Программа состоит их нескольких модулей 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа состоит их нескольких модулей



Мастер-класс

«Возможности программы «Час чтения» в изучении родной литературы

Разработали

Сторожева Т.Ю., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 8 г. Петровска», старший методист кафедры филологического образования ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования»,

Курносова Е.А., учитель русского языка и литературы МБОУ ООШ №5 г. Петровска

Саратовской области

В 20 веке Россия являлась читающей державой, но уже в начале 21 века стала проблема чтения, которая обрела пристальное внимание на страницах СМИ. Что читать? Как читать? Актуальным стал этот вопрос и в связи с введением итогового сочинения. Для решения вопросов была создана Национальная программа поддержки и развития чтения.

Семья, школа, библиотека, именно эти три социальных института должны способствовать «повышению интеллектуального потенциала нации, должны стать важным инструментом сохранения и развития культуры России, поддерживать и приумножать богатство родного языка и способствовать решению жизненно важных проблем». Чтобы возродить интерес к чтению, необходимо формировать и развивать основы читательской компетенции.

Одной из самых актуальных является программа метапредметного курса «Час чтения». Эта программа позволяет учителю помочь ребенку в выборе интересующей его литературы, его направлению к посещению такого социального института как библиотека. Только во взаимодействии с библиотекой программа закрепит тот материал, который готовит учитель. Именно открытию богатого потенциала русской и зарубежной литературы, знакомств ус писателями, зарождению в сердцах учеников зерна духовности способствует библиотеки. В сотрудничестве с библиотекой педагог организует выставки книг, ведет подборку для урока. Проводит мероприятия.

Введение итогового сочинения как допуска выпускников к ЕГЭ вызывает необходимость формирования культуры чтения современных школьников и развития их творческих способностей на литературном материале. По большому счету, проблема заключается не в том, как научить выпускника писать сочинение, а в том, как мотивировать его на чтение и анализ прочитанного.

Чтение в методической практике рассматривается как важнейшее коммуникативное умение, на основе которого совершенствуются другие умения, например, изложение своих собственных мыслей и грамотное письмо, развитие памяти, воображения, внимания. На уроках русского языка и литературы учитель создает необходимые условия для формирования умений сочинять тексты, практически владеть языковыми средствами, использовать речевые высказывания, решающие задачи общения. Однако общеучебные умения слушать и читать формируются опосредованно и часто остаются вне поля зрения учителя-предметника, полагающего, что этот вид умений не требует дополнительного внимания.

Речь идет о развитии тех познавательных процессов, которые лежат в основе читательского восприятия: мышления - способности по-новому, глубже осмыслить изображенную в произведении действитель­ность, воссоздающего воображения, эмоциональной восприимчивости - способности не только воспринимать сложный мир чувств и пережи­ваний героев художественного произведения, но и вызывать в себе эмоциональный отклик.

Воспитать или открыть в себе читателя ученику может помочь учитель литературы. Методика этой работы проста и давно известна: нужно вместе читать. Читать вместе, воспринимать индивидуально: без подсказки учебника, критической статьи, даже без слова учителя. В непосредственном контакте ученика и писателя, в процессе воспламенения личности от личности. Какова же роль учителя литературы? Организовать этот контакт, «развести огонь», тогда начинает зву­чать голос автора, устремляющегося на встречу со своим неизвест­ным ему читателем-собеседником. Это и есть главная задача учителя-словесника, который в условиях школьного обучения играет роль своеобразно­го посредника между произведением, стоящим за ним автором и уче­ником.

Проблема читательского восприятия постоянно волнует и самих художников слова, заставляя их раздумывать над тем, как вовлечь читателя в активный творческий процесс, как добиться эмоционального отклика, вызвать интерес к сво­им произведениям.

Писатели часто обращались к читателям, пытаясь не только напра­вить восприятие, но и указать читателю на то, какими качествами он должен обладать, чтобы постижение сложного художественного мира произведения было для него доступным.

Сегодня уже понятно, что возродить семейное чтение невозможно. У нас выросло не одно поколение «нечитающих родителей», и единственный, кто может исправить ситуацию, – это школа, которая, на наш взгляд, должна «читать» детям. Идея не нова. Существует даже Премия Асахи – самая крупная и престижная международная награда в области поддержки чтения. Она была учреждена Международным советом по детской книге при спонсорском участии японской газеты «Асахи». Премия вручается раз в два года. Так что данная программа – это часть работы, которая сегодня развернулась по всему миру.

Программа «Час чтения», разработанная Сторожевой Татьяной Юрьевной, учителем МБОУ «СОШ №8 г. Петровска Саратовской области» и Горох Надеждой Геннадьевной, учителем МБОУ «СОШ с. Ключи» Лысогорского района Саратовской области – это один из путей развития читательской компетентности в основной школе.

К сожалению, сегодня очень часто чтению дети предпочитают просмотр фильма, при этом и сами они, и их родители считают это совершенно равноценным. На самом деле дети, сидя у телевизоров или у компьютеров, большей частью развлекаются, а чтение – это труд. Ведь чтение и поныне – самый распространенный способ получения знаний. Ребенок, умеющий читать (имеет хорошую технику чтения, умеет выделять главное и второстепенное в тексте, любит чтение, способен анализировать прочитанное, сопереживать героям произведения, делать выводы и т.д.), чувствует себя уверенным на любом уроке, в любой ситуации, он воспитан на лучших традициях гуманистической литературы и потому умеет принять чужую буду или радость как свою. Воспитать такого грамотного, знающего читателя – задача современной школы. Но заставить детей читать книги невозможно, значит, нужно сначала читать с детьми в школе. Задача учителя литературы сегодня заключается в том, чтобы сориентироваться в желаниях школьников и подсказать ребенку, помочь, при необходимости что-то предложить, заинтересовать.

Цель программы «Час чтения» – научить активно слушать, чтобы расслышать сказанное; научить читать-мыслить, читать-чувствовать, читать-жить.

Главная задача «раскрыть перед ребёнком мир словесного искусства» (Л.С. Выготский). Это значит познакомить ребёнка с существованием словесного искусства как неотъемлемой части жизни каждого человека, приучить к постоянному общению с таким искусством, воспитать чувство слова, вызвать интерес, любовь и тягу к книге.

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи вооружить учащегося знаниями на другую сформировать у него метапредметные умения и навыки как основу учебной деятельности. Программа «Час чтения» даёт возможность показать детям то, что ускользает из их поля зрения при самостоятельном чтении, даёт возможность слушателям и читающему «посмаковать» вкус слова, услышать и прочувствовать его звучание. При кажущейся элементарности этой формы в ней есть важные особенности, на которые следует обратить внимание: громкое чтение относится к наиболее плодотворным способам общения в школе между взрослыми и детьми.

Ещё В. Одоевский писал: «Дитя не может научиться из одних книг всему, что ему нужно знать. При книге необходимы ему объяснения и замечания искусного руководителя, который бы заставлял его беспрестанно вникать в смысл прочитанного и помогал таким образом его разумению». Уроки чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.

Соотносясь с базовым учебным предметом «Литература», который входит в образовательную область «Филология», данный курс все же не курс литературы. Восприятие художественного текста подразумевает «почтительное внимание» к слову, умение чувствовать авторский стиль и т.п. Поэтому в курсе реализуется интегративный подход в преподавании русского языка и литературы, расширяются и углубляются знания, полученные в процессе изучения обоих базовых школьных предметов.

 Программа состоит их нескольких модулей («Чему учат книги?», «Человек и родина»,

«Человек и школа», «Человек и семья», «Человек и его выбор», «Рождественские рассказы», «Человек и природа», «Защитники Отечества», «Мама, бабушка», «Человек и искусство», «И помнит мир спасенный», Проект «Я читаю….»), которые отражают значимые события в  жизни ребёнка в течение года. Уникальность программы состоит в том, что учитель самостоятельно может поменять не только произведение, но и скорректировать модули. Так рождественские рассказы в районах с мусульманским населением могут заменяться литературой родного края или притчевыми историями мусульманской культуры. Обозначенные модули, а главное, читаемые на занятиях произведения, имеют высокий воспитательный потенциал. Постепенно дети начинают более глубоко чувствовать окружающий их мир, задумываться над взаимоотношениями между людьми, человеком и природой, над такими понятиями, как память, любовь, дружба, верность. Обсуждение проблем, поднятых в прослушанных произведениях, продолжается в перемену. И когда ты слышишь их искренний заинтересованный разговор о том, что «мы, оказывается, не поняли главного», то понимаешь, что этот курс действительно необходим современному школьнику: дети думают, рассуждают, пытаются проецировать полученный опыт на личные взаимоотношения, а это значит, что программа работает.

По структуре «час чтения» состоит из трех основных блоков:

1. Вступительная беседа.

2. Собственно чтение.

3. Беседа после чтения и творческие задания и т.д.

Продолжительность чтения зависит от возраста детей.

Следует иметь в виду, что вопросов в конце урока не должно быть много, они должны помогать увидеть, рассмотреть скрытое художественное содержание. Домашнее задание – заполнение читательских дневников. Здесь незаменим прием «Записная книжка» (в ней отражаются мысли, почёрпнутые в произведении, которые могут пригодиться в будущем). Читательский дневник (которым, кстати не знали, как пользоваться, кроме, как карательной меры – проверки того, что прочитал школьник чаще всего летом!) превращается в записную книжку, цитатник, которым, например, можно было пользоваться на всероссийском конкурсе сочинений. А как пригодится этот «цитатник» при подготовке к экзаменам в 9, 11 классах. При этом заметим, что записанные в нём мысли помогут привести аргументы не только на экзамене по русскому языку и литературе, но и на обществознании. Может быть, стоит разрешить им пользоваться и на итоговом сочинении? Проверить принесённый цитатник не составит труда для организаторов в аудитории, а значимость и важность делаемой учеником работы увеличится.   

Но вернёмся к главной теме нашего рассуждения – к «Часу чтения». Обучающиеся в результате изучения курса  должны научиться

· видеть проблемы;

· ставить вопросы;

· выдвигать гипотезы;

· давать определение понятиям;

· классифицировать;

· наблюдать;

· проводить эксперименты;

· делать умозаключения и выводы;

· структурировать материал;

· готовить тексты собственных докладов;

· объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Наиболее интересными и продуктивными, по мнению учителей, работающих по этой программе не первый год, оказались следующие приёмы, способствующие реализации планируемых результатов курса:

   Учимся видеть проблемы: приёмы   «Продолжи рассказ» ( учит детей смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения); антиципация (смысловая догадка) по названию произведения, вступительному стихотворению, музыкальному фрагменту; таблица восприятия - прием, который учит воспринимать, осмысливать, оценивать свои чувства, эмоции, помогает определить свое первичное восприятие текста; п рием «Постановка привлекательной или необычной цели» - перед учеником ставится такая цель, выполняя которую, он выполняет и то учебное действие, которое планировал педагог; прием «Мозаика проблем».

    Учимся ставить вопросы:   п риём «Задай вопрос» ( учимся задавать вопросы: 1) те, на которые есть прямой ответ в тексте; 2) те, ответа на которые нет в тексте, но ответ очевиден; 3) вопросы, ответы на которые осмысления и даже дискуссии; игра «Журналисты» ( Тех, кто хочет побывать в роли героев произведения, приглашаем сесть под дерево мудрости. Остальные дети журналисты. Их задача – задать интересный, необычный вопрос героям. Задача «героев» произведения – дать полный, хороший ответ; «Банк вопросов» ( например,прием «толстых» и «тонких» вопросов).

  Учимся выдвигать гипотезы: «Чтение с остановками», п рием «Прогнозирование».

  Учимся давать определение понятиям: игра «Кто он такой»; прием сравнения.

   Наблюдениям  учат выделение опорных слов из произведения,    «Двойной дневник».

   Учимся проводить эксперимент: прием «Мысленныйэксперимент» ( Вопросы после чтения: А что бы сделали вы на месте…? А что бы вы сказали герою, если бы были его другом? И т.д.)

Делать выводы и умозаключения помогут методика «Три слова» (какими тремя словами вы бы могли высказать своё мнение о произведении?); с инквейн; игра «Философский стол» (п редставить себя философами и поговорить о произведении и выразить свои мысли).

Структурировать материал можно при помощи приема «Составление телеграммы, инструкции, памятки» ( учит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представить ее в сжатом, лаконичном виде); «Кластер»; «Фишбоун».

Подготовке текстов собственных докладов помогут написание отзыва (в опросы: Понравился ли тебе рассказ? Почему? Удачно ли созданы автором образы героев? Есть ли в рассказе интересные описания героев? А их характеров? Какие изобразительные средства помогли автору рассказать о…? Можно ли рассказ назвать оригинальным, интересным, необычным?; приём «Поясни заглавие рассказа»; прием «Написания эссе» (письменное размышление на заданную тему, прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции. Оно выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретной теме, проблеме (раздумья, размышления о жизни, о событиях).

     Объяснять, доказывать и защищать свои идеи: прием «Свободное выступление», который учит ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его, необходимо представить себя на месте героя произведения и рассказать о себе; приём «Шесть шляп».

Каждый из этих приёмов – это небольшая творческая работа (письменная, реже устная)  в конце урока, каждый раз, как правило, новая. Но один приём я повторяю ежеурочно  – это «отсроченное название». Интрига названия (а иногда и автора) держится почти до конца занятия. Это своеобразная рефлексия – соотношение задуманного автором и услышанного детьми. Это соотношение было практически единичным в начале курса, к концу учебного года доля учащихся,  слышащих и понимающих произведение, увеличивается, но сказать, что эта проблема решается быстро,  нельзя. Именно поэтому курс должен быть не «годичным», а проводиться в системе на протяжении 5-9 класса, тогда, может быть, у нас появится шанс научить детей слушать, понимать произведение, а главное – сопереживать.

Анализ первого года работы показал развитие метапредметных  умений (0 – не умеет; 1- слабо выраженный навык или умение; 2 – хорошо умеет, но иногда допускает ошибки; 3 навык сформирован):

Параметры Начало года Конец года
Видеть  проблемы 1-2 2
Ставить  вопросы 0-1 1-2
Выдвигать  гипотезы 0-1 1-2
Давать  определение понятиям 1 2
Классифицировать 0-1 1-2
Наблюдать 1 2
Проводить  эксперименты 0-1 1-2
Делать  умозаключения и выводы 0-1 2
Структурировать  материал 0-1 2
Готовить  тексты собственных докладов 0 1-2
Объяснять, доказывать и защищать свои идеи 0-1 1-2

 

Результаты внедрения программы рассматривались на заседаниях РМО учителей русского языка Петровского и Лысогорского районов Саратовской области, на КПК ГАУ ДПО «СОИРО». Программа стала победителем  I Регионального конкурса программ учебных и внеучебных курсов, формирующих метапредметный результат в Саратовской области, победителем конкурса муниципальных (школьных) методических служб в номинации «Методический семинар», где был обобщён опыт работы по программе «Час чтения» в районах области.

 Косвенным показателем значимости данного опыта для учителей могут быть только положительные отзывы в обсуждении программы «Час чтения» на сайте «Общественные консультации по примерной образовательной программе основного общего образования» в разделе «Дорабатывайте программы элективных курсов».

В 2016 годц программа вошла в число лучших методик России, Вконтакте работает группа «Час чтения» - https://vk.com/chas_chteniya_petrovsk  

Президент Российской Федерации В. Путин сказал, что  именно учителя русского языка и литературы «играют огромную, поистине определяющую роль в воспитании таких важнейших личностных качеств, как патриотизм и гражданственность, уважение к нашему многонациональному Отечеству, его истории, традициям, богатейшему культурному наследию».  «Час чтения», на наш взгляд, - это ещё одна попытка помочь учителю привить у учащихся вкус к хорошей литературе и полностью выполнить своё предназначение – быть учителем нравственности.

 

Задания по прочитанным текстам к мастер-классу Сторожевой Т.Ю. (раздатка и презентация прилагаются)

Владимир Набоков «Слово»

… Замолк я, поднял голову. Ангел с тихой внимательной улыбкой неподвижно смотрел на меня своими продолговатыми алмазными очами – и я почувствовал, что понимает он все...

 

– Прости меня, – воскликнул я, робко целуя родинку на светлой ступне, – прости, что я только умею говорить о мимолетном, о малом. Но ты ведь понимаешь... Милосердный, серый ангел, ответь же мне, помоги, скажи мне, что спасет мою страну?

 

И на мгновенье, обняв плечи мои голубиными своими крылами, ангел молвил единственное слово, и в голосе его я узнал все любимые, все смолкнувшие голоса. Слово, сказанное им, было так прекрасно, что я со вздохом закрыл глаза. 7 января 1923 г.

Какое было сказано слово?

Выразительность речи

Экзаменуемый сумел передать замысел автора и (или) своё понимание текста слушателям посредством интонации, логических пауз, интонационного выделения ключевых слов. 1
Экзаменуемый не сумел передать замысел автора и (или) своё понимание текста слушателям посредством интонации, логических пауз, интонационного выделения ключевых слов. 0

Приложение№1

 

Мастер-класс «Метапредметный курс «Час чтения» как основа формирования и развития читательской компетенции» проведённый на районном семинаре директоров в 2016году

 

Курносова Е.А.,

учитель русского языка и литературы
МБОУ ООШ №5 г. Петровска

Саратовской области

 

                           Снова в печке огонь шевелится,

                            Кот клубочком свернулся в тепле,

                            И от лампы по книгам ложится 

Мирный круг на вечернем столе.

Вот и кончены наши заботы:

Спит задачник, закрыта тетрадь.

Руки тянутся к книге. Но что ты

Будешь, мальчик, сегодня читать?

 

А читают ли дети сейчас?

Давайте с вами заполним страницы импровизированной диаграммы. Я Вам буду задавать вопросы, а вы в соответствии с ответом наполните диаграмму содержанием.

(зеленый цвет –много читали, книга интересна),

(желтый цвет – читали по случаю, книга менее интересна,)

(красный – читали редко, книга совсем не интересна)

- Вам читали родители?

- Вы читали своим детям?

- Ваши дети читают?

- Знакомы ли вы с произведениями современной литературы? Интересна ли она Вам?

- Классическая литература Вам интересна?

- Большой ли Ваш читательский опыт?

Посмотрите, какой цвет преобладает на вашем столе? Задумайтесь, а что необходимо сделать, чтобы был только зеленый цвет?

 

Чтение, книжная культура - фундаментальные достижения человечества. Роль чтения и читательской культуры велика, но в современной России всё чаще говорят о кризисе чтения, о падении интереса детей к книге, классике, что сказывается и на уровне общей грамотности детей. Причём дело тут не столько в компьютерных играх, которые отрывают детей от книги, сколько в потере интереса к чтению, в отсутствии привычки к умению интеллектуально трудиться, квырождению домашнего чтения. Чтобы возродить интерес к чтению, «необходимо формировать и развивать основы читательской компетенции. У выпускников должна быть сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего». (Эти метапредметные результаты прописаны в Примерной образовательной программе ООО)

Не менее важной образовательной задачей по ФГОС является формирование у детей навыка чтения: в начальной школе осознанного, а на средней и старшей ступени обучения – грамотного и полноценного. И поэтому в год литературы важно не только говорить о чтении, но и научить правильно учиться читать.

Передо мной, как учителем, преподающим литературу в рамках ФГОС, возникали вопросы:

· Как привить интерес учащихся к чтению?

· Как организовать уроки чтения, чтобы каждый ученику мог высказать свою точку зрения?

· Как заинтересовать чтением?

При решении этих вопросов возникали противоречия: с одной стороны, высокий уровень требований к метапредметным результатам, с другой, - низкая мотивации к чтению.

Поэтому возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так и для практики:как привить интерес к чтению?

Настолько важным и злободневным является этот вопрос, что экзамен по литературе стал обязательным. Фронт современной цивилизации проходит по образованию. Эпоха физиков, математиков, русистов прошла, сейчас эпоха информации. Метапредметные курсы являются эффективным инструментом в мировом информационном пространстве. Социокультурная ситуация диктует нам следующую цель: сформировать способность выживать и быть успешным. Завтрашний день требует от ребенка готовности созидать будущее. Ключевыми компетенциями являются следующие: учиться добывать знания, действовать, взаимодействовать, полноценно жить.

Решение всех этих вопросов, выполнение социального заказа общества возможно благодаря введению в образовательную программу метапредметного курса «Час чтения»

На мой взгляд, программа, разработанная группой авторов (Сторожева Т.Ю. и Горох Н.Г.) и утвержденная МО, является актуальной. Сегодня просто необходимо читать детям хотя бы в школе, если семейное чтение (нужно это признать!) возродить не удастся. Если мы хотим познакомить детей с литературой, то это должны сделать мы, учителя, в школе. В процессе чтения мы учим понимать, размышлять, сочувствовать, содействовать, т.е. формируем нравственные качества подрастающего поколения. А главное – выполняем социальный заказ общества.

Но перед нами, учителями, встает еще одна проблема: как проверить восприятие ребёнка, научить слушать и слышать.

Уроки - это не только чтение, но и формирование умения слушать, слышать и воспринимать информацию, это еще и духовное единение над прочитанным текстом. Но на этом тоже не должна заканчиваться работа. Ведь важным является творческое обсуждение. Важно проверить, как усвоен текст, какой жизненный опыт ребенок может из этого «вынести». Поэтому важно определить формы и приемы работы с текстом.

Попробуем с Вами побыть в роли учителя и ученика. Послушайте…(отрывок и работа с текстом)

  Мальчик неожиданно умолкал и так же неожиданно начинал говорить, словно часть мыслей оставлял при себе, а часть высказывал вслух.

— Когда я в первый раз привёл собаку домой, он был в отъезде. Мама сказала: «От собаки одна только грязь!» Какая грязь может быть от собаки? От собаки одна радость. Потом мама сказала: «Я твоей собакой заниматься не буду. Занимайся сам!» Так я для того и взял собаку, чтобы заниматься самому. Моя собака была очень умной. Когда я учил наизусть стихи, она смотрела мне в глаза и слушала. А когда у меня не выходила задача, собака тёрлась о мою ногу. Это она подбадривала меня. А потом приехал он и выгнал собаку.

Таборка не отрывал глаз от пепельницы, а директор скрестил пальцы и положил их под щёку и не спускал с мальчика прищуренных глаз.

— Чем ему помешала собака?.. Я не мог выгнать собаку. Её один раз уже выгоняли. Я поселил её в сарае. Там было темно и скучно. Я всё время думал о своей собаке. Даже ночью просыпался: может быть, ей холодно и она не спит? А может быть, она боится темноты?.. Это, конечно, ерунда: собака ничего не боится! В школе я тоже думал о ней. Ждал, когда кончатся уроки: её завтрак лежал у меня в портфеле… Потом он заплатил штраф за порванное пальто и выгнал собаку из сарая. Я привёл её в школу. Мне некуда было её деть.

Теперь слова мальчика уже не были круглыми шариками. Они стали шершавыми и угловатыми и с трудом вырывались наружу.

— Я не знал, что он задумал убить мою собаку. Меня тогда не было. Он подозвал её и выстрелил ей в ухо.

В комнате стало тихо. Как после выстрела. И долгое время ни мальчик, ни директор не решались прервать молчание.

Неожиданно директор сказал:

— Слушай, Табор! Хочешь, я подарю тебе собаку? Немецкую овчарку с чёрной полосой на хребте.

Мальчик покачал головой:

— Мне нужна моя собака. Я бы её научил спасать утопающих. У меня книжка такая есть, как учить собак.

Директор встал со стула. Он стал ещё выше, чем казался вначале.

Пиджак висел на его худых плечах, как на вешалке. Может быть, его костюм тоже принадлежал когда-то старому директору. Как большое кресло.

Он подошел к мальчику и наклонился к нему:

— Ты можешь помириться с отцом?

— Я с ним не ссорился.

— Но ты с ним не разговариваешь?

— Я отвечаю на его вопросы.

— Он тебя когда-нибудь бил?

— Не помню.

— Обещай мне, что ты помиришься с отцом.

— Я буду отвечать на его вопросы… Пока не вырасту.

— А что ты будешь делать, когда вырастешь?

— Я буду защищать собак.

Директор молча прошёлся по кабинету и вернулся в своё неуютное кресло. А мальчик взял портфель за ручку, которая держалась на одном ушке, и пошёл к двери. Когда он уходил, директор заметил, что штопка на рукаве порвалась и острый локоть вырвался сквозь решётку наружу.

-Какое впечатление произвел на Вас отрывок из рассказа Ю. Яковлева?

-Как бы вы озаглавили его?

-Как бы поступили вы на месте мальчика?

     - А на месте директора?

Сюжетная таблица

Кто? Какой? Где? Зачем?
       

 

- Что произошло на самом деле? (отец мальчика убил собаку)

- Как вы узнали, что это отец Саши? (привел собаку домой, он был в отъезде)

- Почему он это сделал? (Потом он заплатил штраф за порванное пальто и выгнал собаку из сарая.; он задумал убить мою собаку. Меня тогда не было. И он ее убил.)

- Почему Таборка говорит об отце в третьем лице (он)? (не может простить смерти собаки)

- Как автор описывает переживания Таборки о собаке? (Я не мог выгнать собаку. Ее один раз уже выгоняли. Я поселил ее в сарае. Там было темно и скучно. Я все время думал о своей собаке. Даже ночью просыпался: может быть, ей холодно и она не спит? А может, она боится темноты?.)

- Как относится к собаке мать Саши? (она ей безразлична, но в тоже время от нее грязь и новые обязанности; «Потом мама сказала: «Я твоей собакой заниматься не буду. Занимайся сам!»)

- Кто же решает взять собаку домой? Найдите ответ в тексте (мальчик: Так я и взял собаку, чтобы заниматься самому.)

- Какой смысл мальчик вкладывает в слова «заниматься самому» (Саша берет на себя ответственность за собаку – осознанно мальчик взял на себя ответственность за собаку).

- Как, по вашему мнению, называется рассказ Ю. Яковлева? (ученики придумывают названия) Ю.Яковлев назвал свой рассказ «Он убил мою собаку».

- Почему рассказ называется именно так? (высказываются).

Рассказы Ю. Яковлева затрагивают важные нравственные проблемы.

Чтение и обсуждение рассказов, включенных в метапредметный курс «Час чтения»- это мостик для подготовки к сочинению – рассуждению на ОГЭ. Уроки чтения помогают построить сочинение – рассуждение, заставляют учащихся размышлять, чувствовать. 

Практический опыт убеждает меня в том, что самое главное в обучении чтению – это мотивация. Без внешней, внутренней, коммуникативной мотивации невозможно достичь желаемых результатов. 

  

Таким образом, используемые универсальные методы и приёмы, позволят активизировать интеллектуальные способности учащихся, отрабатывать навыки переработки информации и развивать творческое мышление учащихся, т.е. способствуют формированию метапредметных компетенций, что ведёт к положительным результатам в образовательном процессе.

В результате такой работы дети смогут:

- слушать и слышать художественный текст;

- эмоционально, активно реагировать на содержание литературных произведений, сопереживать, сочувствовать литературным героям;

- слушать чтение, рассказ учителя;

- отвечать на вопросы по содержанию текста и иллюстрации;

- запоминать отдельные слова, выражения из текста;

- выражать свое отношение к прочитанному, услышанному;

- узнавать и называть литературные жанры.

Уверена, такая работа вернёт желание читать книгу, интересоваться литературными новинками, понять преимущество бумажного носителя перед электронным.Читайте! Книга – ваш верный компас в жизни! И в конце я хочу Вам сказать словами В.А. Сухомлинского:

Чтение – это окошко, через которое дети видят

и познают мир и самих себя.

Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,

когда, наряду с чтением,

одновременно с ним и даже раньше,

чем впервые раскрыта книга,

начинается кропотливая работа над словами.

 

           

 

Приложение№2

Подготовка к ОГЭ

Хребтищева Елена Юрьевна,

Способы толкования слова

Описательный способ

Ма­те­рин­ская лю­бовь — это огром­ная сила. Она спо­соб­на тво­рить чу­де­са, спа­сать от опас­ностей, которые тебя подстерегают. Кто лучше ма­те­ри по­жа­ле­ет, при­лас­ка­ет и успо­ко­ит? Толь­ко неж­ные, род­ные руки своим при­кос­но­ве­ни­ем сни­мут боль и уста­лость. Толь­ко теп­лые ма­те­рин­ские губы об­лег­чат фи­зи­че­ские и мо­раль­ные стра­да­ния.

Синонимический способ

Ма­те­рин­ская лю­бовь — это самая силь­ная, по­сто­ян­ная и бес­ко­рыст­ная лю­бовь на земле. Она все­про­ща­ю­ща, не ждёт бла­го­дар­но­сти и ни­че­го не тре­бу­ет вза­мен.

Способ отрицательного определения

Очень часто бы­ва­ет так, что мы не можем во­вре­мя оце­нить, на­сколь­ко любит нас самый близ­кий, до­ро­гой нам че­ло­век — мама. Это не все­гда по­ка­за­тель нашей чёрст­во­сти, рав­но­ду­шия, нет. Порой мы на­столь­ко при­вы­ка­ем, что мама есть, что нам ка­жет­ся, что она будет все­гда, а зна­чит ещё успе­ет­ся ска­зать ей доб­рые слова, по­ка­зать ей свою лю­бовь. детям всё, иной раз даже жизнь свою».

Отсылочный способ

 Слово «мама» очень важно для каж­до­го из нас. Оно и по­нят­но, ведь имен­но мама даёт нам жизнь, потом с тре­пе­том по­мо­га­ет де­лать пер­вые шаги, с вол­не­ни­ем от­прав­ля­ет в школу, со сле­за­ми — в ин­сти­тут. Не­за­ви­си­мо от воз­рас­та для нашей мамы мы все­гда будем детьми, она все­гда будет за­бо­тить­ся о нас, пе­ре­жи­вать из-за наших не­удач и безум­но ра­до­вать­ся даже самым ма­лень­ким по­бе­дам, по­то­му что ма­те­рин­ская лю­бовь не знает гра­ниц.

Пример сочинения, оцененного высшим баллом

Материнская любовь — святое чувство, которое имеет огромную силу и может творить чудеса, возрождать к жизни, спасать и оберегать. В её основе лежат забота и защита, ласка и доброта. (Вступление, тезис)

Животные, как и человек, наделены инстинктом матери. Об этом пишет В. Чаплина в рассказе о росомахе. С появлением детёнышей мать-росомаха «перестала тосковать и рваться на волю», «по-особенному рычала», когда им грозила опасность. (Комментарий на основе прочитанного текста) Она бросилась защищать маленьких росомашек от волков, яростно кидалась на них и не подпускала к деткам. А когда опасность миновала, росомаха стала облизывать испуганных малышей, как бы успокаивая. Она сделала всё необходимое, чтобы её потомство смогло выжить и самостоятельно отражать опасности окружающего мира. (Пример из прочитанного текста)

В рассказе В. Солоухина «Летний паводок» описывается героизм и самопожертвование матери-выхухоли, выполняющей «свое извечное дело спасать своих детей». Чтобы избежать гибели детёнышей от паводка, она переносит их всё дальше и дальше по берегу. Встреча с человеком пугает осторожного зверька, но оставить тревожно кричавших выхухолят не позволяет материнский инстинкт. (Пример из худ. литературы)

  Материнская любовь всегда бескорыстна, естественна и самоотверженна. Мать учит своего ребёнка познавать мир и нравственные правила, показывает пример ответственного поведения и милосердия. Каким бы ни было дитя, она примет его любым и изо всех сил будет спасать и защищать. (Вывод)

190 слов

 

  1. Подведение итогов. Задание на дом. Сегодня мы с вами сделали большую подготовительную работу для написания сочинения-рассуждения по исходному тексту. У вас уже готовы черновые варианты основных частей композиции. Вам необходимо написать готовое сочинение, а также прорешать тестовую часть.

Казалось бы, что нового мы узнали о материнской любви. Мы, конечно, все с этим понятием знакомы. Но Д.С. Данин когда-то сказал: «Увидеть новое – большая заслуга. Увидеть новое и не пройти мимо – заслуга не меньшая. Напротив – большая.» Я надеюсь, что сегодня вы не пройдёте мимо того нового, что я пыталась до вас донести!На этом мой мастер-класс окончен. Спасибо за внимание!

Список исполь


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.006 с.)