Готовимся к ЕГЭ. Пунктуация. Теория и практика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Готовимся к ЕГЭ. Пунктуация. Теория и практика.



Готовимся к ЕГЭ. Пунктуация. Теория и практика.

Задание 16

Пунктуация в предложениях с однородными членами.

Запятая ставится: Запятая не ставится:
1. Между двумя или более однородными членами, не соединенными союзами: Звуки росли, крепли, полнели, становились всё более и более властными, захватывали сердце объединенной и замиравшей толпы 1.Между однородными членами, связанными одиночны-ми соединительными или разделительными союзами (и, да (=и), или, либо): Лодка качнулась, поднялась и исчезла. Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись.
2. Между однородными членами, соединенными повторяющимися соединительными и разделитель-ными союзами (и – и; ни – ни; да – да; или – или; либо – либо; то – то; не то – не то): И берег, и море молчали. В знакомой сакле огонек то трепетал, то снова гас. 2. Внутри групп однородных членов, соединенных попарно: Дети собирали в лесу лечебные травы и ягоды, грибы и орехи.
3. Между однородными членами, соединенными противительными союзами а, но, да (=но): Он (ребенок) был тонок и слаб, но ходил и даже бегал свободно по всему дому. Поворчал он, да и не посмел ослушаться. 3. В цельных выражениях с повторяющимися союзами: и то и сё, ни то ни сё, ни свет ни заря, и так и сяк, и туда и сюда, и голод и холод, ни рыба ни мясо, ни днём ни ночью, ни дать ни взять, ни взад ни вперед, и т. д.: На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась.                Иван Никифорович был ни жив ни мертв.
4. Перед второй частью двойного союза, соединя-ющего однородные члены (как – так и, не только – но и): Пушкин создал замечательное реалистическое произведение как (не только) в стихах, так и (но и) в прозе.  

Примечания.

  1. Вместо запятой для разделения распространенных однородных членов, особенно если внутри них уже есть запятая, может употребляться точка с запятой:

Лаврецкий отстаивал молодость и самостоятельность России; своё поколение приносил в жертву, но заступался за новых людей, за их убеждения и желания.

  1. Если в предложении больше двух однородных членов, а союз (и, да, или) стоит не перед каждым из них, но хотя бы только перед двумя, то запятая ставится между всеми однородными членами, в тои числе и перед первым и (да, или):

Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны.

Выполнить тесты https://yandex.ru/tutor/?from=wizright

Употребление двоеточия и тире. К заданию 21

Двоеточие ставится: Тире ставится:
1.После обобщающего слова, перед однородными членами: Ничего не заметно было оживляющего картину: ни отворявшихся дверей, ни выходивших откуда-нибудь людей, никаких живых хлопот и забот дома. Иногда после обобщающего слова в таких случаях употребля-ются союзы как-то, а именно, вводное слово напри-мер и т.д.; тогда за обобщающим словом ставится запятая, а двоеточие употребляется после этих союзов или вводных слов: В числе посуды привозят много глиняных и стеклянных игрушек, как-то: уточек, гуськов, дудочек и брызгалок. 1. После однородных членов, перед обобщающим словом: Стол, кресла, стулья – всё было самого тяжёлого и беспокойного свойства.
2. Перед перечислением однородных членов и без обобщаю-щего слова, главным образом в деловой и научной речи: Собрание постановляет: 1) работу ревизионной комиссии одобрить; 2) вынести благодарность членам комиссии. 2. После однородных членов предложения, если впереди них уже стоит обобщающее слово (и двоеточие), а предложение не заканчивается этими однородными членами: Всюду: вверху и внизу – пели жаворонки.

Задание 17.

Задание 18.

Слова и конструкции, грамматически не связанные с членами предложения

Содержание  задания определено так: слова и конструкции, грамматически не связанные с членами предложения.

Что имеется в виду?

В языке есть обращения, вводные слова и сочетания, вводные предложения, вставные конструкции. Все эти явления относятся к теме. Что о них нужно знать?

 

Вводные слова

1. Вводные слова не являются членами предложения.

2. Вводные слова грамматически не связаны с членами предложения.

3. То, что они выделяются запятыми на пись-ме, известно всем. Трудность не в пунктуации как таковой, а в необходимости такие слова, сочетания слов и конструкции узнавать. Дело в том, что в русском языке одно и то же слово может выступать в разных ролях. Как не пере-путать вводные слова с омонимичными им членами предложения? Учимся различать.

- К счастью, мама не спросила, во сколько я вернулся, и неприятного разговора не было. К счастью – вводное слово, выделяется запятой. - Посуда бьётся к счастью. К счастью – дополнение, синтаксическая связь - управление: бьется (к чему?) к счастью. Попробуйте опустить к счастью. Во втором предложении без наруше-ния смысла и грамматической структуры предложения это сделать невозможно.

Значения вводных слов

Эмоции, чувства, оценка    

К счастью, к радости, к несчастью, к огорчению, к досаде, к сожалению, к стыду, к удивлению, к изумлению, на счастье, на радость, на удивление, по счастью, по правде, по совести, по справедливости, чего доброго, странное дело, удивительное дело, смешно сказать, не в укор будь сказано

Степень достоверности, возможности, уверенности  

Без сомнения, без всякого сомнения, несомненно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, бесспорно, конечно, видимо, по-видимому, наверное, верно, возможно, вероятно, по всей вероятности, пожалуй, кажется, должно быть, может быть, может, надо полагать, можно полагать, надо думать, (я) думаю, (я) полагаю, (я) надеюсь, (я) считаю

Источник сообщения  

По сообщению …, по сведениям…, по мнению…, по слухам, в соответствии с …, говорят, сообщают, передают, по-моему, по моему мнению, на мой взгляд, помнится, вспоминается

Последовательность изложения, связность речи  

Следовательно, итак, таким образом, значит, наконец, стало быть, далее, кстати, к слову сказать, впрочем, между прочим, в общем, в общих чертах, в частности, кроме того, сверх того, наоборот, напротив, например, к примеру, во-первых, во-вторых (и прочие подобные), с одной стороны, с другой стороны

Активизация внимания собеседника, в том числе с целью установления доверительности  

Понимаешь (-ете), знаешь(-ете), видишь (-ите), пойми(-те), поверь (-те), послушай (-те), согласись(-тесь), представь (-те), представь (-те) себе, вообрази (-те), веришь (-ите) ли, знаешь (-ете) ли, повторяю, подчеркиваю, между нами говоря, между нами будь сказано

Мера того, о чём говорится  

Самое большее, самое меньшее, самое необычное, самое удивительное, по крайней мере

Обычность, типичность того, о чём говорится

Бывает, бывало, случается, случалось, по обычаю, по обыкновению, в крайнем случае

Внимание! Вводными  не бывают слова:

вдруг, будто, как будто, буквально, вдобавок, вряд ли, почти, едва ли, якобы, даже, именно, ведь, непременно, вот, всё-таки, вроде, обязательно, исключительно, по решению, по предложению, по постановлению, в довершение, в конечном счёте и др подобные.

Упражнение

1. Чего тебе надобно_ старче? (Пушкин).

2. Цыц_ проклятые_ как на вас погибели нет (Тургенев).

3. Смилуйся_ государыня рыбка (Пушкин).

4. Ты_ царица_ всех милее, всех румяней и белее (Пушкин).

5. Глупый ты бес_ куда ж ты за нами полез? (Пушкин).

6. Прощай_ свободная стихия! (Пушкин).

7. Да как же_ батюшка_ Илья Ильич_ я распоряжусь? (Гончаров).

8. А посмотреть в лицо ему: фу_ какая важность сияет в глазах! Я еще никогда не слышал, чтобы он сказал лишнее слово.

9. Ага_ Сам признаешься, что ты глуп (Пушкин).

10. Чем вы_ гости_ торг ведете и куда теперь плывете? (Пушкин).

11. Ба_ знакомые все лица! (Грибоедов).

12. Здравствуй_ князь ты мой прекрасный! (Пушкин).

13. Ах_ ты_ мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло (Пушкин).

14. Государь ты наш_ Владимир Андреевич_ я, твоя старая нянька, решилась тебе доложить о здоровье папенькином

15. Барин_ не прикажешь ли воротиться? (Пушкин).

16. Ну_ Максимыч_ ступай себе с богом (Пушкин).

17. Святители_ как она была одета! Платье на ней было белое, как лебедь: пышное! а как глянула: солнце_ ей-богу_ солнце!

18. О_ боги_ боги_ за что вы наказываете меня? (Булгаков).

19. О_ не верьте этому Невскому проспекту! (Гоголь).

20. Ветер крутил песок, вода рябилась, холодела, и, глядя на реку, Палага шептала: «Господи_ да скорея бы, заморозки!»

21. Неужели у вас нет хоть Погодинского издания_ генерал? Потом я вот тут написал другим шрифтом: это круглый, крупный французский шрифт, прошлого столетия… (Достоевский).

22. Ай-ай_ какой голос! (Гоголь).

23. «Где это_ ты_ зверь_ отрезал нос?» – закричала она с гневом (Гоголь).

24. – О_ герой! Все мы выстроились перед Тобою в шеренгу по одному для того, чтобы выразить наше восхищение Твоим смелым и совершенно бессмысленным поступком (Клюев).

25. «Стой_ Прасковья Осиповна! Я положу его, завернувши в тряпку, в уголок: пусть там маленечко полежит; а после вынесу».

26. За мной_ читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? (Булгаков).

27. «Ни дать ни взять, копия с «Неутешного горя», копия с тебя_ Ерофеев», – сразу подумал я про себя и про себя рассмеялся.

28. Он поставил их передо мной, раскрыл мой мешок со снадобьями и объявил, что будет пробовать на этих детях все снадобья подряд, пока не найдет нужное. Вот как был отравлен король_ дон Румата... (Стругацкие).

29. Как счастлив я, что уехал! Бесценный друг_ что такое сердце человеческое? Я так люблю тебя: мы были неразлучны, а теперь расстались, и я радуюсь! (Гете).

30. Четвертого дня прибыл я сюда_ любезный друг_ и, по обещанию, берусь за перо и пишу к тебе

31. – Ну_ брат Грушницкий_ жаль, что промахнулся! – сказал капитан… (Лермонтов).

 

Задание 21.

Потренируйтесь

Дальше большим полукругом расположился на солнцепеке город: разноцветные дома то шли ровными рядами, сопутствуе-мые круглыми деревьями, то криво сползали по скатам, насту-пая на собственные тени. - Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? 1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.   2. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения 3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание первой части. 4. Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставляется содержанию первой части. Внизу было хорошо, но наверху еще лучше: меня особенно поразила чистота и глубина неба, сияющая прозрачность воздуха. - Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? 1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения 2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чем говорится в первой части 3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. 4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части
Все ему далось: он мило пел, бойко танцевал, рисовал, писал стихи, весьма недурно играл на сцене. - Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? 1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами   2. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части   3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части   4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части В 1821 году Петербург был ошеломлен: в журнале появились без подписи стихи, в которых под видом «перевода с латинского» был дан уничтожающий портрет всесильного царского временщика Аракчеева. - Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? 1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чем говорится в первой части 2. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения 3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части 4. Вторая часть поясняет, раскрывает содержание первой части
Все в нем нравилось Арбузову: веселый характер, щедрость, утонченная деликатность, выдающаяся даже среди артистов, которые вне манежа — допускающего по традиции некоторую жестокость в обращении — отличаются обыкновенно джентльменской вежливостью. - Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? 1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами   2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает, поясняет содержание первой части   3. Первая часть сложного бессоюзного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части   4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части На последние деньги купили самое необходимое: непромокаемые охотничьи спички на парафине, английского пороху в плотно закрытой жестянке, дроби разного калибра. - Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? 1. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём гово-рится во второй части. 2. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 3. Первая часть сложного бессоюзного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части. 4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
Художественная хронология «московских глав» романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» относительно прозрачна и не вызывает споров: по мнению большинства исследователей, события развиваются во время Страстной недели. - Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? 1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. 2. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. 4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию тому, о чём говорится в первой части. Понадобится помощь при строительстве или какой-нибудь инструмент — обращайтесь ко мне, не стесняясь. - Как объяснить постановку тире в данном предложе-нии? 1. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время или условие совершения того, о чём говорится во второй части. 2. Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения. 3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. 4. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи, при отсутствии глагола-связки.
Солнце дымное встает — будет день горячий. - Как объяснить постановку тире в данном предложении?   1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части. 2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит вывод из того, о чем говорится в первой части. 3. Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения. 4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставляется содержанию первой части. В одном месте по причине ветра случилось совсем уже невероятное происшествие: продавец детских воздуш-ных шаров был унесен шарами на воздух. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении. 1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части. 2. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части. 4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.

Задание 20 (есть в 21).

Задание 21.

Готовимся к ЕГЭ. Пунктуация. Теория и практика.

Задание 16



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.38.24 (0.025 с.)