Законодательство субъектов Федерации об участии граждан в охране общественного порядка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законодательство субъектов Федерации об участии граждан в охране общественного порядка



 

На проект ФЗ №146414-5 «Об участии граждан в охране общественного порядка» возложена обязанность восполнить пробелы и коллизии в законодательном регулировании на федеральном уровне правовых основ участия граждан в охране общественного порядка. В законопроекте находят свое отражение ряд важных конституционных положений, имеющих значение при привлечении населения в процесс охраны общественного порядка. По определению общественный порядок – сложившаяся в обществе система отношений между людьми, правил взаимного поведения и общежития, регулируемых действующим законодательством, обычаями и традициями, а также нравственными нормами. Общественный порядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм неправовых обычаев, традиций и ритуалов[8]. Охраной общественного порядка занимаются полиция и другие правоохранительные органы. К охране общественного порядка привлекаются и другие структуры: таможня, органы государственной безопасности, пожарные, судебные исполнители, лесники, частная охрана и т. д., а в силу ч.1 ст. 132 Конституции Российской Федерации, охрану общественного порядка осуществляют и органы местного самоуправления. В современных условиях органы местного самоуправления должно быть наделены полномочиями по созданию и руководству народными дружинами, а также по координации деятельности формирований общественной самодеятельности. В законопроекте «Об участии граждан в охране общественного порядка» подробно регламентируется порядок создания и организации деятельности народных дружин, деятельности формирований общественной самодеятельности, взаимодействия их с органами внутренних дел. Анализ деятельности и функционирования общественных объединений, принимающих участие в обеспечении правопорядка, показывает, что на территории Российской Федерации зарегистрировано достаточно большое количество общественных формирований правоохранительной направленности, речь идет о народных и казачьих дружинах, студенческих оперативных отрядах и т.д.. Членами общественных объединений во взаимодействии с сотрудниками органов внутренних дел проводится работа по поддержанию общественного порядка на улицах и в других общественных местах, по предупреждению и пресечению административных правонарушений и по раскрытию преступлений в целом. Общественными объединениями добровольцев выявляются административные правонарушения, с их участием в год раскрывается десятки тысяч преступлений. Основными направлениями деятельности указанных общественных формирований являются: участие в охране общественного порядка в населенных пунктах, в местах массового отдыха граждан, при проведении массовых культурных и спортивных мероприятий. Содействие правоохранительным органам в борьбе с отдельными видами преступлений; предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних и детской безнадзорности; участие в природоохранных мероприятиях, борьбе с браконьерством, нарушениями правил охоты и рыболовства; помощь правоохранительным органам в выполнении задач по поддержанию правопорядка при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях, и др..

В настоящий период, вопросы участия граждан в охране общественного порядка регламентированы не связанными друг с другом федеральными законами, а также законами и иными нормативными правовыми актами. Так, для регламентирования деятельности общественных формирований более чем в 62 субъектах Российской Федерации (Волгоградской области, Удмуртской Республике, Ростовской области, Республике Саха (Якутия), Саратовской области, Камчатской области, Республике Дагестан, Алтайском крае, Белгородской области, Санкт-Петербурге, Орловской области, Республике Башкортостан, Курской области и др.) приняты нормативные правовые акты органов законодательной и исполнительной власти, в их числе: 1) Законы – «Об участии граждан в охране общественного порядка», «О добровольных народных дружинах», региональные и муниципальные программы профилактической направленности. 2) Постановления – «Об участии населения в охране общественного порядка», «Об утверждении положения о добровольных народных дружинах», «О мерах по усилению охраны общественного порядка». 3) Положения – «О добровольных народных дружинах», «Об окружных штабах добровольных народных дружин», «О деятельности молодежных студенческих отрядов». Например, в Белгородской, Томской, Воронежской, Псковской областях - добровольные народные дружины, студенческие оперативные отряды, круглосуточные посты и группы патрулирования в местах массового пребывания граждан, общественные пункты охраны порядка, советы (группы) профилактики правонарушений. В Красноярском крае действует Краевой штаб «Добровольной молодежной дружины» по охране общественного порядка, который объединил все действующие на территории края общественные молодежные формирования правоохранительной направленности. Все это составляет неплохие предпосылки для создания муниципальной милиции на уровне местного самоуправления. Положения законопроекта о полномочиях органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению участия граждан в охране общественного порядка отдают приоритет в организации этих процессов органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления. Именно на этом уровне предлагается возможность по созданию органов координации деятельности народных дружин (штабов). Содействие органам, уполномоченным осуществлять охрану общественного порядка, выражается в их информировании о правонарушениях и угрозах общественному порядку, а также в участии в мероприятиях по охране общественного порядка и в работе координационных, консультативных, экспертных и совещательных советов, проводимых данными органами. Внештатное сотрудничество с органами внутренних дел предполагает долговременное и добровольное участие граждан в охране общественного порядка под непосредственным руководством должностных лиц данных органов.

Подводя итоги вышесказанного, необходимо отметит, что скорейшее принятие полноценного, отвечающего всем необходимым требованиям закона, позволит привлечь к обеспечению правопорядка максимально возможное количество заинтересованных в этом граждан, а также создать условия для самозащиты гражданами прав и свобод в сфере общественного порядка. Так как при анализе региональных законов, регламентирующих участие граждан в охране общественного порядка, выделено два основных недостатка: отсутствие финансовой мотивации граждан, участвующих в охране общественного порядка; незащищенность жизни и здоровья граждан, участвующих в охране общественного порядка. При условии устранения данных недоработок в уже принятых нормативно правовых актах, а так же при принятии законопроекта «Об участии граждан в охране общественного порядка» выводом всему станет наведение должного порядка в общественных местах.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Государственная защита и охрана общественного порядка выступает в качестве основного способа защиты и охраны прав и свобод, наряду с судебной (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ) и правовой защитой (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ), при которых все остальные способы дополняют действующую в государстве систему защиты и охраны прав и свобод человека.

Актуальность выбранной темы определяется также тем, что правозащитная деятельность ОВД РФ, их роль в деле охраны правопорядка, обеспечения личной и общественной безопасности нередко остается малоэффективной, особенно — в условиях затронувшего Россию мирового экономического кризиса, когда для охраны прав и свобод человека и поддержанию общественного порядка одной правоохранительной системы явно недостаточно.

Правозащитная функция государства заключается не только в создании системы правоохранительных и иных государственных органов по охране общественного порядка, но и в формировании благоприятной законодательной базы и организационно-технических условий для самостоятельной защиты гражданами своих прав путем создания особых институтов гражданского общества – общественных организаций по охране общественного порядка (добровольных народных дружин), призванных играть активную созидательную роль в правовой защите человека, интересов демократического, правового, социального государства, в формировании гражданского общества.

Наиболее эффективными и исторически востребованными коллективными формами участия граждан России в охране общественного порядка являются: а) добровольные народные дружины (ДНД) – общественные объединения граждан, созданные с целью оказания содействия органам внутренних дел в охране общественного порядка; б) общественные пункты охраны порядка (ОПОП) – государственно-общественные объединения, созданные по решению органов исполнительной власти субъекта РФ;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.008 с.)