Мурманск, ул. Магомета гаджиева дом 14-а, тел/факс 43-12-17. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мурманск, ул. Магомета гаджиева дом 14-а, тел/факс 43-12-17.



 

 

«В целях привлечения внимания общества к литературе и чтению постановляю провести в 2015 году в Российской Федерации Год литературы… внутри страны мы должны формировать среду, в которой образованность, эрудиция, знание литературной классики и современной литературы станут правилом хорошего тона»

                                                                                                                      В.В. Путин

Ничто так не характеризует степень развития общества, степень общественной культуры, как уровень читающей публики в данный исторический момент.
                                                                                                                                     Н.А.Рубакин

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.

Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению. По заверениям ученых, XXI век будет веком новых ценностей, где капиталом станут не деньги, земля, орудия и средства производства, а знания, владение информацией и умение распорядиться ими. Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни необходимо прививать ему любовь к чтению, к художественному слову, уважение к книге. В обращении Всероссийского конгресса в поддержку Чтения говорится: «Страна с нечитающим населением – это страна отвёрточных технологий, страна – поставщик сырьевых ресурсов и дешёвой рабочей силы».  В целях привлечения внимания общества к литературе и чтению решением президента РФ 2015 год в Российской Федерации объявлен Годом  литературы. Задачами Года литературы стало формирование внутри страны такой среды, в которой образованность, эрудиция, знание литературной классики и современной литературы станут правилом хорошего тона.

За последнее десятилетие читателей в нашей стране стало на 18% меньше, а регулярно читают книги своим детям только 7% родителей (когда – то их было 80%).   Чтение перестало быть национальным приоритетом, а нация - читающей. Аудио и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет огромную роль в личностном развитии человека.

В преддверии Года литературы в России, перед ДОО  встала задача модернизация системы литературного воспитания дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО. 

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ  СИСТЕМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

В основу системы литературного воспитания  МБДОУ № 85 были заложены положения М.С. Аромштам о том, что при знакомстве детей с художественной литературой, художественное должно стоять во главе угла по одной простой причине: оно эмоционально насыщенно. А эмоции – это коммуникационная база человеческого развития. Эти  положения прописаны и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где вопросы приобщения детей к художественной литературе рассматриваются на стыке двух образовательных областей: «Речевое развитие» и «Художественно – эстетическое развитие», и определяются как:

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

формирование элементарных представлений о видах художественной литературы и фольклора (как искусства);

стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Таким образом, полноценная деятельность по данному направлению это, с одной стороны, важнейшее средство познавательно – речевого развития детей, так как художественная литература расширяет представления дошкольников, обогащает их знаниями об окружающей действительности, формирует целостную картину мира, содействует развитию речи. С другой стороны, именно художественная литература вводит детей в особый, исключительный мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий и способствует формированию первичных ценностных представлений.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ У ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.

Основная цель: заложить основу литературного развития детей, становления в них будущих читателей

Основная идея: преодоление прагматического подхода к чтению художественной литературы, когда литература не всегда понимается как явление искусства, к которому надо приобщать детей.

Основной путь:

Воспитание   интереса к книге! 

 Последовательный  перевод ситуативных интересов детей в личностные интересы.

Реализация деятельного подхода в литературном образовании дошкольников, который позволит активно включать литературный опыт ребёнка в  творческую деятельность.

Для достижения поставленной цели необходима  была специальная работа с детьми, педагогами  и родителями, в которой решались бы следующие задачи:

Расширить круг читательских интересов дошкольников, познакомить их с высокими образцами искусства (воспитание разностороннего читателя)

Формировать готовность к рациональному выбору книг (воспитание разборчивого читателя)

Формировать готовность к полноценному восприятию прочитанного (воспитание вдумчивого, заинтересованного читателя)

Формировать готовность к адекватной оценке прочитанного (воспитание критически мыслящего, творческого читателя)

Формирование у воспитанников интереса к художественной литературе предусматривало:

конструирование воспитательной системы на основе модели субъект субъектного взаимодействия педагогов, детей и родителей

конструирование образовательного процесса на основе возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, выявления их интересов и потребностей 

использование современных педагогических технологий литературного развития дошкольников, поиск эффективных форм и методов приобщения детей к художественной литературе

открытость педагогического процесса, сотрудничество педагогического коллектива с социальными институтами детства в вопросах литературного образования (библиотеки, детские театры)

НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЛИТЕРАТУРНГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.

       Как говорилось ранее, воспитание грамотного читателя это: воспитание разностороннего, разборчивого, вдумчивого, заинтересованного и  критически мыслящего читателя. Задачей дошкольного учреждения стало построение такой системы, реализация которой позволила бы  сформировать в дошкольнике задатки всех этих качеств.

Модернизации системы литературного воспитания  велась в следующих направлениях:

организация сотрудничества детей и взрослых в процессе ознакомления с художественной литературой, создание атмосферы доверия, поддержки детской инициативы и активности  ребёнка

создание условий для развития у воспитанников, в процессе знакомства с художественной литературой, любознательности, желания изучать и исследовать окружающий мир, развитие воображения и фантазии ребёнка

обеспечение принципа многообразия и вариативности в вопросах литературного воспитания воспитанников

создание стимулирующей и способствующей проявлению детской инициативы предметно-развивающей среды в части литературного воспитания

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Реализация  системы литературного воспитания дошкольников   предполагала  пошаговое решение возникающих проблем:

ü 1 шаг: Определение круга детского чтения, с целью формирования и развития литературного вкуса у дошкольников

ü 2 шаг. Создание предметно-развивающей среды, с целью формирования у дошкольников готовности к рациональному выбору книг

ü 3 шаг. Отбор   технологий литературного развития дошкольников, содействующих повышению уровня восприятия детьми литературного произведения, с целью формирования готовности к полноценному восприятию прочитанного

ü 4 шаг.   Реализация  задач литературного развития детей в разных видах совместной и самостоятельной деятельности взрослых и детей на основе знакомых детям фольклорных и литературных текстов, с целью развития познавательно-речевых и творческих способностей дошкольников

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРУГА ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ

Важнейшей задачей воспитателя и родителей стал отбор таких художественных произведений, которые действительно способствуют формированию литературного вкуса. Как показала практика, педагоги и родители часто теряются в потоке информации. Им подчас сложно сориентироваться в обилии книг, предназначенных для детей. Но иметь представление о целесообразности использования в детской аудитории того или иного литературного текста, необходимо, как и научиться руководствоваться критериями художественности.

В ДОО были выработаны правила выбора литературных текстов для детей:

ü целесообразность использования данного произведения в детской аудитории;

ü его принадлежность к подлинному искусству;

ü художественность иллюстраций и их соответствие содержанию литературного произведения.

В рекомендованный круг детского чтения, определённый Образовательной программой ДОУ, вошли:

ü фольклор,

ü книги для детей,

ü детское творчество,

ü детские газеты и журналы,

ü произведения юных авторов.

В список был включён и ряд произведений, обязательных, без которых дошкольное детство невозможно себе представить. Это произведения прошедшие проверку многими поколениями читателей, классические произведения:

ü - народные сказки,

ü - произведения К.Чуковского, С.Маршака, А.Барто, Н.Носова,

ü - сказки Ш.Перро, Х.Андерсена, А.Линдгренд.

Список рекомендуемой литературы для чтения детям был составлен согласно возрастным категориям воспитанников (Приложение № 1).  

Тематика произведений настолько разнообразна, насколько требует читатель:

- детство;

- детская игра, игрушки;

- природа, животный мир;

- взаимоотношения детей и взрослых; семья, долг перед родителями и родственниками; интернационализм; честь и долг перед Родиной;

- война и героизм;

- исторические периоды;

- человек и техника.

При формировании круга детского чтения мы учитывали и половые различия между детьми. Для девочек подбирали  книги о женских добродетелях, о ведении дома, о женском предназначении. Мальчикам предлагается  литература о смелости, о мужестве, о героях, о путешествии, изобретениях, о поведении людей в трудных ситуациях.

Наряду с этим, мы учли, что существует семейное, домашнее чтение. Это вариативная часть чтения, которая зависит от знания детской литературы, вкуса, предпочтения, образования родителей и играет положительную роль в сохранении уникальности ребенка-слушателя, ребенка-читателя. Поэтому нами были подобраны рекомендательные списки художественной литературы для чтения детям дома. В основу формирования семейного круга детского чтения были положены  рекомендации   Н.А. Коротковой, кандидата психологических наук, ведущего сотрудника Института развития дошкольного образования РАО, рассмотренный в аспекте структуры (художественной формы) или жанрового многообразия художественных произведений.

Типология литературных текстов с учётом жанрового и содержательно-смыслового многообразия

«Реалистические миры» «Вымышленные сказочные миры» «Комбинированные миры» «Перевёрнутый мир»
Моделируют действительность через реалистическое пространство и время «здесь и теперь», в котором живёт персонаж-ребёнок с его человеческим окружением. Например, Алёша- Почемучка из повести Житкова «Что я видел?» Моделируют действительность через условно-неопределённое пространство и время «там и тогда», некогда в тридевятом царстве… с особой галереей образов-персонажей. Например, Буратино, Незнайка Сочетаются вымышленные и реалистические элементы.  Например, А. Линдгрен «Малыш и Карлсон» Своеобразное сочетание реалистического и вымышленного, в котором нарушаются привычные связи вещей и событий в пространстве и времени.  Например, Д.Родари «Джельсамино в стране лжецов»

 

При определении круга детского чтения и с целью оказания помощи воспитателям в планировании работы,  был составлен  календарь знаменательных дат, который помог организовать разные виды детской деятельности, определив тематику детских праздников,  выставок.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.031 с.)