Глава 2. Буква- строка – текст. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Буква- строка – текст.



Глава 2. Буква- строка – текст.

Искусство шрифта

Свободные формы — пятна и линии, как мы выяснили, воздействуют только ассоциативно-образно и никакой конкретной информации не несут. Однако есть такие состоящие из линий абстракции, которые имеют конкретный смысл. Это буквы.

Любая буква или иероглиф прежде всего изображение. Буква ведёт свою родословную от рисунка. В глубокой древности всю информацию обозначали рисунками. Потом рисунки превратились в первые буквенные символы, которые и стали основой написания современных букв.

Под рукой художника-дизайнера буквы приобретают форму и пропорции, свойственные только данному шрифту.

ШРИФТ (или шрифтовая гарнитура) — это буквы, объединённые одним стилем графического начертания. Сравните шрифты, придуманные разными дизайнерами. От того, каким шрифтом, каким кёглем (т. е. размером шрифта) написано слово, зависит и его восприятие. На нас воздействует не только смысл слова, но и характер шрифта.

Задания

Искусство шрифта.

1. Определите отличия и графические особенности трёх-четырёх шрифтов из книг, журналов, газет, рекламных объявлений.

Буква — изобразительный элемент композиции.

2. Создайте композицию из прямоугольников, линий, круга и буквы, являющейся композиционной и цветовой доминантой. Фон по выбору.

Изобразительно-композиционное превращение линии в строку.

3. а) Создайте композицию, в которой роль линий разной толщины и длины будут выполнять строки, составляющие единое графическое целое с другими элементами. Фон всей композиции белый или чёрный;

б) создайте композицию, аналогичную предыдущей, но с использованием цвета. Цвет строк и других элементов должен гармонировать с цветом фона. Подобные работы лучше выполнять на компьютере.

Буква как знак.

4. Создайте эскиз эмблемы или торговой марки, состоящий из одной или двух букв и символического изображения. Можно создать логотип, а также вырезать из ластика печатку-клеймо в виде фирменного знака, эмблемы или личной печати.

Все эти задания можно выполнить на компьютере при помощи любой программы с графическим инструментарием. Сведения, которые содержатся в учебнике, имеют поддержку в ресурсах Интернета. Для получения более подробной информации о логотипе и эмблеме рекомендуем посетить сайты «Логотип, знак, эмблема» и др.

Плакат «Помоги». Д. Моор

Плакаты играют большую роль в жизни общества.

От упражнения к эскизу

Примеры превращения абстрактных форм (прямоугольник и пятно) в образно-смысловые элементы композиции.

Примеры политического, рекламного, инструктивного плакатов.

Многообразны жанры искусства плаката.

На примере плаката проследим, как взаимодействуют текст и изображения. ПЛАКАТ — это изобразительная композиция, включающая в себя краткий, активно воздействующий текст.

Соединение, синтез изображения и текста позволяет создать произведение на стыке графики и дизайна. В отличие от картины, которая ведёт со зрителем бессловесный диалог, плакат ведёт его в прямом смысле, неся некое сообщение. Язык плаката точен, выразителен и многообразен: от шутливого напоминания «Ты позвонил?» до страстного призыва «Голосуй, а то проиграешь!». Плакат может быть истинным произведением искусства, если его делал Художник.

Плакат «Родина-мать зовёт!». И. Тоидзе

Символом своего времени стали плакаты «Помоги», «Родина-мать зовёт!». Выразительность и яркая образность этих плакатов помогли остаться им в памяти народной, как не всякой картине удаётся.

В работах учащихся видно, как плакат может приобретать различный смысл в зависимости от содержания текста.

Изобразительный язык плаката отличается от языка реалистической картины. В плакате перед нами плоскостное изображение, в нём вообще нет глубины, в отличие от картины, где создаётся иллюзия пространства. Изображение в плакате строится не по логике перспективы (что ближе, то крупнее), а по композиционно-смысловому принципу (что важнее, то крупнее и ближе вне зависимости от того, где оно находится). Мы видим, например, рядом с валенком, изображённым крупно, дом, равный ему по размерам. И это норма плакатного искусства.

Объекты разных времён, разной величины, в разных ракурсах вместе с текстом композиционно соединяются в единой плоскости. Соединение изображения и текста по принципу образно-смысловой значимости называется монтажным или монтажом.

Слово и изображение, соединённые в плакате, воспринимаются не по отдельности, а как нечто единое. Вместе они приобретают новый смысл и рождают новый художественный образ.

Одно и то же изображение (например, рука) в зависимости от его соединения с другими изображениями, текстами или фонами может рождать разные образы.

Это вы видите на примере представленных здесь плакатов.

1. Реклама. A. Родченко и B. Маяковский. 1923 г.
2. Рекламный плакат. А. Комаров. 1912 г.
3. «На помощь жертвам войны». Л. Пастернак. 1914 г.

Единая образность порождает стилистическое и цветовое единство шрифта и изображения в плакате.

Образ в искусстве плаката создаётся минимумом изобразительных средств при максимуме обобщения, доходящего в своей броскости до символа.

Мы видим, что в плакате образ подчас может рождаться и без текста, но никогда — без изображения. Проследим, какого вида изображения используются художником в плакате.

Прежде всего это рисунок: реалистический или условный, вплоть до декоративной абстракции.

Образно-графический стиль плаката меняется во времени.

В современных плакатах главенствуют символика, метафоричность, создающие глубину прочтения образа.

В плакатах художники строят композицию (фронтальную или глубинную) с учётом баланса и гармонии, сгущённости или разрежённости текста и изображений, их ритма и динамики.

Фотография активно формирует образный язык и стиль современного плаката, подчёркивает его соцальную роль.

Фотография на поле плаката может быть отдельным элементом (например, в виде прямоугольника), а может (как и текст) «вырастать» из фона. В учебных работах этого эффекта можно добиться, вырезав фотографию по контуру и вклеив её в эскиз плаката.

На этом плакате фотография, «вырастающая» из цветового фона, становится органичной частью композиции.

В плакатах, книгах и журналах фотоизображение может быть не только фрагментом композиции, но и её фоном. Вы видите, как фотография (часто это пейзаж) может служить фоном для изобразительной детали и текста. В печатной продукции очень значима читаемость текста, для этого его размещают на спокойной, нейтральной части фотоизображения.

На левом плакате фотография является не только главной образной деталью, но и основой всей композиции. А на правом фотография служит фоном плаката.

Среди множества плакатов есть как бы мини-плакаты — это знакомые всем открытки (пригласительные или поздравительные). В открытке, как и в плакате, очень важно, как сочетаются изображения и шрифт. Текст открытки обычно бывает кратким, 2—3 слова («С Новым годом!», «С Днём Победы!» и т. п.).

Формы открыток и стилевое разнообразие надписей на них.

Тема открытки раскрывается не только в изображении и тексте, но и в её конструкции. Наиболее распространены открытки в виде листка или листка, сложенного пополам. Бывают открытки и более сложные по конструкции (с вырезанными окошками, с фигурным контуром, необычно открывающиеся и т. д.).

Начните работу над открыткой (как и плакатом) с создания небольшого карандашного эскиза, в котором наметьте расположение текста и изображения. Эскиз поможет вам быстрее и точнее выразить свой замысел и придать ему художественную выразительность

Эскиз — важный этап композиционной работы.

В этих работах соблюдаются правила дизайнерской грамоты:

  • текст легко читаем и достаточно контрастен по отношению к фону (не теряется на фоне);
  • буквы и строки аккуратно наклеены;
  • характер шрифта и характер изображения сочетаются и гармоничны по форме и цвету

Работа над эскизом плаката и открытки доставит удовольствие вам, а результат — вашим родным и близким, т. е. тем, кому они предназначены.

Задания

Эскизы макета переплёта

Окончательный вариант переплёта

Варианты расположения материала на разворотах

Макетирование осуществляется в эскизно-обобщённом виде, где прямоугольники обозначают иллюстрации, а линии — текст. В этих эскизах важно достичь композиционного баланса масс. В процессе макетирования происходит поиск стиля книги.

При макетировании переплёта (обложки), титульного листа или разворота должна быть выделена графическая доминанта (например, заглавие, фрагмент текста, набранный крупным шрифтом, или иллюстрация).

Грамота макетирования в том, чтобы текст и иллюстрации располагались не «как попало», а в определённом композиционном порядке. Один и тот же порядок, применённый несколько раз, называется модулем. Благодаря применению модуля рождается композиционное единство и графический стиль книги или журнала.

Художник-дизайнер компонует текст и иллюстрации по принципам симметрии, либо динамического равновесия. Если в книге текст в основном печатается на белом фоне, то в журнале материалы эффектнее смотрятся на цветном фоне. Цветовая композиция делает их богаче и выразительней. Важно только, чтобы фон не был чересчур ярок, не «забивал» текст и дисгармонией цветовых пятен не разрушал целостность разворота.

Изобразительный стиль книги или журнала зависит от их содержания, жанра и читателя, к которому они обращены. Не могут быть одинаковыми характер шрифта и иллюстраций в учебнике и сборнике классических стихотворений или в политическом журнале и весёлом журнале для детей.

Самое большое место в информационном потоке, исключая рекламные издания и газеты, занимают ЖУРНАЛЫ. В дизайне журналов большая роль принадлежит иллюстрации (прежде всего фотографии). Фотография в журнале выступает и деталью, и фоном, и самостоятельной формой повествования, т. е. фоторепортажем.

При макетировании разворота в журнале определяется соотношение масс текста, иллюстративного материала и пустот, зрительно выделяется смысловая доминанта. Текст может быть набран в одну или в несколько колонок, изображения могут перемежать текст, а могут быть сведены в один блок на странице или развороте

Макет книги или журнала лучше всего выполнять коллективно. Каждый из вас должен следовать единому композиционному замыслу и графическому стилю. Композиционные навыки, приобретённые в этой работе, помогут вам при создании стенгазеты, рефератов и компьютерных сайтов.

Чтобы расширить своё представление о современных тенденциях оформления книг, вы можете вместе с родными, друзьями посетить книжную выставку-ярмарку или просто книжный магазин.

Макет разворота делается на внутренней части согнутого пополам листа бумаги формата АЗ или А4. Очень хорошо использовать неяркую цветную бумагу.

Задания

Графическое макетирование.
Деловая игра «Коллективное проектирование книги (журнала)».

1. Разделившись на группы (3—4 человека), выберите литературное произведение. Затем на конкурсной основе определите наилучший эскизный проект-замысел, в котором уже заданы стиль и компоновка книги. Каждый из участников группы должен выполнить 1—2 элемента книги (обложка, титульный лист, развороты и т. д.), в которых выдержан выбранный стиль, формат и принцип расположения материала. В соответствии с жанром книги подберите шрифт и элементы книжного оформления. Созданию любого элемента книги предшествует небольшой эскиз, в котором определяется его композиция.

При работе над макетом используйте шрифты, вырезанные из ненужных изданий или набранные на компьютере. Сделанные развороты склейте друг с другом внешними чистыми сторонами и вставьте в обложку — получится макет книги.

Создание макета журнала.

2. Работа строится по тому же принципу, что и в задании № 1: коллективный выбор названия журнала — конкурсный отбор эскизов журнала — индивидуальная работа каждой группы над созданием 1—2 разворотов в общем выбранном композиционном и графическом стиле (модуль). В макете следует достичь целостности иллюстраций и текста, баланса масс, а также баланса цветовых пятен. Для фона разворотов предпочтительна не очень яркая цветная бумага. В заключение развороты и обложка склеиваются тем же способом в единую тетрадку, как и в книге.

Выполняется одно из заданий на выбор. Оно может быть сделано как в технике коллажа, так и на компьютере сначала при помощи Office Word, Paint, а в дальнейшем можно попробовать освоить In Design или GuarkxPress.

 

Глава 2. Буква- строка – текст.

Искусство шрифта

Свободные формы — пятна и линии, как мы выяснили, воздействуют только ассоциативно-образно и никакой конкретной информации не несут. Однако есть такие состоящие из линий абстракции, которые имеют конкретный смысл. Это буквы.

Любая буква или иероглиф прежде всего изображение. Буква ведёт свою родословную от рисунка. В глубокой древности всю информацию обозначали рисунками. Потом рисунки превратились в первые буквенные символы, которые и стали основой написания современных букв.

Под рукой художника-дизайнера буквы приобретают форму и пропорции, свойственные только данному шрифту.

ШРИФТ (или шрифтовая гарнитура) — это буквы, объединённые одним стилем графического начертания. Сравните шрифты, придуманные разными дизайнерами. От того, каким шрифтом, каким кёглем (т. е. размером шрифта) написано слово, зависит и его восприятие. На нас воздействует не только смысл слова, но и характер шрифта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 939; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.032 с.)