Доктора юридических наук, профессора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Доктора юридических наук, профессора



Л.А. НОВОСЕЛОВОЙ

 

Рецензенты:

 

Близнец И.А. - доктор юридических наук, профессор, действительный государственный советник Российской Федерации 3-го класса, ректор Российской государственной академии интеллектуальной собственности;

Серго А.Г. - доктор юридических наук, профессор кафедры авторского права, смежных прав и частноправовых дисциплин Российской государственной академии интеллектуальной собственности.

 

Авторский коллектив

 

Ворожевич А.С., кандидат юридических наук, преподаватель кафедры интеллектуальных прав Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА) - гл. 2, § 1 - 4 гл. 3, гл. 5 (в соавторстве с Л.А. Новоселовой);

Гринь О.С., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА) - § 5 гл. 3;

Корнеев В.А., кандидат юридических наук, заместитель председателя Суда по интеллектуальным правам - гл. 7;

Михайлов С.В., кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры интеллектуальных прав Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА) - гл. 4 (в соавторстве с Л.А. Новоселовой);

Новикова Н.А., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Уральского государственного юридического университета - гл. 9;

Новоселова Л.А., доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой интеллектуальных прав Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), заслуженный юрист РФ - гл. 4 (в соавторстве с С.В. Михайловым), гл. 5 (в соавторстве с А.С. Ворожевич);

Орлова В.В., доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры Патентного права и правовой охраны средств индивидуализации, профессор кафедры Международного права и международного сотрудничества в сфере интеллектуальной собственности ГОУ ВО "Российская государственная академия интеллектуальной собственности" - гл. 1;

Орлова Е.Д., кандидат юридических наук, заместитель заведующего отделом регистрации средств индивидуализации ФГБУ "Федеральный институт промышленной собственности" - гл. 6;

Пашкова Е.Ю., кандидат юридических наук, судья Суда по интеллектуальным правам - гл. 8 (в соавторстве с Е.В. Ульяновой и О.А. Рузаковой);

Рузакова О.А., доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры интеллектуальных прав Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), заместитель руководителя аппарата Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству - гл. 8 (в соавторстве с Е.Ю. Пашковой и Е.В. Ульяновой);

Ульянова Е.В., аспирант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, помощник председателя Суда по интеллектуальным правам - гл. 8 (в соавторстве с Е.Ю. Пашковой и О.А. Рузаковой).

 

Международные соглашения

 

Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г.

Мадридское соглашение о международной регистрации знаков 1891 г.

Протокол к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков 1989 г.

Ниццкое соглашение о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков 1957 г.

Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС) 1994 г.

Найробский договор об охране олимпийского символа 1981 г.

Договор о законах по товарным знакам 1994 г.

Сингапурский договор о законах по товарным знакам 2006 г.

Соглашение о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков 1957 г.

Соглашение об охране наименований места происхождения и их международной регистрации 1958 г.

Соглашение о мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний 1999 г.

 

Региональные соглашения

 

Договор о Евразийском экономическом союзе 2014 г.

Договор о координации действий по защите прав на объекты интеллектуальной собственности 2015 г.

Регламент Совета Европейского Союза от 26 февраля 2009 г. N 207/2009 "О товарном знаке Европейского сообщества (кодифицированная версия)"

Регламент Совета Европейского Союза от 26 марта 2006 г. N 510/06 "Об охране географических указаний и наименований мест происхождения сельскохозяйственных и продовольственных продуктов"

 

Список сокращений

 

Нормативные правовые акты

 

Конституция - Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

АПК РФ - Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ

ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ; часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ; часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ; часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ

ГПК РФ - Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ

КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ

НК РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ; часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ

СК РФ - Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ

ТК РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ

УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ

 

Иное

 

ВОИС - Всемирная организация интеллектуальной собственности

ЕГРЮЛ - Единый государственный реестр юридических лиц

ЕС - Европейский союз

ИС - интеллектуальная собственность

НИОКР - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

ОИС - объекты интеллектуальной собственности

ООН - Организация Объединенных Наций

РГ - Российская газета

РИД - результаты интеллектуальной деятельности

РСФСР - Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика

РФ - Российская Федерация

СЗ - Собрание законодательства

СИП - Суд по интеллектуальным правам

СП - Собрание постановлений

СУ - Собрание узаконений

СМИ - средства массовой информации

СССР - Союз Советских Социалистических Республик

ТРИПС - Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности

ФАС - федеральный арбитражный суд

ФЗ - федеральный закон

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВОВОЙ ОХРАНЕ

СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ

 

§ 1. Понятие, сущность, виды и назначение средств

индивидуализации как объектов интеллектуальной собственности

 

Понятие и сущность. Развитие рыночной экономики в Российской Федерации обусловило жесткую конкуренцию между производителями товаров и услуг. Предприниматели стремятся выделить себя, свою продукцию из однородной массы товаров и услуг для привлечения к ней потребителей и, соответственно, обеспечения ее сбыта и получения прибыли. Еще дореволюционные коммерциалисты отмечали, что "в деловом обороте громадную роль играют всевозможные способы запечатления в памяти публики деятелей торговли, практикуемые ими приемы ее ведения, привлекающие особое доверие публики" <1>. Таким образом, коммерческий успех предпринимателей во многом предопределяется индивидуализацией их деятельности, а также ее результатов.

--------------------------------

<1> Каминка А.И. Очерки торгового права. М.: Центр ЮрИнфоР, 2002. С. 189.

 

Индивидуализация продукции, производимой (реализуемой) субъектами предпринимательской деятельности, имеет огромное значение не только для самих предпринимателей, но и для потребителей товаров и услуг в силу следующих причин:

- индивидуализация товаров и услуг облегчает потребителям выбор необходимой продукции;

- индивидуализация продукции обусловливает стремление предпринимателей к постоянному улучшению ее качественных характеристик, что также отвечает интересам потребителей: если бы покупатели, приобретая товары (услуги), не могли определить их производителя, у последнего не было бы стимула к повышению и поддержанию качества продукции;

- индивидуализация товаров и услуг гарантирует ответственность производителя продукции за ее качество и т.д.

Индивидуализация субъектов предпринимательской деятельности, в частности коммерческих организаций, имеет большее значение, нежели индивидуализация продукции. Индивидуализация коммерческих организаций необходима:

- для обеспечения ясности и устойчивости торгового оборота (контрагенты коммерческой организации должны иметь четкое представление о том, с кем они вступают в деловые отношения, к кому предъявлять требования об исполнении обязательств и претензии в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения соответствующих требований);

- для осуществления государственного надзора за деятельностью субъектов предпринимательства;

- для развития торгового оборота в целом (гражданское правоотношение устанавливается между определенными субъектами; если коммерческие организации не будут должным образом индивидуализированы, то они сольются в одну общую массу, и установление правовых отношений между отдельными членами данной массы станет невозможным).

В целях привлечения потребителей предприниматели используют многочисленные средства индивидуализации, которые, в свою очередь, имеют огромное экономическое значение. В условиях массового производства изготовитель и потребитель, как правило, "не встречаются" на рынке товаров и услуг. В силу этого средства индивидуализации, используемые предпринимателями, становятся единственным связующим звеном между производителями и потребителями продукции и информируют покупателей о конкретном производителе маркируемой ими продукции, ее качестве, основных характеристиках и месте происхождения. Поэтому, выбирая необходимую продукцию, покупатели ориентируются на известные им средства индивидуализации, которыми она обозначена (товарные знаки, фирменные наименования, наименования мест происхождения товаров, коммерческие обозначения), таким образом "привязываясь" к ним. Это свидетельствует о необходимости правовой охраны средств индивидуализации, используемых в предпринимательской деятельности, от несанкционированного использования недобросовестными участниками оборота тождественных или сходных до степени смешения обозначений. В охране индивидуализирующих обозначений заинтересованы как субъекты предпринимательства, так и потребители, поскольку использование третьими лицами "чужих средств индивидуализации может ввести покупателей в заблуждение относительно производителя продукции, ее качественных и иных характеристик, а также отвлечь потребителей от продукции действительного владельца индивидуализирующих обозначений, что нанесет ущерб его имущественным интересам.

Необходимость правовой охраны средств индивидуализации диктуется заинтересованностью предпринимателей в повышении эффективности их использования <1>, <2>. Таким образом, интересы участников гражданского оборота требуют обеспечения правовой охраны средств индивидуализации, используемых в предпринимательской деятельности: товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, коммерческих обозначений, указаний происхождения товаров, наименований мест происхождения товаров и др.

--------------------------------

<1> Под эффективностью использования средства индивидуализации, в частности товарного знака, понимается степень общественного воздействия товарного знака на производство, сбыт и эксплуатацию определенных видов продукции, маркированной данным товарным знаком, или на объем оказания услуг, сопровождаемых знаком обслуживания. Результатом такого воздействия будет привлечение наибольшего количества потребителей к товарам правообладателя средства индивидуализации, а следовательно, получение последним максимальной прибыли. См.: Адуев А.Н. Некоторые вопросы создания эффективных товарных знаков // Вопросы изобретательства. 1974. N 2; Гаврилов Э.П. О правовой охране товарных знаков в СССР // Охрана изобретений и товарных знаков. Рига, 1975. С. 103 - 119; Сергеев В.М. Правовые вопросы использования товарных знаков в народном хозяйстве СССР; Орлова В.В. Теория и практика индивидуализации в сфере интеллектуальной собственности: Дис.... д-ра юрид. наук. М., 2005.

<2> См.: Адуев А.Н. Некоторые вопросы создания эффективных товарных знаков // Вопросы изобретательства. 1974. N 2; Сергеев В.М. О повышении эффективности использования товарных знаков // Проблемы правовой охраны товарных знаков и промышленных образцов. Мн., 1980. С. 20 - 22; Рабец А.П. Правовая охрана товарных знаков в России: современное состояние и перспективы. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 247 - 248; и др.

 

Однако, несмотря на постоянное дополнение гражданского законодательства, далеко не всем средствам индивидуализации, используемым предпринимателями в процессе осуществления коммерческой деятельности, может быть обеспечена охрана с помощью предусмотренных действующим законодательством правовых механизмов. К их числу можно отнести корпоративную геральдику (геральдические символы, используемые коммерческими организациями), символику спортивных мероприятий, региональную и городскую символику.

 

Виды и назначение средств индивидуализации

 

Фирменное наименование. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием.

Фирменным наименованием индивидуализируется такой субъект гражданских правоотношений, как юридическое лицо. Субъектом исключительного права на фирменное наименование может быть только коммерческая организация.

Индивидуализация коммерческих организаций необходима:

- для обеспечения ясности и устойчивости торгового оборота;

- осуществления государственного надзора за деятельностью субъектов предпринимательства;

- развития торгового оборота в целом.

Фирменное наименование должно четко отличать одну коммерческую организацию от другой. Для этой цели оно должно отвечать законодательно установленным требованиям к его структуре и содержанию. По аналогии с терминологией в области товарных знаков можно говорить о "критериях охраноспособности" фирменных наименований.

Фирменное наименование - это обозначение, служащее для индивидуализации юридического лица, являющегося коммерческой организацией, под которым оно выступает в гражданском обороте.

Товарный знак и знак обслуживания. Товарный знак предназначен для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а знак обслуживания - для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг.

Правила ГК РФ (далее также - Кодекс) о товарных знаках соответственно применяются к знакам обслуживания. Все требования, которым должен соответствовать товарный знак, применимы в Российской Федерации без каких-либо исключений к знакам обслуживания.

В ряде зарубежных стран знаки обслуживания не охраняются. В связи с этим необходимо отметить, что положения, относящиеся к знакам обслуживания, содержатся в ст. 6-sexies Парижской конвенции. Эта статья была включена в Конвенцию в 1958 г. на Лиссабонской конференции, на которой была признана необходимость введения охраны этого средства индивидуализации, однако условия его охраны в Конвенции не были регламентированы. Не было принято и предложение о приравнивании охраны знака обслуживания к охране товарного знака. Решение этого вопроса было отнесено к компетенции национальных законодательств. Страны Союза согласились охранять знаки обслуживания, но не взяли на себя обязательства их регистрировать. Положения ст. 6-sexies Парижской конвенции не обязывают государства принимать специальные законы по охране знаков обслуживания и допускают обеспечение такой охраны на основе другого законодательства, например законодательства о пресечении недобросовестной конкуренции.

В качестве товарных знаков могут охраняться самые разные виды обозначений - словесные, изобразительные, объемные и др. (например, звуковые, обонятельные, световые), а также их комбинации. Правовую охрану могут получить не все обозначения (вне зависимости от их вида). ГК РФ установлен ряд оснований, препятствующих предоставлению правовой охраны (регистрации).

Товарный знак - обозначение, служащее для индивидуализации, т.е. выделения из массы однородных, товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей; знак обслуживания - обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых услуг.

Наименования мест происхождения товаров, как и товарные знаки, индивидуализируют товар. При этом индивидуализируются (выделяются) товары, обладающие особыми свойствами по сравнению со свойствами других однородных товаров. Особые свойства товара в рассматриваемой ситуации всегда обусловлены местом его происхождения, в котором должна существовать характерная для него географическая среда (под которой понимаются природные условия и (или) людские факторы).

Наименование места происхождения товара - обозначение, представляющее собой либо содержащее наименование географического объекта или обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами, а также обозначение, позволяющее идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта.

Коммерческое обозначение. Понятие коммерческого обозначения в законе не определено, но указаны объекты индивидуализации - торговые, промышленные и другие предприятия.

Коммерческие обозначения могут индивидуализировать магазины розничной и оптовой торговли, интернет-магазины, рынки, фабрики, заводы, фермы, театры, кинотеатры, цирки, стадионы, ипподромы и др.

К числу признаков, которые позволяют отнести обозначение к числу коммерческих обозначений, относятся:

1) обозначение обладает достаточными различительными признаками (различительность);

2) использование обозначения правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории (локальная известность);

3) обозначение не должно являться фирменным наименованием;

4) обозначение не подлежит обязательному включению в учредительные документы и Единый государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Коммерческое обозначение - обозначение, служащее для индивидуализации различного вида предприятий, принадлежащих осуществляющим предпринимательскую деятельность юридическим лицам (включая некоммерческие организации в случаях, установленных законом), индивидуальным предпринимателям, при условии приобретения этими обозначениями различительной способности в отношении указанных предприятий применительно к конкретной территории.

 

§ 2. Право на средство индивидуализации в структуре права

промышленной собственности

 

В соответствии с п. 2 ст. 1 Парижской конвенции "объектами охраны промышленной собственности являются патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения, а также пресечение недобросовестной конкуренции".

В соответствии с п. 3 указанной статьи "промышленная собственность понимается в самом широком смысле и распространяется не только на промышленность и торговлю в собственном смысле слова, но также и на области сельскохозяйственного производства и добывающей промышленности и на все продукты промышленного и природного происхождения, как, например, вино, зерно, табачный лист, фрукты, скот, ископаемые, минеральные воды, пиво, цветы, мука".

Г. Боденхаузен, комментируя это положение, указывал, что данная норма не означает, что все перечисленные объекты промышленной собственности должны применяться в отношении всякой деятельности и ко всем видам продукции. "Государства - члены Союза не обязаны выдавать патенты на вина, скот или фрукты или охранять товарные знаки, связанные с минералами. Это положение ст. 1 имеет целью лишь избежать того, чтобы не были лишены охраны как промышленная собственность виды деятельности или продукты, которым угрожает опасность вовсе не быть причисленными к видам деятельности или продуктам чисто промышленным. Тем не менее различные права промышленной собственности будут применяться к этим видам деятельности или продуктам лишь тогда, когда для этого имеются основания" <1>.

--------------------------------

<1> Боденхаузен Г. Парижская конвенция по охране промышленной собственности: Комментарий. М.: Прогресс, 1977. С. 36.

 

Термин "промышленная собственность" используется и в более узком смысле, охватывая лишь права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы (см., например, ст. 1 ранее действовавшего Патентного закона РФ).

В юридической литературе институт права на средства индивидуализации рассматривают, как правило, в качестве одного из основных институтов права интеллектуальной собственности <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. М.: Проспект, 2004. С. 33.

 

Дискуссия. В защиту этой позиции высказывается мнение, что с помощью данного института осуществляется регулирование использования обозначений юридических лиц, предприятий, товаров, работ, услуг. Нормы, входящие в данный институт, определяют соответствующие средства индивидуализации, которым предоставляется правовая охрана, порядок возникновения и прекращения такой охраны, использование средств индивидуализации и распоряжение исключительным правом на него, устанавливают защиту охраняемых обозначений от недобросовестного использования другими лицами <1>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание. Учебник "Российское гражданское право: В 2 т. Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права" (том 1) (отв. ред. Е.А. Суханов) включен в информационный банк согласно публикации - Статут, 2011 (2-е издание, стереотипное).

<1> Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов (автор главы - П.В. Степанов). М.: Статут, 2014. Т. 1: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права. С. 702 - 703.

 

Существует и иное мнение. Так, при изучении права интеллектуальной собственности как подотрасли гражданского права, в которой выделяются три относительно самостоятельных института - институт авторского права и смежных прав, институт права промышленной собственности, институт охраны нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности, предлагается рассматривать институт права промышленной собственности в качестве комплексного института, имеющего в своем составе более мелкие, но обособленные образования. К указанным образованиям отнесены: субинститут патентного права, субинститут права на средства индивидуализации, субинститут пресечения недобросовестной конкуренции <1>. Такая классификация или такое деление объясняется сущностью подлежащих правовой охране объектов, спецификой признания их охраняемыми и выполняемыми ими функциями.

--------------------------------

<1> Городов О.А. Право на средства индивидуализации: товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования, коммерческие обозначения: Учебно-практич. пособие. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 4.

 

Именно в силу основной функции средств индивидуализации в совокупности - обеспечение должной индивидуализации производителей и их товаров, работ, услуг права на средства индивидуализации относят к институту средств индивидуализации <1>. На наш взгляд, права на средства индивидуализации следует отнести к самостоятельному институту - институту правовой охраны средств индивидуализации.

--------------------------------

<1> Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. М.: Проспект, 2004. С. 28.

 

Институт правовой охраны средств индивидуализации (институт средств индивидуализации) как отдельный институт гражданского права - совокупность норм, регулирующих общественные отношения по поводу возникновения правовой охраны средств индивидуализации, их использования, защиты прав на них.

Несмотря на тесную взаимосвязь с другими институтами, такими как институт авторского права и смежных прав, институт патентного права, институт нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности, наличие большого числа общих черт, элементов и т.д., право на средства индивидуализации (как институт права) имеет много присущих только ему функций, задач и принципов.

Нормы, регулирующие отношения, возникающие, складывающиеся в связи со средствами индивидуализации, сосредоточены в основном в гражданском законодательстве, в первую очередь в Гражданском кодексе РФ, федеральных законах, в подзаконных актах, в международных соглашениях с участием Российской Федерации. Подробнее об источниках правового регулирования см. § 5 настоящей главы.

Основная функция института права на средства индивидуализации - обеспечение необходимой и достаточной индивидуализации производителей, их товаров, работ, услуг и предприятий.

Рассматривая средства индивидуализации как разного рода искусственные символы, высказывают мнение, что целью существования указанных символов служит индивидуализация лица, производимой лицом продукции (товаров, работ, услуг), принадлежащего лицу имущественного комплекса, а не придание уже существующему продукту новых, главным образом полезных, свойств, позволяющих удовлетворить некую практическую потребность <1>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание. Учебник О.А. Городова "Право промышленной собственности" включен в информационный банк согласно публикации - "Статут", 2011.

<1> Городов О.А. Право промышленной собственности: Учебник для вузов. Электронная версия. 2014. С. 127; http://www.studfiles.ru/preview/4366161 (дата обращения: 02.04.2016).

 

Средствам индивидуализации, в отличие от объектов патентного права, по общему правилу не присущ творческий характер, в связи с этим, например, при подаче заявки на регистрацию товарного знака вопрос об авторстве не ставится, закон указывает лишь на фигуру заявителя. В отдельных случаях регистрируемые обозначения могут рассматриваться как объекты авторского права и одновременно являются таковыми, однако эти обстоятельства не имеют отношения к правовой охране обозначения в качестве товарного знака.

Для отдельных видов средств индивидуализации можно выделить, помимо функции индивидуализации, ряд вспомогательных функций.

Репутационная функция может выполняться всеми видами средств индивидуализации. Например, при использовании фирменного наименования в рамках осуществления юридическим лицом своей деятельности потребитель, однажды получивший положительный результат от деятельности юридического лица, либо сам вновь вернется к услугам этого юридического лица, либо рекомендует его другим потребителям - своим знакомым, партнерам и т.д. Использование товарного знака также создает репутацию и товару, и его производителю.

Гарантийная функция тесно связана с репутационной функцией. Использование средства индивидуализации гарантирует для потребителя определенное качество продукции, маркируемой товарным знаком.

Функция гарантии наличия у товара особых свойств, обусловленных местом его производства, осуществляется, безусловно, только одним видом средств индивидуализации - наименованием места происхождения товара.

Информационная функция может выполняться, например, фирменным наименованием, указывающим на организационно-правовую форму юридического лица, которое в свою очередь позволяет определить возможный размер ответственности юридического лица. Коммерческое обозначение также может дать информацию о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, которые используют коммерческие обозначения для индивидуализации своих предприятий. Товарный знак, представляющий собой этикетку, также выполняет информационную функцию. Он может информировать потребителя о свойствах товара, его составе, месте производства, производителе и т.д.

Рекламная функция в большей степени присуща товарным знакам. Успешное продвижение товаров в значительной степени зависит от товарного знака, его узнаваемости, правильной маркетинговой политики и т.д.

Средства индивидуализации выполняют и защитную функцию, в том числе от недобросовестной конкуренции, поскольку несанкционированное использование средств индивидуализации влечет ответственность правонарушителей.

 

§ 3. Принципы и особенности правовой охраны средств

индивидуализации (в сравнении с объектами авторского

и патентного права)

 

Принципы правовой охраны

 

Право на средства индивидуализации входит в качестве одного из элементов (института или субинститута) в отрасль гражданского права, одновременно являясь самостоятельным элементом права промышленной собственности.

В связи с этим можно говорить не об отдельных принципах правовой охраны средств индивидуализации, а о системе таких принципов. Эту систему принципов образуют следующие виды:

1) принципы отрасли гражданского права, применимые к отношениям, связанным со средствами индивидуализации;

2) принципы, применимые к отношениям, связанным с объектами промышленной собственности в целом;

3) принципы, применимые только к средствам индивидуализации.

К первому виду принципов относят:

- принцип юридического равенства, означающий, что к участникам отношений по поводу средств индивидуализации применяется одинаковый стандарт поведения, не предоставляющий преференций ни одному из них. Так, например, в случае совпадения дат приоритета товарных знаков обоим (нескольким) заявителям предлагается совместно определить путем заключения соглашения, по какой из двух (нескольких) заявок осуществлять регистрацию товарного знака (п. 1 ст. 1496 ГК РФ);

- принцип диспозитивности позволяет по общему правилу правообладателям самостоятельно распоряжаться принадлежащими им исключительными правами и выбирать меры их защиты. Так, например, правообладатель может самостоятельно использовать принадлежащий ему товарный знак, а может предоставить исключительную лицензию на его использование иному лицу и отказаться от использования своего товарного знака в течение определенного периода времени (п. п. 1 и 1.1 ст. 1236 ГК РФ). В случае нарушения исключительного права на наименование места происхождения товара правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации (п. 2 ст. 1537 ГК РФ);

- принцип добросовестности, который направлен на исключение недобросовестной конкуренции, связанной с использованием средств индивидуализации, или злоупотребления исключительным правом.

- принцип свободы договора означает юридическую возможность для правообладателей заключать договоры, поименованные и не поименованные законом, самостоятельно определять условия договора, имея при этом в виду установленные законом обязательные требования к договорам, заключаемым в отношении средств индивидуализации.

Ко второму виду принципов можно отнести:

- принцип национального режима, в соответствии с которым иностранные юридические и физические лица пользуются теми же правами, что и российские юридические лица, и граждане <1>;

--------------------------------

<1> Применительно к средствам индивидуализации ограничений этого принципа российское законодательство не содержит.

 

- принцип использования конвенционного и выставочного (льгота по новизне) приоритета - использование данного принципа позволяет установить более раннюю дату возникновения исключительного права;

- принцип льготы по оплате пошлин в дополнительный сверх установленного срок, что позволяет оплачивать многие виды пошлин за пределами сроков, установленных законом, например пошлины за подачу ходатайства о продлении срока действия свидетельства на товарный знак, на наименование места происхождения товара за пределами установленного, но в пределах льготного дополнительного срока.

К третьему виду принципов, т.е. к принципам, относящимся к средствам индивидуализации, можно отнести:

- принцип охраны товарных знаков "такими, какие они есть", закрепленный в Парижской конвенции. В соответствии с этим принципом "использование товарного знака его владельцем в форме, которая несущественно отличается от той, в какой он был зарегистрирован в одной из стран - членов Союза, не влечет за собой недействительности регистрации и не уменьшает уровня охраны этого знака. Данное положение применяет тот же принцип в ситуации, когда на основе предшествующей регистрации в стране происхождения регистрации знака таким, каков он есть, испрашивается в других странах - членах Союза" <1>;

--------------------------------

<1> Боденхаузен Г. Парижская конвенция по охране промышленной собственности: Комментарий. М.: Прогресс, 1977. С. 137 - 138.

 

- принцип недопущения несанкционированного использования в средствах индивидуализации государственных гербов, официальных знаков, названий международных и межправительственных организаций и др. В соответствии со ст. 1231.1 ГК РФ, реализующей этот принцип, такие официальные символы, наименования и отличительные знаки, их узнаваемые части или имитация могут быть включены в средство индивидуализации в качестве неохраняемого элемента, если на это имеется согласие соответствующего компетентного государственного органа, органа международной или межправительственной организации.

 

Особенности правового режима средств индивидуализации

 

В отличие от субъектного состава отношений, связанных с объектами авторского права и патентного права, в число субъектов отношений по поводу средств индивидуализации не входят авторы.

В данных отношениях участвуют юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели. При этом субъектом исключительного права, например на фирменное наименование, может быть только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией. Субъектами исключительных прав на товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров, коммерческие обозначения могут быть юридические лица, индивидуальные предприниматели, добровольные объединения (для коллективных знаков). При наследовании исключительных прав на товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров в качестве субъектов выступают и граждане (наследники). Однако следует отметить, что, унаследовав исключительное право, гражданин должен приобрести статус индивидуального предпринимателя либо отказаться от этого исключительного права, уступив его другому лицу по договору об отчуждении исключительного права.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.093 с.)