Однако обычно связь между предложениями осуществляется посредством совокупности цепной и последовательной связей.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Однако обычно связь между предложениями осуществляется посредством совокупности цепной и последовательной связей.



Задание 25 ЕГЭ по русскому языку 2020. Теория и практика.

Задание 25 ЕГЭ по русскому языку 2020. Теория и практика. Средства связи предложений в тексте.

Чтобы выполнить 25 задание, необходимо знать средства связи предложений в тексте.

Средствами связи предложения служат союзы, частицы, местоимения, наречия, лексические повторы, формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы (в том числе контекстные), синтаксический параллелизм, парцелляция.

↑ Формулировка задания


Среди предложений 20–39 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью .... Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


↑ Алгоритм выполнения

1) Внимательно прочитайте задание. Если написано "найдите предложение, связанное с ПРЕДЫДУЩИМ", то следует смотреть только одно предшествующее предложение. Если написано "найдите предложение, связанное с ПРЕДЫДУЩИМИ", то следует обратить внимание на несколько предложений, находящихся перед предполагаемым ответом.

2) Внимательно прочитайте фрагмент текста.

3) Обратите внимание на начало предложения, но имейте в виду, что слово-связка может находиться в любой части предложения.

4) Выберете то предложение, в котором присутствуют все средства связи, заявленные в задании.

 

 

↑ Теория для задания 25

 

Текст обладает определённой структурой, которая выражается во взаимосвязи отдельных предложений и частей текста, поэтому предложения в тексте должны быть связаны, сцеплены между собой. В зависимости от того, какие смысловые отношения между предложения различают параллельную связь предложений и цепную связь.

При параллельной связи предложения сопоставляются или противопоставляются. Для параллельной связи характерен одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами, часты повторения первого слова в предложении.

В качестве средств связи могут выступать союзы, синтаксический параллелизм, анафора и др. Параллельная связь может усиливаться вводными словами и наречиями (места и времени)

Пример: Студентом Петровский думал стать биологом или химиком и поступил вначале на биологическое отделение. Но в руки его как-то попала книга великого Н. Е. Жуковского о механике

Цепная связь выражается в структурной соотнесенности двух соседних предложений. Обычно какой-либо член предшествующего предложения в последующем предложении становится подлежащим.

Для цепной связи характерен повтор ключевого слова, замена его синонимом, местоимением. При цепной связи основной способ соединения предложений - повтор.

Пример: За садом находился у них большой лес… Он был глух, запущен…

В этом лесу обитали дикие коты. Лесных диких котов не должно смешивать…

Однако обычно связь между предложениями осуществляется посредством совокупности цепной и последовательной связей.

 

 

Языковые средства, с помощью которых осуществляется связь между предложениями:

 

Лексические

· Слова одной и той же тематической группы

· Повторы слов

· Синонимы (в том числе контекстные)

· Антонимы (в том числе контекстные)

 

Морфологические

· Сочинительные союзы

· Местоимения (личные, указательные и притяжательные)

· Числительные (порядковые и собирательные)

· Наречия (наречия места и времени, местоименные наречия в различных значениях)

· Видовременные формы глаголов

Синтаксические средства:

· Порядок слов

· Параллелизм строения предложений

· Использование вводных слов и словосочетаний

· Парцелляция

 

 

↑ Лексические средства

 

Слова одной и той же тематической группы – это слова, которые обозначают сходные (но не одинаковые) понятия, действия, признаки и обладают общностью лексического значения.

Пример:

Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь. В саду шумел мокрый ветер. В четыре часа дня мы уже зажигали керосиновые лампы, и казалось, что лето кончилось и земля уходит в глухие туманы, в неуютную темень и стужу (К. Паустовский) – раскрывается тема осеннего дождя и тех ощущений, которые он вызывает: лил дождь, холодный; мокрый ветер; глухой туман; темень и стужа – передающих физическое и душевное состояние автора.

Повторы слов/словосочетаний – использование в соседних предложениях одного и того же слова или словосочетания.

Примеры:

Жил на селе одинокий старик. Старик был слаб и нуждался в постоянном уходе.

Жил на селе одинокий старик. Одиноким он был потому, что дети его не вернулись с фронта.

Жил на селе одинокий старик. На селе он жил с первого дня своего рождения.

Синонимы - слова, полностью или частично совпадающие по значению.

Жадный – скупой, идти – брести, открыть – распахнуть, разговор – болтовня, тушить - гасить и тд.).

Контекстные синонимы – слова, являющиеся синонимами в определенном контексте.

Антонимы – слова одной и той же части речи, имеющие противоположное значение.

Холодно – жарко, дальний – ближний, дружба – вражда и др.

Контекстные антонимы – слова, являющиеся антонимами в пределах одного текста. Вне контекста такие слова не осознаются как противоположные по значению.

 

 

↑ Морфологические средства связи

 

Сочинительные союзы

Соединительные (и, да (= и), не только, … но и, также, тоже, и…и, ни…ни, как,…так и; сколько..., столько и)

Разделительные (или, или…или, либо, либо…либо, то…то, то ли…то ли, не то…не то)

Противительные (а, но, да (= но), зато, же, однако, однако же, все же)

Градационные (не только…, но и; не то чтобы…а; не столько…сколько)

Присоединительные (тоже, также, да и, притом, причем)

Пояснительные (а именно, то есть, или (= то есть))

 

Местоимения

В качестве средств связи обычно используются личные, указательные и притяжательные местоимения.

Личные: я, ты, он, она, мы, вы они (во всех падежах).

Указательные – тот, этот, это, та, столько, таков, оный, сей, те (во всех падежах).

Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, его, ее, их (во всех падежах)

Примеры:

Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд образовал и испугал мать. Это событие взволновало соседей.

Младшая сестра, Женя…молчала. Она не принимала участия в серьезных разговорах, ее в семье еще не считали взрослой.

 

Порядок слов

Обычно рема первого предложения становится темой последующих.

Пример. Самая большая цель жизни – увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье для всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать (Д. Лихачёв)

Во дворе он увидел детей. Дети весело играли у крыльца. Дети не заметили отца.

Синтаксический параллелизм - схожее строение рядом стоящих предложений.

Пример:

Использование вводных слов и словосочетаний

 

Вводные слова указывают на порядок изложения, обобщают сказанное. Вводные слова помогают логически организовать речь (во-первых, во-вторых, итак и др.) или выразить другие модальные значения (вывод, уточнение, дополнительное замечание и др)

Лексические средства связи

Лексические средства связи Примеры
Лексический повтор Гроздья рябины наклонились к земле. Земля как будто тоже тянулась к дереву.
Однокоренные слова Благодарность — это способ показать другому свое отношение. Уметь благодарить — быть человеком умным и понимающим.
Синонимы Все поле, открывшееся перед взором нашим, было усеяно ромашками. Цветы разрослись до самого горизонта.
Антонимы Злопамятность делает человека несчастным. А отходчивость и добродушие, наоборот, облегчают жизнь.
Описательные обороты Лев не любит, когда ему мешают. Грозный царь зверей не привык к суете.

Задание 25 ЕГЭ по русскому языку 2020. Теория и практика.

Задание 25 ЕГЭ по русскому языку 2020. Теория и практика. Средства связи предложений в тексте.

Чтобы выполнить 25 задание, необходимо знать средства связи предложений в тексте.

Средствами связи предложения служат союзы, частицы, местоимения, наречия, лексические повторы, формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы (в том числе контекстные), синтаксический параллелизм, парцелляция.

↑ Формулировка задания


Среди предложений 20–39 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью .... Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


↑ Алгоритм выполнения

1) Внимательно прочитайте задание. Если написано "найдите предложение, связанное с ПРЕДЫДУЩИМ", то следует смотреть только одно предшествующее предложение. Если написано "найдите предложение, связанное с ПРЕДЫДУЩИМИ", то следует обратить внимание на несколько предложений, находящихся перед предполагаемым ответом.

2) Внимательно прочитайте фрагмент текста.

3) Обратите внимание на начало предложения, но имейте в виду, что слово-связка может находиться в любой части предложения.

4) Выберете то предложение, в котором присутствуют все средства связи, заявленные в задании.

 

 

↑ Теория для задания 25

 

Текст обладает определённой структурой, которая выражается во взаимосвязи отдельных предложений и частей текста, поэтому предложения в тексте должны быть связаны, сцеплены между собой. В зависимости от того, какие смысловые отношения между предложения различают параллельную связь предложений и цепную связь.

При параллельной связи предложения сопоставляются или противопоставляются. Для параллельной связи характерен одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами, часты повторения первого слова в предложении.

В качестве средств связи могут выступать союзы, синтаксический параллелизм, анафора и др. Параллельная связь может усиливаться вводными словами и наречиями (места и времени)

Пример: Студентом Петровский думал стать биологом или химиком и поступил вначале на биологическое отделение. Но в руки его как-то попала книга великого Н. Е. Жуковского о механике

Цепная связь выражается в структурной соотнесенности двух соседних предложений. Обычно какой-либо член предшествующего предложения в последующем предложении становится подлежащим.

Для цепной связи характерен повтор ключевого слова, замена его синонимом, местоимением. При цепной связи основной способ соединения предложений - повтор.

Пример: За садом находился у них большой лес… Он был глух, запущен…

В этом лесу обитали дикие коты. Лесных диких котов не должно смешивать…

Однако обычно связь между предложениями осуществляется посредством совокупности цепной и последовательной связей.

 

 

Языковые средства, с помощью которых осуществляется связь между предложениями:

 

Лексические

· Слова одной и той же тематической группы

· Повторы слов

· Синонимы (в том числе контекстные)

· Антонимы (в том числе контекстные)

 

Морфологические

· Сочинительные союзы

· Местоимения (личные, указательные и притяжательные)

· Числительные (порядковые и собирательные)

· Наречия (наречия места и времени, местоименные наречия в различных значениях)

· Видовременные формы глаголов

Синтаксические средства:

· Порядок слов

· Параллелизм строения предложений

· Использование вводных слов и словосочетаний

· Парцелляция

 

 

↑ Лексические средства

 

Слова одной и той же тематической группы – это слова, которые обозначают сходные (но не одинаковые) понятия, действия, признаки и обладают общностью лексического значения.

Пример:

Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь. В саду шумел мокрый ветер. В четыре часа дня мы уже зажигали керосиновые лампы, и казалось, что лето кончилось и земля уходит в глухие туманы, в неуютную темень и стужу (К. Паустовский) – раскрывается тема осеннего дождя и тех ощущений, которые он вызывает: лил дождь, холодный; мокрый ветер; глухой туман; темень и стужа – передающих физическое и душевное состояние автора.

Повторы слов/словосочетаний – использование в соседних предложениях одного и того же слова или словосочетания.

Примеры:

Жил на селе одинокий старик. Старик был слаб и нуждался в постоянном уходе.

Жил на селе одинокий старик. Одиноким он был потому, что дети его не вернулись с фронта.

Жил на селе одинокий старик. На селе он жил с первого дня своего рождения.

Синонимы - слова, полностью или частично совпадающие по значению.

Жадный – скупой, идти – брести, открыть – распахнуть, разговор – болтовня, тушить - гасить и тд.).

Контекстные синонимы – слова, являющиеся синонимами в определенном контексте.

Антонимы – слова одной и той же части речи, имеющие противоположное значение.

Холодно – жарко, дальний – ближний, дружба – вражда и др.

Контекстные антонимы – слова, являющиеся антонимами в пределах одного текста. Вне контекста такие слова не осознаются как противоположные по значению.

 

 

↑ Морфологические средства связи

 

Сочинительные союзы

Соединительные (и, да (= и), не только, … но и, также, тоже, и…и, ни…ни, как,…так и; сколько..., столько и)

Разделительные (или, или…или, либо, либо…либо, то…то, то ли…то ли, не то…не то)

Противительные (а, но, да (= но), зато, же, однако, однако же, все же)

Градационные (не только…, но и; не то чтобы…а; не столько…сколько)

Присоединительные (тоже, также, да и, притом, причем)

Пояснительные (а именно, то есть, или (= то есть))

 

Местоимения

В качестве средств связи обычно используются личные, указательные и притяжательные местоимения.

Личные: я, ты, он, она, мы, вы они (во всех падежах).

Указательные – тот, этот, это, та, столько, таков, оный, сей, те (во всех падежах).

Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, его, ее, их (во всех падежах)

Примеры:

Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд образовал и испугал мать. Это событие взволновало соседей.

Младшая сестра, Женя…молчала. Она не принимала участия в серьезных разговорах, ее в семье еще не считали взрослой.

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.223.30 (0.015 с.)