Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
В. Б. Шкловского и Б. М. Эйхенбаума
П Л А Н Ы П Р А К Т И Ч Е С К И Х З А Н Я Т И Й, 1 С Е М Е С Т Р
1. Проблема художественного слова в понимании
В. Б. Шкловского и Б. М. Эйхенбаума
- Как и почему, с точки зрения В. Шкловского, происходит окаменение слова-образа? Как вы понимаете следующий тезис: «История эпитета – история поэтического стиля»? В чем, по мнению В. Шкловского, заключается связь приемов поэзии футуризма с приемами общего языка мышления?
- Как вы понимаете определение искусства как способа пережить деланье вещи? В чем заключаются приемы остранения и затрудненной формы? Что такое в и дение и узнавание? В чем, по мнению В. Шкловского, заключаются особенности поэтического языка?
- В чем, по мнению В. Шкловского и Б. Эйхенбаума, заключается неправота психологистов, видящих различие поэтических и прозаических слов в наличии или отсутствии в них образа?
- Как вы понимаете тезис Б. Эйхенбаума о борьбе поэта со словами как с готовым, извне навязанным и не им созданным материалом? Что такое «чувство слова»? Какова разница значения слова и порядка слов в практической и в поэтической речи? Какова роль «обмана» в построении поэтической речи? В чем, с точки зрения Б. Эйхенбаума, состоит связь между характером культуры и жизнью слова?
Литература:
- Шкловский В.Б. Воскрешение слова// Шкловский В.Б. Гамбургский счет. М.,1990. С.36-42.
- Шкловский В.Б. Искусство как прием// Шкловский В.Б. Гамбургский счет. М.,1990. С.58-72.
- Эйхенбаум Б.М. О художественном слове// Эйхенбаум Б.М. О литературе. М.,1987. С.331-343.
Вопросы литературной эволюции в работах формалистов.
«Эволюционная фактология» Ю. Н. Тынянова и Б. М. Эйхенбаума
(по работам «Литературный факт», «О литературной эволюции», «Литературный быт»)
- В чем, с точки зрения Ю. Тынянова, заключается преимущество эволюционного подхода перед статическим? Что собою представляет жанр с точки зрения эволюционного подхода?
- Как вы понимаете следующее определение литературы, данное Ю. Тыняновым: «Литература есть динамическая речевая конструкция»?
- Какое место в эволюционной концепции Ю. Тынянова принадлежит таким явлениям как «конструктивный фактор», «материал», «конструктивный принцип»? Что имеет в виду Ю. Тынянов, говоря об «имперализме» конструктивного принципа? Что такое «литературный факт»?
- Как вы понимаете определение литературного произведения как системы? Что означает выражение «конструктивная функция элемента системы»? Какой принцип лежит в основе различения автофункции и синфункции? Как ставится и решается вопрос об эволюционном отношении функции и формального элемента?
- Как вы понимаете определение системы литературного ряда как системы функций литературного ряда, в непрерывной соотнесенности с другими рядами? Как соотносятся литература и быт? Что такое экспансия литературы в быт?
- Как ставится проблема традиции в работах Ю. Тынянова? В чем новизна такой постановки по сравнению с традиционным решением этого вопроса?
- В чем, по мнению Б. Эйхенбаума, заключается проблема соотношения фактов литературной эволюции с фактами литературного быта? Каково значение этой проблемы для построения новой истории литературы?
- В чем заключается разница между понятиями эволюции и генезиса? Почему необходимо различать эти явления?
- Что такое историко-литературный факт? Как вы понимаете утверждение Б. Эйхенбаума о том, что основная роль в историко-литературном факте принадлежит литературности?
Литература:
- Тынянов Ю.Н. Литературный факт// Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.,1977. С.255-270.
- Тынянов Ю.Н. О литературной эволюции// Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.,1977. С.270-281.
- Эйхенбаум Б.М. Литературный быт// Эйхенбаум Б.М. О литературе. М.,1987. С.428-436.
Психология эстетического:
Знак – код – текст – культура: структурный метод
Ю. М. Лотмана
(по работе «Анализ поэтического текста»)
- Каковы, с точки зрения Ю. Лотмана, задачи и методы структурно-семиотического анализа поэтического текста?
- В чем заключается разница между условными и иконическими знаками? К какому типу знаков относится слово? Какими двумя структурными осями организуется языковая система? Что собою представляют «вторичные моделирующие системы»?
- Как вы понимаете следующее утверждение Ю. Лотмана: «Художественная проза возникла на фоне определенной поэтической системы как ее отрицание»?
- В чем, с точки зрения Ю. Лотмана, состоит исходный парадокс поэзии? Что означает следующее выражение ученого: «Стихотворение – сложно построенный смысл»?
- Раскройте структурообразующую роль следующих элементов художественного текста: художественный повтор, ритмо-метрическая организация, рифма, повторы на фонемном уровне, графический образ, морфологические и грамматические элементы, лексика, параллелизм, стих, строфа, сюжет, «чужое слово», композиция.
- В чем, с точки зрения Ю. Лотмана, заключается специфичность отношений системы и текста в художественных знаковых системах? Как вы понимаете утверждение ученого о том, что эти отношения носят характер борьбы, напряжения и конфликта?
- Что означают, с точки зрения структурно-семиотического подхода, определения «хорошей» и «плохой» поэзии? Почему отношение «поэт-читатель» представляется Ю. Лотману отношением «напряжения и борьбы»?
Литература:
- Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л.,1972.
Семиотика искусства:
П Л А Н Ы П Р А К Т И Ч Е С К И Х З А Н Я Т И Й, 1 С Е М Е С Т Р
1. Проблема художественного слова в понимании
В. Б. Шкловского и Б. М. Эйхенбаума
- Как и почему, с точки зрения В. Шкловского, происходит окаменение слова-образа? Как вы понимаете следующий тезис: «История эпитета – история поэтического стиля»? В чем, по мнению В. Шкловского, заключается связь приемов поэзии футуризма с приемами общего языка мышления?
- Как вы понимаете определение искусства как способа пережить деланье вещи? В чем заключаются приемы остранения и затрудненной формы? Что такое в и дение и узнавание? В чем, по мнению В. Шкловского, заключаются особенности поэтического языка?
- В чем, по мнению В. Шкловского и Б. Эйхенбаума, заключается неправота психологистов, видящих различие поэтических и прозаических слов в наличии или отсутствии в них образа?
- Как вы понимаете тезис Б. Эйхенбаума о борьбе поэта со словами как с готовым, извне навязанным и не им созданным материалом? Что такое «чувство слова»? Какова разница значения слова и порядка слов в практической и в поэтической речи? Какова роль «обмана» в построении поэтической речи? В чем, с точки зрения Б. Эйхенбаума, состоит связь между характером культуры и жизнью слова?
Литература:
- Шкловский В.Б. Воскрешение слова// Шкловский В.Б. Гамбургский счет. М.,1990. С.36-42.
- Шкловский В.Б. Искусство как прием// Шкловский В.Б. Гамбургский счет. М.,1990. С.58-72.
- Эйхенбаум Б.М. О художественном слове// Эйхенбаум Б.М. О литературе. М.,1987. С.331-343.
Вопросы литературной эволюции в работах формалистов.
«Эволюционная фактология» Ю. Н. Тынянова и Б. М. Эйхенбаума
(по работам «Литературный факт», «О литературной эволюции», «Литературный быт»)
- В чем, с точки зрения Ю. Тынянова, заключается преимущество эволюционного подхода перед статическим? Что собою представляет жанр с точки зрения эволюционного подхода?
- Как вы понимаете следующее определение литературы, данное Ю. Тыняновым: «Литература есть динамическая речевая конструкция»?
- Какое место в эволюционной концепции Ю. Тынянова принадлежит таким явлениям как «конструктивный фактор», «материал», «конструктивный принцип»? Что имеет в виду Ю. Тынянов, говоря об «имперализме» конструктивного принципа? Что такое «литературный факт»?
- Как вы понимаете определение литературного произведения как системы? Что означает выражение «конструктивная функция элемента системы»? Какой принцип лежит в основе различения автофункции и синфункции? Как ставится и решается вопрос об эволюционном отношении функции и формального элемента?
- Как вы понимаете определение системы литературного ряда как системы функций литературного ряда, в непрерывной соотнесенности с другими рядами? Как соотносятся литература и быт? Что такое экспансия литературы в быт?
- Как ставится проблема традиции в работах Ю. Тынянова? В чем новизна такой постановки по сравнению с традиционным решением этого вопроса?
- В чем, по мнению Б. Эйхенбаума, заключается проблема соотношения фактов литературной эволюции с фактами литературного быта? Каково значение этой проблемы для построения новой истории литературы?
- В чем заключается разница между понятиями эволюции и генезиса? Почему необходимо различать эти явления?
- Что такое историко-литературный факт? Как вы понимаете утверждение Б. Эйхенбаума о том, что основная роль в историко-литературном факте принадлежит литературности?
Литература:
- Тынянов Ю.Н. Литературный факт// Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.,1977. С.255-270.
- Тынянов Ю.Н. О литературной эволюции// Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.,1977. С.270-281.
- Эйхенбаум Б.М. Литературный быт// Эйхенбаум Б.М. О литературе. М.,1987. С.428-436.
Психология эстетического:
|