Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Н. И. Проферансов о рыцаре Гюго де Лонкле
В X веке во Франции жил Гюго де Лонкль, трубадур, слагал он альбы и серены, которые распевались по всей стране. Во время похода во Фландрию узнает он о смерти своей матери и невесты. Много горестей и лишений испытал Гюго в этом походе, но самым большим горем была для него потеря близких его сердцу существ. В отчаянии бросается он во все опасности и ищет смерти на поле брани. И ни в чем не находит утешения. И вот узнает он, что только в Ордене найдет успокоение и путь свой. Отправляется он к магистру Ордена и просит посвятить его в рыцари. Но прежде чем быть принятым в Орден, Гюго де Лонкль должен был пройти ряд испытаний и искусов. Он вертел мельничное колесо, исполнял обязанности конюха и другие грубые работы, но все он делал со смирением и кротостью. И на все свои робкие вопросы получал только грубые ответы. Все это было необходимо для определенной цели: испытать дух, от Бога ли он? Когда окончились все испытания, магистр Ордена призвал его и задал ему семь вопросов. Клянешься ли ты, что будешь говорить только правду? Не принадлежишь ли ты к другому ордену? Не женат ли ты и не обручен ли? Нет ли у тебя долгов? Не болен ли ты тяжкой болезнью? Не являешься ли ты священником? Сын ли ты рыцаря и от законного ли ты брака? Когда Гюго де Лонкль дал удовлетворительные ответы, магистр сказал ему: «Отныне все твое становится орденским и ты допускаешься к пользованию имуществом Ордена. Ты получишь бедную одежду, и пить и есть, сколько окажется необходимым». И после этого Гюго де Лонкль был допущен к посвящению. Ночь перед посвящением Гюго проводит по традиции в храме. И вот, во время глубокого сосредоточения и размышления, раздвинулись стены храма и он увидел равнину, по ней вьющуюся дорогу, а по дороге идет толпа несметная, поднимаясь в гору, на которой стоит храм. Идут ремесленники с продуктами своего производства, суконщики с сукнами, кузнецы с замками, гончары со своими изделиями, колесники, барышники с лошадьми, юноши, монахини, женщины в расцвете сил с грудными младенцами на руках, гордые князья и герцоги, вассалы, полураздетые куртизанки, блистающие драгоценностями, папа в тиаре и рядом с ним разбойник - и все идут шатаясь, а над толпой тучи, гром и молнии блистающие. И заметил Гюго, что толпу, невидимо для нее, сопровождают спутники: справа - светлые, слева
- темные. Они борются между собой, и время от времени темные спутники бросаются в толпу. И там, куда они бросаются, слышны стоны и проклятия, и происходят смятения и убийства. И жертва лежит распростертая, тут же, рядом с убийцей, а толпа идет шатаясь... И увидел Гюго, что среди толпы идут некоторые уверенно и с поднятой головой. Сильнее сгущаются над ними тучи, и молнии венчают их своим ореолом. И светлые спутники время от времени помогают им. И там, где они, толпа идет спокойнее, ровнее. И расширилось духовное видение Гюго, и взглянул он в сердца людей и увидел в них злобу и черные замыслы, и только в самой глубине увидел он свет, как драгоценный камень в голубой оправе. Горит он и светится, словно малая звезда голубая и у папы, и у разбойника - это душа. И тоскует она. Но люди не замечают ее. Но это видят те, идущие уверенно, и от этого скорбь на их лице глубже. И исполнилось скорбью сердце Гюго, и так и осталось оно, увенчанное скорбью на всю жизнь. И он шагнул в толпу, чтобы идти вместе с ней... И скралось все... И видит Гюго бедную женщину с искаженным от скорби лицом, склонившуюся над трупом солдата, сына своего, и скорбь ее беспредельна. И видит Гюго королеву Франции, прислушивающуюся к дыханию умирающего дофина, и рядом с королевой сидит прелат с головой свиньи и министр с головой волка, а у изголовья постели стоит ангел Смерти. И подумал Гюго: если умрет - пойдет к ангелу, а если останется жить - этим достанется. Что лучше? И тысячи женщин и сотни матерей увидел Гюго, и скорбь их витает над ними. И исчезло все... И понял Гюго, что нет скорби больше скорби матери, и его собственная скорбь утихла. Не прошла, но, как хрустальная вода горного озера, стала ясной и спокойной. И явилась перед ним сама Владычица скорбей, и опустился перед ней Гюго на колени, и дал обет вечного служения Пречистой. Глядел рассвет в цветные окна храма, и наутро пришли за ним рыцари. В этот день был посвящен Гюго де Лонкль, трубадур, и дал обеты послушания, целомудрия, бедности и служения Церкви. И получил Гюго де Лонкль золотые шпоры. Золото же рыцари носят только на шпорах. В тот же день сидят рыцари вечером в башне за круглым столом, с ними Гюго де Лонкль. А возле стоит Некто светлый, опершись на меч, и очи его пламенеют. и смотрит он пылающими очами в глубину сердец. И когда кто-либо из рыцарей не находит ответа себе или другому на заданный вопрос - он смотрит вглубь своей души и видит в ней очи светлого и в них находит ответ. И спросил Гюго: «Сказано: если имеешь две одежды, одну отдай неимущему. Одену ли всех неимущих?»
И ответил один из рыцарей: «Одень светом свободы душу свою. Можешь быть богат любыми богатствами, но не окажись их рабом. Сумей радостно отдать все, когда того потребует дух». И спросил Гюго: «Сказано: ударившему тебя в одну щеку, подставь и другую. Приличествует ли рыцарю быть малодушным?» Ответил ему один из рыцарей: «Ничего нет у рыцаря выше чести, но высока честь воина, который, будучи силен и храбр, сумеет удержать руку свою перед оскорбителем. И наивысшая честь тому, кто наивысшую боль сумеет радостно перенести и будет верен духу своему». И спросил Гюго: «Сказано: люби ближнего твоего, как самого себя. Как могу любить убивающего душу?» И ответил ему один из рыцарей: «Люби всех скорбящих. Люби всех, кому служишь мечом и духом. Люби во враге своем рыцаря, хотя бы и не был ему нанесен удар мечом. Люби в темном духе свет преодоления им самого себя. У рыцаря может быть только достойный рыцаря враг - он сам, и в этом любовь к врагу. А больше о любви к врагу узнаешь впоследствии». И спросил Гюго: «Зачем Христос творил чудеса? А если нужны они, то к чему вся его проповедь?» И отвечал ему старший из рыцарей: «Что знаешь ты о чудесах Господа? Христос мог творить чудеса и скрывал их. Блаженны не видевшие, но уверовавшие. И не были ли чудеса в большинстве случаев исцелением духа?» И спросил Гюго: «Сказано: одень раздетого, накорми голодного, напои жаждущего. Телесному или духовному благу должен служить рыцарь?» И ответил ему один из рыцарей: «Горе отвратившему лицо свое от телесного недуга брата своего. Но еще больше горя тому, кто всего себя отдаст этому служению. Велик соблазн малого даяния: ибо строит на песке дом свой слуга блага телесного, ибо если накормит голодного, тот снова взалкает, если же утолит голод духовный - навек поднимет брата своего». И спросил Гюго: «Входить в дом и жить с людьми подобает ли рыцарю?» И отвечает ему один из рыцарей: «Будь подобен восточному царю, который из любви к своим подданным переодевался в их одежду, входил в их хижины и творил добро. Но, будучи благим и милосердным, не забывай высокой задачи царского служения твоего». И спросил Гюго: «Влекут рыцаря молящиеся Богу, зовут к участию в делах государственных, манят любители общества и прекрасных дам. И ученые, и доктора, и философы говорят о мудрости теологии и искусствах. Каким путем должен идти рыцарь?» И ответил ему один из рыцарей: «Иди своим путем. Мир представляется равниной, перерезанной многими водными потоками, но путник переходит их все и не одному не дает увлечь себя, ибо странник и проводник пилигримов рыцарь». Так вступил Гюго в путь. И был этот путь труден и радостен. Много подвигов совершил он на пути своем и молил Пречистую дать умереть ему на поле брани, ибо не приличествует рыцарю умереть дома.
После многих подвигов, совершенных Гюго де Лонклем в Палестине, удалился Гюго в пустыню и проводил здесь время в размышлениях о божественных истинах, в непрестанных молитвах. И много лет провел Гюго в пустыне, и когда почувствовал, что очистилась душа его, взял он посох свой и пошел. И долго шел он, и в конце далекого пути своего пришел он к Светлому Чертогу и остановился у врат его, и раздался голос: «Приди, сын Мой возлюбленный, в лоно Мое, ибо ты, как и Я, совершенен». И хотел было уже Гюго войти во врата Светлого Чертога, когда в последний миг донеслись до него звуки покидаемого им мира. И услышал Гюго стон гибнущих, и проклятия отчаявшихся, и скрежет зубовный. И остановился Гюго, и обернулся, и увидел гибнущих и насилуемых, увидел торжествующих убийц душ человеческих, увидел детей, обреченных на заклание. И ответил Гюго: «Что мне, Господи, до славы, если там гибнут братья мои?» И ушел Гюго от врат Светлого Чертога и вернулся в мир, чтобы потом еще раз, но уже вместе со всеми, прийти к нему. Вернувшись к людям, вступил Гюго в круг жизни их. И увидел он старцев и юношей, мужчин и женщин, и детей, томившихся в этом кругу. И бесконечно измучены были их лица. И спросил у них Гюго: «Чем живете вы?» Отвечали ему: «Надеждой нашей!». И пошел Гюго дальше и увидел еще более мрачный круг. Здесь вечно слышались стоны, угрозы и проклятья. В отчаянии ломали себе руки жители этого круга. И спросил их Гюго: «Чем живете вы?» Отвечали ему: «Безнадежностью нашей». И захотел Гюго внести свет в мрак жизни их. И остался надолго с ними. Прошли годы, и кончился срок пребывания Гюго в этом кругу, и ушел он, и поднялся в горы к голубому горному озеру. И жил здесь старец втайне от других людей. И склонил Гюго перед ним колени, и коснулся старец чела его, глаз и ушей. И получил Гюго три скрытых дара: видеть, слышать и идти до конца. И исполнился скорбью Гюго и сказал: «Нет, лучше умереть мне!» И сказал старец Гюго: «Нет, сумей жить с дарами скорби, не скорбя». И отправился Гюго в великое странствие свое. И вот взошел Гюго на высокую гору. И смотрел вниз, и видел сразу все, что делалось внизу и вокруг. И на горе, где стоял Гюго, не текло время. И видел Гюго, как в бедной сельской хижине, и в городском доме, и в королевском дворце рождаются дети. И склоняются над ними матери, и отцы ласкают их и радуются им. И вырастают дети, и превращаются в юношей и девушек, а затем во взрослых людей, и работает каждый в кругу своем: под землей или в кузнице, или дома по хозяйству, или за станками, или в королевском войске служат, или правят государством. И видит Гюго, как сила любви влечет мужчин и женщин друг к другу и соединяет их в брачные пары, и как рождают они детей и склоняются над ними, и радуются им, и страдают с ними. Приходит старость и смерть, и новое поколение заступает на место прежнего, и снова идет суетливая работа. И соединяются люди в брачные пары, и рождают детей, и спешат вперед и дальше к одной цели, которой, быть может, является могила. И на место этого поколения приходит следующее, и на место следующего еще новое поколение, и все они совершают один и тот же жизненный цикл, идут одним и тем же путем.
И одни тысячи и миллионы людей сменяются другими, спеша и суетясь, и видят они перед собой только небольшой кусок своего пути, не думая о смене одних поколений другими, о великом потоке человечества, протекающем у подножья горы, на которой стоит Гюго. И поднимает Гюго свои взоры вверх к вечному небу и спрашивает: «Скажи, зачем это вечное повторение, и почему неведомо тем, кто суетится внизу, смысл и цель этого вечного движения?» И не слышит Гюго ответа. И поехал Гюго, исполненный скорби, по бесконечной равнине. И долго ехал он на своем верном коне. И однажды, когда заходило солнце, встретились ему на пути люди. То были кузнецы, возвращавшиеся из города к себе в село. Посмотрел на них Гюго, и увидел в душе одного из кузнецов голубой огонь, как бы малую звезду голубую. И почувствовал Гюго, что был когда-то рыцарем кузнец. И подъехал Гюго к кузнецу, и заговорил с ним об оружии, о битве, о рыцарской чести. И не хотел с ним сначала говорить кузнец, и не хотел поверить ему, когда сказал ему Гюго, что кузнец - рыцарь. Но потом коснулось слово Гюго души кузнеца, и взмахнул он молотом и сказал, что готов променять его на рыцарский меч; проснулся рыцарь в кузнеце, и с гордо поднятой головой пошел рядом с Гюго. И весело стало на душе у Гюго де Лонкля. И снова ехал Гюго по бескрайней равнине, и увидел он человека, с великим трудом пахавшего твердую, пересохшую землю. И увидел Гюго, что был когда-то земледелец рыцарем. И слез с коня и подошел к нему, и заговорил о рыцарских подвигах и о борьбе с неверными. Нехотя отвечал ему землепашец, не понимая его. Но когда сказал ему Гюго о деде пахаря, воевавшем в Палестине, выпрямился тогда крестьянин и заявил, что он тоже рыцарь, хоть и пашет землю. И поехал Гюго дальше с радостью на душе, а те, кому он напомнил о голубом огне, так и остались рыцарями. Въехал Гюго в город. Здесь на площади была большая толпа народа, и остановился Гюго на своем коне посреди толпы и затрубил в рог. Когда затих шум, и взоры всех обратились к Гюго, сказал им Гюго: «Вы забыли, что ваши предки были светлыми и гордыми рыцарями; вы забыли, что еще недавно был в вас рыцарский дух. Пора вам вспомнить об этом. Пора вам оторвать свои взоры от земли и посмотреть на вечное небо, пора вам взять меч, сесть на коня и отправиться в путь, и служить угнетенным и обиженным».
Гневный шум раздался на площади, и окружили разъяренные жители Гюго. И увидел он, что говорил горбатым и калекам, которые собрались, чтобы получить очередную милостыню, раздаваемую слугой герцога. И махали калеки своими костылями, и поднимали на Гюго разъяренные лица, и бросали в него камнями. И уехал Гюго, провожаемый бранью, свистом и проклятьями. Но, поворачивая с площади в одну из улиц, остановил Гюго коня и крикнул им: «Я еще вернусь к вам!» И не было у Гюго злобы против этих людей. И увидел Гюго: на перекрестке двух дорог у креста сидит монах, торгующий отпущениями грехов. Подъехал Гюго к монаху и посмотрел ему в глаза, и увидел Гюго голубой свет в его душе, словно малую звезду голубую. И понял Гюго, что был некогда рыцарем монах. И захотел испытать Гюго монаха и, проезжая, слегка задел монаха конем. И смиренно посторонился монах. Тогда вернулся Гюго и стал просить у монаха продать ему все индульгенции оптом за четверть цены, которую они стоили. И обиделся монах, но смиренно отказал. Тогда, как будто рассвирепев на монаха, Гюго стал его бранить, выхватил меч и слегка ударил его мечем плашмя, и присовокупил, что не достоин он настоящего рыцарского удара. Вскипел тогда монах, засверкали его глаза, и закричал он Гюго, что, будь у него меч, он показал бы, кто из них достойнее наносить удары. Тогда дал Гюго монаху свой запасной меч, сошел с коня и стали они биться. И вспомнил монах былое мужество, и напал жестоко на Гюго де Лонкля. И долго бились они, но ни один из них не остался победителем. И нанося удары, и отражая, посмеивался рыцарь над монахом и говорил, что не поймет он - как такой боец мог променять вольную жизнь рыцаря на звание торгаша. И когда зашло солнце и бросили они сражаться, сказал монах, что не хочет он больше торговать. И пошел рядом с Гюго. Радостно ехал Гюго по равнине. И приехал Гюго в королевскую столицу. В высоком прекрасном замке жил король этой страны, и была она полна благосостояния. И ходили по городу довольные жители, и проезжали гордые рыцари, и шли куда-то отряды лучников. Великолепно было убранство королевского замка. Был он наполнен рыцарями и придворными, и прекрасными женщинами. И в высоком замке сидел юный король этой страны, и окружали его вельможи и воины, и менестрели играли на лютнях и пели ему свои песни. Вошел Гюго в королевскую залу и увидел короля. И заметил Гюго у короля голубой огонь, как бы малую звезду голубую. И узнал, что рыцарем был король. И увидел еще Гюго, что скучно королю на троне, и не радует его ни богатство страны, ни блеск замка, ни лесть красивых женщин, ни песни менестрелей. И когда наступил вечер, и король проходил в свою спальню, подошел к нему Гюго и заговорил. И остановился король, и стал слушать. А когда все уснули, надел король плащ пажа и тайным ходом ушел из замка вместе с Гюго и никогда в него не возвращался, и даже не вспомнил о нем ни разу. И ехали два рыцаря в ночной тишине - Гюго и бывший король, и радостно было на душе у обоих. Долго странствовал Гюго по свету. И снова великая печаль охватила его и держала в своем плену долгие месяцы. И не мог он найти исхода своей скорби и решил искать успокоения в путешествии в самые далекие края. Много дней он ехал, и кончились жилые места, и наступила пустыня. Вечерело, и не знал Гюго, на что ему решиться: ехать ли через пустыню или остановиться и затем вернуться. И когда он так думал, вспыхнула вдруг над пустыней вдали от Гюго голубая звезда. И смело двинулся дальше в путь Гюго, и углубился в пустыню. Прошла ночь, и сиял новый день, но еще долго мог различать Гюго в небе свою голубую звезду. И кончилась пустыня. И вступил Гюго в область высоких диких гор. И скоро потерял он там тропинку, и не у кого было спросить пути, и со всех сторон окружали Гюго де Лонкля отвесные скалы, обрывы, бездонные пропасти. И не знал Гюго, куда ему ехать. И, смущенный, взглянул на небо и увидел впереди над собой между двух гор многоцветную радугу. И почувствовал, что должен проехать под радугой, и бодро направил коня. И каждый вечер загоралась впереди голубая звезда, и каждый день видел он перед собою голубую, или розовую, или многоцветную переливающуюся радугу. И долго ехал Гюго все вперед и вперед среди гор и пустынь. И приехал Гюго в замок святых. Был он совсем небольшой, и окружал его широкий ров, наполненный водой, и высокий вал, и крепкие стены. И неохотно спускали жители замка святых подъемный мост. Въехал Гюго в замок. Радостные и благодушные ходили здесь жители и делились друг с другом всем, что у них было. И любили друг друга и называли себя святыми. И не видели ничего, что было за стенами замка. И не слышали голосов жизни, что раздавались вне замка. И вспомнил Гюго, как ушел он от Светлого Чертога, и не захотел оставаться со святыми, и уехал из замка святых. Было великое бедствие в той стране: черная смерть разъезжала на высоком коне по селам и городам. И падали и умирали тысячи людей, которых коснулся ее бледный взор. А оставшиеся в живых прятались по темным углам и редко выходили наружу. И есть было нечего. И увидел Гюго на углу узкого переулка лавку мясника. Торговал тот падалью и потихоньку человеческим мясом. И вошел незамеченный Гюго в лавку и через открытую дверь увидел торговца в его жилище. Стоял тот на коленях перед статуэткой Мадонны и молился. И услышал Гюго слова его молитвы: просил торговец человеческим мясом Мадонну, чтобы она послала ему хороший сбыт и много щедрых покупателей. И обещал торговец Мадонне украсить ее капеллу на углу двух улиц, когда поправятся его дела. И бил себя в грудь торговец, и вздыхал: и говорил Мадонне о своей бедности и малых доходах. И тихо ушел Гюго из его лавки. И увидел себя Гюго как бы перенесенным в страну полупрозрачной мглы. Громадные утесы, дикие камни без зелени, без влаги окружали его. И не просвечивало солнце сквозь мглу. И увидел Гюго, как над плоским утесом склонились двое: один - человек, как все, другой - кто-то, подобный человеку, но гигантского роста и бесконечно мрачный. И холодом веяло от него. И лежал пергамент на утесе, и должен был человек подписать его своей кровью, но колебался он, и страх и недоверие искажали лицо его. И улыбался мрачный его страху и недоверию. «Что же должен я делать?» - спросил человек. «Только одно требую от тебя, - ответил мрачный, - всюду, где ты будешь, повторяй людям: Христос терпел и нам велел терпеть». - «Только!» - сказал человек. И, сделав стилетом (так! - А.Н.) надрез на руке, решительно написал свое имя внизу свитка. И увидел себя Гюго как бы перенесенным на громадную площадь, и стоял посреди площади большой мрачный чертог, и толпы народа теснились перед чертогом и стремились проникнуть в него, а в чертоге, на высоких престолах, сидели великие убийцы и предатели, одетые в багряные одежды. И стоял посреди чертога самый роскошный престол, и сидел на нем некто с лицом Иуды, одетый в золото и драгоценности. И курились вокруг престола фимиамы, и служили сидящему на престоле одеты в пурпурные одежды священники, и среди них главным был тот, кто подписал пергамент в царстве мглы... И толпы народа теснились к престолу, и люди с искаженными лицами отталкивали друг друга, чтобы поскорее добраться до престола, и убивали друг друга, и, подойдя к престолу, склонялись перед ним и целовали край одежды сидящего на престоле, а первосвященник и другие жрецы учили их Христову терпению. И с великой решимостью в душе поехал Гюго по дороге. И приехал он в область великих гор. И вот на рассвете поднялся Гюго на своем коне на высочайшую гору, на ее острую вершину, с которой ветер вечно сносил снег, и оттуда была видна как бы вся земля. В синей дымке легкого тумана лежали далеко вокруг хребты снеговых гор, равнины с городами и пашнями, лентами вились серебристые реки, озера и моря поблескивали серыми зеркалами. Мерцали снега горных хребтов с темными ущельями. На бесконечно далеком горизонте в розовых облаках вставало солнце, а над гигантом-рыцарем, стоявшем на высокой вершине, высоко в темном небе лила свой свет громадная голубая звезда. И взял Гюго свой серебряный рог и затрубил Призыв. Могучими волнами понесли его духи-союзники во все стороны, во все концы земли. И услышали там люди Призыв серебряного рога, и крестьяне думали, что это пастух на рассвете сзывает свое стадо; в городах жители, слыша Призыв, считали, что это герольды короля объявляют о новой победе королевского войска. А на далеком, далеком краю земли приняли Призыв Гюго за рассветный привет жрецов солнечному Богу. - Вставайте, видящие незримое! - гремел рог. - Спешите, слышащие голоса мира и голос вечности! - Гордые и смелые, готовые идти до конца, пришло ваше время! - Спешите, братья, спешите! И со всех сторон бесконечно далекого горизонта, как утренние белые облака, как светлые туманы над проснувшимися водами, всюду поднимаются образы могучих светлых всадников. Вот они мчатся. И слышен тяжелый топот коней по рассветной земле. Со всех сторон несутся они к одной цели, на вершину высокой горы, где стоит и трубит в серебряный рог рыцарь, озаренный сиянием голубой звезды, рыцарь, сзывающий великое воинство проводников человечества к Светлому Храму. Гремит серебряный рог, и все новые и новые отряды спешат на Призыв. И образуются группы, и мчатся рыцари-одиночки. И снова гремит Призыв в прозрачной дали... Что же вы, рыцари, не спешите примкнуть?... Крутая отвесная скала. На скале стоит высокая башня, возвышаясь над окрестностями. А у подножия скалы катит медленно-быстрые воды широкая река, из бесконечного далека направляясь в бесконечную даль. В башне пребывает Гюго де Лонкль - одинокий. В башне нет времени, нет прошлого, нет будущего. И приходят к Гюго другие. Спускается Гюго де Лонкль со спутниками своими к берегу реки, и, отвязав челн, плывут они, гребя против течения. Долго плывут они, и время для них меняется, и чем дальше плывут, тем более вглубь веков уходят, давно прошедшее как настоящее переживают... Пристал челн их к берегу большой красноватой пустыни. Вышли они и увидели себя в какой-то восточной стране. Знойное солнце посылает свои лучи на спешащих куда-то людей, одетых в пестрые одежды. Кругом раздавались восклицания, слышался шумный говор. Понял Гюго и его спутники из отрывочных возгласов, что народ спешит из любопытства посмотреть на чью-то казнь. замечают пришельцы, что их как бы никто не замечает, и что не отбрасывают тела их тени. Вмешались они в толпу народа и вместе с ней взошли на скалистый холм, на вершине которого на большом деревянном Кресте висел Распятый. Вокруг креста плотной массой, сдерживаемой римскими легионерами, стояла толпа, с любопытством и издевательством взиравшая на Распятого. Открылись зрение и слух у прибывших с башни, и видят они сонмы Светлых Духов у Креста. Затем гигантская тень Темного распростерлась над Распятым, с усмешкой склонился он к уху Распятого и стал говорить: «Я вложу в уста Твоих учеников мои слова, и Твои-мои ученики понесут под Твоим именем мое учение; пройдут сотни лет, и многие из учеников во имя Твое - мне служить будут - убивать, предавать, уча этому и других. Я прибавлю к Твоим словам мои слова, и затеряется в них твоя истина, людям ненужная; и если кто захочет истину скрытую откопать, то внушу я ученикам Твоим страх перед Богом, и не решится уже никто отвергнуть слов моих и искать в учении Твоих-моих учеников откровения божественного, скрытого за словами моими. Напрасно хотел Ты принести людям Любовь и Свободу. Свободу они отдадут мне, а Любовь я заменю страхом Божи- им и слепой верой в слова и книги моих-Твоих учеников и моих пророков, что до Тебя были. Не заметят люди совсем Твоей благой вести и не удастся Тебе победить мой закон, тот, что ветхим заветом зовут, он победит Тебя тем, что вновь соединится с Твоими словами и поглотит их. Никто не осмелится искать правды вне моей церкви и моего-Твоего учения, так как мои ученики будут говорить, что вне моих церквей нет спасения, и взамен благой вести о всепрощении и всеобщем преображении, что Ты хотел людям дать - я остановлю их поиски Тебя и истины Твоей - страхом перед Страшным Судом. А чтобы никто не мог мне помешать, и чтобы никто не восстал на тьму и мрак, в который я погружу землю, я внушу Твоим-моим ученикам учение, что Ты терпел и людям велел терпеть. И никто даже не подумает, что Ты пришел научить бороться со мной. И станут церкви моими и мне служить будут, но Тебя в этом обвинят. И если увеличится власть моя от учения их - тебя проклинать страдающие будут. Напрасно Ты приходил!» Заняла гигантская тень весь небосклон. Померкло солнце. Тени поползли по всей земле. Все погрузилось во мрак. Молча возвращались путники к челноку. Поднялся Гюго де Лонкль в него и поплыл учить людей бороться с Тенью Гигантской... [Воспроизводится по тексту: Сказание о рыцаре (Произведение неизвестного нам автора, с удивительной прозорливостью угадавшего дух и стремления экуме- нов). // Призыв. Издание Общества христиан-экуменов. М., 1992, с.79-90; идентификация автора по: Налимов В.В. Канатоходец, М., 1994, с. 386, прим. 14] В.С.Пикунов. ЛЕГЕНДЫ 1. О ТРЕХ БРАТЬЯХ-ЛЕГГАХ Трое рыцарей из Египта возвратились в свой мир и просили Эона помочь им понять свои ошибки. Смотрит Эон на них, и они рассказывают. Первый рыцарь: «Я был рабом у фараона, организовал тайное общество борьбы за свободу и возвращение на родину. Был предан жестоким пыткам и казнен». Второй рыцарь: «Я был наставником фараона в тайных науках и, благодаря мне, продолжилась преемственность посвящения в роде Аменхотепа Второго». Третий рыцарь: «Я был в коллегии жрецов - в той тайной группе, в которой воспринимают идеи Творца. Я ушел и оставил группу преемников». Смотрит Эон, глубоко проникая в каждого. Первый рыцарь: «Я понимаю, что не создал преемственности движения за свободу, я не дал движению глубокой духовной основы. Те, кто пошли за мной на пытки и на смерть, духовно не были подготовлены и мучительно страдали. Некоторые покаялись и были четвертованы». Второй: «Я очень виноват. Очень узко я смотрел на мир и не внушил фараону милосердия к рабам, а он их даже людьми не считал. А когда распинали брата моего, я даже не утер кровь с лица его». Третий: «Я виноват больше всех, так как знал, что грозит братьям моим. Я забыл, что и я был когда-то рабом. Я забыл, что был фараоном, и долго искупал вину свою за муки беззащитных. Я не раскрыл перед ними тайны моего знания, я не раскрыл им грядущих ошибок. Я виноват больше всех...» Снова три рыцаря на Земле. Первый рыцарь увидел, что рабы и чужеземцы победили, и чудесная культура египетских храмов почти уничтожена. Рыцарь стал вместе с прилетевшим Сатанаилом строить новую культуру. Второй рыцарь организовал широкую светскую коллегию жрецов, чтобы не узкую группу вести к Тайному Знанию, а создать духовный и материальный фундамент вновь зарождающейся культуры. А третий собрал всех, кто когда-то в роду своем имел преемственность посвящения, и зная, что Египту грозит полное разрушение от римлян, разбил своих адептов на три группы. Одна осталась в Египте, другая переселилась в Италию, третья - в Британию. И снова смотрит на них Эон. Первый рыцарь: «Я виноват в гибели египетской культуры; лишь остатки ее я сохранил среди посвященных...» Второй рыцарь: «Не удалась моя попытка дать знания массам в той форме, как когда-то давалась фараонам». Третий рыцарь: «Я научил своих адептов как создавать чистые чаши в душах простых людей. Я готовил их к Твоему приходу. Традиции нового посвящения будут жить. Я виноват: мне заранее, еще в мире нашем, должно было ознакомить с новыми формами высоких идей братьев моих. Я предвижу для Тебя и для себя Голгофу». Молчит Эон, стоят перед ним рыцари, и раскаяние во взорах их. Первый снова говорит Эону: «Прости меня за неумение осуществить порыв мой». И тоска была во взоре его. Эон взял розу душистую мистическую и протянул ему. Взглянул рыцарь, и увидел что один брат его держит в руках лилию белую, а третий сияет в лучах лотоса чистого. Сурово и с надеждой смотрел Сатанаил в низы глубокие, а Эон - плакал. Возвратились рыцари-легги в свой мир и увидели, что они как бы разделились в себе: над каждым и внутри каждого сияли мистические солнца Керубов, Серафов, Михаилов. Радостно засияли трое братьев, а пролетавший Эон сказал им: «Много Михаилов во главе с Намаррой ждут вас». И как бы оставаясь на месте, одаренные новыми силами мистических солнц вошли они легко и свободно в круг Михаилов. Встретил их Намарра и сказал: «Мы давно ждали, когда вы придете в наш мир, который уже стал вашим. Сейчас у нас собирается отряд предтеч Параклета. Пойдут отряды из всех кругов Арлеггов, будет дан последний бой Темным, а Параклет передаст людям мудрость высокую. Видите, как горят и сияют розы Рафаэлин?» Встали трое рыцарей в строй арлегговский, и ринулся отряд предтеч Параклета на земли, и появились на них много людей, осиянных духом. Лярвы были испуганы, и многие из них стали покидать тела людей, и жаловались они Князьям Тьмы, что жжет их и мучает духовное начало, с возрастающей силой сияющее в людях. Все религиозные люди объединились вокруг «осиянных». «Осиянных» объявили ненормальными, сажали их в психиатрические больницы, и если такой «больной» оставался неисправимым, его ожидал укол смерти. Ученые тщательно скрывали свои опыты над сгущенной и подвижной психической и умственной энергией и начали получать новые знания от существ иных миров и развоплотившихся людей. Многие ученые помогали людям, наделяя их жизненной силой. Часть «осиянных» решила применить некоторые магические методы. Лярвы теряли свой нюх, и если хотели кого-либо арестовать, то впадали в странные галлюцинации и арестовывали кого-либо из своей среды, потом каялись в своей ошибке и освобождали их. Жизнь властителей была сплошным пиром и развратом, и называлось это «служением народу», и тонули и погибали они, пожирая самих себя. Но все больше и больше становилось осиянных светом солнц мистических. Уходили и просветлялись лярвы, решая «розами горящими» оставаться на землях до тех пор, пока не останется на них ни одного не осиянного и не будет подготовлен путь Параклету, и сочли эту миссию для себя возможной и достойной. Пришли времена, и три рыцаря-легга встретились на земле с Утешителем. Один из них спросил: «Обязательно ли Эонам на землях проходить через распятие?» И ответил Утешитель: «Прошли времена для жертвы крестной. Настало время преображения земель. Эоны принесли с собой сияние молний не жгущих из своих обителей, и от божественного света их преображается все несовершенное». Одна за другой спадали Печати оккультные, и Молчание заговорило для всех. 2. РАЗГОВОР Вот мы и встретились после долгой разлуки, когда-то - друзья. Поделимся опытом, поделимся итогами жизни нашей. Обрели ли мы мудрость? Первый рыцарь: «По-моему, опыт, который мы получили от жизни, и есть наша мудрость; конечно, не всякий, а опыт, вытекающий из интуиции, знаний, людей и условий». Второй рыцарь: «Этого мало, и определение твое расплывчато. Честно говоря, мудрость - это хитрость, позволяющая все и вся использовать во имя своей цели, в том числе и знания других людей, их чувства и мысли». Третий рыцарь: «Странно, что ваш опыт не дал вам знания о том, что не все средства хороши. Это основано не только на морали. Об этом, в частности, говорит опыт науки. В мире частиц причины изменяют следствия, и, конечно, наоборот: следствие изменяет причину. Второй рыцарь: «Ты по-прежнему наивен, у тебя нет опыта власти. Если хочешь руководить массами, то забудь о какой-либо абсолютной морали: всякое добро и зло относительны. Хорошо то, что нужно нам в пути к нашей цели. Плохо - то, что не служит нам!» Первый рыцарь: «Как - и лицемерие, и жестокость, и унижение?» Второй рыцарь: «Да, если этого требует текущий момент». Третий рыцарь: «Вы не видите, как благодаря вашим средствам изменилась цель: она стала непривлекательной. Вернее, на место притягивающей многих высокой цели стала пустота и лицемерие, массы отошли куда-то. И стоит повзрослеть человеку, он ищет другую правдивую цель, пусть даже и не высокую, но не лицемерную. Так сказалась карма вашего Эгрегора. Второй рыцарь: «Я думаю, что не достаточно тонко и умело использовались инстинкты масс, но это поправимо: надо их объединить единой ненавистью к тем, кто их размагничивает разговорами о правде, человечности и любви». Первый рыцарь: «Я думаю, что вы не учитываете, как сложна жизнь и что, подчинив ее, ее можно только искалечить. У духовной и душевной жизни есть более высокие вожди и с ними нельзя не считаться: это истина, добро и красота, а наше дело - помогать этим вождям. Мудрость - это раскрытие в себе и других высшей природы, раскрытие в человеке глубины. Второй рыцарь: «Ваши определения мудрости далеки от жизни, и в борьбе вы будете всегда среди побежденных, а не победителей. Мы, кого вы называете «темными», руководствуемся в своих действиях знанием людей такими, какие они на самом деле, а вы ошибаетесь, видя в них скрытые высокие сущности. Люди - это животные, по-вашему - лярвы грязные, и мы, зная это, ведем их к нашей цели и свету чаще бичами страха, насилия и привычки. Зато они, в конце концов, получат сытость и возможность пользоваться некоторыми из присущих им страстями». Третий рыцарь: «Мне очень жаль, что ты так потемнел, что совсем не чувствуешь Эона любви, который светит в глубине каждой человеческой души, и что так исказилось в тебе начало Эона воли - дух твой. Вы закрыли людям путь к Утешителю, который по своей полноте раскрывает и раскроет учение Эона любви. Внешне мы были всегда побежденными, внутри же, в истинном смысле и на этот раз - мы победили. Сейчас наступила эра Утешителя, и для людей земли нашей срывается первая Печать оккультного молчания - Печать познания. Стыдно будет многим, что они стремились задержать раскрытие в душах духа высокого. Но и они утешатся, и в них зазвучит голос Утешителя. И они - люди, и вы - темные станете друзьями Божьими! Спокойны Пути Мудрости, и дух ее бестрепетен!» Второй рыцарь: «Скажи мне, как вы думаете объединить людей? Ведь всем ясно, что это необходимо».
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.141.44 (0.071 с.) |