ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ. СОЦИОЛОГИЯ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ. СОЦИОЛОГИЯ



Принципы работы на интерактивном занятии:

· занятие – не лекция, а общая работа.

· все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы.

· каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу.

· нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).

· все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.

Участники интерактивного занятия в группе должны следовать следующим правилам:

· быть активным.

· уважать мнение участников.

· быть доброжелательным.

· быть пунктуальным, ответственным.

· не перебивать.

· быть открытым для взаимодействия.

· быть заинтересованным.

· стремится найти истину.

· придерживаться регламента.

· креативность.

· уважать правила работы в группе.

 

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

Раздел 1. История социологии

Темы, выносящиеся на обсуждение:

 

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социология О. Конта, Г. Спенсера. История развития социологической мысли в России

Классические социологические теории. Современная западная социология

История русской социологии

Занятия предлагается проводить в виде соревнования команд.  Одна команда обсуждает вопрос по истории социологии к другой команде, вопрос задает капитан команды. Дается время на обсуждение и команда, которой задан был вопрос, отвечает. Задающая команда оценивает правильность ответа. Правильно ответившая команда получает призовые баллы.

Рекомендуется повторить материалы по истории Западной Европы и России XIX века.

Для подготовки к занятию рекомендуется следующая литература по истории социологии:

1. Кравченко А. И. История социологии. учеб. для студентов вузов гуманитар. профиля /А. И. Кравченко; МГУ им. М. В. Ломоносова. - Москва : Проспект ТК Велби, 2006. - 403 с.

2. Бразевич С. С. История социологии. начальный этап развития социологии, историясоциальных учений учебное пособие /С. С. Бразевич; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Санкт-Петербургский гос. инженерно-экономический ун-т". - Санкт-Петербург : СПбГИЭУ, 2006. - 113, [3] с.

3. Трошкин Е. И. История социологии: учебное пособие /Е. И. Трошкин; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, Юж.-Урал. гос. ун-т, Каф. социологии. - Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2006. - 199, [1] с.

4. Очирова О. А. История социологии. Учеб. пособие /О.А. Очирова; М-во образования Рос. Федерации, Вост.-Сиб. гос. технол. ун-т. - Улан-Удэ : ВСГТУ, 1999. - 138 с.

5. История социологии. учебник [для вузов /Горностаева Мария Викторовна, к. соц.н., Добреньков Владимир Иванович, д.филос.н., проф., Ионин Леонид Григорьевич, д.филос.н., проф. и др.]; отв. ред.: акад. РАН Г.В. Осипов, д.филос.н., проф. В.П. Култыгин Акад. учеб.-науч. центр РАН - МГУ им. М.В. Ломоносова. - Москва : Норма, 2009. - 1102 с.

6. История социологии. учебно-методическое пособие /Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Тамбов. гос. ун-т им. Г.Р. Державина"; [к.социол.н., доц. А.В. Окатов и др. под ред. И.А. Федорова и др.]. - Тамбов : ТГУ, 2009. - 442, [1] с.

7. Мельников М. В. История социологии. классический период /М. В. Мельников. - Новосибирск : НГТУ, 2013. - 340, [1] с.

8. Европейское общество: Россия. Курс N 3: История социологии / Римма Шпакова, Николай Головин при участии Хайнца Абельса. - [1997]. - 103 с.

9. Зборовский Г. Е. История социологии: классический этап. учебник для вузов /Г. Е. Зборовский; Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского авт. окр. - Югры [и др.]. - 2-е изд., испр. и доп.. - Сургут Екатеринбург : РИО СурГПУ, 2014. - 211 с.

10. Кравцов М. Ю. История социологии. общесоциологические теории учебное пособие /М.Ю. Кравцов; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Волгогр. гос. техн. ун-т". - Волгоград : Политехник, 2005. - 70, [1] с.

11. Мельников М. В. История социологии: от классики к современности. учебное пособие /М.В. Мельников; М-во образования и науки Рос. Федерации, Новосибир. гос. архитектурно-строит. ун-т (Сибстрин). - Новосибирск : Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), 2013.

12. Голосенко И. А., Козловский В. В. История русской социологии XIX-XX вв. М., 1995.

13. Антология русской классической социологии, М.: МГУ,1995.

14. Медушевский А. Н. История русской социологии. М.: Высшая школа, 1993.

 

 

Виды общностей

а) Могут ли разные по своему образованию и статусу люди, объединяться в общность? Что их может объединять?

Литература для подготовки к дискуссии:

1. Почебут Л. Г. Социальные общности. психология толпы, социума, этноса /Л.Г. Почебут; Санкт-Петерб. гос. ун-т. - Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петербургского университета, 2005. - 285, [1] с. : ил. ; 20 см. - Библиогр.: с. 281-286

2. Этнические группы и социальные границы. социальная орг. культурных различий /под ред. Фредрика Барта; [пер. с англ.: Игорь Пильщиков]. - Москва : Новое изд-во, 2006. - 198,[1] с. : ил. ; 20 см. - (Новые границы). - Библиогр.: с. 186-187 и в тексте

 

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ. СОЦИОЛОГИЯ

(РОЛЕВЫЕ ИГРЫ)

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля. Активность преподавателя уступает место активности студентов, его задачей становится создание условий для их инициативы.

В образовании сложились три формы взаимодействия преподавателя и студентов:

1. Пассивные методы

2. Активные методы

3. Интерактивные методы

Пассивные метод – это форма взаимодействия преподавателя и студента, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а студенты выступают в роли пассивных слушателей (авторитарный стиль взаимодействия). Связь преподавателя со студентами на пассивных занятиях осуществляется посредством опросов, самостоятельных и контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения студентами учебного материала пассивный метод имеет некоторые плюсы: возможность преподнести сравнительно большее количество материала в ограниченных временных рамках занятия.

Активный метод – демократическая форма взаимодействия преподавателя со студентами, при которой студенты не пассивные слушатели, а активные участники, студенты и преподаватель находятся на равных правах.

Интерактивный метод – в отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов с преподавателем и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Интерактивное обучение – это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия. Преподаватель также разрабатывает план занятия и формы его проведения.

Интерактивные формы обучения должны способствовать пробуждению у студентов интереса к изучению и анализу материала, способствовать эффективному его усвоению, самостоятельному поиску учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной проблемы, должны научить студентов работать в команде, учиться толерантному отношению к другому мнению, уважать право каждого на свободу высказывания, способствовать выходу на уровень осознанной компетентности студента.

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Данное обучение помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.

Можно выделить следующие интерактивные формы обучения:

· круглый стол (дискуссия, дебаты)

· мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака)

· деловые и ролевые игры

· case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)

· мастер класс

Существуют и другие виды интрактивного обучения (методики «Займи позицию», «Дерево решений», «Попс-формула», тренинги, сократический диалог, групповое обсуждение, интерактивная экскурсия, фокус-группа и др.). Преподаватель может предложить новые виды интерактивного обучения в зависимости от целей занятия в процессе модернизации учебного процесса.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.146 (0.013 с.)