Старший дошкольный возраст и задачи коррекционно-логопедического обучения дошкольников с ЗПР. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Старший дошкольный возраст и задачи коррекционно-логопедического обучения дошкольников с ЗПР.



Введение

В настоящее время продолжает оставаться актуальной, социально и педагогически значимой проблема активной дифференцированной помощи детям с трудностями в обу­чении, количество которых достигает 20-30% от детской популяции младших школьников.

Большую часть контингента учащихся с трудностями в обучении составляют дети с задержкой психического разви­тия (ЗПР), которые по сформированности ряда психических функций находятся как бы на более ранней возрастной ста­дии. Термином «задержка» подчеркивается несоответствие уровня психического развития возрасту, а также временный характер отставания, которое постепенно преодолевается в условиях специально организованного воспитания и обуче­ния детей с ЗПР.

Для детей с ЗПР наряду с незрелостью эмоционально-во­левой сферы отмечается недостаточное развитие познава­тельной деятельности, в том числе внимания, памяти, речи. Снижение познавательной активности у таких детей проявляется в ограниченности запаса знаний об окружаю­щем мире и практических навыков, соответствующих воз­расту и необходимых для начала обучения в школе.

Наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций детям присуще и некоторое отставание в развитие двигательнойсферы: общей моторики, моторики кистей и пальцев рук, артикуляционной моторики. Исследование оральногопраксиса у детей с ЗПР показало наличие у них затруднений при выполнении заданий на динамическую организацию движений. Нарушена у детей с ЗПР моторикакистейипальцеврук, особенно при выполнении тонких произвольных движений, что отрицательно сказывается на становлении навыков письма. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. При выпол­нении заданий на воспроизведение какого-либо движения или их серий дети нарушают последовательность элемен­тов действия, опускают его составные части, испытывают трудности ориентирования в пространстве (М.Ш. Адилова, Г.И. Жаренкова, И.Ф. Марковская, Н.А. Цыпина и др.).

Клинические и психолого-педагогические исследования показывают, что к школьному возрасту дети с ЗПР не дос­тигают соответствующей зрелости: им не хватает знаний и умений, не сформирован необходимый для обучения уро­вень развития умственных операций, произвольной регуля­ции, мотивационной готовности.

 

 

Введение

В настоящее время продолжает оставаться актуальной, социально и педагогически значимой проблема активной дифференцированной помощи детям с трудностями в обу­чении, количество которых достигает 20-30% от детской популяции младших школьников.

Большую часть контингента учащихся с трудностями в обучении составляют дети с задержкой психического разви­тия (ЗПР), которые по сформированности ряда психических функций находятся как бы на более ранней возрастной ста­дии. Термином «задержка» подчеркивается несоответствие уровня психического развития возрасту, а также временный характер отставания, которое постепенно преодолевается в условиях специально организованного воспитания и обуче­ния детей с ЗПР.

Для детей с ЗПР наряду с незрелостью эмоционально-во­левой сферы отмечается недостаточное развитие познава­тельной деятельности, в том числе внимания, памяти, речи. Снижение познавательной активности у таких детей проявляется в ограниченности запаса знаний об окружаю­щем мире и практических навыков, соответствующих воз­расту и необходимых для начала обучения в школе.

Наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций детям присуще и некоторое отставание в развитие двигательнойсферы: общей моторики, моторики кистей и пальцев рук, артикуляционной моторики. Исследование оральногопраксиса у детей с ЗПР показало наличие у них затруднений при выполнении заданий на динамическую организацию движений. Нарушена у детей с ЗПР моторикакистейипальцеврук, особенно при выполнении тонких произвольных движений, что отрицательно сказывается на становлении навыков письма. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. При выпол­нении заданий на воспроизведение какого-либо движения или их серий дети нарушают последовательность элемен­тов действия, опускают его составные части, испытывают трудности ориентирования в пространстве (М.Ш. Адилова, Г.И. Жаренкова, И.Ф. Марковская, Н.А. Цыпина и др.).

Клинические и психолого-педагогические исследования показывают, что к школьному возрасту дети с ЗПР не дос­тигают соответствующей зрелости: им не хватает знаний и умений, не сформирован необходимый для обучения уро­вень развития умственных операций, произвольной регуля­ции, мотивационной готовности.

 

 

Старший дошкольный возраст и задачи коррекционно-логопедического обучения дошкольников с ЗПР.

Специфику отставания дошкольников с ЗПР в личност­ном развитии во многом определяет уровень их коммуника­тивного поведения, сформированности деятельности обще­ния с взрослыми. Для большинства старших дошкольников с ЗПР характерна внеситуативно-познавательная форма об­щения, которая в норме формируется у детей младшего воз­раста (3-5 лет). С опозданием формируется у детей с ЗПР общение на внеситуативно-личностном уровне, которое ос­новывается на личностных мотивах, осуществляется с по­мощью речевых средств общения, служит целям познания социального мира людей (норм и правил поведения, лично­стных проявлений и др.).

У детей старшего дошкольного возраста с ЗПР негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях зву-копроизношения, бедности и недостаточной дифференциро-ванности словаря, трудности усвоения логико-грамматичес­ких конструкций. У значительной части детей отмечаются недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухо-речевой памяти. Даже при внешнем благо­получии устной речи нередко наблюдаются многословность или, наоборот, резко недостаточная развернутость выска­зывания. Такие дети испытывают затруднения в словесной регуляции деятельности (А.Д. Кошелева, В.И. Лубовский, Е.С. Слепович, С.Г. Шевченко и др.).

Задачами коррекционно-логопедического обучения дошкольников с ЗПР являются:

· развитие и совершенствование общей и ручной моторики;

· развитие и совершенствование артикуляционной мото-рики (статической, динамической организации движе­ний; переключения движений; объема, тонуса, темпа, точности, координации);

· развитие слухового восприятия, внимания;

· развитие зрительного восприятия, памяти;

· развитие ритма;

· формирование произносительных умений и навыков:

· коррекция нарушений изолированных звуков; автома­тизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, пред­ложениях, связной речи; дифференциация звуков; кор­рекция нарушений звуко-слоговой структуры;

· совершенствование лексических и грамматических средств языка;

· развитие навыков связной речи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.23 (0.005 с.)