Крым: роковое решение Н.С. Хрущева 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Крым: роковое решение Н.С. Хрущева



а) Предыстория крымского вопроса

 

После окончания полномасштабной Гражданской войны на европейской части бывшей Российской империи 18 октября 1921 г. совместным постановлением ВЦИК и СНК РСФСР за подписью В.И. Ленина, М.И. Калинина и А.С. Енукидзе на части территорий бывшей Таврической губернии Российской империи была образована «Автономная Крымская Социалистическая Советская Республика, как часть РСФСР, в границах Крымского полуострова из существующих округов: Джанкойского, Евпаторийского, Керченского, Севастопольского, Симферопольского, Феодосийского и Ялтинского». Этим же постановлением было указано, что вопрос о северных границах Автономной Республики Крым подлежал отдельному рассмотрению специальной комиссией в составе представителей НКВД РСФСР, УССР и Автономной Крымской ССР, а также Наркомнаца РСФСР, которое будет утверждено ВЦИК РСФСР, а не совместным решением ВЦИК и ВУЦИК. Спустя три недели, 10 ноября 1921 г. была принята и первая Конституция Автономной Крымской ССР, в которую были положены основные принципы Конституции РСФСР 1918 г. Позднее, в мае 1929 г. была принята новая Конституция республики, согласно которой ее название было изменено на Крымскую Автономную Советскую Социалистическую Республику.

В 1920-х гг. в высших партийных кругах стала активно продвигаться идея создания еврейской автономии в Крыму, целесообразность образования которой была отмечена В.И. Лениным еще в 1918 г., когда при Народном комиссариате национальностей был создан Еврейский комиссариат, занимавшийся, в том числе, и поиском свободных земель для расселения евреев, для которых была снята знаменитая черта оседлости, существовавшая в Российской империи с 1791 г. В декабре 1923 г. по решению Политбюро ЦК РКП(б), активными лоббистами которого были Л.Д. Троцкий, Л.Б. Каменев и Н.И. Бухарин, для рассмотрения этого вопроса была создана специальная комиссия под руководством заместителя председателя СНК СССР А.Д. Цюрупы. Более того, в августе 1924 г. для организации и поддержки еврейского переселенческого движения постановлением Президиума ЦИК СССР был создан Комитет по земельному устройству трудящихся евреев (КОМЗЕТ) во главе со П.Г. Смидовичем. А в декабре был организован Общественный комитет земельному устройству трудящихся евреев, который возглавил Ю.З. Ларин (Лурье), вплотную занявшийся «мобилизацией» международной общественности в поддержку землеустроительных проектов этого комитета.

Настоящим автором идеи еврейской колонизации Крыма был директор русского отдела известной американской организации «Джойнт» И.Б. Розен, который в 1924—1938 гг. одновременно возглавлял и «Агро-Джойнт». Хотя официально эта идея была озвучена заместителем наркома по делам национальностей Г.И. Бройдо и заведующим Всероссийской сельскохозяйственной выставки А.Г. Брагиным, который в том же 1924 г. совместно с М.Е. Кольцовым опубликовал книгу «Судьба еврейских масс в СССР».

Кстати сказать, реальным хозяином «Джойнт» был Феликс Варбург, который, будучи сыном главы фамильного банка Моисея Варбурга, в юном возрасте покинул Германию и перебрался в США, где сразу женился на Фриде Шифф, дочери президента «Kuhn, Loeb & Ko» Дж. Шиффа — основного спонсора Февральской революции, тесно связанного с банкирским домом Ротшильдов. Кроме того, его старший брат Пауль Варбург, свойственник того же Дж. Шиффа, был инициатором тайной сходки ведущих американских банкиров на острове Джекил, на котором была выработана вся концепция будущей Федеральной Резервной Системы США, основанной в декабре 1913 г. Кстати, в 1916 г. дочь Феликса Варбурга Карола вышла замуж за Вальтера Натана Ротшильда, который был главой еврейской сионистской общины в США.

В 1924 г. между «Джойнтом» и СНК СССР был подписан договор о создании корпорации «Агро-Джойнт» («American Jewish Joint Agricultural Corporation»), которая взялась за аграризацию евреев, в то время как государство в лице комитета П.Г. Смидовича безвозмездно предоставляло переселенцам земли в Крыму и на Украине, налоговые и другие льготы. Для содействия этому проекту в самом СССР была создана организация «Общество землеустройства еврейских трудящихся» (ОЗЕТ), а для финансового обеспечения проекта в 1928 г. «Джойнт» создал акционерное «Американское общество по устройству еврейских ферм» («The American Society for Jewish Farm Settlements in Russia»), которое возглавили Дж. Розенберг и Дж. Розенвальд, ставшие его главными инвесторами.

Комитет Ю.З. Ларина выдвинул проект еврейской колонизации северного и северо-восточного Крыма — самой необжитой и неблагоприятной для сельского хозяйства территории полуострова, где под еврейское переселение было отведено почти 350 тыс. га в Евпаторийском и Джанкойском районах. Позднее в 1930 г. на этой территории был создан Фрайдорфский еврейский национальный район площадью 240 тыс. га.

Далеко не все руководители страны были в восторге от деятельности КОМЗЕТа и идеи крымского проекта. Помимо И.В. Сталина и В.М. Молотова, против него активно выступали первый секретарь ЦК КП(б)У Э.И. Квиринг, нарком земледелия РСФСР А.П. Смирнов, нарком юстиции УССР Н.А. Скрынник и председатель ЦИК Крымской АССР В. Ибраимов. Поэтому в марте 1928 г. Президиум ЦИК СССР принял постановление «О закреплении за КОМЗЕТом для нужд сплошного заселения трудящимися евреями свободных земель и в приамурской полосе Дальневосточного края» в Биробиджане. В августе 1930 г. ЦИК РСФСР принял постановление «Об образовании в составе Дальневосточного края Биро-Биджанского национального района», на базе которого постановлением ЦИК СССР в мае 1934 г. была образована Автономная Еврейская национальная область.

Сразу после окончания Великой Отечественной войны в июне 1945 г. за подписью председателя и секретаря Президиума Верховного Совета РСФСР И.А. Власова и П.В. Бахмурова вышел указ «О преобразование Крымской АССР в Крымскую область», что сразу было закреплено соответствующим законом РСФСР и внесением соответствующих изменений и дополнений в статью 14 Конституции РСФСР. Это обстоятельство тут же возродило прежние идеи о создании в Крыму еврейской автономии, которую очень активно стали пробивать лидеры Еврейского антифашистского комитета (ЕАК) С. Михоэлс, И. Фефер, Ш. Эпштейн и другие. Более того, эти притязания лидеров ЕАК стали активно поддерживать жены двух старейших членов Политбюро В.М. Молотова и К.Е. Ворошилова — старые большевички П.С. Жемчужина и Г.Д. Горбман.

Естественно, что все это, помноженное на активную связь членов ЕАК с сионистским руководством Израиля, в частности, первым израильским послом в Москве Голдой Меир и идеологами мондиалистов, в частности, лидером «движения мировых федералистов» крупным американским банкиром К. Мейером и руководством так называемого «гарвардского проекта» Дж. Дэвисом и Дж. Кеннаном, привело к тому, что в ноябре 1948 г. Еврейский антифашистский комитет был распущен, а в начале 1949 г. были арестованы все его кураторы и руководители, в том числе С. Лозовский, И. Фефер, В. Зускин, С. Брегман, И. Юзефович, Л. Квитко, П. Маркиш и Л. Штерн, которых позже расстреляли.

29 октября 1948 г. указом Президиума Верховного Совета РСФСР № 761/2 за подписью тех же И.А. Власова и П.В. Бахмурова город Севастополь был выделен в самостоятельный административно-хозяйственный центр РСФСР со своим особым бюджетом и отнесен к категории городов республиканского подчинения, что приравняло его статус как к самой Крымской области, так и ко всем административно-территориальным единицам РСФСР.

 

б) «Крымская эпопея» Н.С. Хрущева

 

Новый этап в истории Крымской области был связан с 1954 г., когда новоявленный первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев на заседании Президиума ЦК выступил с инициативой передать эту область из состава РСФСР в состав УССР. Вопрос о том, почему именно Н.С. Хрущев инициировал передачу Крыма в состав УССР, до сих пор до конца не прояснен.

Бывший ельцинский министр печати и информации РФ М.Н. Полторанин, автор нашумевшей книги «Власть в тротиловом эквиваленте» (2010), утверждал, что эта акция готовилась еще при жизни И.В. Сталине, который таким образом пытался де-юре дезавуировать «нэповские» обязательства СНК РСФСР 1921—1922 гг. перед владельцами земельных паев-векселей на крымскую землю, среди которых были многие представители американского истеблишмента и тамошней еврейской общины, в том числе Г. Гувер, Ф. Рузвельт, Э. Рузвельт, Л. Маршалл и другие.

Сын бывшего лидера страны С.Н. Хрущев всячески убеждал, что передача Крыма в состав УССР была вызвана чисто экономическими причинами, в частности, острой необходимостью строительства Северо-Крымского оросительного канала, хотя совершенно очевидно, что в условиях существования единого народно-хозяйственного комплекса СССР этот аргумент не выдерживает никакой критики.

Наконец, известный знаток хрущевской эпохи, доктор исторических наук А.В. Пыжиков, автор книги «Хрущевская «оттепель» (2002), полагает, что «крымская эпопея» была связана с тем обстоятельством, что в предстоящей борьбе за единоличную власть Н.С. Хрущев, который в 1938―1949 гг. был фактическим главой УССР, очень рассчитывал получить поддержу влиятельной украинской партийной и хозяйственной номенклатуры, которая после войны резко увеличила свое представительство и в ЦК КПСС, и в Совете Министров СССР.

В настоящее время целый ряд либеральных авторов (Р. Медведев, Е. Зубкова, С. Хрущев) всячески пытаются реабилитировать Н.С. Хрущева и снять с него большую часть вины за «крымскую эпопею», представив дело таким образом, что данное решение было принято так называемым «коллективным руководством». Реальные факты говорят, что именно он стал инициатором этого процесса. Достаточно сказать, что уже 16 января 1954 г. Н.С. Хрущев добился отставки первого секретаря Крымского обкома партии П.И. Титова, который в крайне резкой форме возражал против передачи Крымской области в состав УССР, и назначил на его место активного сторонника своей затеи — второго секретаря обкома партии Д.С. Полянского. Через три года Д.С. Полянский сделает головокружительную карьеру и станет членом Президиума ЦК, председателем Совета Министров РСФСР, а затем и первым заместителем председателя Совета Министров СССР.

25 января 1954 г. под председательством главы Совета Министров СССР Г.М. Маленкова состоялось заседание Президиума ЦК, на котором, согласно протоколу №49, присутствовали «члены Президиума ЦК тт. Н.С. Хрущев, К.Е. Ворошилов, Н.А. Булганин, Л.М. Каганович, А.И. Микоян, М.З. Сабуров и М.Г. Первухин, кандидаты в члены Президиума ЦК тт. Н.М. Шверник и П.К. Пономаренко и секретари ЦК КПСС тт. М.А. Суслов, П.Н. Поспелов и Н.Н. Шаталин». Под номером XL этого протокола, озаглавленного «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР», значились два пункта:

1) утвердить с поправками, принятыми на заседании, прилагаемый проект указа Президиума Верховного Совета СССР о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР;

2) признать целесообразным провести специальное заседание Президиума Верховного Совета СССР, на котором рассмотреть совместное представление Президиумов Верховных Советов РСФСР и УССР о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР.

Примечательно, что этот протокол подписал не глава правительства Г.М. Маленков, который по статусу вел заседание Президиума ЦК, а первый секретарь ЦК Н.С. Хрущев.

5 февраля 1954 г. под председательством «президента» РСФСР М.П. Тарасова состоялось заседание Президиума Верховного Совета РСФСР, на котором, согласно Протоколу №41, присутствовали «заместители председателя Президиума Верховного Совета РСФСР З.А. Андреева, А.П. Данилова, М.О. Селюкин, Д.Д. Цыремпилон и П.В. Щербаков, секретарь Президиума Верховного Совета РСФСР И.Н. Зимин, члены Президиума Верховного Совета РСФСР тт. П.С. Бузина, П.Ф. Ладанов, П.Л. Пантиков, К.Л. Пупшова, А.Г. Соколов, К.В. Степанова, В.С. Цветкова и М.А. Яснов, министр юстиции РСФСР А.Т. Рубичев, председатель Верховного Суда РСФСР С.Л. Зитюков и прокурор РСФСР П.В. Баранов, заместитель председателя исполкома Крымского областного Совета депутатов трудящихся Т.М. Пономаренко и председатель исполкома Севастопольского городского Совета депутатов трудящихся С.В. Сосницкий». По итогам этого заседания было принято решение «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР», в котором говорилось, что «учитывая общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи между Крымской областью и Украинской ССР, Президиум Верховного Совета РСФСР постановляет: передать Крымскую область из состава РСФСР в состав Украинской ССР. Настоящее Постановление внести на утверждение Президиума Верховного Совета СССР».

Мы особо подчеркнем тот факт, что согласно статье 31 Конституции РСФСР 1936 г. в редакции от 5 апреля 1941 г. Верховный Совет РСФСР избирал Президиум Верховного Совета РСФСР в составе: председателя Президиума Верховного Совета РСФСР, 16 его заместителей по числу автономных республик, секретаря Президиума и 20 членов Президиума. Таким образом, списочная численность членов Президиума Верховного Совета РСФСР составляла 38 членов, а на заседании 5 февраля 1954 г. присутствовало только 15 членов Президиума ВС РСФСР, которые не обладали правом принятия каких-либо документов вообще ввиду элементарного отсутствия кворума!

В тот же день за подписью председателя и управделами Совета Министров РСФСР А.М. Пузанова и П.В. Груздева вышло постановление Совета Министров РСФСР №156 «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР», в котором говорилось, что с учетом «территориального тяготения Крымской области к Украинской ССР, общности экономики и тесных хозяйственных и культурных связей между Крымской областью и Украинской ССР, Совет Министров РСФСР постановляет: считать целесообразным передать Крымскую область из состава РСФСР в состав УССР. Просить Президиум Верховного Совета РСФСР рассмотреть вопрос о передаче Крымской области в состав УССР и войти в Президиум Верховного Совета СССР с соответствующим постановлением». Причем, заметьте, что данное постановление тоже являлось грубейшим нарушением действующей Конституции РСФСР, поскольку Совет Министров РСФСР мог только исполнять уже принятые нормативные акты Президиума Верховного Совета РСФСР, а не просить его о принятии подобного акта.

Через неделю, 13 февраля 1954 г. под председательством главы Президиума Верховного Совета УССР Д.С. Коротченко в Киеве состоялось аналогичное заседание Президиума ВС УССР, на котором было принято постановление Президиума Верховного Совета УССР «О представлении Президиума Верховного Совета РСФСР по вопросу передачи Крымской области в состав УССР», в котором говорилось, что «обсудив представление Президиума Верховного Совета Российской СФСР по вопросу передачи Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР, внесенное на рассмотрение Президиума Верховного Совета СССР, Президиум Верховного Совета Украинской ССР, со своей стороны, считает, что передача Крыма Украинской ССР, учитывая общность их экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи, вполне целесообразна и является свидетельством безграничного доверия великого русского народа украинскому народу. Соответственно представлению Президиума Верховного Совета Российской СФСР Президиум Верховного Совета Украинской ССР постановляет: просить Президиум Верховного Совета Союза ССР передать Крымскую область из состава Российской СФСР в состав Украинской ССР». При этом совершенно не ясно, каков был численный состав членов Президиума ВС УССР на момент принятия данного решения, и кто, и как голосовал заданное решение, поскольку протокол и даже копия этого заседания отсутствует в российских государственных архивах.

Через день после принятого решения, т.е. 15 февраля 1954 г., председатель и секретарь Президиума Верховного Совета УССР Д.С. Коротченко и В.Е. Нижник направили на имя председателя Президиума Верховного Совета СССР маршала К.Е. Ворошилова письмо о том, что «Президиум Верховного Совета Украинской ССР 13 февраля 1954 г. принял постановление по вопросу передачи Крымской области из состава Российской СФСР в состав Украинской ССР и вносит его на утверждение Президиума Верховного Совета СССР». При этом, заметьте, никакого совместного представления Президиумов ВС РСФСР и УССР в адрес К.Е. Ворошилова послано не было, что полностью противоречило решению Президиума ЦК КПСС от 25 января 1954 г.

Тем не менее, 19 февраля 1954 г. маршал К.Е. Ворошилов созвал заседание Президиума Верховного Совета СССР для решения этого вопроса. Согласно статье 48 действующей Конституции СССР 1936 г. в редакции от 8 августа 1953 г. в состав Президиума Верховного Совета СССР входили председатель Президиума Верховного Совета СССР, 16 его заместителей — по одному от каждой союзной республики, секретарь и 15 членов Президиума Верховного Совета СССР, т.е. всего 33 человека, а не 27, как это утверждается в многочисленных печатных публикациях и на просторах интернета. По протоколу №35 от 19 февраля 1954 г., на этом заседании ПВС СССР помимо его главы маршала К.Е. Ворошилова, присутствовали секретарь ПВС СССР Н.М. Пегов, 9 заместителей председателя ПВС СССР по должности, т.е. председатели ПВС союзных республик — М. Тарасов, М. Гречуха, Ш. Рашидов, Т. Кулатов, Н. Додхудоев, Ф. Бровко, М. Папян, А. Сарыев и О.В. Куусинен и 12 членов ПВС СССР А. Андреев, М. Багиров, М. Буденный, С. Вагапов, А. Даниилов, Я. Калнберзин, З. Лебедева, З. Муратов, М. Суслов, З. Федорова, Н. Хрущев и Н. Шверник. Казалось бы, кворум был налицо, то есть в наличие были 23 члена ПВС СССР, а не 13, как это опять-таки утверждается в многочисленных печатных публикациях и интернете.

Однако у нас есть все основания усомниться в подлинности этого протокола по целому ряду причин:

• почему в этом протоколе в качестве заместителя ПВС СССР и председателя Президиума ВС УССР указан М.С. Гречуха, который уже как месяц являлся первым заместителем председателя Совета Министров УССР, а новым главой ПВС УССР был Д.С. Коротченко;

• почему председатель Президиума ВС Латвийской ССР К.М. Озолинь, занимавший эту должность с марта 1952 г. и являвшийся по должности заместителем председателя Президиума Верховного Совета СССР, числился не в списке заместителей, а в числе приглашенных лиц, и т.д.

В ходе самого заседания ПВС СССР, продолжавшегося всего 20 минут, поочередно выступили всего несколько человек с вполне дежурными и заранее написанными речами — член Президиума ЦК, председатель ПВС СССР маршал К.Е. Ворошилов, председатель ПВС РСФСР М.П. Тарасов, председатель ПВС УССР Д.С. Коротченко, кандидат в члены Президиума ЦК, председатель ВЦСПС Н.М. Шверник, председатель ПВС Узбекской ССР Ш.Р. Рашидов и председатель ПВС Карело-Финской ССР О.В. Куусинен. Вот так, по-свойски, как мешок картошки, всего за несколько минут целая область была передана из состава РСФСР в состав УССР.

Хотя, согласно статье 18 действовавшей Конституции СССР, территория любой союзной республики не могла быть изменена без ее согласия. Формально таковые согласия были оформлены со стороны обеих республик в виде постановлений Президиумов ВС РСФСР и УССР. Однако в статье 33 Конституции РСФСР, содержавшей перечень полномочий Президиума Верховного Совета РСФСР, отсутствовали полномочия по изменению границ РСФСР. Кроме того, изменение территории республик не входило даже в полномочия Президиума Верховного Совета СССР, определявшиеся статьей 49 Конституции СССР, поскольку согласно статьям 14 и 31 Конституции СССР этот вопрос находился в ведении Верховного Совета, а не его Президиума. Таким образом, грубо нарушив нормы Конституции СССР, превысив свои конституционные полномочия и презрев саму процедуру решения данного вопроса, Президиум Верховного Совета СССР принял незаконное решение!

Тем не менее, 26 апреля 1954 г. Верховный Совет СССР законом «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР» утвердил указ своего Президиума и внес соответствующие изменения в статьи 22 и 23 Конституции СССР. 2 июня 1954 г. Верховный Совет РСФСР единогласно принял закон «О внесении изменений и дополнений в статью 14 Конституции РСФСР», согласно которому Крымская область была исключена из состава РСФСР. А через две недели, 17 июня 1954 г., в статью 18 Конституции Украинской ССР было внесен пункт о включении Крымской области в состав Украинской ССР.

Что касается города Севастополя, который, как известно, указом Президиума Верховного Совета РСФСР №761/2 от 29 октября 1948 г. был выделен в самостоятельную административно-хозяйственную единицу со своим особым бюджетом и отнесен к категории городов республиканского подчинения, то никакого отдельного решения по нему не принималось и де-юре он продолжал оставаться административной единицей именно РСФСР.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.244 (0.017 с.)