Раздел 2. Письменность и графические системы древних языков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. Письменность и графические системы древних языков.



1. Каковы причины возникновения письменности?

2. Что такое графическое письмо?

3. Перечислите этапы развития графического письма.

4. Что такое пиктография?

5. Что такое идеография?

Характеристика Требования к структуре и оформлению
Устный опрос – средство контроля усвоения учебного материала, организованное в виде опроса или собеседования преподавателя с обучающимися. - знания и кругозор студента; - умение логически построить ответ; - владение монологической речью.

 

Критерии и шкала оценивания Критерии оценивания: - полнота и правильность ответа; - степень осознанности, понимания изученного; - языковое оформление ответа.   Шкала оценивания: Отметка «5» ставится, если: - полно раскрыто содержание вопроса; - материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно используется терминология; - показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; -продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость компетенций, умений и навыков; - ответ прозвучал самостоятельно, без наводящих вопросов; - допущены одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов, которые исправляются по замечанию преподавателя. Отметка «4» ставится, если: - ответ удовлетворяет в основном требованиям на «отлично», но при этом имеет один из недостатков: в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; - допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию преподавателя; - допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, которые легко исправляются по замечанию преподавателя. Отметка «3» ставится, если: - неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; - имеются затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов преподавателя; - при неполном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность компетенций, умений и навыков, аспирант не может применить теорию в новой ситуации. Отметка «2» ставится, если: - не раскрыто основное содержание учебного материала; - обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; - допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов преподавателя; - не сформированы компетенции, умения и навыки.
 

Тест

Тестовые задания (фрагменты):

В каждом задании предлагается отметить правильные варианты (один или несколько).

 

Что такое письмо:

1. общая теория знаковых систем;

2. предметная символика как универсальное средство фиксации звуковой речи на каком-либо материале;

3. система звуков;

4. совокупность начертательных знаков, служащих универсальным средством фиксации звуковой речи на каком-либо материале, для передачи на расстоянии и для сохранения;

5. совокупность отдельных букв, слогов, слов, предложений и групп предложений;

6. совокупность символических рисунков (пиктограмм)?

 

Совокупность начертательных знаков, служащих универсальным средством фиксации звуковой речи на каком-либо материале, для передачи на расстоянии и для сохранения, называется:

  1. алфавит (или иероглифы) как материальные единицы;
  2. графика, орфография и пунктуация;
  3. графология;
  4. письмо;
  5. специфическая окраска звука;
  6. язык (речь)?

 

Эволюция типов письма насчитывает несколько:

1. десятилетий;

2. столетий;

3. тысячелетний?

 

Укажите неверное о древнейших системах письма:

1. древнеегипетская иероглифическая (с конца IV тысячелетия до н.э.);

2. древнекитайская (со II тысячелетия до н.э.);

3. система майя (I тысячелетиe до н.э.).

4. старославянская (с конца II тысячелетия до н.э.);

5. шумерская (с начала III тысячелетия до н.э.);

 

Совокупность всех средств данной письменности — это:

1. алфавит;

2. графика;

3. орфография;

4. орфоэпия;

5. символика

6..

 

Графика изучает:

1. единство букв и звуков всех языков;

2. соотношение букв языка;

3. соотношение звуков языка;

4. соотношение между графемами и фонемами.

 

Что такое алфавит:

1. совокупность букв, расположенных в исторически сложившемся порядке;

2. совокупность знаков, обозначающих слоги или слова;

3. совокупность рисунков, используемых для письма;

4. нет правильного ответа.

 

Слово «алфавит» образовано из названий двух первых букв:

1. арабского алфавита;

2. греческого алфавита;

3. русского алфавита.

 

Главными элементами алфавитной графической системы являются:

1. буквы;

2. лигатуры;

3. орфограммы;

4. цифры.

 

В каком направлении пишут арабы:

1. слева направо;

2. справа налево?

 

Греками был заимствован финикийский алфавит из скольких букв:

1. 15;

2. 22;

3. 41;

 

Финикийский алфавит возникает примерно на рубеже:

1. ХI-Х тыс. до н.э.;

2. IХ-Х в. н.э.

 

Греческое письмо восходит к:

1. арабскому письму;

2. китайскому письму;

3. финикийскому письму;

4. нет правильного ответа.

 

В V — IV вв. до н.э. сложился классический общегреческий алфавит, включавший в себя:

1. 20 букв;

2. 22 буквы;

3. 27 букв;

4. 42 буквы.

 

Новогреческий алфавит имеет:

1. 17 букв;

2. 24 буквы;

3. 33 буквы.

 

Большинство алфавитов Западной Европы восходят к алфавиту:

1. греческому;

2. индийскому;

3. итальянскому;

4. кириллице;

5. латинскому;

6. французскому.

 

Месроп Маштоц создал алфавитное письмо для:

1. армянского языка;

2. греческого языка;

3. китайского языка;

4. русского языка;

5. нет правильного ответа.

 

На основе какого письма возник славянский алфавит:

1. греческого;

2. египетского;

3. индийского;

4. китайского?

 

Кто создает первый славянский алфавит:

1. Кирилл и Мефодий;

2. Кирилл и Храбр;

3. Кирилл;

4. Мефодий;

5. Храбр?

 

Реформа русской азбуки была проведена:

1. Иваном IV;

2. Петром I;

3. Александром I;

4. Николаем I?

 

 

Характеристика Требования к структуре и оформлению
Тест – стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерять знания, умения и навыки обучающегося. 1. Задания закрытого типа предусматри-вают различные варианты ответа на поставленный вопрос (выбор одного или несколько правильных ответов; установление соответствия, определение последовательности и др.). 2. Задания открытого типа предполагают собственную формулировку ответа (слово (словосочетание); числовые данные, вычисление, решение; рисунок; предложение и др.).
Критерии оценивания
Коэффициент усвоения учебного материала – Ку. Он определяется как отношение правильных ответов обучающегося к общему количеству заданий (по В.П. Беспалько). Ку=А/Р, где А – число правильных ответов, Р – общее число заданий. Ку >0,7, то учебный материал считается усвоенным.

Шкала оценивания

Баллы Уровень Отметка
5 (90-100%) высокий отлично / зачтено
4 (71-89%) выше среднего хорошо / зачтено
3 (51-70%) средний удовлетворительно / зачтено
2 (50% и менее) низкий неудовлетворительно / незачтено

2.3. Домашнее задание

Комплекты вопросов для домашних заданий:

1. Какие гипотезы происхождения языка Вам известны? Кратко охарактеризуйте их.

2. Данные каких наук могут, по вашему мнению, пролить свет на проблему происхождения человека и его языка: археологии, палеоантропологии, физиологии, детской психологии, социологии, экспериментальной фонетики?

3. Как указать на предмет без помощи пальца? Приведите примеры подобных «указательных» слов. Покажите на этих примерах взаимосвязь звука и жеста.

4. Какие гипотезы о происхождении языка возникли в античной философии и в Новое время?

5. Какую роль выполняли жесты при возникновении языка?

6. В чем заключается связь между эволюционным развитием руки у человека и появлением языка как средства общения?

7. Какое место в исторической эволюции человека занимает уменьшение нижней челюсти? С чем это было связано и к каким последствиям приводило?

8. В каких формах овладевают языком глухонемые и слепоглухонемые люди?

9. Почему только звуковой язык мог стать полноценным средством общения древних людей?

10. Есть ли рациональное зерно в мифологических и религиозных представлениях о происхождении языка?

11. Охарактеризуйте одну из современных гипотез о происхождении языка.

12. Каковы взаимоотношения языка и религии?

13. В чем различия в содержании терминов: живые и мертвые языки, классические языки, профетические и апостольские языки?

14. Какие языки являются в наши дни государственными? Охарактеризуйте их.

15. Как вписываются классические языки в бесписьменное и в письменное общество?

16. Что такое кодификация языка?

17. Обязательна ли норма для литературного языка?

18. Какие функциональные стили существуют в современном русском литературном языке?

19. Чем литературный язык отличается от языка художественной литературы?

20. Назовите и охарактеризуйте этапы развития письма.

21. Что представляет собой собственно письмо?

22. В чем различия консонантного и вокалического письма?

23. Какой алфавит был первым в звуко-буквенном письме?

24. Чем отличается буква от пиктограммы и иероглифа?

25. Какие современные алфавиты родственны греческому?

26. Охарактеризуйте соотношение количества букв и фонем в русском, старославянском, английском, немецком, французском языках.

27. Как формировался алфавит в русском и в изучаемом Вами иностранном языке?

28. Что такое пазиграфия и есть ли у нее будущее?

29. Какие буквы заимствованы старославянским алфавитом из греческого и древнееврейского языков?

30. Охарактеризуйте основные реформы русской графики.

31. Чем можно объяснит взлет лингвистической мысли в Древней Индии?

32. Что представляла собой грамматика Панини?

33. Почему при установлении родства языков сопоставляются лишь слова определенных тематических групп: термины родства, названия частей тела, времен года и частей суток, водоемов, некоторых животных и растений, древнейших трудовых процессов, орудий и продуктов труда, личные местоимения, числительные первого десятка и сто?

34. Какую роль сыграло знакомство с санскритом в становлении сравнительно-исторического метода в языкознании?

35. Какие языки являются славянскими, германскими, романскими, афроазийскими?

36. Можно ли утверждать и на каких основаниях, что существует международный терминологический фонд?

37. В каких известных Вам науках употребительны латинские термины?

38. Что такое иностранные слова в русском языке, отличаются ли они от заимствований?

39. Что такое варваризмы?

40. Перечислите языковые приметы слов нерусского происхождения.

41. Каковы приметы заимствований из старославянского языка?

42. Зависит ли степень освоения иноязычных слов от пути заимствования?

43. Какие этимологические словари Вам известны?

44. Выявите заимствования из классических языков в сегодняшней газете (в выпуске новостей).

45. Каково происхождение и первоначальное значение имен ваших сокурсников?

46. Что такое паремия?

47. В чем различие конфессионального и светского подходов к переводу книг Библии?

48. Когда и в чью честь празднуется день переводчика?

Характеристика Требования к структуре и оформлению
Домашнее задание – это задание, задаваемое преподавателем для самостоятельного выполнения обучающим-ся во внеаудиторное время. При работе над заданием необходимо вести самостоятельный поиск решений, на использование полученных ранее знаний, умений и навыков в новых ситуациях. Важно продемонстрировать знание основных разделов дисциплины, а также умение и навыки сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, формулировать выводы и т.п. Желательно при выполнении задания включать работу с географической картой, таблицами, иллюстративным материалом. Оформляется домашнее задание в рабочей тетради или на отдельных листах.

 

Критерии оценивания
- информационная достаточность; - правильность выполнения задания; - стиль и язык изложения (целесообразное использование терминологии, пояснение новых понятий, лаконичность, логичность, правильность применения и оформления цитат и др.); - адекватность и количество использованных источников; - владение материалом.

 

Показатели оценивания Баллы
Последовательность, четкость и логичность изложения материала. 1
Умение работать с различными источниками информации, систематизировать и структурировать материал; самостоятельность оценок и суждений. 1
Степень раскрытия сущности вопроса, правильное выполнение задания. 1
Обоснованность выбора источников: оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, сводки, справки, картографические источники). 1
Соблюдение требований к оформлению (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией; соблюдение требований к объёму домашнего задания. 1
итого 5

 

Шкала оценивания

Баллы Уровень Отметка
5 высокий отлично / зачтено
4 выше среднего хорошо / зачтено
3 средний удовлетворительно / зачтено
2 низкий неудовлетворительно / незачтено

Доклад

1. Литературный язык как функционально-историческая категория.

2. Признаки литературного языка. Типологические разновидности литературного языка.

3. Понятие о профетических и апостольских языках. Социолингвистическое определение понятия «Классический язык».

4. Понятия «мертвые языки», «международные языки».

5. Письмо. Протописьменности.

6. Пиктография, виды пиктограмм (иконические и символические). Вампум.

7. Виды письма (идеография, логография, силлабография, фонография).

8. Понятие о дешифровке письменностей. Ф. Шампольон и история расшифровки египетских иероглифов.

9. Становление и эволюция алфавитов. Древнейшие алфавитные системы.

10. Консонантное и вокалическое письмо.

11. Восточные и западные алфавиты.

12. Системы исчисления на основе алфавитов. Современные алфавиты. 

13. Типы письма: минускул, маюскул, унциал, устав, полуустав, скоропись, вязь. Каллиграфия.

14. Санскрит как один из основных древнеиндийских языков. Эпический, классический и другие разновидности санскрита. Важнейшие древние тексты санскрита.

15. Система древнеиндийского письма.

16. Особенности сложения и кодификации санскрита. Грамматика Панини.

17. Открытие санскрита европейским языкознанием. Санскрит и сравнительно-историческое языкознание

18. Место санскрита и других классических языков в структуре индоевропейского и славянского языкознания.

19. Древнееврейский язык, этапы его эволюции. Гебраизмы в русском языке.

20. Греческий язык. Общая характеристика. Особенности фонетики и грамматики.

21. Основные исторические периоды развития греческого языка.

22. Наддиалектные формы языка и койне.

23. Становление греческого алфавита.

24. Особенности становления и развития латинского языка. Периоды эволюции латинского языка. Национальные языки Европы и латынь.

25. Латинское письмо. Письменности на основе латиницы. Проблемы адаптации латинского письма к другим языкам.

26. Использование латиницы в славянских письменностях.

27. Лингвистические приметы и группы заимствованных слов в русском языке.

28. Содержание терминов: грецизмы, латинизмы, гебраизмы, славянизмы, гомеризмы, библеизмы, варваризмы, экзотизмы.

29. Наследие иврита, латинского и греческого языков в русском и западноевропейских языках.

30. Славянизмы в составе русского языка, их языковые приметы.

31. Международные словообразовательные элементы.

32. Паремиологический уровень языка. Паремии как предложенческие единицы. Разграничение терминов: афоризм, пословица, поговорка, паремия и под.

33. Притча как жанр. Притчи Нового Завета.

34. Крылатые слова греческого и латинского происхождения в русском языке.

35. Историко-культурные предпосылки возникновения славянской письменности. Глаголица и кириллица.

36. Церковнославянский язык и его изводы. Эволюция церковнославянского языка на русской почве.

37. Первые лингвистические сочинения в Московской Руси. Грамматики церковнославянского языка.

38. Основные течения в переводах книг Библии.

39. Основные переводы книг Библии: Септуагинта, Вульгата, таргумы, переводы Вульфилы, Я. Гуса, М. Лютера и др.

40. История и лингвистические особенности русских сводов книг Библии (Геннадиевская и Острожская Библия).

41. Реформа Никона и церковный раскол.

42. История и лингвистические особенности русских сводов книг Библии (Елизаветинская Библия, Синодальный перевод).

43. Развитие книгопечатания на Руси. Просветительская деятельность И. Федорова и его соратников.

44. Переводы книг Библии на современный русский язык.

 

Характеристика Требования к структуре и оформлению
Доклад – продукт самостоятельной работы обучающегося, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы. 1) содержание; 2) оформление; 3) сообщение.

 

Критерии оценивания
- соответствие выступления теме, поставленным целям и задачам; - проблемность / актуальность; - новизна / оригинальность полученных результатов; - глубина / полнота рассмотрения темы; - доказательная база / аргументированность / убедительность / обоснованность выводов; - логичность / структурированность / целостность выступления; - речевая культура (стиль изложения, ясность, четкость, лаконичность, красота языка, учет аудитории, эмоциональный рисунок речи, доходчивость, пунктуальность, невербальное сопровождение, оживление речи афоризмами, примерами, цитатами и т.д.); - используются ссылки на информационные ресурсы (сайты, литература); - наглядность / презентабельность (если требуется); - самостоятельность суждений / владение материалом / компетентность.

 

Показатели оценивания письменной работы Баллы
Соответствие содержания заявленной теме. Доклад содержит сформулированное исследуемое теоретическое положение, тезис. 1
Обозначен круг понятий и терминов, необходимых для описания рассматриваемого положения, тезиса. 1
Доклад разделен на смысловые части и присутствует логика рассуждений, сделаны промежуточные и конечные выводы. 1
Подача материала выступления, наличие презентации, содержащей графические материалы, таблицы, схемы. 1
В докладе присутствует ссылка на источники, авторов исследований. Ответы на вопросы. 1
итого 5

 

Шкала оценивания

Баллы Уровень Отметка 5 высокий отлично / зачтено 4 выше среднего хорошо / зачтено 3 средний удовлетворительно / зачтено 2 низкий неудовлетворительно / незачтено

 

       3. Типовые контрольные задания и иные материалы, используемые для оценки результатов обучения в ходе промежуточной аттестации

Форма контроля: экзамен.

Контроль успеваемости по дисциплине осуществляется с помощью следующих оценочных средств:

Вопросы к экзамену:

1. Национальный язык.

2. Международный язык.

3. Русский язык как средство общения между народами и как один из важнейших языков мира.

4. Литературный язык и язык художественной литературы.

5. Литературно-языковая норма и её кодификация.

6. Отличие языка от других средств коммуникации.

7. Происхождение письма и основные этапы его развития.

8. Пиктография, виды пиктограмм (иконические и символические). Вампум

9. Виды письма (идеография, слоговое и буквенно-звуковое письмо).

10. Понятие о дешифровке письменностей. Ф. Шампольон и история расшифровки египетских иероглифов.

11. Становление и эволюция алфавитов. Древнейшие алфавитные системы.

12. Понятие о старославянском языке, его место в генеалогической классификации.

13. Значение изучения старославянского языка.

14. Общественно–исторические условия возникновения славянской письменности. Деятельность Константина и Мефодия.

15. Славянские азбуки. Проблемы их изучения.

16. Кириллица

17. Глаголица

18. Важнейшие кириллические памятники старославянского языка как источники его изучения.

19. Важнейшие глаголические памятники старославянского языка как источники его изучения.

20. Остромирово евангелие - древнейший славянский памятник письменности

21. Понятия «мертвые языки»

22. Церковнославянский язык и его изводы. Эволюция церковнославянского языка на русской почве.

23. Некоторые особенности старославянской графики и орфографии.

24. Старославянизмы в составе русского языка, их языковые приметы.

25. Библия о происхождении языка.

Задания к экзамену:

Определить слов русского и старославянского языков (по различным приметам, приметы указать): драгоценный, здравие, добродушный, заглавный, свеча, возглас, крёстный, единство, суесловить, нёбо, белобрысый, беловик, клятва,  ползущий, цветущий, белокаменный, работа, радость, равный, благосостояние, ранг, крест, лодка, ложка, рождение, ограждение, грабёж, низвергнуть, чёрный, омоложение, предусмотреть, гражданин, невежа, чрезмерный, горожанин, черезрядный, сыпучий, трескучий, ворота, возрадоваться, норов, всенощная, нощь, ягнёнок, превзойти, перевыборы,

Планируемые результаты обучения по дисциплине

Показатели и критерии оценивания, балл



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.117 с.)