Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Информация об авторе материала.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Информация об авторе материала. ФИО: Чичиль Ольга Владимировна Название ОУ, в котором работает автор: Енакиевский политехнический техникум Должность: преподаватель физики Квалификационная категория: 1 квалификационная категория.
Цель занятия: обнаружить и углубить знание учеников о пространстве и времени; раскрыть содержание основных положений СТО, познакомить с выводами СТО и опытными фактами, которые подтверждают их; дать понятие релятивистской энергии и ее связи с массой тела; развивать у студентов абстрактное мышление, интеллект, логику, формировать умение сравнивать и анализировать физические понятия; воспитывать интерес к предмету и современной науке. Методы: по источнику получения знаний – словесный (лекция, работа с книгой), наглядный (презентация Power Point «Специальная теория относительности Эйнштейна», схема «Механика», таблица «СТО»), практический (тестовые задания, «Верю - не верю», задачи); по характеру познавательной деятельности – объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Вид занятия: лекция. Тип занятия: лекция – визуализация. Междисциплинарные связи. Дисциплины, которые обеспечивают. Математика (Степенная функция). Дисциплины, которые обеспечиваются. Астрономия (Строение Солнечной системы. Строение Вселенной. Понятие о космологии.) Обеспечение занятия. 1. Наглядные пособия: Презентация Power Point «Специальная теория относительности Эйнштейна»; Схема «Механика»; Фотографии А. Эйнштейна. 2. Раздаточный материал: Тесты; Таблица «СТО»; Карточки для игры «Верю - не верю»; Задачи. Технические средства учебы: компьютер. Эпиграф: Теория относительности Эйнштейна - это Акрополь человеческой мысли. Л. Купер
Ход и содержание занятия. Организационная часть. Приветствие. Эмоционально – психологический настрой на занятие. Я рада видеть вас сегодня на занятии, надеюсь, что вы будете активны, внимательны, а время пролетит незаметно и будет для вас приятным и полезным. Информация об отсутствии и записи в журнале.
Проверка подготовки студентов и аудитории к занятию.
2. Актуализация опорных знаний (тестовый опрос)
Мотивация учебной деятельности. Сегодня на занятие я пришла не одна. Со мной таинственный господин, имени которого мы не знаем. Кто он, откуда явился к нам? Каков его характер? Для нас это пока загадка. Но я предлагаю определить его имя. «Узнай меня». 1. Какие только списки самых-самых главных людей века не составлялись к концу истекшего столетия, этот человек присутствовал в них непременно. 2. Один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года. 3.. Жил в Германии (1879—1893, 1914—1933), Швейцарии (1893—1914) и США (1933—1955). 4. С шести лет начал заниматься игрой на скрипке, а в гимназии он не был в числе первых учеников. 5. Закончив Политехникум, получил диплом преподавателя математики и физики. Работал в Бюро патентов, занимаясь преимущественно экспертной оценкой заявок на изобретения. 6. Свою общую теорию относительности закончил в 1915 году, но мировая известность пришла к нему только в 1919 году. 7. Был убеждённым демократическим социалистом, гуманистом, пацифистом и антифашистом. Это Альберт Эйнштейн.
Мы настолько привыкли к свойствам окружающего пространства и времени, что даже не задумываемся над значением этих терминов. Сегодня мы попробуем дать определения и вспомнить некоторые свойства пространства и времени, совершим путешествие в теорию относительности, ее историю, попробуем определить ее место в жизни, а также в развитии современной науки. План. 1.Классические представления о пространстве и времени. 2.Зарождение новой механики. 3.Постулаты теории относительности. 4.Основные следствия постулатов теории относительности. 5.Масса и энергия в специальной теории относительности. 6.Применение теории относительности. Зарождение новой механики. 1881 г. американские ученый А. Майкельсон и Э. Морли во время опытов сравнивали скорость света в направлении движения Земли и в перпендикулярном направлении. В обоих случаях скорость света оказалась равной с=3*108 м/с, что противоречило классическому правилу сложения скоростей.
Потом возникли сомнения в том, что масса тела всегда постоянна. Во время определения отношения для электронов в катодных лучах, оказалось, что при больших скоростях движения электронов уменьшается с увеличением скорости. Эти противоречивые результаты привели к тому, что, образно выражаясь, зашатался классический фундамент физики, заложенный Ньютоном. Но нельзя было сделать вывод, что механика Ньютона не верна. Противоречили ей только опыты по определению скорости света или с движением частиц со скоростями, близкими к скорости света, поэтому была создана новая механика для скоростей, близких к скорости света в вакууме, и на звана она была релятивистской механикой (лат. relativus – относительный). Эта механика не отвергала классическую механику. Она только устанавливала границы ее применения. В ее основу были положены постулаты А. Эйнштейна – известного физика, творца современной физической науки. Постулат – это основное положение. Которое нельзя доказать логически. Постулат в физике является результатом обобщения опытных фактов. Считалочка. Раз, два, три, четыре, пять Будем физиков считать. Раз – Столетов, два – Ньютон, Три – ученый Клапейрон, А четыре будет Ом, Пять – Паскаль, а кто потом? Назовите ученых – физиков, которые внесли значительный вклад в развитие механики.
Верю - не верю. 1. В основе теории относительности Эйнштейна лежит 3 постулата. – 2. Все процессы природы протекают одинаково в любой инерциальной системе отсчета. + 3. Размеры тел в движущейся системе отсчета остаются такими же, как в неподвижной. – 4. Молодо выглядящая женщина-астронавт, вернувшаяся из продолжительного космического полета, бросается к седовласому старцу и в разговоре называет его своим сыном. Возможно ли это? + Опережающее домашнее задание. Сообщение «Теория относительности Эйнштейна глазами современных художников – графиков».
Решение задач. 1. Найдите полную энергию космического корабля с массой покоя 10 т, движущегося со скоростью 0,9 с. (с=3*108 м/с) 2. Какую скорость должно иметь тело, чтобы его продольные размеры уменьшились для наблюдателя в 3 раза?
Опережающее домашнее задание. Онтологическая рефлексия. На занятии я узнал… понял… научился… не умел, а теперь умею… на следующем занятии я хочу… Домашнее задание: [1] § 65-67 Приложение 1 СТО – современное учение о пространстве и времени. (Создано А.Эйнштейном в 1905г.)
Литература
1. Гончаренко С.У. Фізика: Підруч. для 11 кл. серед. загальноосв. шк. – К.: Освіта, 2002.-319 с. 2. Жданов. Л.С., Жданов Г.Л. Физика для средних специальных учебных заведений: Учебник.-4-е изд., испр. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1984.-512с. 3. Дмитрієва В.Ф. Фізика: Навч. посіб. –К.: Техніка, 2008.-648 с.: іл. 4. http://sp.bdpu.org/ 5. festival.1september.ru/articles/501394/pril1.ppt
Информация об авторе материала.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.015 с.) |