Дело по обвинению Л. В. Кафка, Э. С. Зеликовича и др. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дело по обвинению Л. В. Кафка, Э. С. Зеликовича и др.



Дело по обвинению Э.С.Зеликовича, Л.В.Кафка, З.Л.Позиной и З.С.Поповой, возникшее 16.02.1931 г. в связи с арестом последних и хранящееся в ЦА ФСБ РФ в Москве под № Р-31404 (прежние №№ 107353, 575319), явилось естественным продолжением следственных действий в отношении членов «Ордена Света», отмеченных в показаниях Ф.Ф.Гиршфельда и, по всей видимости, А.С.Поля. Отложившиеся в нем протоколы допросов и собственноручные показания обвиняемых практически не дают ничего нового по сравнению с тем, что содержится в архивно-следственном деле «Ордена Света», исключая разве некоторые уточнения и расширяя наши сведения о членах Ордена, в том числе об А.С.Поле и времени его вступления в Орден. Не менее интересны и показания Л.В.Кафки, безусловно принадлежащей антропософии, а не анархо-мистицизму, тем более, что они освещают то время, когда она еще была женой М.И.Сизова, все более отходившего от антропософии к оккультизму под влиянием сначала В.А.Шмакова, а затем В.В.Белюстина и М.В.Дороговой. Для исследователя, изучающего формирование мистических течений в 20-е годы XX века, последнее обстоятельство может послужить еще одним подтверждением невозможности провести какое-либо размежевание между последователями того или иного направления духовных исканий того времени, в полном смысле этого слова «учившихся друг у друга».

С другой стороны, показания З.С.Поповой, печатавшей одиозное сочинение А.А.Солоновича о М.А.Бакунине, чьими услугами пользовался одновременно и Ю.Н.Верховский, как то следует из находящегося в деле его заявления с просьбой о выдаче арестованной во время обыска рукописи книги о бароне Дельвиге [л. 37], открывает неизвестные ранее каналы связи распространения мистической литературы и общения между ее московскими читателями.

ЗЕЛИКОВИЧ Эммануил Семенович

(1896 — после марта 1965)

Зеликович Эммануил Семенович — преподаватель Института иностранных языков, писатель-романист, анархо-мистик, член «Ордена Света»; род. 26.07.1896 г. из мещан г. Вильно, еврей; отец — Семен Маркович Зеликович, 1868 г. рожд., зубной врач, живет вместе с ним; мать умерла, братьев нет; сестра — Ирина Семеновна Зе- ликович (1900—1981), библиотекарь, безработная, живет с ним; жена —Лидия Львовна Зеликович, урожд. Аронова, 1900 г. рожд., делопроизводитель на Курсах переквалификации. В 1914 г. Зеликович окончил реальное училище в Москве, после чего 09.07.14 г. уехал в Германию, где в течении 3 месяцев был в тюрьме как гражданско-пленный; затем жил в Берлине до февраля 1917 г., когда бежал в Голландию, где пробыл до конца 1919 г., после чего уехал на несколько недель в Бельгию и снова вернулся в Германию (г. Ноэс на Рейне), где пробыл до ноября 1922 г., после чего вернулся в Москву. В 1923-1925 гг. работал в Коммунистическом Университете трудящихся Востока (КУТВ); в 1925-1928 гг. — в Коммунистическом университете трудящихся Китая; в 1928—1929 гг. — в институте «Каган Шапшал». В 1929 г. закончил краткосрочные курсы переподготовки при ВОКСе; к моменту ареста — преподава-

тель немецкого языка в Институте иностранных языков и в школах Москвы. Проживал по адресу: Москва, Верхняя Радищевская ул. 4, кв. 8.

В 1924 г. посвящен в рыцари «Ордена Света», занимался в кружках А.А. Солоновича и А.С. Поля.

Арестован 17.02.31 г., допрашивался Э.Р.Кирре. Постановлением ОСО ОГПУ от

25.04.31 г. приговорен к 3 годам ИТЛ. Судя по документам, первоначально его предполагалось направить в Вишерлаг (Соликамск), но 08.05.31 г. вместе с З.С.Поповой его направляют в Кемь (Соловецкий концлагерь). Согласно заключению СПО ОГПУ от 26.07.33 г. после отбытия наказания Зеликович освобожден «без ограничений», что сделало возможным его возвращение в Москву. Реабилитирован постановлением Президиума Мосгорсуда 25.03.65 г. одновременно с остальными по заявлению Л.В.Кафка в Прокуратуру г. Москвы. В это время он еще жил по старому адресу и лично получил справку о реабилитации [л. 120].

ПОКАЗАНИЯ ЗЕЛИКОВИЧА Э.С. 20.02.31 г.

Вернулся из-за границы в Россию в 1922 г., потому что находясь в Голландии я наслушался всевозможных ужасов о большевиках. Вся заграничная пресса писала, что в России едят живых людей, что большевики — это какая-то банда и т.д. Связь с Россией и родителями была порвана. Когда же наладилась эта связь и родные писали и приглашали меня вернуться в СССР, то я в конце концов переменил свой взгляд и решил вернуться в СССР.

В КУТВе я проработал до 1925 г. и в этом же году поступил в Коммунистический университет трудящихся Китая заведующим канцелярией, где прослужил до декабря 1928 г., а с декабря 1928 г. до 1 апреля работал в институте «Каган Шап- шал» секретарем Правления. В 1929 г. с 1 апреля по октябрь был безработным. С октября 1929 г. я преподаю в разных школах немецкий язык. Написал роман о коммунистическом строе «Следующий мир» в журнале «Молодая гвардия» (борьба миров).

Приблизительно в 1923 или 1924 г. на Пасхе я познакомился с КРЕТИЩЕНКО Сергеем Александровичем, у них на квартире через его жену. Стал я у них бывать очень часто (он находится на военной службе, преподает военные предметы). Через некоторое время он меня познакомил с ПОЛЕМ Александром Сергеевичем во время прихода последнего к КРЕТИЩЕНКО. ПОЛЬ и КРЕТИЩЕНКО — школьные товарищи. Через некоторое время ПОЛЬ меня познакомил с СОЛОНОВИ- ЧЕМ по своей инициативе. Мы с ПОЛЕМ зашли к СОЛОНОВИЧУ на квартиру. В разговоре с СОЛОНОВИЧЕМ последний мне разъяснил вопрос, что такое анархизм, и это мне понравилось. Я начал интересоваться этим. Бывал у СОЛОНОВИЧА несколько раз. Там я встречал и других, также интересующихся вопросами анархизма, как и я. Происходили беседы на эту тему, присутствовало человек от

7 до 10. Припоминаю одного ЛАНГА, с которым познакомился у СОЛОНОВИЧА. От СОЛОНОВИЧА я также узнал о мистике; это он говорил во время тех же бесед. О мистике я говорил также им с ПОЛЕМ. Говорил о мистике с женой КРЕТИЩЕНКО, но с ним самим об этом разговоров не было. Я разговаривал как с СОЛОНОВИЧЕМ, так и с ПОЛЕМ о рыцарстве, и что таковое существует, я знаю. Это рыцарство организовано в ордена. В этих же беседах я слышал об орденах «Храм Искусств», слышал какое-то выражение о «свете», как светлое начало и темное начало.

Я состою рыцарем «Ордена Света» первой степени, был посвящен — приблизительно — в 1923—1924 году. Я был посвящен СОЛОНОВИЧЕМ на его квартире в присутствии ПОЛЯ и еще нескольких человек. Знаю ЛЮБИМОВУ, с которой вместе служил в КУТВе, разговаривал с ней о мистике и уверен, что она является рыцарем.

Протокол мне прочитан и правильно записан с моих слов.Зеликович

ПОКАЗАНИЯ ЗЕЛИКОВИЧА Э.С. 24.02.31 г.

Чем связан анархизм с мистикой — я до сих пор не имею ясного представления, т.к. в мистическом учении существует иерархия высших ступеней во главе с Богом и борьба низших миров за овладение высшими, что никак не соответствует анархическому учению.

КОРОЛЬКОВА я знаю по службе в Коммунистическом] Университете труд[ящихся] Востока. Он был библиотекарем и мне приходилось иметь с ним разговоры общего характера, но я предполагаю, что он имеет отношение к мистике.

Кружком, в котором я состоял, руководил А.А.СОЛОНОВИЧ. Собрания происходили нерегулярно. На квартире у ПОЛЯ я бывал. Один раз на его квартире происходило собрание кружка. Интересуясь мистикой и анархизмом с теоретической стороны, я совершенно не знал о контрреволюционной деятельности «Ордена Света», в котором состоял до тех пор, пока находил это интересным и неизвестным для себя.

Из своего ознакомления с мистикой и анархизмом я вынес определенное мнение, что все это — идеалистика, что анархизм является учением вредным и опасным и невозможным к осуществлению. Что же касается мистики, то она оказалась пустой болтовней и потеряла для меня всякий интерес. С тех пор я встал на точку зрения марксизма (диалектического материализма), который усвоил и целиком принял это мировоззрение как единственно правильное. На основе этого мировоззрения, в частности в разрезе классовой борьбы, мною написан научно-фантастический политический роман «Следующий мир», рисующий идеальный коммунистический строй, основу которого заложил СССР.Зеликович

[ЦА ФСБ РФ, Р-31404, л. 19-19об]

ПОКАЗАНИЯ ЗЕЛИКОВИЧА Э.С. 19.04.31 г.

Я признаю, что состоял в контрреволюционной организации под названием «Орден Света», руководимой СОЛОНОВИЧЕМ. Попал в эту организацию через своего знакомого ПОЛЯ Александра Сергеевича, каковой также состоял членом этой организации. С ПОЛЕМ меня познакомил наш общий знакомый КРЕТИЩЕН- КО. Разговаривал с КРЕТИЩЕНКО о самых обыкновенных обывательских вопросах. Об отрицательном отношении к мистике КРЕТИЩЕНКО я знаю из общих разговоров с ним на различные темы. С ПОЛЕМ же я имел специальные разговоры о мистике. В «Орден Света» я вступил одновременно с ПОЛЕМ. Посвящение наше было произведено одновременно СОЛОНОВИЧЕМ или АРЕНСКИМ, точно не помню, на квартире СОЛОНОВИЧА или на квартире ПОЛЯ. Я был переведен с первой степени во вторую, а также и ПОЛЬ. Знаю наверное, что ЛЮБИМОВА состояла членом Ордена первой степени, а позднейших степеней я ее не знаю. Тоже самое и о КОРОЛЬКОВЕ.

Со мной в одной группе Ордена состояла ПОЛЬ Елена Аполлинариевна. Кроме СОЛОНОВИЧА, нашей группе (около 10 человек) читал легенды АРЕНСКИЙ. Нашей группой руководил и читал легенды первое время АРЕНСКИЙ, а затем его заменил СОЛОНОВИЧ. В группу не входила жена СМЫШЛЯЕВА*, но являлась членом Ордена. СМЫШЛЯЕВ также является членом Ордена, кажется, что он иногда читал легенды. В нашей группе состояла также жена АРЕНСКОГО, Вера Александ-

Hi#             ^

ровна, умершая от туберкулеза.

Я припоминаю случай, когда я после смерти Ленина обратился к руководителю группы с вопросом, как мы должны отнестись к этому, и получил ответ: «Никак», т.е. это не имеет к нам никакого отношения. Что касается орденской идеологии, то она враждебна к идеологии марксизма. Возможно, что СМЫШЛЯЕВ проводил эту идеологию на сцене.

Внутреннее содержание Ордена: учение о множестве миров, причем каждый следующий выше предыдущего; борьба темного и светлого начала, т.е. борьба против всякой власти, в том числе и советской, а к светлому началу относилось безвластие.

В данное время я крайне отрицательно отношусь к этому, как это подробно изложено в моем первом и во втором протоколе.

Протокол мною прочитан, записан с моих слов.                   Зеликович

[ЦА ФСБ РФ, Р-31404, л. 20-20 об]

Смышляева-Аренская О.Ф.

** Завадская В.А., жена В.С.Смышляева.

ПОКАЗАНИЯ ЗЕЛИКОВИЧА Э.С. 22.04.31 г.

ЛЮБИМОВА Варвара Николаевна состоит рыцарем «Ордена Света». ПОПОВА Зинаида Семеновна служила у меня в КУТВе, была он у меня раз или два, но я у нее бывал иногда. ПОЗИНУ Зинаиду Лазаревну знаю так же, как и ПОПОВУ. СОЛОПО- ВА Михаила я не знаю и мне такая фамилия совершенно не известна. На квартире СОЛОНОВИЧА я встречал некую ЛЬВОВУ, имени и отчества не помню, по профессии артистка театра Вахтангова, на анархических собеседованиях. Там же я встречал Нину Эрнестовну ЯВЕЙН — высокая блондинка, небольшой нос, круглое лицо; был у нее раза два дома — ул. Володарского, дом быв. Ярошенко. (Ольга, кажется, жена СМЫШЛЯЕВА.) Самого СМЫШЛЯЕВА знал как человека, имеющего отношение к Ордену. ПОЗИНОЙ и ПОПОВОЙ политубеждений не знаю, САМАРСКОЙ не знаю.                                                                     Зеликович

ПОПОВА, по моему мнению, склонна к мистицизму, о связи же ее с Орденом мне ничего не известно.                                                                                              Зеликович

В дальнейшем, как и за последние годы, я никакого отношения к антисоветским организациям иметь не буду. О всех антисоветских проявлениях буду сообщать сов- власти в лице ОГПУ.     Зеликович

[ЦА ФСБ РФ, Р-31404, л. 81]

КАФКА Людмила Вячеславовна

(1885—1966)

Кафка Людмила Вячеславовна, анархо-мистик, член «Ордена Света»; род. 17.08.1885 г. в г. Москве, дочь художника, мастера завода Четверикова; к моменту ареста отец и мать умерли. Из родственников в живых были: брат Борис, 1884 г. рожд., инженер, заместитель директора фабрики «Красный Октябрь»; сестры: Екатерина Антоновна Орлова, 1896 г. рожд., домохозяйка — Зубовский проезд, д. 2, кв. 7; Мария Антоновна Винокурова, 1902 г. рожд., домохозяйка, — Зубовский проезд, д. 2, кв. 18; брат Александр Антонович Викторов убит в Германской войне; Юрий Антонович Викторов живет в г. Богородске. С мужем, Михаилом Ивановичем Сизовым, преподавателем физики и естественных наук, разведена. Окончила историко-филологический факультет Московских Высших женских курсов; с 1912 г. преподавала сначала в еврейской гимназии Шнеерсона, затем в гимназии Львовых. В

1918 г. поступила научным сотрудником в Государственный Исторический музей, где и работала на момент ареста, проживая по адресу: Москва, Покровка, Потаповский пер. 6, кв. 5.

Арестована 16.02.31 г., приговорена 25.04.31 г. ОСО ОГПУ к ссылке на 3 года в Западную Сибирь (с. Колпашево, затем г. Томск); по отбытии ссылки жила и работала с 1934 по 1935 г. в г. Архангельске, затем с 1935 г. в г. Калуге, где умерла 19.06.66 или 19.06.67 г.; реабилитирована 25.03.65 г. Президиумом Мосгорсуда по ее заявлению. [О ней см.: ЖемчужниковаМ.Н. Воспоминания о Московском антропософском обществе (1917-23 гг.). // Минувшее, исторический альманах, вып. 6. М., 1992, с. 32-34.]

ПОКАЗАНИЯ КАФКА Л.В. 21.02.31 г.

Мне известен А.А.КАРЕЛИН с 1921 г., познакомилась с ним на лекции по еврейскому вопросу. С тех пор бывала у него довольно часто. Мне известно, что он работал по вопросам русского сектанства, главным образом по ереси жидовствующих в древнем Новгороде. Работа его носила научный характер и мне приходилось не раз доставлять ему книги по истории русского сектанства. Из тех, кто у него бывал, мне известны СОЛОНОВИЧ, АНОСОВ, БОГОМОЛОВ, АНДРЕЕВ, БЕМ, ЭРМАНД. Других, приходивших к нему, не помню. Войдя после смерти А.А.КАРЕЛИНА в Комитет по увековечению памяти Аполлона Андреевича и устроив его вдову в «Дом Ильича», а сестре его — персональную пенсию, я оставила работу в Комитете и с тех пор не встречалась с лицами, входившими в состав Комитета. Идеи анархизма, которые проповедовал А.А.КАРЕЛИН, некоторым образом увлекали меня и интересовали, поскольку это было связано с его личностью. В разговоре же с другими лицами, например, с СО- ЛОНОВИЧЕМ, те же самые идеи теряли для меня свой интерес. В настоящее время я считаю, что анархизм, как таковой, не осуществим и не имеет под собой почвы.

Я лично, стоя на платформе советской власти, разделяя многие пункты ее программы и работая в направлении марксистской науки и диалектического метода, не во всем согласна с ее политикой и установкой в области материализма, так как признаю духовное начало и стою на точке зрения дуалистического мировоззрения. Считаю, что мое уклонение от прямой линии материализма, является особенностью моего воззрения, которое не может подчиниться желательной для советской власти форме; но я позволяю себе иметь свободное и индивидуальное направление, т.к. считаю, что невозможно создать у всех людей одно мировоззрение, т.к. человеческая личность индивидуальна в самой своей сущности. Но позволяя себе иметь свой собственный строй мысли, я никогда не занималась и не буду заниматься пропагандой моих идей и иметь какой бы то ни было попытки пойти против советской власти.Л.Кафка

[ЦА ФСБ РФ, Р-31404, л. 21-22об]

ПОЗИНА Зинаида Лазаревна

(1896 — после 1936)

Позина Зинаида Лазаревна родилась 19.01.1896 г. в г. Могилеве, еврейка; отец, Лазарь Маркович Позин, 1866 г. рожд., служил в Землеустроительной комиссии, к моменту ареста дочери работал инспектором коммунального хозяйства в г. Минске; мать Александра Соломоновна Позина, 1866 г. рожд., домашняя хозяйка; братьев нет; сестры: Софья, 1892 г. рожд., служит в Москве фармацевтом в аптеке № 35; Фа- ня, 1893 г. рожд., служит в Сахаросоюзе техноруком счетного отдела; Евгения, 1902 г. рожд., по мужу Новикова, домохозяйка, муж инженер. Закончила гимназию в г. Могилеве; в 1915 г. уехала в Ростов-на-Дону, где жила, училась и служила в разных аптеках (4,5 года при аптеке амбулатории больничной кассы «Надежда») до 1920 г.; лаборант сектора общественных наук при Московском институте инженеров транспорта. Домашний адрес: Москва, ул. Тверская 44, кв. 34.

Арестована 16.02.31 г., допрошена Э.Р.Кирре. Постановлением ОСО ОГПУ от

25.04.31 г. приговорена к 3 годам ссылки в Казахстан, где находилась еще в феврале 1936 г. (г. Петропавловск). [АУФСБ РФ по Карагандинской обл., 1718 ф-4 (прежние №№ 6352, 243122, 3947), л. 44-45]. Дальнейших сведений о ее судьбе нет. Реабилитирована постановлением Президиумом Мосгорсуда от 25.03.65 г. в связи с заявлением Л.В.Кафка.

ПОКАЗАНИЯ ПОЗИНОЙ З.Л. 20.02.31 г.

Я сначала познакомилась с ЛЮБИМОВОЙ Варварой во время нашей совместной службы в Университете трудящихся Востока. В разговорах с ней мне понравились некоторые ее установки.

Впоследствии я убедилась, что ее взгляды близки к анархическим. Нас, однако, разделяло то, что она очень активна, в то время как я более пассивна. Через ЛЮБИМОВУ я познакомилась с СОЛОНОВИЧЕМ и стала бывать в Кропоткинском музее на его лекциях. Многое из его лекций мне тогда нравилось, многого я не понимала и с многим я была не согласна. На темы этих лекций я иногда в беседах с ЛЮБИМОВОЙ задавала ей некоторые вопросы. На этих лекциях присутствовало человек 2025, а иногда и меньше. В Музее Кропоткина я познакомилась с НИКИТИНЫМ, его женой Верой Робертовной, сестрой НИКИТИНА — Ниной Александровной, с ПАХОМОВОЙ Ольгой Степановной, САМАРСКОЙ. Была на вечере памяти КАРЕЛИНА в Доме политкаторжан. Заходила я больше всего к САМАРСКОЙ и ЛЮБИМОВОЙ. Что касается мистики, то о ней я знаю из лекций СОЛОНОВИЧА. Когда заходил разговор с ЛЮБИМОВОЙ о мистике, то он всегда кончался тем, что она меня называла «дурой», заявляя, что я ничего не понимаю.

Я имела несколько экземпляров печатанных на пишущей машинке лекций СОЛОНОВИЧА. Лекции мне давала ЛЮБИМОВА. ЛЮБИМОВА мне говорила, что печатает какие-то сочинения о Бакунине, но читать таковых я не читала.С ПОЛЕМ я познакомилась на каком-то вечере, где — не помню.

В данное время у меня полное отсутствие всяких политических убеждений.

После взятия Ростова Красной армией, я поступила в Главный хирургический госпиталь Первой конной армии в качестве фармацевта. В начале 1921 г. я приехала в Могилев к своим родителям, где служила в Упрсанарм 16, а через месяцев шесть уехала в Ленинград. Т.к. в Ленинграде устроиться не могла, приехала в Москву в конце 1921 г. В Москве поступила в Политуправление Московского военного округа ин- форматором-статистиком, через месяцев 7-8 перешла на работу в Коммунистический университет трудящихся Востока, где работала в качестве информатор-статистика, а с ноября 1926 г. была безработной около 7 месяцев. Потом поступила на работу ст. Люблино в приемный покой в качестве фармацевта. С февраля 1929 г. все время болела и лишь месяца три как работаю на вышеупомянутой службе.

Протокол мною прочитан и записан с моих слов.                  З.Позина

[ЦА ФСБ РФ, Р-31404, л. 23-24об]

ПОПОВА Зинаида Семеновна

(1898 — после 1931)

Попова Зинаида Семеновна, машинистка, анархо-мистик, член «Ордена Света»; родилась 22.10.1898 г. в ст. Кагальницкой, Новочеркасского уезда, Донской области; отец — Семен Иванович Попов, 1864 г. рожд., священник в г. Новочеркасске; мать — Марианна Васильевна Попова, 1868 г. рожд., дочь священника, домохозяйка; братья — Николай Семенович (1893—1983), врач, работает в Институте мозга, член ВКП(б); Борис Семенович, 1899 г. рожд., бывший белый партизан, жил в г. Брно (Чехословакия), последние полтора года известий о нем не было; Владимир умер в 1921 г., Леонид — в 1914 г.; Виктор, 1903 г. рожд., горный инженер, работает в Донбассе; сестер нет. Попова закончила гимназию в Новочеркасске, училась в разных вузах; к моменту ареста работала машинисткой в Институте нервно-гуморальной физиологии; домашний адрес — адрес: Москва, Большой Власьевский пер. 7, кв. 2.

Арестована 16.02.31 г., допрошена Э.Р.Кирре. Постановлением ОСО ОГПУ от

25.04.31 г. приговорена к 3 годам ИТЛ, которые отбывала в Соловецких лагерях; по освобождении выслана на 3 года в Архангельск. Сведений о дальнейшей судьбе нет. Реабилитирована постановлением Президиума Мосгорсуда от 25.03.65 г.

ПОКАЗАНИЯ ПОПОВОЙ З.С. 21.02.31 г.

Закончила гимназию, училась в разных вузах по году-два, но ни одного не кончила ввиду трудного материального положения. В то время, когда брат был белым партизаном, мои настроения были на стороне белых против красных; в данное время сильно симпатизирую анархистам и сильно уклоняюсь к мистическим воззрениям.

Я познакомилась с СОЛОНОВИЧЕМ на его квартире. Туда я пришла по указанию кого-то, что у СОЛОНОВИЧА можно получить ответы на интересующие [меня] вопросы. Затем я еще была у него раза три, а также он бывал у меня раза три. Один раз была на лекции СОЛОНОВИЧА в Музее Кропоткина. Когда я бывала у СОЛОНОВИЧА, я печатала на его машинке книгу его «Бакунин и культ Иальдобаофа». Знаю, что было четыре тома, но когда он бывал у меня, он рассказывал об анархизме и о мистике.

Знакомы мы с ЛЮБИМОВОЙ Варварой Николаевной по КУТВу, где работали вместе; наши политические взгляды совпали. Наряду со всеми остальными разговорами говорили и об анархизме и мистике. С ПОЗИНОЙ Зинаидой Лазаревной также знакома, говорили и с ней об анархизме и мистике. Кажется, она была у СОЛО- НОВИЧА.

С ЗЕЛИКОВИЧЕМ Эммануилом Семеновичем познакомилась в КУТВе и в разговорах вскользь касалась вопросов мистики. ПОЛЯ знаю и друг друга поняли. Помню, КОРОЛЬКОВА я встретила в КУТВе. НИКИТИНА Леонида Александровича знаю по имени. Я против тюрем, против власти, против смертной казни, но могу лично убить. Очень люблю револьвер. Имел место разговор с СОЛОНОВИЧЕМ о необходимости вооруженного восстания при смене правления вообще.

Протокол мною прочитан и записан правильно по моим словам. Попова З.С.

[ЦА ФСБ РФ, Р-31404, л. 25-26об]

ПОКАЗАНИЯ ПОПОВОЙ З.С. 22.04.31 г.

С Варварой Николаевной ЛЮБИМОВОЙ я знакома давно. С Еленой САМАРСКОЙ (жена ТИММА) знакома с 1923 г., познакомилась в КУТВе. Там же, в КУТВе, я познакомилась с ЗЕЛИКОВИЧЕМ Эммануилом Семеновичем; ПОЗИНУ Зинаиду Лазаревну знаю. СОЛОПОВА Михаила знаю, приблизительно, с 1926 года: служащий, с лета прошлого года безработный, не работает ввиду болезни. Он бывал у меня. Нину Эрнестовну ЯВЕЙН (крупная женщина, тип немецкий, красивая) видела где-то. Знакома с Ольгой ПАХОМОВОЙ по КУТВу. НОВИКОВА Василия Мироновича я знаю еще давно и его жену Александру.

[Рукой Поповой]: НОВИКОВЫ никакого отношения ни к анархизму, ни к мистике не имеют. ПАХОМОВА уехала в ссылку. Нина Эрнестована, по-моему, человек, не имеющий отношения. Михаил СОЛОПОВ не имеет никакого отношения к рыцарству — этак, верст на тысячу. Думаю также далек и от всего остального, потому что он марксист. ПОЗИНА у вас в изоляторе. ЗЕЛИКОВИЧ был Урда в КУТВе и очень глубокий и впечатлительный человек. САМАРСКАЯ — жена коммуниста. Варвара Николаевна — замечательный человек и сидит у вас в политизоляторе. Попова

[ЦА ФСБ РФ, Р-31404, л. 80]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по делу № 107353 на гр.гр. ЗЕЛИКОВИЧА Э.С., ПОПОВУ З.С.,

ПОЗИНУ З.Л. и КАФКУ Л.В.

1931 года, апреля 20 дня. Я, Уполномоченный] 1 отд. СПО ОГПУ—КУЗНЕЦОВ, рассмотрел дело за № 107353 по обвинению гр.гр. ЗЕЛИКОВИЧА Эммануила Семеновича, ПОПОВОЙ Зинаиды Семеновны, ПОЗИНОЙ Зинаиды Лазаревны и КАФКИ Людмилы Вячеславовны по 58/11 ст. УК, арестованных 16.2.31 г. и содержащихся в Бутырском Изоляторе ОГПУ,

НАШЕЛ:

Что все обвиняемые являются членами ликвидированной ОГПУ к-р анархо-мис- тической организации под названием «Орден Света», возглавлявшейся видными

анархистами-мистиками СОЛОНОВИЧЕМ, ПРОФЕРАНСОВЫМ и др. (ныне заключенными в п/изоляторы и к/лагеря).

Организация «Орден Света», активными участниками которой были обвиняемые, в течение ряда лет проводила интенсивную нелегальную деятельность по вербовке и воспитанию кадров для борьбы с Соввластью и марксистским материалистическим учением путем пропаганды идеалистических идей анархо-мистицизма, поставив конечной целью деятельности свержение путем вооруженного восстания Соввласти и установления безвластного общества. Основной контингент данной организации состоит из бывших дворян, детей служителей культа и интеллигенции.

В результате своей деятельности (сильно законспирированной), организация имела большую сеть подчиненных центру ячеек не только по Москве, но и в других городах, как то: в Ленинграде, Нижнем Новгороде, Сочи, Харькове, Свердловске и т.д.

Материалами дела и показаниями обвиняемых установлено, что:

ЗЕЛИКОВИЧ Эммануил Семенович, 1896 г. рождения, ур[оженец] г. Вильно, из интеллигентной семьи, служивший преподавателем немецкого языка в Институте иностранных языков и занимавшийся литературным трудом, с 1923—1924 гг., познакомившись с видным членом анархо-мистической организации ПОЛЕМ А.С., был им завербован в организацию и стал принимать активное участие в ее работе. Влившись в нелегальный кружок, руководимый сначала СОЛОНОВИЧЕМ, а потом АРЕНСКИМ, посещал нелегальные собрания и был по обрядным ритуалам организации посвящен сначала в рыцари первой степени, а в дальнейшем во вторую, более высшую степень. Из знакомых ЗЕЛИКОВИЧУ членов данной организации назвал только тех, о ком его спрашивали при следствии, а именно: СОЛОНОВИЧА, ПОЛЬ А.С., ПОЛЬ Е.А., АРЕНСКОГО, его жену Веру Александровну, СМЫШЛЯЕВА, ЛЮБИМОВУ, КРЕТИЩЕНКО, отказавшись назвать других по своей инициативе.

ПОПОВА Зинаида Семеновна, 1898 г. рождения, ур[оженка] станицы Кагаль- ницкой Донской области, дочь служителя культа, машинистка Института нервно-гуморальной физиологии, по убеждению анархо-мистик. При допросах держала себя вызывающе, показав, что в период, когда ее брат был белым партизаном, она разделяла идеологию «белых против красных», но со временем изменила взгляды на анархические с уклоном в мистику.

Познакомившись с СОЛОНОВИЧЕМ, стала посещать его беседы по анархо-мис- тицизму. Печатала нелегальную а/с книгу по анархо-мистицизму СОЛОНОВИЧА «Бакунин и культ Иальдобаофа», принимала участие в издании а/с нелегального журнала «Отзывы и заметки», для чего использовала служебный стеклограф. Состояла в одном из нелегальных кружков и была посвящена в рыцари «Ордена Света». Из членов данной организации знакома с ЛЮБИМОВОЙ, ПОЗИНОЙ, КОРОЛЬКОВЫМ, ЗЕЛИКОВИЧЕМ, НИКИТИНЫМ. Имела разговор с СОЛОНОВИЧЕМ о необходимости вооруженного восстания.

Настроена террористически, о чем откровенно показала при следствии, что хотя она и против смертной казни, тюрьм и власти, но может лично убить кого нужно. От дальнейших показаний отказалась.

ПОЗИНА Зинаида Лазаревна, 1896 г. рождения, урож[енка] г. Могилева, из интеллигентной семьи, служившая лаборантом МИИТа, по убеждениям анархо-мис- тик. В контрреволюционную организацию была завербована ЛЮБИМОВОЙ, которая была введена в нелегальный кружок, руководимый СОЛОНОВИЧЕМ. ПОЗИНА стенографировала все беседы и лекции СОЛОНОВИЧА на нелегальных кружках, после чего их перепечатывала. Из членов данной организации знакома с СОЛОНО- ВИЧЕМ, ЛЮБИМОВОЙ, САМАРСКОЙ, ПАХОМОВОЙ, НИКИТИНЫМИ. При обыске отобраны а/с анархо-мистические материалы, отпечатанные на пишущей машинке, рукописи и литература вышеуказанного содержания. Последнее время от активной работы отошла ввиду болезни.

КАФКА Людмила Вячеславовна, 1885 г. рождения, урож[енка] г. Москвы, из интеллигентной семьи, служившая научным работником Государственного] Исторического музея, по убеждениям анархо-мистичка.

С 1921 г., будучи знакома с идеологом ныне ликвидированной организации анар- хо-мистиков — КАРЕЛИНЫМ А.А., принимала активное участие в его работе по созданию учения и привлечению последователей. После смерти КАРЕЛИНА вошла в Комитет по увековечению его памяти, состоявшего из СОЛОНОВИЧА, АНОСОВА, БОГОМОЛОВА, АНДРЕЕВА, БЕМА (ныне заключены в политизоляторы) и совместно с этим руководящим кадром организации «Ордена Света» повела активную работу. На ее квартире происходили нелегальные собрания руководящего состава организации, а также проводились занятия кружка, руководимого СОЛОНОВИЧЕМ. От показаний по существу деятельности в «Ордене Света» уклонилась.

Принимая во внимание вышеизложенное и что материалами дела и показаниями привлеченных по делу № 107353 гр.гр. ЗЕЛИКОВИЧА, ПОПОВОЙ, ПОЗИНОЙ и КАФКИ виновность по 58/11 ст. УК доказана,

ПОЛАГАЛ БЫ:

дело в отношении их передать на рассмотрение Особого Совещания при Коллегии ОГПУ.

Уполномоченный] 1-го отд. СПО ОГПУ                              А.Кузнецов

«СОГЛАСНЫ»                                                                        Рутковский

[ЦА ФСБ РФ, Р-31404, л. 89-91]

Приложение

В ПРОКУРАТУРУ г. МОСКВЫ

Учительницы-пенсионерки КАФКА Людмилы Вячеславовны, год рожд[ения] 1885, место рожд[ения] — Москва, прож.: г. Калуга, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 16 кв. 18

ЗАЯВЛЕНИЕ

Обращаюсь с просьбой о реабилитации.

Я не обращалась к вам до сих пор, так как мне два раза было сказано, что я не нуждаюсь в реабилитации; сказано опытными юристами, работниками КГБ, а в первый раз — НКВД. Хочу знать — так ли это.

16 февраля 1931 г. я была арестована и выслана на три года в Западную Сибирь, в Колпашево, а через полтора года меня перевели в Томск, где я работала учительницей в банковско-экономическом техникуме.

Поводом к моей высылке из Москвы, где я родилась, жила и работала, послужило мое знакомство с анархистом-коммунистом Аполлоном Андреевичем КАРЕЛИНЫМ, другом П.А.Кропоткина. КАРЕЛИН умер в 1924 г.[50] и после его смерти его друзья организовали так называемый Карелинский Комитет для приведения в порядок рукописей покойного. Меня, как близкого друга его жены и самого КАРЕЛИНА пригласили в этот Комитет, в который я вошла, чтобы устроить жену КАРЕЛИНА в инвалидный дом Ильича, а сестре его выхлопотать персональную пенсию. Когда я это осуществила, то вышла из Комитета, послав письменное заявление, и с тех пор ни с кем из анархистов связи не поддерживала. Они меня совершенно не интересовали. Лично я к анархизму, как к политическому движению, не имела и не имею ни какого отношения.

В 1934 г. я получила право возвратиться в Москву и жить в Москве, но квартира была уже занята. Я поехала к своим друзьям в Архангельск, работала там год, но климат был мне вреден и я переехала в 1935 г. в Калугу, где и живу до сих пор. До 1949 г. работала здесь учительницей в школе и в техникуме путей сообщения. С 1948 г. я пенсионерка, мне уже скоро 80 лет. Очень прошу не задержать мне ответ.

12 декабря 1964 г.Л.Кафка

[ЦА ФСБ РФ, Р-31404, л. 106]

ДЕЛО Б.М. и Е.В.ВЛАСЕНКО

С точки зрения истории общественных и духовных движений в России первую половину 1930-х гг. с полным правом можно окрестить «эпохой возврата»: из ссылок, тюрем и лагерей возвращались люди, которым предстояло отыскать свое место и образ существования в новой, отнюдь не желавшей принимать их жизни, тогда как сотрудники органов ГУГБ (быв. ОГПУ) возвращались к следственным документам прошлых лет, извлекая их из архивов, чтобы снова пустить в дело.

Как заметил тогда кто-то из писателей, «вся Россия стала на колеса». Из конца в конец огромной страны двигались массы людей, поднятые с мест, сорванные со своих вековечных корней коллективизацией, административной высылкой, ехавшие в поисках работы, убежища от гонений, в надежде скрыться от «недреманного ока» ОГПУ или найти себе место для краткой передышки, поскольку мало кто из них уже верил в возможность нормальной жизни.

Познакомившиеся в лагерях, в тюрьмах, на пересылках, а еще чаще — на поселении, получив долгожданную свободу они начинали колесить из конца в конец по России, ища пристанища и останавливаясь на день-два или только на ночевку по адресам далеких или близких родных своих знакомых. Одним из таких главнейших перевалочных пунктов оказывалась Москва и находящиеся по неусыпным наблюдением органов ОГПУ-НКВД квартиры родственников репрессированных или лиц, по какой-либо причине сумевших вернуться из ссылки в столицу.

Разница между недавним прошлым и наступившим настоящим была огромной, поскольку гигантская, всеохватывающая надзирающая, провоцирующая и карающая система не только своими метастазами поразила буквально каждую клеточку общественной жизни, подчинив своему контролю всю без исключения территорию «Союза советских социалистических лагерей», как назвал СССР один из действующих лиц этой трагедии, но и превратила пытками, угрозами, шантажом и насилием миллионы людей, еще вчера полагавших себя свободными и морально не запятнанными, в своих рабов, доносчиков, клятвопреступников и тайных осведомителей.

Обращаясь к следственным документам того периода, об этом последнем факторе нельзя забывать ни на минуту, точно так же, как нельзя забывать и о совершенно новом подходе к оформлению следственных материалов, когда протоколы допросов не записывались, а фактически сочинялись следователем, не всегда даже заботившимся о том, будут ли они подписаны подследственным, хотя на первых порах такие приличия по возможности соблюдались. Впрочем, даже объективность записи ответов арестованного не избавляла его от совершенно превратного истолкования этих ответов в обвинительном заключении. Последнее достаточно отчетливо представлено в деле Б.М. и Е.В. Власенко 1934 г., хранящемся в ЦА ФСБ РФ, Р-35983 (преж. 545, 215238, Н-9596). Оно знакомит нас как с состоянием общества этого времени, с судьбами многих людей, имена которых уже встречались в следственных документах предшествующего периода, так и с выработкой органами политического надзора всесокрушающего принципа бессрочности «первой вины», следуя которому десятки миллионов безвинных людей снова и снова возвращались в чекистскую мясорубку в 30-х, 40-х и в 50-х годах, к сожалению, все еще нашего столетия.

Вместе с тем, они позволяют уточнить или по-новому осветить ситуации прошлых лет, поскольку естественный или насильственный уход из жизни многих людей, о которых заходила речь, делал такие признания бесполезными для следствия, но для исследователя сохранял в ряде случаев совершенно драгоценные уточнения. Так, например, только из показаний Б.М.Власенко 15.01.35 г. мы узнаем, что в начале 20-х гг. он руководил одним из тамплиерских кружков, куда входили, с одной стороны, М.Н.Жемчужникова1, дружба с которой сохранилась у него до конца жизни, а с другой — анархисты Виктор Пикунов, М.Солопов, Борисов и Чекин, собиравшиеся для занятий у него на квартире в Кривоколенном переулке, тогда как сам он входил в кружок А.А.Карелина, объединявший ГИ.Аносова, А.А. и А.О. Солоновичей, М.И.Сизова, Н.К.Богомолова и Н.И.Проферансова [ЦА ФСБ РФ, Р-35983, л. 38], что подтверждает известное показание М.И.Сизова от 23.04.33 г. о том, что Б.М.Вла- сенко стоял у руководства Ордена тамплиеров, обладая высшей для них, 10-й степенью посвящения [ЦА ФСБ РФ, Р-35656, л. 66об]. В свою очередь, как мне представляется, такая близость Б.М.Власенко к Ордену и самому Карелину может объясняться исключительно личной дружбой Власенко с Е.Т.Беклешовой, начавшейся еще в его студенческие годы в Варшавском университете.

По ряду признаков, Б.М. и Е.В. Власенко действительно играли важную роль в Ордене, даже находясь за пределами Москвы, связывая между собою как высланных тамплиеров, так и анархо-мистиков и просто знакомых анархистов. Достаточно сказать, что после известного поворота внутренней политики СССР в 1956 г. именно Б.М.Власенко вместе с ГВ.Гориневским предпринял попытку собрать всех оставшихся в живых членов Ордена, собрать сохранившийся корпус орденских легенд и т.д. Более того, как теперь выясняется из его переписки с М.Н.Жемчужниковой и А.В.Уйт- тенховеном, именно Б.М.Власенко принадлежит попытка систематизировать факты, содержащиеся в легендах, дав таким образом своего рода «Введение в познание»2.

Внешняя сторона жизни Б.М.Власенко наиболее подробно отражена в его автобиографии, сохранившейся среди изъятых у него и Е.В.Власенко писем, не вошедших собственно в материалы дела. Судя по всему, она относится к осени 1933 г. и написана в связи с переходом автора на работу из Мособлдортранса на Автомеханический ремонтный завод. Текст дополнен примечаниями, заимствованными из анкет арестованного и формуляров протоколов допросов.

Автобиография ВЛАСЕНКО Б.М.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.123 (0.072 с.)