Основные направления в изучении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления в изучении



ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

 

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ

ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

 

К настоящему времени число теорий личности в зарубежной персонологии (от англ. personality – личность, индивидуальность) исчисляется сотнями, и все они существенно зависят от теоретической ориентации их авторов. Теории личности в зарубежной психологии в большинстве своем отражают содержание наиболее распространенных на западе психодинамического, экзистенциально– гуманистического и поведенческого направлений в психологии. Такое многообразие концепций личности является следствием недостаточности методологических основ психологии, отсутствием единства мнений психологов по вопросу понимания предмета, методов и задач психологии как науки.

В отечественной психологии, которая на про­тяжении значительного исторического отрезка времени развивалась самостоятельно, также сфор­мировалось несколько теорий личности, которые хотя и по-разному решают эту проблему, но исхо­дят из основного положения марксисткой филосо­фии о том, что личность человека обусловлена общественными, социальными условиями, причем личность не является простой проекцией этих ус­ловий, она сама их создает и творит.

 

Начало психологии как самостоятельной науки связывают с вышедшей в 1874 г. книги «Основания физиологической психологии» немецкого физиолога и психолога Вильгельма Вундта (1832-1920). Он полагал, что объектом психологии являются те процессы, которые доступны одновременно и внешнему (физиологическая сторона), и внутреннему (психологическая сторона) наблюдению. Единственным таким прямым методом изучения сознания является интроспекция (самонаблюдение), которая позволяет выявить и описать наиболее простейшие психические составляющие сознания, его «атомы» или структуры (структуралистический подход). Физиологический эксперимент в психологии, хотя и делал самонаблюдение более точным, но действие его, по признанию самого Вундта, ограничивалось лишь областью простейшего материала сознания – ощущений, представлений и чувств.

Как известно, В. Вундт считал, что высшие психические процессы  (память, воображение, мышление и воля) самонаблюдением выявить невозможно. Исследование высших психических функций и психического развития требует уже других методов. Для их изучения необходимо выйти за рамки физиологической психологии  в область психологии народов, где через изучение их духовной жизни – языка, мифов и легенд, обычаев и нравов, можно было бы пролить свет на закономерности протекания высших форм индивидуального сознания. Именно эту часть психологии он противопоставил индивидуальной экспериментальной психологии. С введением Вундтом двух психологий, отличающихся по содержанию, методам и различно ориентированных – на естествознание и науки о духовном, уже закладывался раскол единой науки, что явилось одной из причин и характерной чертой открытого кризиса методологических основ психологии, разразившегося в начале второго десятилетия 20 столетия.

Хотя структуралисты и полагали, что экспериментальная интроспекция представляет собой именно тот метод, который отличает психологию от других наук, однако интроспекция не была лишена существенных недостатков. С методологической точки зрения здесь «инструментом» изучения сознания испытуемого является его собственное сознание, что вносит субъективность в методику. Нельзя сперва ввести сознание в основания научного метода, а затем с помощью этого метода изучать само сознание. Действительно, каждый испытуемый в экспериментах Вундта описывал свои впечатления или переживания так, что они редко совпадали с таковыми следующего испытуемого: то, что одному было приятно, другому казалось неприятным, один человек воспринимал звук слишком громким, а другому этот звук казался средним по силе. Хуже того, ощущения одного и того же человека варьируют день ото дня: то, что ему казалось приятным сегодня, может стать скучным завтра и откровенно неприятным послезавтра.

В то время как Вундт и его сотрудники пытались изучать структуру сознания, в других странах появилось иное направления исследований сознания – функционализм. У его истоков стоит психология Вильяма Джеймса (1842-1910) и его главный труд «Основы психологии» (1890). С точки зрения Джеймса и его последователей проблема заключается не в том, чтобы узнать из чего построено сознание, а в том, чтобы понять его функцию и роль в выживании индивидуума. Роль сознания они видели в его возможностях дать человеку способы адаптации в жизненных различных ситуациях – либо повторяя уже выработанные ранее формы поведения, либо приспосабливая их к новым ситуациям, либо, наконец, осваивая новые поведенческие способы приспособления. Правда, они также в изучении функций сознания отдавали предпочтение методу интроспекции, который позволял им узнавать, как у индивидуума развивается осознание той активности, которой он предается. Вместо анализа сознания по типу «что», ими проводился анализ по типу «как» и «почему» совершаются те или иные умственные операции, посредством которых сознание решает определенные задачи в том или ином приспособительном акте.

Последователей функционализма также критиковали за такой подход к изучению сознания. По мнению критиков, предметом научного исследования должно быть только то, что доступно прямому наблюдению. Невозможно прямо наблюдать мысли или чувства, интроспекция крайне субъективна и не способна преодолеть эти затруднения. Только поведение, наблюдаемое со стороны, поддается объективному описанию.

 

Борьба мнений в области теории, новые факты, полученные в период интенсивного развития эмпирических и прикладных исследований в первые 50 лет существования психологии как самостоятельной науки, все более обнаруживали несостоятельность существовавшей единой психологической теории, и, прежде всего недостаточность ее основания – субъективно-интроспекционисткого представления о психике. В начале 10-х годов 20 столетия психология вступила в период открытого кризиса, который продолжался до середины 30-х годов. Это был кризис методологических основ психологии  и его позитивное содержание состояло в том, что развернулась работа по созданию новой психологической теории. Если до конца 19 века психология по сути была интроспективной психологией сознания, то в результате кризиса в психологии наметились две главные тенденции.

Представители первой тенденции отстаивали возможность дать строго научное объяснение поведению человека. Причем если одни из них главные причины поступков и поведения человека усматривали во внешней ситуации, т.е. действии окружающей среды – социодинамические теории, то другие – считали главными детерминантами человеческого поведения внутренние факторы и свойства личности – психодинамические теории.

 

Промежуточная точка зрения основана на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальным поведением человека (интеракционисткие теории). Известный исследователь психологии личности Г. Олпорт символически выразил эту точку зрения на поведение (R) в виде формулы: R=F(B,C), где В – внутренние, субъективно-психологические свойства личности; С – социальное окружение, а F – знак функциональной зависимости. Тогда в социодинамических теориях поведение описывается формулой R=F(C), а в психодинамических теориях формулой R=F(B).

 

Представители второй тенденции придержива­лись мнения, что объяснить поведение человека методами принятыми в классической науке невоз­можно. Поведение человека можно только внешне (феноменологически) описать и «понять». Эта тенденция «понимающе–описа­тельной» психологии постепенно оформляется в современный экзистенциализм.

Первая тенденция свое крайнее выражение по­лучила развитие в трудах бихевиористов и психо­анализе.

Приверженцы бихевиоризма  (поведенче­ское направление в психологии) пола­гают, что психология не должна отличаться от других классических наук (таких как биология или физика), поэтому они практически полностью устранили все «субъективное» в ней, отказавшись от исследования сознания. С помощью предложен­ной Уотсоном схемы «стимул®реакция» (S®R) можно объяснить любую деятельность человека. Выражения типа «этот ребенок боится собаки» или «я влюблен в эту женщину» с точки зрения бихе­виоризма в научном плане ничего не означают. Напротив, объективные описания типа «слезы и дрожь ребенка усиливаются, когда к нему прибли­жается собака», или «при встрече с этой женщи­ной сердце у меня бьется сильнее, а зрачки расширяются» – дают возможность количественно оценить и измерить чувство страха или степень увлеченности.

В психоанализе  (Фрейд З. и его последователи) причины человеческого поведения усматриваются в нем самом, точнее – в его подсознательных влечениях, основанных на инстинктах. По мнению Фрейда, инстинктивные сексуальные побуждения человека «запрещаются» на уровне сознания различными социальными ограничениями. А между тем, именно они побуждают людей действовать и благодаря их «энергии» (либидо) происходит постепенное развитие личности и достижение зрелости. Фрейд полагал, что точные науки со временем будут давать строго научное объяснение всем психоаналитическим феноменам. Отрыв психоанализа от точных наук он считал временным и старался сохранить его «научность».

Во второй тенденции («понимающе–описательная психология») считается, что психология должна быть особой наукой, предметом которой является именно то, что недоступно исследованию традиционных наук с их методами, а сами методы психологии должны принципиально отличаться от методов точных наук. Так как человеческое сознание недоступно для объективного изучения, его можно постичь только интуитивно, через своеобразное «вчувствование» – особым способом т.н. «понимающей интроспекции» на основе доверительного самоотчета испытуемого в процессе эмпатического диалога его и исследователя. Именно этот тезис лежит в основе экзистенциальной  психологии (Хайдегер М., 1927; Сартр Жан-Поль, 1946; Камю А., 1942; Ясперс К.,1935; и др.).

Сам термин «экзистенция» (от лат. existentio – «существование») впервые употребил религиозный датский философ Серен Кьеркегорон (1843), понимая под ним мир индивидуального опыта человека, его истинное, подлинное внутреннее существование – «бытие». Этот внутренний мир у каждого человека уникален, неповторим и может быть понят только из собственного и непосредственного его описания самим человеком.

На свете нет двух одинаковых людей, каждый человек сам творит и создает свой внутренний мир. Для каждого из нас наш внутренний, да и внешний миры существуют как их постепенное раскрытие в течение жизни. Правда в обыденной жизни человек не всегда задумывается о смысле своей жизни и осознает свое существование, бытие как экзистенцию. Для этого необходимо, чтобы он оказался в пограничной, экстремальной ситуации, например перед лицом смерти. Только тогда он наиболее отчетливо будет понимать и осознавать смысл своего бытия – свою экзистенцию. Для того чтобы жить и активно действовать, человек должен верить в смысл своих поступков, смысл своей жизни. Стремление к поиску и реализации человеком смысла жизни можно даже рассматривать как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности.

Гуманистическая психология  (Роджерс К., Маслоу А. и другие) возникла в 30-е годы 20 в. и получила наибольшее развитие в 50-60 гг. Она занимает особое место в представленной классификации.

В работах психологов этого направления, в противовес психоанализу, выдвигается мысль о том, что у человека изначально существуют гуманоидные, альтруистические потребности, что именно они являются источниками поведения человека, а не животные инстинкты. Признание главенствующей роли в поведении человека его стремления к самосовершенствованию и самовыражению (самоактуализация) является единым звеном всех гуманистических концепций личности. Таким образом, также как и в психоанализе, здесь объяснительным принципом поведения признаются внутриличностные факторы, что позволяет относить гуманистическую психологию к группе психодинамических теорий личности.

Однако гуманистические психологи предпочитают описывать феноменологию личности, их интересует прежде всего то, как человек воспринимает и понимает реальные актуальные события своей жизни (принцип «сдесь и сейчас»). Видеть смысл жизни и стремиться при этом к достойным для человека целям (самоактуализация) – суть психокоррекционной доктрины гуманистического направления. Нетрудно заметить в этом близость гуманистической психологии с взглядами представителей «понимающей психологии», т.е. экзистенциализма.

 


 

 

ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ.

 

Психология отношений

 

Исследование личности как системы отношений начато Александром Федоровичем Лазурским (1874-1917) и детально разработано как в общепсихологическом плане, так и применительно к теории и практике медицины Владимиром Николаевичем Мясищевым (1892-1973).

Главной характеристикой личности В.Н. Мясищев считает систему ее отношений. Отношение  – это сознательная, основанная на опыте избирательная психологическая связь, которая соединяет человека с живой и неживой природой, процессами и явлениям в мире, с другими людьми (интерперсональные связи), с самим собой (отношение к себе, самооценка).

Человек рождается без всяких отношений, но в процессе жизни у него формируется система отношений, свойственная только данному конкретному человеку. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием, следующим вслед за отношениями к ситуациям, предметам и людям. Оно завершает становление характера и в целом системы отношений личности, обеспечивая ее целостность. Отношения характеризуют степень интереса, силу эмоций, желания или потребности, поэтому они и выступают в качестве движущей силы личности.

Отношения являются трехкомпонентной структурой и проявляются когнитивным, эмоциональным и поведенческим составляющими. Отношения можно различать по модальности (положительные, отрицательные), по интенсивности, устойчивости и широте.

Помимо отношений, в структуру личности входят еще три компонента: психический уровень человека (способности и психическое развитие человека); динамика реакций и переживаний (темперамент); архитектоника личности - соотношение психических свойств, их пропорциональность, соподчиненность и гармоничность (характер).

Психология отношений имеет существенное значение при исследовании проблем нормального и патологического формирования личности, происхождения болезней и механизмов их развития, особенностей клинических проявлений и предупреждения заболеваний. Понятие В.Н. Мясищева о значимых отношениях личности, столкновение которых с определенными, несовместимыми с ними жизненными ситуациями, может служить источником нервно-психического патогенного напряжения и невроза.

 

Теория установки

 

Грузинским психологом Дмитрием Николаевичем Узнадзе (1886-1950) понятие установка было использовано в качестве универсального объяснительного принципа изучения психики. Установка   – это детерминирующая тенденция, внутреннее состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к явлениям и объектам действительности.

Базовой идеей традиционной психологии являлся «постулат непосредственности»: объект непосредственно и сразу влияет на сознательную психику, определяет ее деятельность. Узнадзе в 1910 г. начал поиск преодоления этого постулата, предположив наличие «опосредующего» звена. В ходе этих поисков постепенно и сформировалось понятие «установка», как «средний член» между физическим и сознательным миром.

В школе Узнадзе разработано положение, согласно которому возникающие при встрече потребности и ситуации установки определяют направленность поведения субъекта до тех пор, пока поведение не наталкивается на те или иные препятствия. В этих случаях неосознанное поведение прерывается и начинают действовать сознательные механизмы объективизации. Возникшие затруднения привлекают внимание и таким образом осознаются. После сознательного нахождения нового режима регуляции управление поведением вновь осуществляется подсознательными установками. Эта непрерывная передача управления, обеспечивает гармоничное и более экономное взаимодействие сознания и бессознательного.

Установки, по мнению Д.Н. Узнадзе, обеспечивают не только состояние готовности к определенной деятельности, направленной на удовлетворение той или иной потребности, но и являются фактором, направляющим и определяющим содержание сознания. Благодаря механизмам объективизации человек выделяет себя из окружающего мира, начинает относиться к нему как к существующему объективно и независимо от него. Таким образом, понимание природы бессознательного с позиций теории установки кардинально отличается от трактовки его в психоанализе З. Фрейда.

 


 

Глава 17

 

В ПСИХОЛОГИИ

 

Зигмунд Фрейд:

Структура личности

В структуре личности Фрейд предполагает наличие трех систем, которые он обозначил терминами: Id («Оно», бессознательное), Ego («Я», сознание) и Superego («Сверх-Я», сверхсознание). Поведение человека определяется взаимодействием этих систем и все психические процессы  связаны между собой как по вертикали, так и по горизонтали.

Id – является первоначальной системой личности, содержит инстинкты с их энергией не только для себя, но и для других систем. Из Id дифференцируется Ego, а далее Ego формирует Superego. Id не содержит информации об актуальном внешнем мире и представляет собой только внутренний мир субъективного опыта в силу чего оно иррационально. Его так называемые первичные психические процессы направлены к достижению удовольствия и избеганию боли. Увеличения количества энергии, которая воспринимается как дискомфортное состояние напряжения, Id не переносит и стремится разрядить напряжение, вернув организм в состояние низкого уровня энергии. Этот механизм уменьшения энергетического напряжения Фрейдом обозначен как принцип наслаждения.

Наслаждение может достигаться двумя процессами: рефлекторным (чихание, моргание) и так называемым первичным психическим процессом, который предполагает формирование образа предмета, который может устранить напряжение. Например, у голодного человека первичный процесс формирует образ пищи. Сновидение, фантазия или галлюцинации, которые отражают желания, также формируются первичными процессами. Образ «предмета в себе» является единственной реальностью известной Id. Однако, Id не может сам уменьшить напряжение и поэтому развиваются вторичные процессы и формируется Ego. 

Ego – получает энергию от подсознания, но находится в контакте с внешним миром. Ego рационально, подчиняется принципу реальности и управляется вторичными психическими процессами (реальное восприятие, логическое мышление и так далее). Ego должно стараться совместить требования Id, Superego и внешнего мира, а также заботится о самосохранении.

По отношению к внешним событиям Ego осознает их и накапливает в памяти соответствующий опыт: избегает опасных (бегство), приспосабливается к умеренным (адаптация) стимулам или научается изменять внешнюю среду себе на пользу (деятельность). По отношению к внутренним событиям Ego выполняет свою задачу, обретая контроль над требованиями инстинктов со стороны Id, путем откладывания их реализацию до благоприятных обстоятельств во внешнем мире. Таким образом, Id реагирует на потребности, а Ego - на возможности.

Superego – внутреннее сосредоточение традиционных общественных норм и ценностей в том виде, в каком они были преподнесены личности и усилены системой поощрений и наказаний в детском возрасте (процесс личностной социализации). Superego, являясь нравственным началом личности, стремится к совершенству, а не наслаждению. Отличает правильное поведение от неправильного, поощряет за первое и наказывает за второе. Является судьей, цензором мыслей и деятельности, подавляет инстинкты, но плохо отличает субъективное от объективного, иррационально. З. Фрейд указывает на три главные функции Superego – совесть, самонаблюдение и формирование Ego-идеалов. 

Superego – социальное начало личности, но оно сходно с Id своей иррациональностью в попытках переделать мир по своему образцу. Оно судит и ограничивает сознательную деятельность, причем значительная часть запретов человеком даже не осознается. Бессознательные ограничения косвенны и выступают как принуждения: «пациент... ведет себя так, как будто он одержим чувством вины, о которой он ничего не знает». В отличии от Ego, которое способно лишь отложить удовлетворение желания, Superego способно блокировать его навсегда.

Superego в действительности моделируется не по модели поведения родителей, а по модели их Superego, которое родители также получили в раннем детстве. Таким образом, Superego выступает носителем и механизмом передачи из поколения в поколение общественных традиций и ценностей, выступая своеобразным механизмом «социального наследования». 

Взаимодействие личностных структур. Все три системы личности борются за запас психической энергии. Переход энергии из Id в Ego и Superego осуществляется благодаря механизмам отождествления их с объектом инстинкта. Эти механизмы отождествления формируются с раннего возраста, т.к. важны и для личностного развития. Ребенок берет черты другого человека и делает их составной частью своей личности. Образцом для подражания выбираются те, кому обычно везет в удовлетворении своих потребностей. Моделируя поведение по образцу, ребенок учится ослаблять свое собственное напряжение и тревогу. 

Тревога всегда индуцируется ожидаемым возрастанием напряжения или неудовольствия, поэтому ликвидация ее является важной личностной проблемой. Источники тревоги и страха чаще находятся во внешней среде (реальный страх, реалистическая тревога), но человек может испытывать тревогу за возможность утраты контроля над своими бессознательными инстинктами, а это приведет к наказанию со стороны общества (невротический страх и тревога) или со стороны Superego – совестью (страхи нравственного порядка, моральная тревога).

Страх и тревога заставляют личность предпринимать что-либо для защиты от них: избегать опасной зоны в реальном мире, подавить опасный инстинктивный импульс или подчиниться голосу совести. Страх, с которым нельзя справиться, травматичен. Прототипом всех страхов является родовая травма. 

Защитные механизмы Ego   (термин впервые введен З. Фрейдом в работе «Защитные механизмы в 1894 году). В тех случаях, когда Ego не может справиться с тревогой и страхом, оно прибегает к механизмам своеобразного искажения восприятия человеком реальной действительности. Защитные психологические механизмы являются по существу способами искажения реальности (самообмана): Ego защищает личность от угрозы, искажая суть самой угрозы. Все механизмы психологической защиты искажают реальность с целью сохранения психического здоровья и целостности личности. Они формируются первоначально в межличностных отношениях, затем становятся внутренними характеристиками человека, т.е. в индивидуальном опыте происходит научение тем или иным защитным формам поведения. Следует заметить, что человек часто применяет не одну защитную стратегию для разрешения конфликта или ослабления тревоги, а сразу несколько.

 

Основные признаки механизмов психологической защиты: импульсивность (механизмы психологической защиты не зависят от воли), искажение реальности, отсутствие осознания субъектом защитных форм поведения.

Основные функции механизмов психологической защиты: сохранение личностной целостности (психического здоровья, определенного «Я–образа»), регуляция межличностных отношений. Одной из ситуаций, в которых активизируются механизмы защиты, является фрустрация.

 

Вытеснение  (репрессия, подавление) – процесс перемещения из сознания в бессознательное нежелательных и вызывающих напряженность мыслей, чувств или намерений к действию. Вытесненное сохраняет всю свою энергию, стремиться вернуться в сознание. Но проникновение его в сознание вызывает страх, чувство вины и муки совести. Для функционирования сопротивления со стороны цензуры также требуется постоянный расход энергии. Символика сновидений и вся теория неврозов Фрейда связаны с динамикой вытеснения - сопротивления.

Отрицание реальности  – это попытка не принимать в качестве реальности событие, которое беспокоит и нежелательно для Ego. Иногда это проявляется «бегством» от реальности в грезы и фантазирование – человеку хочется, чтобы определенные жизненные события были не таковы, как они есть на самом деле. Отрицание отвлекает субъекта от болезненных идей и чувств, но не делает их абсолютно недоступными для сознания.

Формирование реакции – преувеличение одного эмоционального аспекта ситуации, чтобы с его помощью подавить противоположную эмоцию.

Рационализация (интеллектуализация)  – псевдоразумный прием нахождения приемлемых причин и объяснений для неприемлемых мыслей и действий. Это основанный на фактах, излишне «умственный» способ переживания конфликтов. Таким образом человеком часто блокируется осознание мотивов своих поступков, которые выступают как социально не одобряемые (например, эгоистические) или индивидуально не желательные, так как расходятся с Я-концепцией. Рационализация является своеобразным способом принятия «давления» Superego, она скрывает наши мотивы и делает наши действия морально приемлемыми. Обычно изобретаются какие–либо объяснения для своих провалов или неудач, которые в действительности основаны на других причинах.

Реактивные образования – этот механизм подменяет поведение или чувствование таким, которое диаметрально противоположно действительному желанию; это явная и обычно бессознательная инверсия желания. Главная характеристика по которой можно узнать реактивные образования – преувеличения, ригидность, экстравагантность. В повседневной жизни это чаще преувеличенная любовь.

Проекция  – механизм, посредством которого происходит приписывание окружающим неприемлемых для личности своих свойств, т.е. собственные аспекты личности перемещаются (вытесняются) на внешнее окружение. Мы не видим в себе того, что кажется ярким и очевидным в других.

 

Существуют различные типы проекций: комплементарная (приписывание другому того состояния, которое отсутствует у субъекта, но дополнительно к состоянию субъекта – например, при чувстве ревности другому приписывается измена), атрибутивная (наивное суждение при недостатке знаний – «другие такие же, как мы»), Панглосс–Кассандра (Панглосс – герой повести Вольтера, видел мир через розовые очки. Кассандра предрекала гибель Трои, проецировала на внешний мир ощущение гибельности. Здесь другому человеку приписывается противоположное тому, что чувствует субъект. Например, приписываю другому ненависть ко мне, а сам чувствую к нему любовь – Панглосс, или наоборот – Кассандра).

 

Идентификация  – механизм защиты от угрожаемого путем уподобления (идентификации) ему. Идентификация противоположна проекции. В широком смысле – это идеалы.

Изоляция – механизм отделения психотравмирующей ситуации от связанных с ней душевных переживаний (отделение «аффекта от интеллекта»). Здесь все неприятности начинают восприниматься человеком как бы происходящими не с ним самим: само событие остается, а сопровождающая его эмоция утрачена. Изоляция ситуации от собственного Ego особенно ярко и непосредственно проявляется у детей в игре: взяв в руки игрушечную зверюшку ребенок «позволяет ей» говорить и делать все, что запрещают ему самому родители. В психиатрии некоторые синдромы деперсонализации сходны с действием данного механизма.

Регрессия  – механизм перевода поведения (мышления и всей психики) на более ранние, детские ступени развития. В психиатрии особенно ярко регрессия проявляется в синдроме пуэрилизма (детскости) при реактивных психозах. При детских неврозах исчезновение навыков самообслуживания, уже после того как они появились, часто является проявлением психогенной регрессии. Даже у здоровых взрослых людей при эмоциональном прессинге время от времени можно заметить признаки регрессии. Например, студент в напряженной ситуации экзамена «забывает» достаточно хорошо ему знакомый способ решения задачи. По мнению Фрейда алкоголизация и курение - это признаки регрессии на более раннюю, «оральную», стадию психосексуального развития (или задержка, «фиксация» на ней).

Замещение  – проявления инстинктивного импульса переадресовываются от более грозного объекта или личности к менее угрожаемому. Например, наказанный родителями ребенок толкает свою младшую сестру или ломает ее игрушку. Реже объектом замещения является сам человек: враждебность против других переадресовывается на самого себя.

 

В ряде случаев отдельно выделяется такой защитный механизм как соматизация, т.е. «уход в болезнь» (см. также – конверсия). Так, например, в одном из романов О. Хаксли главный герой страдает бронхиальной астмой. Он женат на молодой, красивой женщине. Как только жена уезжает их дома куда–нибудь у мужа возникают приступы удушья и ей приходится возвращаться. В одной из поездок женщина погибает, но муж к удивлению всех домочадцев не дает обычного приступа астмы. Через некоторое время он женится, приступы удушья вновь возникают при отъездах жены.

 

Развитие личности:

Психосексуальные стадии

 

В формировании личности Фрейд особое внимание уделял младенческому и раннему детскому возрасту, полагая, что личность формируется почти целиком к концу пятого года жизни. Личностное развитие возникает в ответ на источники напряжения – физиологические процессы роста, несбывшиеся надежды, конфликты, угрозы. Следствием напряжения является то, что личности приходится учиться новым методам уменьшения напряжения и тревоги. Овладение этими новыми методами - суть развития личности. Среди основных методов снижения напряжения и тревоги Фрейд называет отождествление и замещение.

Отождествление  – первоначально ребенок отождествляет себя с родителями, а затем и с другими людьми, вымышленными персонажами, с животными, абстрактными идеями. Он выбирает из них те черты, которые помогут в достижении целей с меньшими тревогами и напряжением. Окончательная структура личности – результат многих отождествлений.

Замещение  (вариант вытеснения) - более совершенный способ ослабления напряжения, чем отождествление. При возникновении каких-либо преград на пути к истинному объекту инстинкта ребенок должен научиться формировать его эквивалент-заместитель (субститут). Если и он не доступен, то формируется новый и так до тех пор, пока не будет найден такой, который обеспечит разрядку напряжения.

Субститут редко может ослабить напряжение так, как это делает объект инстинкта. В результате образуется запас не реализованной энергии, которая служит своеобразной «силой личности». По мнению Фрейда развитие цивилизации стало возможным после запрета инстинктивного выбора объектов и направления излишней энергии в социально приемлемое русло. Такое вытеснение, которое приносит более ценное достижение и называется сублимацией (рассматривается часто и как защитный механизм личности). Сублимация не всегда может полностью снять напряженность и поэтому оставшиеся запасы энергии могут «разряжаться» и в виде невротических симптомов.

 

В конструировании Superego большую роль в историческом развитии человечества, по мнению Фрейда, играло постепенное формирование моральных заповедей, особенно запрета на инцест (близкородственная сексуальная связь). Беспорядочная половая жизнь (промискуитет), в том числе и инцест, были свойственны стадному образу жизни предлюдей. Возникновению будущей сексуальной морали предшествовало появление первых запретов на половые отношения накануне охоты или другой совместной деятельности, которая была крайне важна для выживания общины. Половые охотничьи и хозяйственные табу обычно не распространялись на соседние общины, что провоцировало к «половым набегам» на них, приобретавших постепенно форму первого в человеческой истории брака – межобщинного. Далее, как известно, возникает матриархат, а позднее – патриархат и вся сложная современная система половой морали.

Фрейд высказал предположение, что морально-общественные запреты на инцест «вытеснили» инцестуозные сексуальные комплексы из сознания людей в бессознательную сферу души. Они, обладая значительной энергией, послужили в последующем основой для развития цивилизации в целом – «энергетическая сублимация».

 

Психосексуальные стадии развития. По мнению Фрейда личность в своем развитии в первые годы проходит ряд стадий. Каждая стадия личностного развития первых 5 лет жизни (высокая активность движущих сил развития) определяется в терминах реакций определенных участков тела (их стимуляция приводит к разрядке энергии либидо): оральная (0-18 месяцев), анальная (1,5-3 года), фаллическая (до 3-6 лет). Далее следует стабилизация – латентный (скрытый) период (от 6 до 12 лет), который прерывается повторной активизацией движущих сил развития личности в 12-18 лет - генитальная стадия с незрелой (гомосексуальная фаза) и зрелой (гетеросексуальная фаза) сексуальностью.

По Фрейду главным фактором развития человека является сексуальный инстинкт, прогрессирующий от одного участка тела к другому, которые функционируют как локусы выражения побуждений либидо (его эрогенные зоны). Социальный опыт привносит в каждую стадию определенный долговременный вклад в виде приобретенных установок, ценностей и черт характера.

Оральная стадия  – объектом либидо является пища, процесс удержания и кусания ее. Потребность в питании является первой и основной потребностью младенца, поэтому большая часть либидиозной энергии катексирована в область рта. По мнению Фрейда основные оральные функции являются прототипом таких черт зрелой личности как легковерие или стремление к обладанию имуществом, знаниями (приобретательство – функция удержания), а также страстностью к спорам, сарказму (агрессивность – функция кусания).

 

Во время кормления ребенка обычно утешают лаской, покачивают. Все эти побочные ритуалы помогают снять напряжение, так как ассоциируются с процессом кормления. Некоторые разновидности стереотипных движений во сне или днем у детей с позиций психоанализа расцениваются как регресс или фиксация (задержка) на оральной стадии психосексуального развития. Такие «оральные привычки» взрослого человека как курение, грызение ногтей, навязчивое облизывание губ и другие являются также проявлениями этой фиксации. Оптимальное протекание оральной стадии существенно зависит от матери, поэтому ею могут «закладываться» такие личностные черты взрослого как зависимость от своего окружения (крайнее ее проявление – желание «вернуться в маму»). Оптимизм-пессимизм, доверчивость-недоверчивость и другие подобные личностные проявления также являются производными оральной стадии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.34.146 (0.097 с.)