Порядок приема, регистрации и разрешения сообщения о преступлении



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок приема, регистрации и разрешения сообщения о преступлении



Для того чтобы принять решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела, компетентные органы и должностные лица должны соблюсти определенную процедуру, а именно принять поступившее сообщение и зарегистрировать его, провести проверку полученной информации на наличие признаков преступления и вынести соответствующее решение. Указанные решения принимаются в соответствии с положениями ст.144-145 УПК РФ, и требованиями Приказ МВД России от 29.08.2014 № 736 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях".

Прием сообщения. Дознаватель, орган дознания и следователь не вправе отказать заявителю в приеме сообщения о преступлении, даже если речь идет о преступлении, не относящемся к их подследственности. В подобных случаях они обязаны поступить в соответствии с п. З ч. 1 ст. 145 УПК – принять поступившее сообщение в установленном порядке и передать его по подследственности. Этот порядок распространяется и на сообщения по делам частного обвинения: орган дознания, дознаватель и следователь обязаны их принять, проверить и при установлении признаков преступления частного обвинения, передать по подсудности мировому судье. Отказ принять сообщение о преступлении, является незаконным и означает уклонение от выполнения возложенных законом обязанностей. В качестве гарантии права граждан на судебную защиту предусмотрена возможность обжалования отказа в приеме сообщения о преступлении прокурору, руководителю следственного органа или в суд. Порядок рассмотрения такой жалобы установлен ст. ст. 124, 125 УПК РФ.

Регистрация сообщений о происшествиях осуществляется в книге учета заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях (далее КУСП), круглосуточно в дежурных частях органов внутренних дел независимо от территории оперативного обслуживания. Под регистрацией понимается присвоение каждому поступившему сообщению о происшествии порядкового номера и фиксация в учетной документации кратких сведений о нем.

В ОВД обязанность по регистрации в КУСП сообщений о преступлениях возложена на дежурных по ОВД, их помощников.

При регистрации в дежурной части ОВД сообщений о происшествиях, полученных сотрудниками вне служебных помещений ОВД, там где нет дежурных частей, в КУСП проставляется дата и время получения сообщения сотрудником, непосредственно принявшим сообщение от заявителя.

Если преступление выявлено в процессе предварительного расследования иного преступления, то оно оформляется рапортом сотрудника ОВД, проводившего расследование, об обнаружении признаков преступления, которое регистрируется в КУСП незамедлительно.

Если заявление передано лично заявителем, то ему выдается документ о принятии сообщения о преступлении (талон-уведомление) с указанием сведения: о сотруднике, принявшем заявление о преступлении, регистрационный номер по КУСП, наименование территориального органа МВД России, адрес и служебный телефон, дата приема и подпись, инициалы и фамилия оперативного дежурного.

Проверка. После регистрации сообщения о преступлении проводится его проверка. Под проверкой сообщения о преступлении понимается его сопоставление с другими данными, имеющимися в распоряжении органов уголовного преследования, установление его источника, получение иных данных, подтверждающих или опровергающих проверяемое сообщение.

Проверка зарегистрированного сообщения о преступлении осуществляется дознавателем, следователем, иным должностным лицом органа дознания.

Должностное лицо, правомочное либо уполномоченное проводить проверку или организацию проверки сообщения о преступлении, с учетом содержащихся в сообщении сведений, требующих неотложного реагирования, обязано в пределах своей компетенции принять незамедлительные меры:

- по предотвращению и пресечению преступления;

- по обнаружению признаков преступления, сохранению и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих закрепления, изъятия и исследования;

- по проведению розыскных и оперативно-розыскных мероприятий по установлению и задержанию с поличным или по «горячим следам» лиц, подготавливающих, совершающих, либо совершивших преступление.

О принятых мерах неотложного реагирования по сообщению о преступлении и их результатах в срок не более 24 часов докладывается руководителю соответствующего правоохранительного органа, либо его заместителю.

Если при проверке поступившего и зарегистрированного сообщения о преступлении будет установлено, что с учетом территориальности оно подлежит передаче в другой орган по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения – в суд, орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа обязаны вынести постановление о передаче сообщения по подследственности или постановление о передаче сообщения в суд.

Первый экземпляр вышеуказанных постановлений вместе с сообщением о преступлении и, в случае наличия, с иными документами, в том числе об обнаружении и изъятии следов преступления и иных доказательств, должен быть в течение суток направлен в соответствующий орган по подследственности или подсудности, второй экземпляр постановления – заявителю, а третий экземпляр с копией сообщения приобщен в номенклатурное дело органа, направившего названные документы.

Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК РФ, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные УПК РФ, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен п. 4 ст. 5 УПК, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном гл. 16 УПК РФ.

Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном ст. 161 УПК. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном ч. 9 ст. 166 УПК, в том числе при приеме сообщения о преступлении.

Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений ст. 75 и 89 УПК РФ. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.

По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь.

Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок проверки сообщения о преступлении.

При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.254.246 (0.022 с.)