В. Б. Шкловского и Б. М. Эйхенбаума 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В. Б. Шкловского и Б. М. Эйхенбаума



П Л А Н Ы П Р А К Т И Ч Е С К И Х З А Н Я Т И Й, 1 С Е М Е С Т Р

 

 1. Проблема художественного слова в понимании

В. Б. Шкловского и Б. М. Эйхенбаума

  1. Как и почему, с точки зрения В. Шкловского, происходит окаменение слова-образа? Как вы понимаете следующий тезис: «История эпитета – история поэтического стиля»? В чем, по мнению В. Шкловского, заключается связь приемов поэзии футуризма с приемами общего языка мышления?
  2. Как вы понимаете определение искусства как способа пережить деланье вещи? В чем заключаются приемы остранения и затрудненной формы? Что такое в и дение и узнавание? В чем, по мнению В. Шкловского, заключаются особенности поэтического языка?
  3. В чем, по мнению В. Шкловского и Б. Эйхенбаума, заключается неправота психологистов, видящих различие поэтических и прозаических слов в наличии или отсутствии в них образа?
  4. Как вы понимаете тезис Б. Эйхенбаума о борьбе поэта со словами как с готовым, извне навязанным и не им созданным материалом? Что такое «чувство слова»? Какова разница значения слова и порядка слов в практической и в поэтической речи? Какова роль «обмана» в построении поэтической речи? В чем, с точки зрения Б. Эйхенбаума, состоит связь между характером культуры и жизнью слова?

 

Литература:

  1. Шкловский В.Б. Воскрешение слова// Шкловский В.Б. Гамбургский счет. М.,1990. С.36-42.
  2. Шкловский В.Б. Искусство как прием// Шкловский В.Б. Гамбургский счет. М.,1990. С.58-72.
  3. Эйхенбаум Б.М. О художественном слове// Эйхенбаум Б.М. О литературе. М.,1987. С.331-343.

 

Вопросы литературной эволюции в работах формалистов.

«Эволюционная фактология» Ю. Н. Тынянова и Б. М. Эйхенбаума

(по работам «Литературный факт», «О литературной эволюции», «Литературный быт»)

  1. В чем, с точки зрения Ю. Тынянова, заключается преимущество эволюционного подхода перед статическим? Что собою представляет жанр с точки зрения эволюционного подхода?
  2.  Как вы понимаете следующее определение литературы, данное Ю. Тыняновым: «Литература есть динамическая речевая конструкция»?
  3.  Какое место в эволюционной концепции Ю. Тынянова принадлежит таким явлениям как «конструктивный фактор», «материал», «конструктивный принцип»? Что имеет в виду Ю. Тынянов, говоря об «имперализме» конструктивного принципа? Что такое «литературный факт»?
  4. Как вы понимаете определение литературного произведения как системы? Что означает выражение «конструктивная функция элемента системы»? Какой принцип лежит в основе различения автофункции и синфункции? Как ставится и решается вопрос об эволюционном отношении функции и формального элемента?
  5. Как вы понимаете определение системы литературного ряда как системы функций литературного ряда, в непрерывной соотнесенности с другими рядами? Как соотносятся литература и быт? Что такое экспансия литературы в быт?
  6. Как ставится проблема традиции в работах Ю. Тынянова? В чем новизна такой постановки по сравнению с традиционным решением этого вопроса?
  7.  В чем, по мнению Б. Эйхенбаума, заключается проблема соотношения фактов литературной эволюции с фактами литературного быта? Каково значение этой проблемы для построения новой истории литературы?
  8. В чем заключается разница между понятиями эволюции и генезиса? Почему необходимо различать эти явления?
  9. Что такое историко-литературный факт? Как вы понимаете утверждение Б. Эйхенбаума о том, что основная роль в историко-литературном факте принадлежит литературности?

 

Литература:

  1. Тынянов Ю.Н. Литературный факт// Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.,1977. С.255-270.
  2. Тынянов Ю.Н. О литературной эволюции// Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.,1977. С.270-281.
  3. Эйхенбаум Б.М. Литературный быт// Эйхенбаум Б.М. О литературе. М.,1987. С.428-436.

Психология эстетического:

Знак – код – текст – культура: структурный метод

Ю. М. Лотмана

(по работе «Анализ поэтического текста»)

 

  1. Каковы, с точки зрения Ю. Лотмана, задачи и методы структурно-семиотического анализа поэтического текста?
  2. В чем заключается разница между условными и иконическими знаками? К какому типу знаков относится слово? Какими двумя структурными осями организуется языковая система? Что собою представляют «вторичные моделирующие системы»?
  3. Как вы понимаете следующее утверждение Ю. Лотмана: «Художественная проза возникла на фоне определенной поэтической системы как ее отрицание»?
  4. В чем, с точки зрения Ю. Лотмана, состоит исходный парадокс поэзии? Что означает следующее выражение ученого: «Стихотворение – сложно построенный смысл»?
  5. Раскройте структурообразующую роль следующих элементов художественного текста: художественный повтор, ритмо-метрическая организация, рифма, повторы на фонемном уровне, графический образ, морфологические и грамматические элементы, лексика, параллелизм, стих, строфа, сюжет, «чужое слово», композиция.
  6.  В чем, с точки зрения Ю. Лотмана, заключается специфичность отношений системы и текста в художественных знаковых системах? Как вы понимаете утверждение ученого о том, что эти отношения носят характер борьбы, напряжения и конфликта?
  7. Что означают, с точки зрения структурно-семиотического подхода, определения «хорошей» и «плохой» поэзии? Почему отношение «поэт-читатель» представляется Ю. Лотману отношением «напряжения и борьбы»?

 

Литература:

  1. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л.,1972.

 

Семиотика искусства:

П Л А Н Ы П Р А К Т И Ч Е С К И Х З А Н Я Т И Й, 1 С Е М Е С Т Р

 

 1. Проблема художественного слова в понимании

В. Б. Шкловского и Б. М. Эйхенбаума

  1. Как и почему, с точки зрения В. Шкловского, происходит окаменение слова-образа? Как вы понимаете следующий тезис: «История эпитета – история поэтического стиля»? В чем, по мнению В. Шкловского, заключается связь приемов поэзии футуризма с приемами общего языка мышления?
  2. Как вы понимаете определение искусства как способа пережить деланье вещи? В чем заключаются приемы остранения и затрудненной формы? Что такое в и дение и узнавание? В чем, по мнению В. Шкловского, заключаются особенности поэтического языка?
  3. В чем, по мнению В. Шкловского и Б. Эйхенбаума, заключается неправота психологистов, видящих различие поэтических и прозаических слов в наличии или отсутствии в них образа?
  4. Как вы понимаете тезис Б. Эйхенбаума о борьбе поэта со словами как с готовым, извне навязанным и не им созданным материалом? Что такое «чувство слова»? Какова разница значения слова и порядка слов в практической и в поэтической речи? Какова роль «обмана» в построении поэтической речи? В чем, с точки зрения Б. Эйхенбаума, состоит связь между характером культуры и жизнью слова?

 

Литература:

  1. Шкловский В.Б. Воскрешение слова// Шкловский В.Б. Гамбургский счет. М.,1990. С.36-42.
  2. Шкловский В.Б. Искусство как прием// Шкловский В.Б. Гамбургский счет. М.,1990. С.58-72.
  3. Эйхенбаум Б.М. О художественном слове// Эйхенбаум Б.М. О литературе. М.,1987. С.331-343.

 

Вопросы литературной эволюции в работах формалистов.

«Эволюционная фактология» Ю. Н. Тынянова и Б. М. Эйхенбаума

(по работам «Литературный факт», «О литературной эволюции», «Литературный быт»)

  1. В чем, с точки зрения Ю. Тынянова, заключается преимущество эволюционного подхода перед статическим? Что собою представляет жанр с точки зрения эволюционного подхода?
  2.  Как вы понимаете следующее определение литературы, данное Ю. Тыняновым: «Литература есть динамическая речевая конструкция»?
  3.  Какое место в эволюционной концепции Ю. Тынянова принадлежит таким явлениям как «конструктивный фактор», «материал», «конструктивный принцип»? Что имеет в виду Ю. Тынянов, говоря об «имперализме» конструктивного принципа? Что такое «литературный факт»?
  4. Как вы понимаете определение литературного произведения как системы? Что означает выражение «конструктивная функция элемента системы»? Какой принцип лежит в основе различения автофункции и синфункции? Как ставится и решается вопрос об эволюционном отношении функции и формального элемента?
  5. Как вы понимаете определение системы литературного ряда как системы функций литературного ряда, в непрерывной соотнесенности с другими рядами? Как соотносятся литература и быт? Что такое экспансия литературы в быт?
  6. Как ставится проблема традиции в работах Ю. Тынянова? В чем новизна такой постановки по сравнению с традиционным решением этого вопроса?
  7.  В чем, по мнению Б. Эйхенбаума, заключается проблема соотношения фактов литературной эволюции с фактами литературного быта? Каково значение этой проблемы для построения новой истории литературы?
  8. В чем заключается разница между понятиями эволюции и генезиса? Почему необходимо различать эти явления?
  9. Что такое историко-литературный факт? Как вы понимаете утверждение Б. Эйхенбаума о том, что основная роль в историко-литературном факте принадлежит литературности?

 

Литература:

  1. Тынянов Ю.Н. Литературный факт// Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.,1977. С.255-270.
  2. Тынянов Ю.Н. О литературной эволюции// Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.,1977. С.270-281.
  3. Эйхенбаум Б.М. Литературный быт// Эйхенбаум Б.М. О литературе. М.,1987. С.428-436.

Психология эстетического:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.60.192 (0.009 с.)