Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнения на развитие динамическойСодержание книги Поиск на нашем сайте
И ритмической организации Движений Упражнение 27 Удержание динамических программ. Упражнение состоит в многократном самостоятельном повторении ребенком действия после визуального предъявления инструкции взрослым.
12 3 Большакова 13 1. Артикуляционные упражнения: — открыть рот, оскалить зубы, надуть щеки; — язык за правую щеку, губы трубочкой, язык на нижней губе; — втянуть щеки, пощелкать языком, подуть; — два раза пощелкать языком, один раз подуть; — беззвучно артикулировать гласные [и]—[у]—[а]; — беззвучно артикулировать согласные [п]—[н]—[м]. 2. Упражнения для рук: — большим пальцем поочередно касаться указательного, мизинца, среднего; — класть кисть руки на стол кулаком, ребром, ладонью; — показывать: кольцо из пальцев, ладонь вертикально, «уши зайчика»; — из и.п. «кулак на столе» поочередно показывать большой палец, мизинец, указательный палец. 3. Упражнения для тела: — наклониться вправо, сесть на корточки, встать, хлопнуть в ладоши; — помахать руками над головой, руки убрать за спину, прыгнуть на месте; — топнуть ногой, руки к плечам, вниз, поднять голову, опустить. Упражнение 28 Ребенок повторяет ритмические рисунки за взрослым — отстукивание, отхлопывание, притопывание: — сопряженно, затем отраженно; — одной, двумя руками, ногами. Чередуя право — лево, руки — ноги; — по визуально-акустическому образцу, затем только по акустическому; — с передачей ритма без учета громкости, затем с учетом ее, с чередованием громкости в одном ритмическом рисунке. — медленное отстукивание образца, данного в быстром темпе. Затем точное его повторение. РАБОТА НАД ГЛАСНЫМИ Точное восприятие и четкая артикуляция гласных обеспечивают правильную передачу слогового абриса слова, а также предупреждают замещение гласных и перестановку слогов. На этапе овладения артикуляционной гимнастикой следует приучать детей к ряду ручных поз, соответствующих гласным звукам (рис. 2—7). Так, традиционное упражнение «Окошко» (звук [а]) сопровождается показом открытой ладони, обращенной на ребенка (см. рис. 2). Рис. 2. Ручная поза звука [а] Рис. 3. Ручная поза звука [у] «Окошко» «Трубочка»
Поза «Трубочка» (напоминает артикуляцию звука [у]) — пальцы сближены «в щепотку», но не сомкнуты, и вытянуты к ребенку (см. рис. 3). Поза «Хоботок» (губы как при звуке [о]) — аналогично, но пальцы расположены шире (см. рис. 4). Поза «Заборчик» (звук [и]) — ладонь в кулак пальцами к ребенку, большой палец прижат, ногти видны (ассоциация с зубами) (см. рис. 5).
3* 15 Рис. 4. Ручная поза звука [о] Рис. 5. Ручная поза звука [и] «Хоботок» «Заборчик» Дополнительно вводятся позы для звуков [ы] и [э]. Поза для [ы] — аналогична [и], но запястье сильнее продвинуто к ребенку (ассоциация с выдвинутой вперед нижней челюстью) (см. рис. 6). Поза для [э] — округленная ладонь, как будто сжимающая мячик (см. рис. 7). Двойные звуки букв «е», «ё», «ю», «я», также обозначаются мануально, двумя последовательными позами.
«е» = [j] + [э] — сжатый кулак пальцами к ребенку, большой палец в сторону, ногти видны [ j ] (рис. 8) + поза звука [э] (см. рис. 7); Рис. 8. Ручная поза звука [j] «ё» = [j] (см. рис. 8) + поза звука [о] (см. рис. 4); «ю» = [ j ] (см. рис. 8) + поза звука [у] (см. рис. 3); «я» = [ j ] (см. рис. 8) + поза звука[а] (см. рис 2). При выполнении поз предплечье располагается вертикально или под небольшим углом. Подобное ручное сопровождение вовремя артикуляционной гимнастики показывает объем позы («окошко»), подчеркивает контрастность («заборчик — трубочка», «трубочка — хоботок»). Впоследствии, при работе над слоговой структурой слов, чередование поз гласных облегчает ребенку переключение со слога на слог, предотвращает их пропуски и замены. Упражнения Упражнение 1 Ребенок повторяет пары, тройки и большее количество звуков от более контрастных к менее контрастным: — в сопровождении ручных символов; — без них; — без зрительной опоры. Предлагаются слоги: А — И А — И — О У — А — И — О А — У У — А — И Э — У — А — И И — О И — О — Ы А — И — О — Ы 17 Ы — А Э — У — А И — Э — У — А У — Э А — Ы — О У — А — Ы — О А — О И — Ы — Э О — И — Ы — Э
У 0- У — А Э — О — У — А. Упражнение 2 Тренировка высоты, громкости, силы голоса и темпа произношения. Ребенок произносит ряд гласных: — на одном выдохе, при этом плавно (либо отрывисто); — громко (тише, совсем тихо); — чередуя громкость в пределах одного ряда; — со сменой высоты голоса (от лица разных членов семьи, разных животных); — быстро (либо медленно). Упражнение 3 Дополнительные задания. Для закрепления работы над гласными ребенку предлагается: — сосчитать количество звуков, произнесенных учителем; — показать то же количество пальцев (выложить фишки); — отстучать звуки молча; — встать, когда прозвучит ряд из трех (или другого заданного количества) звуков; — назвать самостоятельно два (три, пять) гласных звука; — угадать, символ, какого гласного показывает рукой учитель или другой ребенок (то же — с двумя, тремя гласными); — загадать ряд звуков и изобразить ручными символами; — повторить звуки в обратном порядке.
РАБОТА НАД СЛОГАМИ Всякий согласный звук изображают мануально кулаком, приближенным к плечу, например, звук [п] (рис. 9). Рис. 9. Ручная поза звука [п] При переходе к гласному звуку кулак продвигается вперед и превращается в символ гласного. В случае обратных слогов выполняется движение извне (гласный звук) к плечу (согласный звук). Закрытые слоги — это движение от плеча вперед (к позе гласного) и в исходное положение. Упражнения Упражнение 1 Упражнение состоит в повторении рядов, начиная с двух-трех слогов, вначале в сопровождении ручных символов, затем без них, в конце без зрительной опоры. Берутся слоги: — с общим согласным: МА — МО — МУ — МЫ — МЭ; — с общим гласным: БУ — КУ — ВУ — НУ - ДУ; 19 — обратные: АН — ЫН — ОН — ЭН — УН ОФ — ОП — ОХ — ОТ — ОМ; — закрытые слоги, их ряды и пары: КАП — ПАП ПЫХ — ТЫХ ТУК - МУК БОК — ВОК; — прямые и обратные слоги с твердыми и мягкими со БА — БЯ АП — АПЬ ВУ — ВЮ УФ — УФЬ МО — МЁ ЕН — ЕНЬ; Упражнение 2 Дополнительные задания. Для закрепления работы над слогами ребенку предлагается: — сосчитать количество слогов; — выложить кружки, палочки по количеству слогов: «Послушай, сколько яблок упало: бух, бух, бух, бух!» (выложить четыре кружка); «Сколько гвоздиков прибили? Тук, тук, тук!» (выложить три палочки); — сделать столько шагов, прыжков, сколько было слогов: «Топ, топ, топ!» (три шага); «Прыг, прыг, прыг, прыг!» (четыре прыжка); — определить одинаковый звук в ряду; — придумать слоги с одинаковым гласным (согласным); — угадать слоги с указанным согласным, изображенные ручными символами; — придумать и изобразить («загадать») слоги с данным согласным; — повторить ряд слогов в обратном порядке; — повторить только первый и последний слог ряда; — произнести слоги плавно (отрывисто), громко (тихо, чередуя громкость), разными по высоте, быстро (медленно);
— выделить ударный слог (отраженно, затем по называнию позиции); — назвать первый (второй, третий) звук слога; — составить слог из заданных звуков (например, [к], [п], [а], чтобы в середине был гласный); — сравнить два слога: МА — AM, УТ — КУТ, КОП — ПОК, ВЫН - ПЫН. 20
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.176.234 (0.009 с.) |