ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ



Воронеж 2020

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3-6

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ...........................................................................................7-18

1.1. Значения термина «историческая реконструкция», его сущность….....7-8

1.2. Особенности и сложности исторической реконструкции как научной деятельности……………………………………………………………..…….8-11

1.3. История развития реконструкции………………………………………11-15

1.4. Современное состояние исторической реконструкции……………….15-18

ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ И ВИДЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ…………………………………………...……………..19-23

2.1. Любительское направление……………………………………...…...19

2.2. Научное и музейно-образовательное направления…………………20-22

2.3. Виды исторических реконструкций………………………………….22-23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....24-25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..26-27

ПРИЛОЖЕНИЕ...……………………………………………………………28

 

ВВЕДЕНИЕ

Обращение к теме исторической реконструкции не случайно. Уже в течение нескольких столетий историки, археологи, этнологи, антропологи и другие ученые разных стран с успехом используют в своих исследованиях данные, полученные в результате реконструкции и исторического эксперимента. Поэтому можно сказать, что данная тема вполне актуальна на данный момент в системе исторических наук.

У исторической реконструкции, как у своеобразного метода исследований, есть как свои сторонники, считающие, что в ряде случаев обращение к тому или иному эксперименту просто необходимо, так и противники, обвиняющие исследователей-экспериментаторов в «искажении истории», «профанации» и т.д. В данном случае уместно отметить, что довольно часто, например, при явной нехватке письменных данных, выводы, сделанные в результате различных экспериментов, безусловно важны, но ни в коем случае не должны идеализироваться и могут быть использованы лишь в качестве необходимых дополнений к основной работе. Значение данного метода возрастает, когда исследователь обращается к дописьменной истории человечества и часто располагает лишь отдельными предметами материальной культуры или же в случае, если информация письменных источников противоречит здравому смыслу и нуждается в немедленной проверке. При этом возникает целый ряд объективных проблем, встающих перед экспериментатором. Например, никогда нельзя быть точно уверенным, что наши далекие предки поступали в точности так, как ведет себя участник эксперимента, или же различные реплики (копии) древних орудий труда, одежды, оружия абсолютно соответствуют своим прототипам. Эти, а также ряд других причин, значительно осложняют работу экспериментатора и ставят под вопрос результаты опытов. Тем не менее данный метод исследования не раз приходил на помощь исследователям, часто оказываясь единственным путем разрешения наиболее сложных и спорных вопросов, возникающих в процессе работы. Так, например, при экспериментальной транспортировке макета базальтовой стелы ольмекской культуры, произведенной в Ла-Венте (Мексика), было доказано, что крупные каменные монолиты невозможно было переносить вручную, хотя ранее считалось, что подобный способ вполне возможен.

Объект - историческая реконструкция как метод изучения истории.

Предмет - направления исторической реконструкции.

Цель - провести анализ метода исторической реконструкции с целью определения его роли в исторической науке.

Задачи:

-  выявить сущность и особенности развития исторической реконструкции;

- проанализировать значения термина «историческая реконструкция», его сущность;

- выделить особенности и сложности исторической реконструкции как научной деятельности.

Методологической основой работы являются общенаучные методы исторического исследования. Используются исторический и логический метод, анализ, описание, сравнение.

Так как метод исторической реконструкции является достаточно молодым и новым направлением в исторической науке, то фундаментальные труды появляются в 1990-е.

Одним из первых к методу исторической реконструкции обращается Боярский П.В. в работе «Исторический эксперимент: теория, методология, практика»[1]. В ней автор анализирует возможность использования метода исторического эксперимента как методу исторического познания прошлого.

К исторической реконструкции в своей деятельности обращается Коробейников А.В. в работе «Историческая реконструкция по данным археологии»[2].

По мнению Гуревича, причины интерпретационных различий в истории надо искать не в том прошлом, которое историк описывает, а в особенностях его познавательного акта; потому что те вопросы, которые он ставит источнику, определяются его «временем - пространством», а информация источника является продуктом совершенно другого «времени - пространства». «Территория историка» является особым интеллектуальным пространством, в котором происходит «взаимодействие сигналов, сообщений, идущих из прошлого, с вопросами и моделями, которые посылает в прошлое исследовательская мысль современного историка...»[3]. Однако, чтобы реконструировать прошлое, историку явно недостаточно просто находиться на особой территории, а необходимо еще и уметь применять соответствующие методы исследования.

    На современном этапе существует ряд статей, посвященных проблематике исторической реконструкции, как методу познания истории, а также вопросам его дальнейшего развития: Александр Быков «Историческая реконструкция. Проблемы и решения»[4], Д.А. Тарасов «Историческая реконструкция, проблемы развития»[5], Никольский А.Б. Методологические проблемы исторической реконструкции[6] и т.д.

    В 2013 году в свет вышла работа Н.С. Божка «Движение исторической реконструкции как феномен молодежной культуры»[7], в которой автор рассматривает феномен исторической реконструкции в воспитании подрастающего поколения. Также, о вопросах влияния исторической реконструкции на историческую науку актуальной является работа Глухарева И.В. «Движение военно-исторической реконструкции как социокультурный феномен»[8].

 

 

 

 

Любительское направление

Как уже отмечалось, современные центры исторической реконструкции не ограничиваются исключительно научной деятельностью. В них активно ведется музейная работа, проводятся общеобразовательные лекции и семинары, устраиваются так называемые «экскурсии в прошлое». Для желающих специально представлена возможность пройти различные курсы (для большинства центров характерно обучение ведению различных сельскохозяйственных работ, охоте, ткацкому делу, ковке металлов, производству керамики и некоторым другим ремеслам в зависимости от специфики реконструкции). Теоретические знания, полученные в процессе обучения, закрепляются на практике. Кроме общеобразовательных курсов, доступных всем желающим, предусмотрены специальные углубленные занятия для учителей, студентов и научных работников, желающих повысить свою профессиональную подготовку[23]. Некоторые слушатели специальных курсов со временем открывают собственные клубы и центры. По свидетельству многих, проходящих обучение в подобных центрах, они не являлись посторонними наблюдателями, а буквально жили историей. В результате формируется совершенно особое ощущение истории, основанное на собственном практическом опыте. Это состояние человека, оказавшегося участником исторического эксперимента, отлично охарактеризовал один экспериментатор: «можно прочитать сотни исторических книг и считать, что ты понял как жили твои далекие предки, но настоящее понимание придет лишь тогда, когда вскопав землю плугом, и посадив семена, ты осознаешь, что твоя дальнейшая жизнь зависит от урожая, а от качества только что изготовленной одежды то, замерзнешь ли ты зимой или нет...»[24].

2.2 Научное и музейно-образовательное направления

В связи с рассматриваемой темой, необходимо указать еще на одно широко распространенное направление исторической реконструкции, получившее толчок к развитию несколько десятков лет назад и со временем трансформировавшееся в мощное интернациональное движение. Самые известные и наиболее крупные ассоциации исторической реконструкции, существующие в настоящее время и объединяющие десятки и даже сотни более мелких однотипных организаций (военно-исторические, историко-этнографические клубы, фольклорные коллективы, культурные общества и т.д.), были основаны еще в 70-х годах. Большинство из них на данный момент уже прошли любительский уровень развития и превратились в крупные коммерческие организации, тесно сотрудничающие с шоу-бизнесом. При участии клубов исторической реконструкции снимается большинство современных художественных и научно-популярных исторических фильмов, устраиваются рыцарские турниры, проводятся знаменитые сражения древности, отмечаются праздники, пришедшие к нам из далекого прошлого. Кроме того, клубы ведут серьезные экспериментальные исследования, просветительскую и общеобразовательную работу. Среди всего многообразия направлений реконструкции в среде любительских и полу-профессиональных клубов особенно выделяются общества «индейцев-традиционалистов», «древних кельтов», «скандинавов эпохи викингов», «древних римлян» и некоторые другие организации[25].

Если рассматривать возникновение и функционирование клубов исторической реконструкции как своеобразное социальное явление, то они представляют несомненный интерес для этнологов, социологов и психологов. Необходимо отметить, что многие из них возникли на волне интереса к национальной культуре и истории отечества и со временем влились в радикальные националистические движения, при этом резко изменив свои изначальные цели и методы работы. Другие со временем превратились в солидные религиозные организации (например, многие современные неоязыческие секты в прошлом являлись культурными обществами или же клубами реконструкции). И, наконец, ряд клубов остался в стороне от политической и религиозной деятельности, и до сих пор продолжает заниматься исключительно различными формами исторической реконструкции.

В рамках любого клуба формируются определенные культурные традиции (обычаи, характер одежды, особые фольклорные произведения, этикет, вид субординации в рамках организации и т.п.), передающиеся от старших и более опытных членов к молодым, вырабатывается специфический стиль взаимоотношений, свод правил и законов, выполняющих регулирующие функции в коллективе[26]. Со временем возникает оригинальный сплав из отдельных реконструированных элементов традиционной материальной и духовной культуры и различных инноваций, продиктованных современной социокультурной средой. Таким образом формируется специфическая субкультура, характерная именно для клубов исторической реконструкции. У большинства членов подобных организаций отмечаются значительные изменения в мировоззрении и самоидентификации, а некоторые из них открыто противопоставляют себя обществу (например, «иногда мне кажется, я родился на 10 столетий позже, в душе я ощущаю себя викингом, а здесь все чужое!», или так – «я всегда чувствовала особую внутреннюю связь с Южной Калифорнией, а теперь поняла, что мое место именно среди индейцев Северной Америки» и т.п.)[27]. Особенно остро это ощущается в среде тех обществ, которые сознательно живут в относительно изолированных условиях (например, многие алтайские группы «индейцев-традиционалистов») и значительно ограничивают поступление новых членов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, хотя историческая реконструкция на современном этапе развития представляет собой весьма неоднородное интегрированное явление, и, кроме того, традиционное, устоявшееся понимание исторической реконструкции подвергается на современном этапе достаточно существенным изменениям, ещё и учитывая её особенности и сложности как научной деятельности, в ней можно выделить три принципиально различных направления (научное, музейно-образовательное и любительское), отличающихся по отношению к целям работы и подходу к самому процессу реконструкции.

Как метод исторического исследования метод исторической реконструкции имеет свои достоинства и недостатки.

К достоинствам можно отнести следующее:

- Участники направляют свою деятельность на воссоздание повседневного быта жителей определенного местоположения в выбранный исторический период. Как правило, подобные мероприятия проводятся в форме музея, фестиваля или уроков живой истории. Чаще всего организовываются музеи под открытым небом, где в обстановке былых времен живут и трудятся люди. Благодаря этому огромное количество людей могут познакомится с особенностями того или иного периода. Примером может служить фестиваль «Русское лето», который проходил в г. Воронеж парке «Динамо». Там, все желающие могли ознакомится с петровскими гвардейцами, стрельцами XVI-XVII века, дружинниками IX-XI века и т.д.

- Исторические реконструкции - это не детские игры с переодеваниями на свежем воздухе. Это особая форма проявления любви и уважения к культуре и истории, которая требует тщательной подготовки, серьезной организации и научного подхода. Популяризация истории, благодаря исторической реконструкции – это одна из тех граней, причем граней очень ярких, образных, которая как раз и помогает заинтересовать людей, привить им вкус к изучению истории.

- Историческая реконструкция требует тщательного изучения археологических данных, исторических источников, научных трудов, благодаря которым люди, которые занимаются данной деятельностью, могут воссоздать быт прошлого, костюмы, военные действия и многое другое.

К недостаткам можно отнести то, что реконструкцией, по большей части, занимаются любители. Поэтому здесь можно говорить о недостоверности некоторых моментов, т.к. любители могут порой упускать какие-то важные детали, делать вещи на «современный» лад, ссылаться на один конкретный источник при составлении реконструкции и т.д.

Еще один недостаток, на мой взгляд, является то, что метод исторической реконструкции пока полностью не поддерживается на уровне государственной молодежной политики, основными направлениями этой работы могут стать разработка и реализация проектов, направленных на приобщение молодежи к отечественной культуре, историческому наследию России, развитие системы гражданского и патриотического воспитания. Молодежная политика слабо учитывает масштабность движения исторической реконструкции, ее усиливающееся культурное и социальное влияние на мировоззрение молодежи, целостный концептуальный подход, учитывающий, в первую очередь, поддержку и усиление социального влияния исторической реконструкции.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Божок Н.С. Движение исторической реконструкции как феномен молодежной культуры / Н.С. Божок. - Саратов, 2013. - 156 с.

2. Боярский П.В. Введение в памятниковедение / П.В. Боярский. - М.: 1990. - 220 с.

3. Боярский П.В. Исторический эксперимент: теория, методология, практика / П.В. Боярский. М., 1990. - 140 с.

4. Быков А. Историческая реконструкция. Проблемы и решения / А. Быков. – [Электронный ресурс] - http://www.goldenforests.ru/library/misc/bykov_rekons..

5. Глухарев И.В. Движение военно-исторической реконструкции как социокультурный феномен / И.В. Глухарев. - М.: Наука, 2000. - 132 с.

6. Гуляев В.И. Доколумбовы плавания в Америку / В.И. Гуляев. - М.: Международные отношения, 1991. - 192 с.

7. Гуревич А.Я. Территория историка / А.Я. Гуревич. - М.: Российская политическая энциклопедия, 1996. - 288 с.

8. Дёмин И.В. Философия истории в постметафизическом контексте / И.В. Демин. - Самара: Самар. гуманит. акад., 2015. - 251 с.

9. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования / И.Д. Ковальченко. М., 1987. - [Электронный ресурс] - http://orel721.rsl.ru/pdf/600000108.pdf - Дата обращения: 11.02.2020.

10. Коробейников А.В. Историческая реконструкция по данным археологии. / А.В. Коробейников. - М.: Мысль, 1990. - [Электронный ресурс]- http://books.google.ru/books?printsec=frontcover&id=FGZi1OikZW8C#v=onepage&q&f=false - Дата обращения: 14.02.2020.

11. Курбатов В.П. Праздничная культура как способ воспитания и образования / В.П. Курбатов. - Томск : Изд-во Том. гос. архитект.-строит. ун-та, 2014. - 196 с.

12. Малинова Р.А., Малина Я.К. Прыжок в прошлое. Эксперимент раскрывает тайны древних эпох / Р.А. Малинова, Я.К. Малина. - М.: Мысль, 1988. - 271 с.

13. Никольский А.Б. Методологические проблемы исторической реконструкции / А.Б. Никольский [Электронный ресурс] - http://www.newchrono.ru/prcv/doklad/methodology.htm

14. Ростуризм намерен продвигать исторические реконструкции. – [Эл. ресурс] - http://tourism. pln24.ru/tourism/tnews/; http://www. imha.ru/1144539072. - Дата обращения: 11.02.2020.

15. Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время. В поисках утраченного / И.М. Савельева, А.В. Полетаев. М.: Языки русской культуры, 1997. - 800 с.

16. Семёнов С.А. Изучение первобытной техники методом эксперимента / С.А. Семёнов. - М.: Мысль, 1963. - 210 с.

17. Семёнов С.А. Изучение следов работ на каменных орудиях / С.А. Семёнов. -Л.: Наука, 1940. - 141 с.

18. Сергеев В.Н. К вопросу о статусе концепта «историческая реконструкция» / В.Н. Сергеев. - М.: Мысль, 2005.: [Электронный ресурс] - http://library.by/portalus/modules/belarus/readme.php?subaction=showfull&id=1314345057&archive=&start_from=&ucat=23& - Дата обращения: 14.02.2020.

19. Тарасов Д.А. Историческая реконструкция, проблемы развития / Д.А. Тарасов. - [Электронный ресурс] - http://www.proza.ru/2012/04/04/1543

20. Хейердал Т. Путешествие на «Кон-тики» / Т. Хейердал. – М.: Детгиз, 1957. – 318 с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Рис. 1. Реконструкция быта Древней Руси.

 

Рис 2. Сцена из реконструкции битвы под Берлином.

Размещено на Allbest.ru


[1] Боярский П.В. Исторический эксперимент: теория, методология, практика / П.В. Боярский. - М.: Мысль, 1990. - 140 с.

 

[2] Коробейников А.В. Историческая реконструкция по данным археологии / А.В. Коробейников. - М.: Мысль, 1990. - [Электронный ресурс] - http://books.google.ru/books?printsec=frontcover&id=FGZi1OikZW8C#v=onepage&q&f=false - Дата обращения: 14.02.2020.

[3] Гуревич А.Я. Территория историка / А.Я. Гуревич. - М.: Российская политическая энциклопедия, 1996. - 288 с.

[4] Быков А. Историческая реконструкция. Проблемы и решения / А. Быков. – Эл. Ресурс [ Точка доступа: http://www.goldenforests.ru/library/misc/bykov_rekons..]

[5] Тарасов Д.А. Историческая реконструкция, проблемы развития / Д.А. Тарасов [Электронный ресурс] - http://www.proza.ru/2012/04/04/1543

[6] Никольский А.Б. Методологические проблемы исторической реконструкции / А.Б. Никольский [Электронный ресурс] - http://www.newchrono.ru/prcv/doklad/methodology.htm

[7] Божок Н.С. Движение исторической реконструкции как феномен молодежной культуры / Н.С. Божок. - Саратов, 2013. - 156 с.

[8] Глухарев И.В. Движение военно-исторической реконструкции как социокультурный феномен / И.В. Глухарев. - М.: Наука, 2000. - 132 с.

 

[9] Сергеев В.Н. К вопросу о статусе концепта «историческая реконструкция» / В.Н. Сергеев. - М.: Мысль, 2005.: [Электронный ресурс] - http://library.by/portalus/modules/belarus/readme.php?subaction=showfull&id=1314345057&archive=&start_from=&ucat=23& - Дата обращения: 14.02.2020.

[10] Быков А. Историческая реконструкция. Проблемы и решения / А. Быков. – Эл. Ресурс [ Точка доступа: http://www.goldenforests.ru/library/misc/bykov_rekons..]

[11] Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования / И.Д. Ковальченко. - М., 1987. - [Электронный ресурс] - http://orel721.rsl.ru/pdf/600000108.pdf - Дата обращения: 11.02.2020.

[12] Гуревич А.Я. Территория историка / А.Я. Гуревич. - М.: Российская политическая энциклопедия, 1996. – С.18.

[13] Гуревич А.Я. Территория историка / А.Я. Гуревич. - М.: Российская политическая энциклопедия, 1996. – С.19.

[14] Боярский П.В. Исторический эксперимент: теория, методология, практика / П.В. Боярский. – М.: Мысль, 1990. - 140 с.

[15] Гуревич А.Я. Территория историка / А.Я. Гуревич. - М.: Российская политическая энциклопедия, 1996. – С.19.

[16] Сергеев В.Н. К вопросу о статусе концепта «историческая реконструкция» / В.Н. Сергеев. - М.: Мысль, 2005.: [Электронный ресурс] - http://library.by/portalus/modules/belarus/readme.php?subaction=showfull&id=1314345057&archive=&start_from=&ucat=23& - Дата обращения: 14.02.2020.

 

[17] Гуляев В.И. Доколумбовы плавания в Америку / В.И. Гуляев. - М.: Международные отношения, 1991. - 192 с.

[18] Коробейников А.В. Историческая реконструкция по данным археологии. / А.В. Коробейников. - М.: Мысль, 1990. - [Электронный ресурс] - http://books.google.ru/books?printsec=frontcover&id=FGZi1OikZW8C#v=onepage&q&f=false - Дата обращения: 14.02.2020.

 

[19] Семёнов С.А. Изучение первобытной техники методом эксперимента / С.А. Семёнов. - М.: Мысль, 1963. - 210 с.

[20] Семёнов С.А. Изучение первобытной техники методом эксперимента / С.А. Семёнов. - М.: Мысль, 1963. – С.13.

[21] Хейердал Т. Путешествие на «Кон-тики» / Т. Хейердал. – М.: Детгиз, 1957. – 318 с.

[22] Ростуризм намерен продвигать исторические реконструкции. – [Эл. ресурс] - http://tourism. pln24.ru/tourism/tnews/; http://www. imha.ru/1144539072. - Дата обращения: 11.02.2020.

 

[23] Божок Н.С. Движение исторической реконструкции как феномен молодежной культуры / Н.С. Божок. - Саратов, 2013. – С. 15.

[24] Быков А. Историческая реконструкция. Проблемы и решения / А. Быков. – [Электронный ресурс] - http://www.goldenforests.ru/library/misc/bykov_rekons..

[25] Курбатов В.П. Праздничная культура как способ воспитания и образования / В.П. Курбатов. - Томск : Изд-во Том. гос. архитект.-строит. ун-та, 2014. – С.19.

[26] Божок Н.С. Движение исторической реконструкции как феномен молодежной культуры / Н.С. Божок. - Саратов, 2013. – С. 36.

[27] Божок Н.С. Движение исторической реконструкции как феномен молодежной культуры / Н.С. Божок. - Саратов, 2013. – С. 37.

 

[28] Боярский П.В. Исторический эксперимент: теория, методология, практика / П.В. Боярский. М., 1990. – С. 28.

 

[29] Боярский П.В. Исторический эксперимент: теория, методология, практика / П.В. Боярский. М., 1990. – С.32.

 

Воронеж 2020

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3-6

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ...........................................................................................7-18

1.1. Значения термина «историческая реконструкция», его сущность….....7-8

1.2. Особенности и сложности исторической реконструкции как научной деятельности……………………………………………………………..…….8-11

1.3. История развития реконструкции………………………………………11-15

1.4. Современное состояние исторической реконструкции……………….15-18

ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ И ВИДЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ…………………………………………...……………..19-23

2.1. Любительское направление……………………………………...…...19

2.2. Научное и музейно-образовательное направления…………………20-22

2.3. Виды исторических реконструкций………………………………….22-23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....24-25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..26-27

ПРИЛОЖЕНИЕ...……………………………………………………………28

 

ВВЕДЕНИЕ

Обращение к теме исторической реконструкции не случайно. Уже в течение нескольких столетий историки, археологи, этнологи, антропологи и другие ученые разных стран с успехом используют в своих исследованиях данные, полученные в результате реконструкции и исторического эксперимента. Поэтому можно сказать, что данная тема вполне актуальна на данный момент в системе исторических наук.

У исторической реконструкции, как у своеобразного метода исследований, есть как свои сторонники, считающие, что в ряде случаев обращение к тому или иному эксперименту просто необходимо, так и противники, обвиняющие исследователей-экспериментаторов в «искажении истории», «профанации» и т.д. В данном случае уместно отметить, что довольно часто, например, при явной нехватке письменных данных, выводы, сделанные в результате различных экспериментов, безусловно важны, но ни в коем случае не должны идеализироваться и могут быть использованы лишь в качестве необходимых дополнений к основной работе. Значение данного метода возрастает, когда исследователь обращается к дописьменной истории человечества и часто располагает лишь отдельными предметами материальной культуры или же в случае, если информация письменных источников противоречит здравому смыслу и нуждается в немедленной проверке. При этом возникает целый ряд объективных проблем, встающих перед экспериментатором. Например, никогда нельзя быть точно уверенным, что наши далекие предки поступали в точности так, как ведет себя участник эксперимента, или же различные реплики (копии) древних орудий труда, одежды, оружия абсолютно соответствуют своим прототипам. Эти, а также ряд других причин, значительно осложняют работу экспериментатора и ставят под вопрос результаты опытов. Тем не менее данный метод исследования не раз приходил на помощь исследователям, часто оказываясь единственным путем разрешения наиболее сложных и спорных вопросов, возникающих в процессе работы. Так, например, при экспериментальной транспортировке макета базальтовой стелы ольмекской культуры, произведенной в Ла-Венте (Мексика), было доказано, что крупные каменные монолиты невозможно было переносить вручную, хотя ранее считалось, что подобный способ вполне возможен.

Объект - историческая реконструкция как метод изучения истории.

Предмет - направления исторической реконструкции.

Цель - провести анализ метода исторической реконструкции с целью определения его роли в исторической науке.

Задачи:

-  выявить сущность и особенности развития исторической реконструкции;

- проанализировать значения термина «историческая реконструкция», его сущность;

- выделить особенности и сложности исторической реконструкции как научной деятельности.

Методологической основой работы являются общенаучные методы исторического исследования. Используются исторический и логический метод, анализ, описание, сравнение.

Так как метод исторической реконструкции является достаточно молодым и новым направлением в исторической науке, то фундаментальные труды появляются в 1990-е.

Одним из первых к методу исторической реконструкции обращается Боярский П.В. в работе «Исторический эксперимент: теория, методология, практика»[1]. В ней автор анализирует возможность использования метода исторического эксперимента как методу исторического познания прошлого.

К исторической реконструкции в своей деятельности обращается Коробейников А.В. в работе «Историческая реконструкция по данным археологии»[2].

По мнению Гуревича, причины интерпретационных различий в истории надо искать не в том прошлом, которое историк описывает, а в особенностях его познавательного акта; потому что те вопросы, которые он ставит источнику, определяются его «временем - пространством», а информация источника является продуктом совершенно другого «времени - пространства». «Территория историка» является особым интеллектуальным пространством, в котором происходит «взаимодействие сигналов, сообщений, идущих из прошлого, с вопросами и моделями, которые посылает в прошлое исследовательская мысль современного историка...»[3]. Однако, чтобы реконструировать прошлое, историку явно недостаточно просто находиться на особой территории, а необходимо еще и уметь применять соответствующие методы исследования.

    На современном этапе существует ряд статей, посвященных проблематике исторической реконструкции, как методу познания истории, а также вопросам его дальнейшего развития: Александр Быков «Историческая реконструкция. Проблемы и решения»[4], Д.А. Тарасов «Историческая реконструкция, проблемы развития»[5], Никольский А.Б. Методологические проблемы исторической реконструкции[6] и т.д.

    В 2013 году в свет вышла работа Н.С. Божка «Движение исторической реконструкции как феномен молодежной культуры»[7], в которой автор рассматривает феномен исторической реконструкции в воспитании подрастающего поколения. Также, о вопросах влияния исторической реконструкции на историческую науку актуальной является работа Глухарева И.В. «Движение военно-исторической реконструкции как социокультурный феномен»[8].

 

 

 

 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.250.137 (0.019 с.)