

· личный статус — положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его оценивают ее члены в соответствии с его личными качествами.

2. По временным рамкам, влиянию на жизнь индивида в целом:

· основной статус определяет главное в жизни человека

· неосновной статус влияет на детали поведения человека.

3.Приобретаемые или нет по воле человека:

· предписанный – статус , в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени, социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг личности; ( возраст, пол, раса, национальность, королевская семья, родственники в законе).

· достигаемый– статус, который человек получил благодаря своим усилиям, желанию или везению, приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека (профессия, муж, миллионер, чемпион мира).

· смешанный обладает чертами предписанного и достигаемого статусов (инвалид)

Иерархия статусов:

· межгрупповая — между статусными группами;

· внутригрупповая —между статусами индивидов в рамках одной группы.

Место в иерархии статусов называется статусным рангом.

Статусный ранг:

· высокий

· средний

· низкий

Компоненты социального статуса:

· статусные права и обязанности – это то, что должен и может делать носитель того или иного статуса;

· статусный диапазон– установленные рамки, в пределах которых осуществляются права и обязанности. Сокращение межстатусной дистанции называется фамильярностью;

· статусные символы – внешние знаки отличия носителей того или иного статуса (военная форма, манеры поведения, стиль одежды и др.);

· статусный образ или имидж – совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен выглядеть и вести себя индивид в соответствии со своим статусом.

· статусная идентификация — определение степени соответствия своему статусу.

Статусный набор — совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом.

Престиж — оценка обществом значимости тех или иных позиций, занимаемых индивидами или различными группами в обществе. Авторитет — степень признания обществом личных и деловых качеств индивидов .Он отражает степень влияния отдельной личности в группе или обществе.

Социальная роль.

Социальная роль — модель поведения, ориентированная на определенный статус, это система ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами.

Виды социальных ролей:

· психосоматические – поведение зависит от биологических потребностей, культуры человека;

· психодраматические – зависит от требований социального окружения;

· социальные – поведение личности зависит ведет от ожиданий представителей определенной социальной категории.

Социальные роли – обусловлены социальным статусом, профессией или занимаемой должностью.

Особенности социальных ролей:

· стандартизированы,

· строятся на основе прав и обязанностей (учитель- ученик, работник-директор).

Ролевой набор – совокупность ролей, выполняемых человеком.

· основные роли – семейно-бытовые , профессиональные, общественно-политические.

· ситуационные – роль пассажира , покупателя….

Межличностные роли – характеризуются и определяются межличностными отношениями, регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, любимый, пренебрегаемый, любимец семьи и т.д.

Нормативная структура исполнения социальной роли:

· описания поведения (характерного для данной роли);

· предписания (требования к этому поведению);

· оценки исполнения предписанной роли;

· санкций за нарушение предписанных требований.

Ролевой конфликт – столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множеством одновременно выполняемых ролей. Он возникает в результате того, что человек не выполняет обязанности, необходимое для той или иной роли.

Виды ролевых конфликтов:

· Внутриролевые (родители должны быть ласковыми и строгими одновременно)

· Межролевые (жена – хороший работник и домохозяйка)

· Личностно-ролевые (требования социальной роли противоречат интересам личности, например, человек на данной работе не может проявить себя)

«Теория зеркального Я» Ч. Кули

Человек имеет столько социальных Я, сколько существует лиц и групп, мнение которых для него важно, огни словно зеркало, в котором человек видит отношение к себе окружающих.

Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными. Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены) Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их)

Виды социальных ролей по положению и значимости в обществе:

Позитивные роли:

· член семьи

· член коллектива

· специалист и др.

Негативные роли:

· бродяга

· попрошайка

· наркоман

· алкоголик и др.

Законы

Табу – абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, предмет кровосмешение, канибализм)

Там , где есть нормы, правила, всегда найдутся люди, которые нарушают их. Поэтому общество выработало целую систему социального контроля.

Социальный контроль – механизм поддержания общественного порядка.

Социальные санкции – средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. Это способы поощрения нормативно правильного поведения и наказания за нормативно неправильное, система, как наказаний, так и вознаграждений за плохо или хорошо усвоенные социальные нормы, а также за их нарушение или выполнение.

Виды социальных санкций.

По степени интенсивности:

· жесткие

· мягкие

По типам:

· формально позитивные

· формально негативные

· неформально позитивные

· неформально негативные

По способу вынесения:

· внутренний или самоконтроль. Инфантилизм — импульсивное поведение, неумение властвовать над своими эмоциями и желаниями.

· внешний

· неформальный. Общественное мнение- совокупность представлений, оценок, суждений здравого смысла, разделяемых большинством населения или его частью, применяется на неофициальном уровне, нередко в малых группах людей.

· формальный- применяется социальными институтами, организациями и учреждениями или должностными лицами, их представляющими, на официальном уровне.

Методы формального контроля:

· изоляция

· обособление – ограничение контактов

· реабилитация (анонимные алкоголики)

Девиант – любой человек, отклоняющийся от нормы.

Девиантное поведение – отклоняющееся поведение.

Типы девиантного поведения (Мертон):

· инновация – принятие целей, но непринятие средств достижения

· ритуализм – непринятие целей, но принятие средств (бюрократ)

· репритизм – отрицание целей и средств (наркоманы, алкоголики)

· мятеж – полное отрицание целей и средств и замена их на новые ( революционер)

Причины девиантного поведения:

· недостаточное знание социальных норм,

· неумение воспринимать социальные нормы в силу пробелов в воспитании

· заболевания (алкоголизм, наркомания) и др.

Аномия – состояние индивида, характеризующееся распадом системы ценностей, вызванное противоречиями между провозглашаемыми ценностями и невозможностью их достичь законными средствами.

Делинквентное поведение – совокупность противоправных поступков или преступлений.

Районы города, где чаще других происходят преступления, называются криминогенными, а категории населения, склонные совершать девиантные или делинквентные поступки – группы риска.

Виды социальных норм:

· правовые нормы (правила поведения человека, которые закреплены в соответствующих нормативных актах);

· религиозные нормы (нормы поведения, которые закреплены в религиозных священных писаниях);

· нормы морали (правила поведения, которые диктуются обществом человеку).

СЕМЬЯ.

Семья – это сложное социальное образование, основанное на системе взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, это малая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.

Функции семьи:

· репродуктивная – биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода

· воспитательная духовное воспроизводство населения. Семья формирует личность ребенка, оказывает систематическое воспи­тательное воздействие на каждого члена в течение всей жизни;

· социально-статусная – передача социального статуса, положения в обществе

· хозяйственно-бытовая – поддержание физического состояния семьи, уход за престарелыми;

· экономическая – поддержание одними членами семьи других: несовершеннолетних, престарелых, нетрудоспособ­ных

· эмоциональная – любовь , поддержка

· сексуальная

· социализирующая – в семье происходит формирование человека как личности

· функция социального контроля — ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; ори­ентирующую основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах.

· рекреационная ( проведение досуга) – поддержание семьи как цело­стной системы; содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, национальных традиций, индивидуальных склонностей и интересов, возраста членов семьи, ее доходов

Типы семей по количеству членов:

· нуклеарные(родители и дети),

· расширенные (супружеская пара, дети, родители кого-либо из супругов, другие родственники и пр.),

· неполная семья – состоит из детей и только одного родителя или из брачной пары без детей,

· полная – есть оба из родителей.

Типы семей в зависимости от критерия семейной власти:

· матриархат— власть в семье принадлежит женщине;

· патриархат – во главе стоит мужчина;

· эгалитарная, или демократическая – семья , в которой соблюдается статусное равенство супругов (является наиболее распространенной в настоящее время)

По характеру взаимоотношений между членами:

· традиционная (патриархальная) – главенствующее положение у мужа. Жена занимается домашним хозяйство и воспитанием детей

· партнёрская (демократическая) – совместное выполнение домашних обязанностей, нет лидерства по половому признаку.

По количеству детей:

· инфертильные , бездетные семьи;

· однодетные семьи;

· малодетные семьи – количество детей недостаточно для обеспечения естественного прироста, не более 2 детей;

· среднедетные семьи – достаточное количество для прироста и возникновения динамики, 3-4 ребенка;

· многодетные семьи – намного больше, чем требуется для обеспечения естественного прироста, 5 и более детей.

Виды приемных семей

· Усыновление– прием ребенка в семью на правах родного по крови. В этом случае ребенок делается полноценным членом семьи со всеми правами и обязанностями.

· Опека– прием ребенка в семью с целью воспитания и образования, а также для защиты его интересов. Ребенок сохраняет свою фамилию, его кровные родители не получают освобождение от обязанностей по его содержанию. Опекунство устанавливается для детей до 14 лет, а с 14 до 18 лет оформляется попечительство.

· Патронат– воспитание ребенка в профессионально замещающей семье на основе трехстороннего договора между органами опеки, патронатной семьей и учреждением для детей-сирот.

Приемная семья – воспитание ребенка на дому у опекуна на основании договора, который определяет срок передачи ребенка в семью.

Брак –союз мужчины и женщины, закреплённый в органах ЗАГСа в соответствии с установленными законами с целью создания семьи, порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности.

Особенности видов брака

· Моногамия— один супруг и супруга; полигамия— один супруг и несколько жён или наоборот.

· Фактический (гражданский) – оформленный в органах ЗАГСа и основанный на любви согласии без оформления документов.

Родство – совокупность людей, связанных общими предками, усыновлением или браком.

Родственники

-кровные

-родственники в законе

Степени родства:

ближайшие

двоюродные

троюродные

Вместе они составляют фамильное древо

Семейные роли:

· супружеские

· родительские

· детские

· межпоколенные

· внутрипоколенные (старший брат)

Гендерные роли – предписания и ожидания правильного мужского и женского поведения.

Стили семейных отношений:

· попустительский

· авторитарный

· демократический

Семейные ценности:

— материальное благополучие

— взаимоотношения с другими людьми

— самореализация

Тенденции в развитии современной семьи:

+

· смена стилей семейных отношений, равномерное распределение прав и обязанностей в семье

· семья-ячейка общества

· помощь государства

· сокращение законных браков

· падение рождаемости

· увеличение числа ранних браков и их распад

· увеличение числа разводов

· рост девиантного поведения в семье, увеличение числа социальных сирот

· рост неполных семей

· увеличение роли женщины в решении проблем семьи .

Демографическая политика – целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов для регулирования процессов воспроизводства населения.

Основные направления демографической политики:

· финансовое стимулирование рождаемости (материнский капитал)

· программа строительства жилья для молодёжи (ипотечное кредитование, субсидии)

· расширение сети заведений, осуществляющих воспитание и образование молодёжи

· пропаганда здорового образа жизни

· социально- ориентированная реклама в СМИ, направленная на закреплении в массовом сознании семейных ценностей

· изучение проблем семьи на государственном уровне.

Поколение – люди, родившиеся в один определённый период времени.

Причины увеличения различий между поколениями: 1) обновление социальной среды обитания человека; 2) возрастание социальной мобильности всех видов; 3) общественная жизнь становится более сложной и многообразной.

Преемственность поколений – необходимое условие развития общества, то есть передача традиций, нравственных ценностей, ориентиров, культурного достояния от поколения к поколению

Жизнь человек протекает в обществе, в котором складываются различные отношения. Эти отношения – результат социального взаимодействия.

Социальное взаимодействие (social interaction) – это устойчивое выполнение определённых действий, которые направлены на партнёра для ответной реакции с его стороны, процесс, благодаря которому люди действуют и испытывают воздействие друг на друга.

Социальная связь – совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия, отношения, которые объединяют людей в социальные общности.

Виды социальных связей:

· социальные контакты – простые , элементарные связи ( покупка газеты)

· социальные действия – действия, которые ориентированы на других и являются рациональными (удовлетворение желания)

Социальные взаимодействия – систематические , взаимообусловленные действия субъектов, направленные друг на друга, процесс обмена социальными действиями между двумя и более людьми.

Признаки социального взаимодействия:

· предметность,т. е. всегда имеет цель или причину, которые являются внешними по отношению к взаимодействующим группам или людям;

· внешнее выражение,а потому доступно для наблюдения;

· обмен символами, знаками, которыерасшифровываются противоположной стороной;

· ситуативность,т. е. обычно привязано к какой-то конкретной ситуации, к условиям протекания (например, встреча друзей или сдача экзамена);

· оно выражаетсубъективные намерения участников.

· обратная связь, то есть наличие реакции. Однако эта реакция может и не последовать, но она всегда ожидается, допускается как вероятная, возможная.

Взаимодействие может рассматриваться как на микроуровне, так и на макроуровне .

Взаимодействие на микроуровне — это взаимодействие в повседневной жизни, например, в рамках семьи, небольшого рабочего коллектива, студенческой группы, группы друзей и т. д.

Взаимодействие на макроуровне разворачивается в рамках социальных структур, институтов и даже общества в целом.

КОНФЛИКТ.

Конфликт – спор , столкновение конкурирующих сторон по каким –либо вопросам, отсутствие согласия.

Структура конфликта

· Субъект конфликта— его участники.

· Предмет конфликта– из- за чего произошёл конфликт.

· Условия протекания.

· Стратегия и тактика сторон.

· Масштаб конфликта— число участвующих в нем людей и серьезность последствий.

· Последствия, результаты.

Виды конфликтов:

По участникам

· Внутриличностный – неудовлетворённость личностью самим собой, своими результатами

· межличностный – между отдельными людьми

· межгрупповой или социальный – между руководителем и подчинёнными, между самыми различными группами людей

По предмету спора

· экономический

· политический

· профессиональный

· этнический

· культурный

По способам протекания

· конфронтация – пассивное противостояние групп с разными интересами

· соперничество – борьба за признание личных достижений и способностей

· конкуренция

По результатам

· конструктивный – приводят к позитивным последствиям

· деконструктивный – препятствует дальнейшему эффективному, позитивному развитию

По содержанию

· реалистический (предметный) – имеет конкретный предмет конфликта, неудовлетворённость чем-либо

· нереалистический (беспредметные ) – имеет целью выражение эмоций, обид, враждебности.

Политический конфликт – столкновение противоположных общественных сил, имеющих различные интересы.

Причины политического конфликта:

· борьба за власть

· различное материальное положение, уровень доходов

· следствие непродуманной политики в стране

· расовая, национальная, религиозная дискриминация

По субъектам

· межгосударственный

· межнациональный (этнический)

· межклассовый

· расовый

· между социальными группами и общественными организациями

По масштабности

· международный

· региональный

· локальный

По сферам

· социально-экономические

· культурно-языковые

По целям

· реалистические

· нереалистические

По вертикали

· между центром и республикой (штатом, кантоном и т.д.)

· между региональными и местными властями

По горизонтали

· между группами коренной и некоренной национальности

· микроконфликты на личном уровне

Военный конфликт – особая форма политического конфликта, вооружённое столкновение сторон как средство разрешения противоречий между сторонами (государствами, коалициями государств, социальными группами)

Политико-дипломатические

· встречи глав государств и правительств

· переговоры на различных уровнях

· использование международных организаций

· объявление ультиматума

Экономические

· переговоры по торговому сотрудничеству

· свёртывание программ сотрудничества

· введение торгово-экономических санкций

· экономическая блокада

Идеологические

· предупреждение нагнетания вражды и неприязни

· прекращение пропаганды экстремизма, шовинизма и национализма

· поведение пропаганды по разрушению «образа врага»

Военные

· активизация всех видов разведки и предупреждения

· поведение военных сил в состояние боевой готовности

· совместные действия войск по предупреждению конфликта

Стратегии в конфликте:

· соперничество (конкуренция) – чтобы я победил, ты должен проиграть

· сотрудничество – чтобы я выиграл, ты тоже должен выиграть

· компромисс – чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый должен что-то проиграть

· избегание – никто не выиграет, поэтому я ухожу

· приспособление – чтобы ты победил, я должен проиграть

Разрешение конфликта – переход конфликта из фазы неразрешимого противоречия в фазу взаимовыгодного сотрудничества.

Пути разрешения конфликта:

· применение силы

· компромисс

· посредничество

· арбитраж

Социальный конфликт – высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, общества в целом.

Причины социальных конфликтов:

· социальная неоднородность общества

· различие в уровнях доходов, власти, престиже, образовании

· религиозные различия

· социально-психологические черты человека

Стадии социального конфликта:

· предконфликтная – конфликтная ситуация, стороны осознают растущее напряжение,

· непосредственно конфликт,

· разрешение конфликта.

Последствия конфликта

Негативные последствия социального конфликта:

· создание стрессовых ситуаций

· дезорганизация социальной жизни

· разрушение социальной системы

Позитивные последствия социального конфликта:

· информирование о наличии социальной напряжённости

· стимулирование социальных изменений

· снятие социальной напряжённости.

Пути выхода из соц. конфликта:

· невмешательство – надежда на то, что всё образуется само собой.

· Реставрация – возвращение общества к доконфликтному состоянию с учётом новой ситуации

· Обновление – активный выход из конфликта путём отбрасывания старого, развития нового

· Насильственное подавление

· Арбитраж (ООН)

МОЛОДЁЖЬ.

Молодежь — это поколение людей, проходящих стадию взросления, т.е. становления личности, усвоения знаний, социальных ценностей и норм, необходимых для того, чтобы состояться как полноценный и полноправный член общества.

Молодостью принято называть период в жизни человека от 14 до 30 лет — между детством и взрослым состоянием

С точки зрения ведущих видов деятельности, то этот период совпадает с завершением образования (учебной деятельности) и вступлением в трудовую жизнь

С точки зрения психологии молодость — это период обретения своего Я, утверждения человека как индивидуальной, неповторимой личности; процесс поиска своего особого пути достижения успеха и счастья.

С позиции права молодость — время наступления гражданского совершеннолетия (в России — 18 лет). Совершеннолетний человек получает полную правоспособность, т.е. возможность пользоваться всеми правами гражданина (избирательными правами, правом вступления в законный брак и т.д.) Одновременно молодой человек принимает на себя определенные обязанности, среди которых — соблюдение законов, уплата налогов, забота о нетрудоспособных членах семьи, зашита Отечества.

С общефилософской точки зрения молодость может рассматриваться как время возможностей, время устремленности в будущее. С этой позиции молодость — период неустойчивости, изменений, критичности, постоянного поиска новизны. Интересы молодых лежат в иной плоскости, чем интересы старших поколений: молодежь, как правило, не желает подчиняться традициям и обычаям — она хочет преобразовать мир, утвердить свои инновационные ценности.

Таким образом, молодежь — это специфическая социально-демографическая группа, характер которой определен совокупностью возрастных характеристик, особенностей социального положения и особым психологическим складом.

Проблемы молодёжи

· Экономические .

Молодежь недостаточно обеспечена материально, не имеет собственного жилья, вынуждена полагаться на финансовую помощь родителей. Заработная плата молодежи гораздо ниже средней заработной платы, чрезвычайно мала и студенческая стипендия.

· Духовные .

В обществе усиливается процесс потери нравственных ориентиров, размывания традиционных норм и ценностей. Молодежь как переходная и нестабильная социальная группа наиболее уязвима перед негативными тенденциями современности. Так, постепенно снижаются ценности труда, свободы, демократии, межнациональной терпимости, а на смену им приходят потребительское отношение к миру, нетерпимость к чужому, стадность. При этом происходит лавинообразная криминализация молодежи, растет числен



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.250.137 (0.077 с.)