Первые проблемы подросткового возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первые проблемы подросткового возраста



Проблема взросления. Возможно, кто-то посчитает, что проблемы пола поднимать рано. Но мы не должны забывать, что живем в XXI веке, особенностью которого является то, что дети взрослеют гораздо раньше и тем самым ломают общепринятые стереотипы. Ведь проблему легче предупредить, чем заниматься ее решением. Поэтому необходимо говорить о том, что период полового созревания неизбежен и родители должны быть готовы переживать его спокойно и вместе с ребенком, а не по разные стороны баррикад. Сегодняшняя беседа посвящена деликатной теме – теме превращения мальчиков в юношей, а девочек – в девушек. Но прежде чем наступит красивый и радостный период юношества, наши с вами дети переживают уже сегодня период раннего отрочества. Его еще можно назвать периодом гадкого утенка, периодом неприязни и неприятия себя, периодом отрицаний и страданий. По-разному переживают дети этот период: кто-то бунтует, открыто протестует, кто-то страдает молча, уйдя в себя и тихонько глотая слезы. Однако и в одном, и в другом случае детям нужна поддержка, внимание и забота. Они должны реально ощущать, что родные и близкие люди понимают их проблемы, стараются ответить на те вопросы, которые ставит перед ними ситуация взросления.

Папы и мамы!

Ваш ребенок входит в пору своего физиологического взросления. Это вносит определенные изменения в его характер, взаимоотношения с окружающими людьми и сверстниками. Очевидное физическое взросление меняет взгляды ребенка на жизнь, его ценностные ориентиры.

Значение семьи для вашего ребенка в этот период времени непреходяще. Ему как никогда нужны ваше тепло и забота, понимание и доверие. Перед вами статистика, которую вы должны знать:

1. Подростковый возраст характеризуется высоким уровнем тревожности, озабоченности и неудовлетворенности своей внешностью.
2. В этот период жизни к нелюбимым чертам характера ребята относят физические характеристики.
3. 30% мальчиков и 20% девочек в возрасте 11–12 лет испытывают беспокойство по поводу своего роста.
4. 60% девочек в возрасте 11–12 лет испытывают беспокойство по поводу лишнего веса. В действительности лишь 16% от этого числа склонны к ожирению и тучности.
5. Мальчики и девочки, достигшие раньше других физической зрелости, обладают более высоким социальным статусом в детском коллективе.
6. Девочки, у которых позднее физическое созревание, часто страдают заниженной самооценкой в коллективе сверстников и попадают в группу изолированных детей по результатам социометрии.
7. Сексуальные установки младших подростков больше подвержены влиянию семейных и социальных установок.
8. По материалам статистики, опыт первой влюбленности девочек –11 лет – 60%, опыт первой влюбленности мальчиков – 13 лет.
9. В этот период времени девочки больше стремятся к личной свободе и независимости. Начиная с 11 лет, увеличивается конфликтность подростков.
10. Большинство детей в этот период времени отдаляется от родителей, предпочитая группу сверстников.

Примерный режим дня для подростка

 

  Пробуждение 7.00
  Утренняя гимнастика, закаливающие процедуры, уборка постели, умывание 7.00-7.30
  Завтрак 7.30-7.50
  Дорога в школу (прогулка) 7.50-8.20
  Учебные занятия в школе 8.30-14.15
  Дорога из школы домой (прогулка) 14.15-14.45
  Обед 14.45-15.15
  Послеобеденный отдых -
  Пребывание на воздухе, прогулка 15.15-17.15
  Приготовление уроков 17.15-19.30
  Пребывание на воздухе -
  Ужин и свободные занятия (творческая деятельность, чтение литературы, помощь семье) 19.30-21.00
  Приготовление ко сну, поддержание чистоты одежды, обуви, вечерний туалет 21.00-21.30
  Сон 21.30-7.00

Рекомендации для родителей

1.Старайтесь, говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.

2. Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.

3.Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.

4.Будьте открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.

5.Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.

6.Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети не воспринимали сексуальные отношения как нечто грязное и постыдное. От этого во многом зависит их физиологическое взросление.

7.В период полового созревания мальчикам важно получить поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап.

8.Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.

9.Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.

10.Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.

ВНИМАНИЕ! ТРУДНЫЕ ПОДРОСТКИ

 

В современных условиях трудными подростками называют тех детей, чье поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому часто к трудным относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям.

Трудные ведут себя с напускной независимостью, открыто высказываются о своем нежелании учиться, у них отсутствует уважительное отношение к учителям, авторитет сверстников завоевывается с помощью физической силы. Именно такие подростки чаще всего становятся на путь правонарушений, так как чаще всего отвергаются коллективом одноклассников. В таких случаях подросток “уходит” изшколы, он сближается с другими “отверженными”.

Грубость, цинизм, бесшабашность трудных зачастую являются маскировкой чувства собственной неполноценности, ущемленности, детскости.

Одна из самых характерных особенностей трудных детей — психическая незрелость, отставание от возрастных норм. Повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения, слабость логического мышления характеризуют таких ребят. Они редко мучаются выбором, принимают собственные решения, часто поступают слишком по-детски, импульсивно.

Мальчики часто вспыльчивы, возбудимы. Они легко вступают в драки, могут стать мстительными, злопамятными, проявить жестокость.

Девочки склонны к позерству, не терпят равнодушия к себе, театральны. На самые мелкие обиды могут реагировать рыданиями, рвотой, онемением рук. Часто они жестоки и холодны в душе, но этого не показывают, их привязанности поверхностны.

Одной из причин возникновения такого поведения могут быть психические заболевания и пограничные состояния. Этому способствуют перенесенные нейроинфекции, травмы головы, частые и тяжелые заболевания, ослабляющие организм. Сюда же можно включить алкогольную интоксикацию плода, которая может сказаться именно в переходном возрасте.

В большинстве случаев медицинское обследование трудных детей замечает эти отклонения, а также начинающиеся хронические психические заболевания. Грани нормы и патологии не всегда легко различимы в подростковом возрасте. Поэтому даже опытному врачу приходится иногда несколько раз встречаться сподростком, прежде чем решить, имеет ли он дело с особенностями характера или с психическим заболеванием.

Очевидно, что в большинстве случаев диагноз ставится отрицательный. Значит, отклонения появились под влиянием семьи и окружающей микросреды, то есть недостаточном учете со стороны взрослых возрастных особенностей развития ребенка. Они не всегда справедливо оценивают возросшие способности и потребности ребенка и продолжают осуществлять устоявшиеся меры воздействия.

Неблагоприятный климат в семье часто является причиной отклонений в поведении. Особо негативную роль играет отсутствие единства требований со стороны родителей и учителей. Ребенок не желает выполнять их требования, тем более что они бывают иногда полярными.

Также причиной “отверженности” может служить хроническая неуспеваемость. Это порождает отвращение к учебе, стремление самоутвердиться другим способом. Ребята не способны устоять перед дурными примерами и в асоциальных компаниях легко адаптируются. Начинают курить, выпивать, употребляют наркотики, охотно включаются в авантюры.

«Цивилизационные» болезни подростков. Их профилактика

Ухудшающееся здоровье детей в последние годы беспокоит родителей, школу и общественность страны. Рост детской патологии принял настолько угрожающий для существования страны характер, что заставил говорить об этом вслух её руководство.

Непосредственно эта проблема касается, прежде всего, нас с Вами, т.к. речь идёт о здоровье Вашего ребёнка. Риски заболеть у ребёнка в разы выше, чем у взрослого.

Среди причин, вызывающих заболевания у детей, сегодня хотелось бы особо выделить те, которые обусловлены новыми, являющимися условной расплатой за «блага цивилизации», то есть те факторы, которые каждому из Вас можно устранить, либо снизить их вредоносное воздействие.

Гиподинамия.

Недостаточная физическая активность вызывает:

§ нарушения в силовой координации движения,

§ снижает готовность ребёнка к нормальной работе в обычных условиях и в экстремальных ситуациях,

§ увеличивает риск травматизма в быту,

§ ведёт к нарушениям осанки, физическому недоразвитию сердечной мышцы, сосудистой нестабильности, болезням органов дыхания, снижению иммунитета,

§ затрудняет адаптацию к сложным жизненным ситуациям,

§ падение личного рейтинга у окружающих,

§ снижает устойчивость к болезням,

§ увеличивает количество пропусков уроков.

Нерациональное и суррогатное питание:

Мимоходом, несбалансированная по белкам, жирам, углеводам, незаменимым аминокислотам, микроэлементам и витаминам пища.

Пренебрежение к отечественным (кстати, очень дешевым по «западным меркам» экологически чистым продуктам.

Употребление наполненных консервантами, стабилизаторами, красителями, «идентичных натуральным» ароматизаторами и другими токсинами продуктов недобросовестных производителей. Вы многих знаете производителей совестливых? Вспомните губернаторский бал, китайское молоко, вспышки токсикоинфекций в детских садах и школах. У Вас есть опыт очистки хромированных деталей и водопроводных труб напитками Пепси-колой, Спрайтом? Известно ли Вам, что гусениц на капустных листьях с успехом изгоняют с помощью Кока-колы?

Не могут считаться безобидными в детском питании генномодифицированные продукты (соя, картофель, кукуруза, фасоль и бобы), суррогаты желе, молока, кофе, масла-рафинады, «легкие сливочные» масла.

Тщательно скрывается производителями и продавцами наличие в «самых безобидных» тониках солидных количеств алкоголя и кофеина. А в так называемых БАДах (биологически-активных пищевых добавках) – официально запрещённые наркотические вещества. Биологические последствия нарушения питания общеизвестны. Необходимо, на мой взгляд помнить о крайних степенях этих нарушениях:

§ избыточный вес взрослого в 250-400 кг;

§ кахексию – 36 кг;

§ гибель людей от отравлений;

§ резкие нарушения объёма движения, деформирующие артрозы в опорных суставах.

Акутравмы (У 20% юношей и девушек, которые непомерно увлекались рок – музыкой, слух оказался сниженным так же, как у 85-летних стариков. Нормальная сила звука в общении – 30-35 децибелл. Постоянное пребывание в зоне 70 дб (суммарно в течение 2-х часов в сутки) через 2 года вызывает тугоухость, расстройства умственной трудоспособности, сердечно-сосудистые расстройства, гормональные сдвиги. Звуки выстрела, реактивного двигателя, мощные звуки на дискотеке, крик школьника рядом с Вашим ребёнком на перемене (100-120 дб) являются болевым порогом, поэтому могут вызвать резкое необратимое снижение слуха в высокочастотном диапазоне).

«Модная внешность»: одежда не по сезону и климату, нарочитая «бомжевская» небрежность, пренебрежение к деловому стилю, длинноносые «спотыкалки», преждевременный подъём девочек на «Шпильки», пирсинг, татуировки, ранний «боевой окрас» и т.п.

Результаты: отморожения, простудные заболевания, заболевания мочеполовых органов, острые травмы, деформации стоп, костей малого таза у девочек, аллергические и нейродерматиты, острые гнойные заболевания в местах татуировок и пирсинга.

Гормональная акселерация. Рост причин и количества стрессовых ситуаций, нерациональные попытки заниматься спортом, а не системной физкультурой, улучшившееся белковое питание, количества межнациональных браков ускорили физическое развитие подростков, и в том числе, – вызвали гормональную акселерацию. Психическое развитие не ускорилось. Скорее – замедлилось! Одновременно с этим Медиа-средствами в сознание россиян под флагами свободы и духовной раскрепощённости внедряется нравственная распущенность, «сексуальная озабоченность» со всеми вытекающими из этого последствиями.

На этом фоне «молодеющие» сахарный диабет, болезни щитовидной железы, гормональное ожирение стали нам казаться «детскими игрушками»

Состояния самоутверждения и познания себя. 12-15 лет – период отрочества (переходного периода). Период, когда по исследованиям психиатров и психологов, подростки пристально оценивают свое место в окружающем мире, активно стараются занять и, часто недостаточно обоснованно, достойное их место в нём.

Основные ценности для него в это время:

§ место в домашней иерархии,

§ как он смотрится среди сверстников,

§ использование предоставленными к этому времени степенями свободы передвижения, духовной жизни, самовыражения и детского эгоизма,

§ успехи в учебной и другой образовательной деятельности.

Смоделированная ребёнком «эгоцентрическая» система внешнего мира, как правило, далека от реальной. Окружающий мир ему ещё неизвестен. Мы не знаем о соседях по лестничной клетке. Мы не рассказываем о жизни своих родственников. Мы не читаем умных книг, мы живём в лживой атмосфере средств массовой информации. Нам некогда поговорить с подростком о жизни и т.д.

В результате внешний мир жёстко ставит преждевременного претендента на его место – самый низ иерархии в стае. Но претензии-то остались.

Возможные варианты исхода конфликта интересов:

1. Оценка обстановки, разработка и реализация долгосрочного плана повышения своей нравственной, интеллектуальной, физической, профессиональной, коммуникативной и, необходимых для общества, ценностей для занятия в нём значимого уровня. Это самый продуктивный, но трудный путь.

2. Оценка обстановки – предыдущий вариант труден. Пусть всё будет, как будет! Мне и так хорошо. При возможности родители прокормят. Или повезёт. Все вокруг не стоят моего внимания. Может быть, что-нибудь улучшу. А нет – и так сойдёт.

3. Оценка обстановки – легитимный путь труден и длителен. Хочу занять своё место сейчас! Не смотря ни на что!

§ возьму силой, агрессией на окружающих;

§ возьму демонстративной агрессией, направленной на себя;

§ вообще я от вас ничего не хочу, я буду жить сам в себе.

В худших вариантах родители имеют у подростков девиантные формы поведения, психологические инверсии и кризы подростков:

Развитие обычной защитной детской агрессивности в патологическую, переходящую в девиантное, асоциальное поведение, в агрессивность криминальной хроники.

У трудно управляемой личности подростка развиваются психопатии, неврозы навязчивых состояний. Учащаются и развиваются по глубине демонстрации готовности покончить с собою, атаковать «обидчиков», могут исполняться протестные акты самоубийства.

В последние годы мы всё чаще слышим и сталкиваемся с изменениями сексуальной ориентации, педофилизмом.

Стало нормой в семьях с недостаточным общим образованием, на фоне хронического стресса и отсутствия моральных опор, насильно, до достижения ребёнком духовной зрелости, обращать в послушание какой-либо церковной конфессии своих малолетних детей. Такие действия богобоязненных родителей нарушают права ребёнка и прививают ему спорные представления об окружающем его мире. Наиболее жестко это насилие над ребёнком проявляются в сектах и радикальных ветвях церквей.

Острые и хронические спортивные травмы (результаты неудержных, болезненных стремлений подростков и их родителей добиться модной нынче славы в мировых масштабах, а равно – «полной занятости ребёнка») довольно часто приводят к повышенным для них рискам.

Медицинские риски:

Острые травмы характерны для бокса, всех видов единоборств, гимнастики, фехтования, тенниса, парашютного спорта.

Несмотря на общеукрепляющие мероприятия часты простудные заболевания у пловцов, лыжников, альпинистов. Достаточно часто происходят гормональные сдвиги и нарушения овариальных циклов у девушек-спортсменок. Нередкими стали среди спортсменов остановки сердца вследствие нарушений диспансерного обследования, медицинском сопровождении тренировок. Останавливаются, как правило, в таких случаях гипертрофированные от чрезмерных нагрузок сердечные мышцы.

С другой стороны повышенное «сжигание «адреналина» вызывает его недостаток в организме и приводит подростка если не в банду, то в экстремальные (заведомо опасные) виды спорта.

Впоследствии, с уходом из большого спорта, спортсмен становится ненужным в обществе, испытывает тяжёлые психологические испытания и, мало кто из них, адаптируется к обычной жизни.

Социальные болезни

Социальные причины, меры профилактики туберкулёза, алкоголизма, наркомании и токсикоманий, венерических болезней, СПИДа, вшивости и сыпного тифа, хронического стрессового состояния нам всем понятны и останавливаться на них сегодня – нет нужды.

Экофонные заболевания

Платой за «цивилизацию» (жизненные блага) в нашей жизни являются заболевания, связанные гибельными для всего живого нарушениями в экологии, в нашей среде обитания.

Это риски отравления промышленными отходами, риски генных и раковых заболеваний, заболевания органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, снижение иммунного фона, это риски от хронического воздействия радиационно-опасных строительных материалов, воды и воздуха.

А кто из нас знает насколько безопасны:

§ бетонные плиты нашего дома, изготовленные из гранитного щебня, есть ли на них Сертификаты радиационной безопасности,

§ безопасен ли шлак котельных, использовавших радиоактивно загрязнённые угли некоторых разрезов канско-ачинского угольного бассейна.

Безопасны ли овощи и молоко, получаемые на чрезвычайно загрязнённой почве непосредственно в городе Красноярске, Березовского, Емельяновского и Сухобузимского районов, находящихся в местах выпадения тысяч тонн токсичных отходов цветной металлургии и других химических производств?

Мультимедийные зависимости

С распространением в пользовании у населения компьютерных технологий медики, психологи и даже психиатры заговорили о мультимедийной зависимости молодых людей.

Всегда доступное, психологически безопасное общение в Интернете.

Виртуальые игры гораздо проще, не требуют напряжения, «снимают ответственность за очень смелые решения». Они допускают возможность повтора, то есть изменять порядок необратимости времени. Создаётся удобная иллюзия безраздельного властвования над безграничным миром в своей реальной «конуре».

Результат: уход в себя, отстранённость от обязанностей по отношению к реальному миру вне его, ситуационно обусловленные состояния, переход в хронические психозы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.042 с.)