ПО ОРГАНИЗАЦИИ И выполнениЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И выполнениЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ



Методические УКАЗАНИЯ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И выполнениЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

 по учебной дисциплине

 

ОПЦ.06 Основы электротехники

 

 

по профессии среднего профессионального образования

15.01.32 Оператор станков с программным управлением

 

 

Грязи, 2018


Методические указания по организации и выполнению практических занятий по учебной дисциплине ОПЦ.06 Основы электротехники разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) и рабочей программы общепрофессиональной дисциплины Основы электротехники подготовки квалифицированных рабочих по профессии среднего профессионального образования 15.01.32 Оператор станков с программным управлением.

 

 

Организация-разработчик: ГОБПОУ «Грязинский технический колледж»

Разработчик: Таныгина А.Р., преподаватель ГОБПОУ «Грязинский технический колледж»

 

 

Одобрено Председатель цикловой комиссией общепрофессиональных дисциплин  
с.н. Петрова  

 

 

 


 

Введение

При освоении дисциплины «Основы электротехники» студенты знакомятся с процессами, происходящими в электрических цепях постоянного и переменного тока; изучают устройство и принципы действия электроизмерительных приборов, электрических машин и трансформаторов; полупроводниковых приборов.

Самостоятельное выполнение расчетов является одним из важнейших этапов  освоения дисциплины «Электротехника и электроника», на котором приобретаются навыки пользования соответствующими расчетными зависимостями и, что особенно важно, достигается отчетливое понимание их физического смысла.

Практические занятия направлены на освоение следующих результатов обучения:

уметь:

- производить расчет параметров электрических цепей;

знать:

- методы преобразования электрической энергии;

- сущность физических процессов, происходящих в электрических и магнитных цепях;

- порядок расчета их параметров.

 

       Общие требования для студентов по выполнению лабораторных работ

 

       Вышеперечисленные умения и знания необходимы для формирования следующих профессиональных и общих компетенций, согласно ФГОС СПО и образовательной программе подготовки квалифицированных рабочих по профессии среднего профессионального образования технологического профиля 15.01.32 Оператор станков с программным управлением:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

 

 


Список практических работ:

1. Расчет магнитных цепей

2. Расчет параметров электродвигателей постоянного тока.

Тема: Расчет магнитной цепи

Цель: научиться рассчитывать параметры магнитной цепи и пользоваться кривыми намагничивания ферромагнетиков

Ø Теория

Всякий электромагнит состоит из стального сердечника – магнитопровода и намотанной на него катушки с витками изолированной проволоки, по которой проходит электрический ток.

Совокупность нескольких участков: ферромагнитных (сталь) и неферромагнитных (воздух), по которым замыкаются линии магнитного потока, составляют магнитную цепь.

Основанием к расчету магнитных цепей служат: первый закон Кирхгофа для магнитных цепей, закон полного токавторой закон Кирхгофа для магнитных цепей и закон Ома для магнитных цепей.

Первый закон Кирхгофа для магнитных цепей гласит: алгебраическая сумма магнитных потоков в узле магнитной цепи равна нулю.

Закон полного тока применяется к замкнутому контуру, образованному средними магнитными линиями магнитной цепи и имеет вид:

∫ H dl = ∑ I⋅w , где ∫ H dl = ∑ H⋅l – падение магнитного напряжения UM = H·l в контуре;

F= ∑ I⋅w – магнитодвижущая сила контура (м. д. с.).

Второй закон Кирхгофа для магнитных цепей сформулируем следующим образом: алгебраическая сумма магнитных напряжений UM = H·l в замкнутом контуре магнитной цепи ( ∑ U M = ∑ H⋅l ) равна алгебраической сумме магнитодвижущих сил F = I·w в том же контуре ( ∑ F = ∑ I⋅w ) :

∑ U M = ∑ F или ∑ H⋅l = ∑ I⋅w .

Задачи на расчет магнитной цепи могут быть двух видов: прямая задача на расчет магнитной цепи – когда задан поток и требуется рассчитать магнитодвижущую силу (м. д. с.) и обратная задача на расчет магнитной цепи – когда по заданной м. д. с. требуется рассчитать магнитный поток.

В обоих случаях должны быть известны геометрические размеры магнитной цепи и заданы кривые намагничивания ее материалов.

Исходные данные

Вари-ант Ф, мВб I, А , мм , см Верхняя часть сердечника, Нижняя часть сердечника,
1 0,01 2,5 1,5 20 1 2
2 0,02 1,0 2 30 2 1
3 0,03 1,5 2.5 40 1 2
4 0,04 2,0 1,5 50 2 1
5 0,05 3,0 2 20 1 2
6 0,06 1,4 2,5 30 2 1
7 0,07 2,6 1,5 40 1 2
8 0,08 2,8 2 50 2 1
9 0,09 1,0 2,5 20 1 2
10 0,1 2,4 1,5 30 2 1
11 0,11 3,0 2 40 1 2
12 0,12 2,5 2,5 50 2 1
13  0,13 2,0 1,5 20 1 2
14 0,14 3,0 2 30 2 1
15 0,05 2,5 2,5 40 1 2
16 0,06 1,0 1,5 50 2 1
17 0,07 1,5 2 20 1 2
18 0,08 2,0 2,5 30 2 1
19 0,09 2,8 1,5 40 1 2
20 0,1 1,5 2 50 2 1
21 0,11 2,5 2,5 20 1 2
22 0,12 3,0 1,5 30 2 1
23  0,13 3,2 2 40 1 2
24 0,14 2,0 2,5 50 2 1
25 0,03 2,2 1,5 30 1 2

Результаты расчета

Участок , м S, см2 B, Тл H, А/м , А F, А
1            
2            
3            

 
 
 

Контрольные вопросы

1) Что представляет собой магнитная цепь и электромагнит?

2) Сформулируйте закон полного тока для магнитной цепи.

3) Что отражает петля гистерезиса для ферромагнетиков?

Дополнительные вопросы:

4) Приведите примеры использования магнитных цепей и электромагнитов в автомобилях

5) Как решается обратная задача расчета магнитной цепи?.


Задание 1

       Генератор постоянного тока с независимым возбуждением используется для питания цепей автоматики станка с программным управлением, которые требуют постоянного напряжения. Генератор работает в номинальном режиме и отдает полезную мощность Рном 2 при напряжении на зажимах Uном, развивая ЭДС Е. Мощность первичного двигателя, вращающего генератор, равна Р1. Генератор отдаёт во внешнюю цепь ток нагрузки, равный току якоря Iн = Iа; ток в обмотке возбуждения Iв. Сопротивление нагрузки равно Rн. Сопротивление обмотки якоря Rа, обмотки возбуждении Rв. Напряжение на обмотке возбуждения Uв. КПД генератора равен ном. Электрические потери в обмотке якоря Rа, в обмотке возбуждения Rв. Суммарные потери в генераторе равны . Используя данные, приведенные в табл.1, определить величины, отмеченные прочерками в таблице вариантов.

Таблица 1

Величины

Варианты

1 3 5 7 9 11 13 15 17 19
Рном 2, кВт 32 - 230 - - - - 110 19 99
Uном, В 230 460 - 230 230 230 230 - 115 -
Е, В - - 243 - 233,6 - - - - -
Р1, кВт - 110 - 40 - - - - 23 -
Iн, А - - - - 139 826 1000 478 - -
Rн, Ом - - 0,23 - - - - - - 2,14
Rа, Ом 0,026 0,054 - 0,07 - 0,006 0,013 - 0,13 -
Rв, Ом 46 - - 100 - 18,5 11,5 44,5 110 46
Uв, В 115 230 115 - 115 230 115 230 - 230
ном 0,87 0,9 - - - - 0,9 0,9 - -
Ра, Вт - - - - - - - 1140 - 2500
Рв, Вт - 1150 1150 132 287 - - - 110 -
, кВт - - 24 5 4,8 15 - - - 11
Iв, А - 1,15 1 2,3 1,15 - - - 1 -

Контрольные вопросы:

  1. Объяснить устройство машины постоянного тока.
  2. Объяснить особенности, достоинства и недостатки генераторов последовательного возбуждения (схема, объяснение).

Формулы для расчетов

Задание 2

       Электродвигатель постоянного тока с параллельным возбуждением, работая в номинальном режиме, отдаёт полезную мощность на валу Рном 2, развивая при этом номинальный момент Мном при частоте вращения nном. Двигатель потребляет из сети номинальный ток Iном при напряжении Uном. Ток в обмотке якоря Iа, в обмотке возбуждения Iв. Потребляемая из сети мощность равна Р1. Суммарные потери мощности в двигателе составляют , его коэффициент полезного действия дв. Используя номинальные данные двигателя, приведенные в табл.2, определить все величины, отмеченные прочерками в таблице вариантов.

 

Таблица 2

 

Величины

Варианты

2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 Рном 2, кВт 22 - 11 30 12 - - - 30 3,6 Мном, Н·м - 28,65 - 191 - 213 200 78,4 - - nном, об/мин 985 - 1340 - 750 - 1433 - 1433 1200 Iном, А 113,6 - - 79,5 - - 159 56,8 - 18,8 Uном, В - 220 220 - 220 220 - - 220 - Iа, А - 18 - - - 108 - 55,7 150 - Iв, А 5,6 - 1,1 2,5 1,5 - 9 - - 0,8 Р1, кВт 25 4,14 12,5 35 - - 34,9 - - - , кВт - - - - - 3 - 1,5 4,9 0,54 дв - 0,87 - - 0,8 0,88 - 0,88 - -

 

Контрольные вопросы:

  1. Объяснить каким образом наматывается обмотка на якорь машины постоянного тока.
  2. Объяснить особенности, достоинства и недостатки генераторов параллельного возбуждения (схема, объяснение).

 

Формулы для расчетов

Основные источники

  1. Электротехника и электроника: Учебник / Гальперин М.В. - М.:Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2016.
  2. Электротехника с основами электроники: Учебное пособие / А.К. Славинский, И.С. Туревский. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2017
  3. Электроснабжение и электрооборудование зданий и сооружений: Учебник / Т.В. Анчарова, М.А. Рашевская, Е.Д. Стебунова. - М.: Форум: НИЦ Инфра-М, 2017.
  4. Полещук В.И., Задачник по электронике, Практикум, М., Академия, 2016г.
  5. Немцов М.В Электротехника, Книга 1,2. М. Академия, 2016 г.
  6. Прошин В.Μ., Электротехника: учебник, М., Академия, 2017г.
  7. Прошин В.Μ., Электротехника по электронике, Практикум, М., Академия, 2018г

 

Дополнительные источники

  1. Гальперин М.В. Электротехника и электроника: учебник для сред. проф. образования. – М.: Форум, Инфра-М, 2009 г.
  2. Немцов М.В. Немцова М.Л. Электротехника и электроника : учебник для сред. проф. образования. – М.: Академия, 2009 г.
  3. Прошин В.Μ., Лабораторно-практические работы по электротехнике: М., Академия, 2009г.
  4. Полещук В.И., Задачник по электротехнике и электронике , Практикум, М., Академия, 2009г.

Интернет-ресурсы

1. Сайт паяльник (Электронный ресурс): http://cxem.net/beginner/beginner.php

2. Радиолюбительские технологии (электронный ресурс) http://easyelectronics.ru/category/texnologiya

3. Электромастерская (электронный ресурс): http://electrik.info/main/praktika/

 

 

Методические УКАЗАНИЯ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И выполнениЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

 по учебной дисциплине

 



Читайте также:





Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.120.150 (0.042 с.)