Информация об авторе материала. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информация об авторе материала.



Информация об авторе материала.

ФИО: Чичиль Ольга Владимировна

Название ОУ, в котором работает автор: Енакиевский политехнический техникум

Должность: преподаватель физики

Квалификационная категория: 1 квалификационная категория.

 

Цель занятия: обнаружить и углубить знание учеников о пространстве и времени; раскрыть содержание основных положений СТО, познакомить с выводами СТО и опытными фактами, которые подтверждают их; дать понятие релятивистской энергии и ее связи с массой тела; развивать у студентов абстрактное мышление, интеллект, логику, формировать умение сравнивать и анализировать физические понятия; воспитывать интерес к предмету и современной науке.

Методы: по источнику получения знаний – словесный (лекция, работа с книгой), наглядный (презентация Power Point «Специальная теория относительности Эйнштейна», схема «Механика», таблица «СТО»), практический (тестовые задания, «Верю - не верю», задачи); по характеру познавательной деятельности – объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Вид занятия: лекция.

Тип занятия: лекция – визуализация.

Междисциплинарные связи.

Дисциплины, которые обеспечивают. Математика (Степенная функция).

Дисциплины, которые обеспечиваются. Астрономия (Строение Солнечной системы. Строение Вселенной. Понятие о космологии.)

Обеспечение занятия.

1. Наглядные пособия:

Презентация Power Point «Специальная теория относительности Эйнштейна»;

Схема «Механика»;

Фотографии А. Эйнштейна.

2. Раздаточный материал:

Тесты;

Таблица «СТО»;

Карточки для игры «Верю - не верю»;

Задачи.

Технические средства учебы: компьютер.

Эпиграф:

Теория относительности Эйнштейна - это Акрополь человеческой мысли.

                                                                                                         Л. Купер

 

Ход и содержание занятия.

Организационная часть.

Приветствие. Эмоционально – психологический настрой на занятие.

Я рада видеть вас сегодня на занятии, надеюсь, что вы будете активны, внимательны, а время пролетит незаметно и будет для вас приятным и полезным.

Информация об отсутствии и записи в журнале.

Проверка подготовки студентов и аудитории к занятию.

 

2. Актуализация опорных знаний (тестовый опрос)

 

Мотивация учебной деятельности.

Сегодня на занятие я пришла не одна. Со мной таинственный господин, имени которого мы не знаем. Кто он, откуда явился к нам? Каков его характер? Для нас это пока загадка. Но я предлагаю определить его имя.

«Узнай меня».

1. Какие только списки самых-самых главных людей века не составлялись к концу истекшего столетия, этот человек присутствовал в них непременно.

2.  Один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года.

3.. Жил в Германии (1879—1893, 1914—1933), Швейцарии (1893—1914) и США (1933—1955).

4. С шести лет начал заниматься игрой на скрипке, а в гимназии он не был в числе первых учеников.

5. Закончив Политехникум, получил диплом преподавателя математики и физики. Работал в Бюро патентов, занимаясь преимущественно экспертной оценкой заявок на изобретения.

6. Свою общую теорию относительности закончил в 1915 году, но мировая известность пришла к нему только в 1919 году.

7. Был убеждённым демократическим социалистом, гуманистом, пацифистом и антифашистом.

Это Альберт Эйнштейн.

 

 Мы настолько привыкли к свойствам окружающего пространства и времени, что даже не задумываемся над значением этих терминов. Сегодня мы попробуем дать определения и вспомнить некоторые свойства пространства и времени, совершим путешествие в теорию относительности, ее историю, попробуем определить ее место в жизни, а также в развитии современной науки.

План.

1.Классические представления о пространстве и времени.

2.Зарождение новой механики.

3.Постулаты теории относительности.

4.Основные следствия постулатов теории относительности.

5.Масса и энергия в специальной теории относительности.

6.Применение теории относительности.

Зарождение новой механики.

1881 г. американские ученый А. Майкельсон и Э. Морли во время опытов сравнивали скорость света в направлении движения Земли и в перпендикулярном направлении. В обоих случаях скорость света оказалась равной с=3*108 м/с, что противоречило классическому правилу сложения скоростей.

 

Потом возникли сомнения в том, что масса тела всегда постоянна. Во время определения отношения  для электронов в катодных лучах, оказалось, что при больших скоростях движения электронов  уменьшается с увеличением скорости.

Эти противоречивые результаты привели к тому, что, образно выражаясь, зашатался классический фундамент физики, заложенный Ньютоном. Но нельзя было сделать вывод, что механика Ньютона не верна. Противоречили ей только опыты по определению скорости света или с движением частиц со скоростями, близкими к скорости света, поэтому была создана новая механика для скоростей, близких к скорости света в вакууме, и на звана она была релятивистской механикой (лат. relativus – относительный). Эта механика не отвергала классическую механику. Она только устанавливала границы ее применения. В ее основу были положены постулаты А. Эйнштейна – известного физика, творца современной физической науки. Постулат – это основное положение. Которое нельзя доказать логически. Постулат в физике является результатом обобщения опытных фактов.

Считалочка.

Раз, два, три, четыре, пять

Будем физиков считать.

Раз – Столетов, два – Ньютон,

Три – ученый Клапейрон,

А четыре будет Ом,

Пять – Паскаль, а кто потом?

Назовите ученых – физиков, которые внесли значительный вклад в развитие механики.

 

Верю - не верю.

1. В основе теории относительности Эйнштейна лежит 3 постулата. –

2. Все процессы природы протекают одинаково в любой инерциальной системе отсчета. +

3. Размеры тел в движущейся системе отсчета остаются такими же, как в неподвижной. –

4. Молодо выглядящая женщина-астронавт, вернувшаяся из продолжительного космического полета, бросается к седовласому старцу и в разговоре называет его своим сыном. Возможно ли это? +


Опережающее домашнее задание. Сообщение «Теория относительности Эйнштейна глазами современных художников – графиков».

 

 

 

 

 

 


Решение задач.

1. Найдите полную энергию космического корабля с массой покоя 10 т, движущегося со скоростью 0,9 с. (с=3*108 м/с)

2. Какую скорость должно иметь тело, чтобы его продольные размеры уменьшились для наблюдателя в 3 раза?

 


Опережающее домашнее задание.

Онтологическая рефлексия.

На занятии я

узнал…

понял…

научился…

не умел, а теперь умею…

на следующем занятии я хочу…

Домашнее задание: [1] § 65-67


Приложение 1

СТО – современное учение о пространстве и времени. (Создано А.Эйнштейном в 1905г.)

  Формулировка Экспериментальное подтверждение
1 постулат Никакими физическими опытами (механическими, электрическими, оптическими и так далее), выполненными в какой-либо инерциальной системе отсчета, невозможно определить, находится эта система в состоянии покоя или двигается равномерно и прямолинейно. Все физические явления происходят во всех инерциальных системах отсчета абсолютно одинаково и во всех инерциальных системах отсчета физические законы имеют одинаковый вид. в 1961 г. с помощью эффекта Мессбауэра
2 постулат Скорость света в вакууме одинакова во всех инерциальных системах отсчета и не зависит ни от движения источника света, ни от движения наблюдателя. в 1963 г. с помощью скорых подвижных источников гамма – излучение.

Литература

1. Гончаренко С.У. Фізика: Підруч. для 11 кл. серед. загальноосв. шк. – К.: Освіта, 2002.-319 с.

2. Жданов. Л.С., Жданов Г.Л. Физика для средних специальных учебных заведений: Учебник.-4-е изд., испр. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1984.-512с.

3. Дмитрієва В.Ф. Фізика: Навч. посіб. –К.: Техніка, 2008.-648 с.: іл.

4. http://sp.bdpu.org/

5. festival.1september.ru/articles/501394/pril1.ppt

 

 

Информация об авторе материала.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.015 с.)