Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение в неклассическую эстетику

Поиск

Все материалы, необходимые для занятия, можно также найти в группе Вконтакте “Введение в неклассическую эстетику»: https://vk.com/club155954652

 

Занятия 1–2. Что такое эстетика?

I. Подготовьте ответы на вопросы по книге: Борев, Ю.Б. Эстетика: Учебник. М,: Высш. шк., 2002. С. 12 – 66.

https://s.siteapi.org/502de94e2971eb6/docs/4b8cda545f9068c10db0b74625af098293ef7fa1.pdf

1. Как на протяжении истории менялись предмет и задачи эстетики? Какие идеи привнесли в эстетику философы и художники?

2. Как очерчивает круг интересов эстетики Ю. Борев?

3. Каковы функции эстетики по отношению к искусству?

4. В каком соотношении находятся категории «прекрасное» и «эстетическое»?

5. Какова познавательная продуктивность категории «эстетическое»?

6. Каковы особенности предметной сферы и функций проблемных разновидностей эстетики? Дайте краткие характеристики эстетике действительности, эстетике искусства, теоретико-информативной эстетике, рецептивной эстетике, индустриальной эстетике, практической эстетике.

7. В каких формах протекает эстетическая деятельность? Как соотносятся эстетическое и художественное?

8. Согласны ли вы с Ю. Боревым в том, как он определяет понятия «Эстетический вкус» и «эстетический идеал»?

9. Каковы основания для выстраивания моделей эстетического как метакатегории? Охарактеризуйте кратко объективно-идеалистическую, персоналистскую, дуалистическую, материалистическую, общественную модели эстетического.

10. Дайте краткую характеристику различным подходам к категории прекрасного у древних египтян, натурфилософов, пифагорейцев, досократиков, Платона, Аристотеля, Плотина, мыслителей Средних веков, гуманистов Возрождения, классицистов, немецких философов, философов XX в.

11. Проследите историю категорий возвышенного, трагического, комического, ужасного, безобразного, низменного, хаотического. 

12. Используя иллюстрации, разберите, как работают вышеозначенные категории в «классическом» и «неклассическом» искусстве, в «классическом» и «неклассическом» понимании эстетического.

https://s.siteapi.org/502de94e2971eb6/docs/a924a6f914996695ceb1711e57146f8c360b5eb8.zip

 

 

Занятие 3. Феноменологическая эстетика Р. Ингардена.

Ответьте на вопросы по книге: Ингарден Р. Исследования по эстетике/ Перевод с польского А. Ермилова и Б. Федорова. М.: Издательство Иностранной литературы, 1962.

https://s.siteapi.org/502de94e2971eb6/docs/a630790f3f8b758a21a9cdf57da3d1918c16f2fa.pdf

 

0. Почему эстетику Р. Ингардена называют феноменологической и рецептивной?

I. С. 21–123.

1. Что понимает Ингарден под двумерностью структуры литературного произведения?

2. Как Ингарден расширяет понятие «вид»? Как «вид» работает в литературном произведении?

3. Что понимается под многослойностью произведения? Поясните высказвание: «Многослойность произведения и последовательная очередность отдельных его фаз тесно друг с другом связаны и по природе своей неразрывны» (с. 30)

4. Какие слои обнаруживает Ингарден в структуре произведения?

5. Что Инграден называет «схематичностью/неполной определенностью» литературного произведения? Какую роль играет такая схематичность в эстетическом воздействии текста?

6. Как вы понимаете следующее высказывание: «…Эстетическое восприятие произведений искусства вообще, а произведений художественной литературы в некоторых их аспектах может быть в еще большей степени ограничено по своей природе и вследствие этого всегда в какой-то мере односторонне» (с. 57)?

7. Как вы понимаете ингарденовскую концепцию «переливчатости/двойственности вида»?

8. Как выражается неполная определенность в слое языковых звучаний?

9. Как функционируют пробелы между смысловыми единицами?

10. Что понимается под конкретизацией литературного произведения? Как и почему она происходит?

11. Чем отличается произведение искусства от его конкретизаций?

12. С каких принципиальных позиций может конкретизироваться литературное произведение?

13. Охарактеризуйте компоненты, которые выделяет Ингарден в процессе конкретизации:

a) реализация звукового слоя;

b) актуализация потенциальных компонентов (значений и видов) художественного произведения;

c) дополнения как механизм устранения «мест неполной определенности» в произведении;

d) ритмизация периода конкретизации;

e) положение или расположение произведения и его конкретизации относительно читателя.

14. Почему возникла необходимость прояснить представление об истинности произведения искусства?

15. Как Инграден раскрывает сущность различных пониманий истинности/правдивости:

§ Логическая/познавательная истинность (правдивость);

§ «Правдивость» по отношению к предметам, изображенным в произведении искусства;

§  «верность», с которой предмет, данный в произведении искусства, представляет предмет внехудожественного порядка;

§ простое сходство предмета, изображенного в произведении искусства, с внехудожественной действительностью;

§ последовательность в характере предмета;

§ совершенство воплощения;

§ соответствие средств изображения изображаемому предмету;

§ единство ансамбля качественных моментов в произведении искусства;

§ единство ансамбля особенно важных качеств, степень «правдивости»;

§ «зрелость» произведения;

§ верность самовыражения автора в произведении;

§ «Истинное» («правдивое») произведение искусства;

§ «Истина» («правда») в произведении искусства как содержащаяся в нем идея.

16. Чем отличается познавание реального предмета в чувственном наблюдении (или с его помощью) и эстетическое переживание?

II. C. 203 – 260.

1. В чем специфика произведения архитектуры в аспекте его реальности/нереальности, в аспекте соотношения эстетической конструкции с реальным предметом? 

2. В чём, по Инградену, заключатся «подлинное родство между музыкой и архитектурой»?

3. Какие два слоя архитектурного произведения обнаруживает Ингарден?

4. В чем сходства и отличия произведений архитектуры и литературы?

5. В чем специфика конкретизации произведения архитектуры?

 

III. С. 274 – 373

1. В чем специфика картины в аспекте соотношения эстетической конструкции с реальным предметом? 

2. Чем многослойность картины с литературной темой отличается от многослойности литературного произведения?

3. Как работает «функция воспроизведения» в портрете?

4. Что Ингарден называет «чистой картиной»?

5. Какие картины стоят на границе с архитектурой? Почему? Как они работают эстетически? Что такое «реконструирование вида»

6. Как Ингарден решает проблему «неизображающей» (абстрактной) картины в аспекте отличия от «полотна-изображения»?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.242.223 (0.008 с.)