Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I.2. Цели и задачи программы

Поиск

Содержание

I Целевой раздел 3
I.1 Пояснительная записка 4-6
I.2 Цели и задачи 6-7
I.3 Принципы и подходы к реализации программы 7-10
I.4. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками программы 11
I.5  Целевые ориентиры 11-13
II Содержательный раздел 14
II.1 Содержание программы по экологическому воспитанию 15
II.2 Перспективное  планирование 16-29
II.3 Формы, методы и условия реализации программы 30
II.4  Система оценки индивидуального развития детей 31-38
III Организационный раздел 39
III.1. Особенности организации развивающей экологической среды 30-41
III.2.  Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания 42-43

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

 

 

         I. Целевой раздел

           

                                                                                                 

I. Пояснительная записка

Непременным условием выживания в напряженной экологической обстановке является совершенствование экологического воспитания человека, его нравственных качеств. Экологичеcкое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни.

Первым звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство. Его эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания в ДОУ.

Деятельность людей продолжает вносить глубокие изменения в окружающую природу, поставив тем самым острую проблему выживания человеческого рода. Ученые считают, что непременным условием выживания является совершенствование самого человека, понятие его нравственных качеств на уровень, соответствующий масштабам и скорости перемен в современном мире.

Сегодня от экологического невежества до преступления перед человечеством один шаг. И формируются эти экологические невежды уже в раннем детстве. С одной стороны, ребята- дошкольники с большим интересом относятся к растениям, животным, любят их, но с другой стороны проявляют жестокость, равнодушие. А сегодня когда, родители в силу своей «вечной» занятости, уделяют общению с детьми мало времени – это равнодушие проявляется особо утрированно. Ведь зачастую родители сами показывают ребенку, не всегда правильное отношение к окружающим людям, к окружающей природе. Это приводит к тому, что дети наносят вред природе и никакие объяснения не помогают. Связано это также с незнаниями правил взаимодействия с объектами природы.

К концу дошкольного возраста у детей должна сформироваться система знаний о природе, об окружающем мире.

Ребенок должен осознавать, что каждое растение и животное – это живой организм. Они ведут идентификацию с собой (растению или животному больно, как мне: они двигаются, питаются, растут как и я и т. д.)

Для нормальной жизнедеятельности живой организм нуждается в пище, свете, воздухе, оптимальной температуре, пространстве обитания.

На примере конкретных растений и животных, опять же тех, которые ребенок видит рядом, следует раскрыть связь строения органов и их функционирования, зависимость строения организма от условий среды.

У дошкольников должно сложится обобщенное представление о приспособленности живых организмов к условиям относительно постоянной среды обитания (рыбы, земноводные, некоторые насекомые и звери приспособлены к жизни в водной среде; насекомые – в наземно-воздушной; многие животные ведут наземный образ жизни).

О лесе, парке, водоеме, болоте и т.д. нужно дать знания как об экосистеме – сообществе, образованным живыми организмами и средой их обитания.

В процессе знакомства с любой экосистемой дошкольники получают знания о

                                                                                                                                               

цепях питания, когда одни живые существа питаются другими, а в итоге складывается равновесие.

 Это поможет им осознать, что в дикой природе все взаимосвязано пищевыми цепями, нарушение одного звена в цепи может вызвать гибель многих живых существ.

У детей должны быть знания об отрицательном влиянии на природу деятельности людей, о том, как человек использует природу, заботится о ее сохранности.

В основу содержания кружка «Росточек» легла программа С.Н.Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Осознанно- правильное отношение к природе проявляется в том, что дети уже сами могут объяснить свое поведение в природе, могут понять объяснение взрослых, самостоятельно выполнять отдельные, групповые поручения, используя знания о потребностях живых существ. Оказывать посильную помощь в деятельности взрослых, направленной на сохранение растений, животных, условий их жизни и жизни самого человека.

Дети старшего дошкольного возраста имеют большой багаж представлений о природе. Детям становятся доступны достаточно сложные связи и зависимости, существующие в природе. Уровень обобщенности знаний позволяет теперь переходить к понятиям. Хоть это понятие обыденного уровня, первая ступень в познании действительности, но тем самым наглядно – образное отражение действительности в форме представлений поднимается на качественно новый уровень: представления, обогатившись конкретным материалом, превращаются в понятия.

В этом возрасте формируются и эмоционально- волевые качества: ответственность, инициативность, самоорганизация, самоконтроль. Эта характеристика относится к детям 7-го года жизни, но следует отметить некоторые особенности. У детей большой объем знаний о природе. Они понимают, что в окружающем мире все взаимосвязано: живая природа, растения, животные, человек.

 

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к "рукотворному миру", к себе и к окружающим людям.


Основным содержанием экологического воспитания является формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

 

Для решения задач экологического воспитания и развития я опираюсь на программы "Юный эколог" С.Н. Николаевой и "Наш дом - природа" Н.А. Рыжовой.

Образовательные

· формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, работу с дидактическим материалом, формирование адекватных экологических представлений, т.е. представления о взаимосвязях в системе «Человек – природа» и в самой природе;

· осознание детьми знаний о том, что растения и животные это живые организмы; о наличии в природе живых тел, об их взаимосвязи;

· зависимость строения организма от условий среды обитания, на примере конкретных растений и животных раскрытие связи строения и их функционирование, зависимость строения.

· формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;

· показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир.

Воспитательные

· привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

· воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы.

· воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.

Развивающие

· развитие системы умений и навыков и стратегий взаимодействия с природой;

· развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;

· привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

· формирование навыков рационального природоиспользования;

· развитие навыков здорового образа жизни, охрана и укрепление здоровья детей.

НАУЧНОСТЬ

Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.

 

ДОСТУПНОСТЬ

Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста. Доступность предполагает также значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску. Таким образом, из экологического образования дошкольников должны быть исключены научные термины, однако содержание некоторых из них может быть объяснено детям в доступной, привлекательной и соответствующей возрасту форме: игры, наблюдения, чтение литературы, рисование, лепка, театрализованная деятельность и т.д.

 

ГУМАНИСТИЧНОСТЬ

Целью экологического образования является сохранение здоровья человека в здоровой, экологически безопасной среде. Реализация принципа гуманистичности особенно хорошо прослеживается, в частности, в программах эколого-валеологического направления.

Принцип гуманистичности реализуется и через воспитание культуры потребления, чему у нас в стране пока еще уделяется крайне мало внимания. Содержание экологического образования должно способствовать также формированию у ребенка представлений о человеке как части природы и о самоценности природы, воспитывать уважительное отношение ко всем формам жизни на планете, благоговение перед всеми ее проявлениями.

Принцип гуманистичности подразумевает переход с авторитарной модели обучения и воспитания на личностно-ориентированную модель, педагогику сотрудничества взрослого и ребенка, диалоговую форму обучения, когда ребенок становится равноправным членом обсуждения, а не обучаемым.

 

ПРОГНОСТИЧНОСТЬ

Для дошкольников данный принцип означает, что в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений – умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях (элементы рационального использования ресурсов). В дошкольном образовании в силу возрастных особенностей детей прогностичность ограничивается воспитание привычки и умения оценивать некоторые каждодневные действия по отношению к окружающей среде, сдерживать свои желания, если они наносят вред природе.

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТНОСТЬ

Деятельностный подход – основа экологического образования дошкольника. Экологические знания, которые ребенок усваивает в процессе обучения по программе, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности по сохранению окружающей среды. Принцип деятельностности в отношениях «ребенок – природа» в дошкольной педагогике традиционно реализуется в процессе ухода за комнатными растениями, животными, работе на огороде. Однако с позиции экологического образования необходимо расширить рамки такой деятельности за счет участия детей совместно со взрослыми (особенно родителями) или детьми более старшего возраста в различных природоохранных акциях, оценке состояния своего дома, двора, территории детского сада, группы (например, какие растения растут вокруг нас, достаточно ли их, как дома используется вода и т.п.). Такой подход позволяет сделать деятельность ребенка более осмысленной и необходимой для него лично.

 

 

ИНТЕГРАЦИЯ

В настоящее время данный принцип активно реализуется в школьном экологическом образовании и менее активно – в дошкольном. Важность этого принципа и на дошкольной ступени обусловлена несколькими причинами: во-первых, интегративным характером экологических знаний как таковых; во-вторых, рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребенка и, в-третьих, особенностями организации и методики всей работы в дошкольном учреждении.

 

ЦЕЛОСТНОСТЬ

Этот принцип тесно связан с предыдущим и присущ именно дошкольному экологическому образованию, отражая, прежде всего, целостное восприятие окружающего мира ребенком и его единство с природой. В этом возрасте малыш действительно ощущает себя частью того, что существует вокруг. Сам процесс работы с детьми в дошкольном учреждении также должен строиться с учетом целостного подхода. Наиболее ярко принцип целостности в экологическом образовании отражает холистический подход.

 

 

КОНСТРУКТИВИЗМ

Конструктивный подход означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация. Последнее предполагает, что, приводя отрицательные факты влияния человека на природу, педагог обязан показать ребенку положительный пример или возможность изменения ситуации. Крайне важно при этом подчеркнуть, что именно может сделать сам ребенок, его семья, детский сад, привести факты успешно решенных экологических проблем, желательно на примерах ближайшего окружения.

 

РЕГИОНАЛИЗМ

 

Регионализм проявляется  в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего, своего края, с учетом его историко-географических, этнографических особенностей. Это очень важный момент, так как опыт показывает, что многие дошкольники лучше знают представителей животного, растительного мира тропических лесов, чем обитающих рядом с ними. Поэтому крайне важно показать ребенку особенности взаимоотношений человека и природы на примерах региона, в котором он живет.

 

СИСТЕМНОСТЬ

Принцип системности имеет особое значение в обучении дошкольников, так как его применение способствует их умственному развитию в целом.

Как и дошкольной педагогике в целом, в экологическом образовании принципы систематизации знаний обеспечивают реализацию принципа научности, так как в основу систематизации положены представления и элементарные понятия, отражающие основные законы природы и социальные взаимосвязи.

Принцип системности должен реализовываться через проблемный подход (с этой позиции он тесно связан с принципами интеграции, целостности).

 

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

Принципиальная особенность системы экологического образования – это преемственность всех ее звеньев.

Принцип преемственности предполагает, что дошкольное образование должно иметь тесную связь со всеми ступенями системы непрерывного образования.

Достижение цели возможно при использовании основных принципов экологического образования:

1. Принцип целостности окружающей среды, формирующий у дошкольников понимание единства окружающего мира;

2. Принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира;

3. Принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период;

4. Принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению дошкольников в практическую деятельность;

5. Принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.

В основе программы лежат следующие принципы:

· Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей с речевыми нарушениями.

· Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в ходе деятельности.

· Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития.

· Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.

· Принцип системности. Деятельность планируется систематически.

· Принцип от простого к сложному. Начиная от простых понятий, заканчивая серьезными умозаключениями.

 

 

  I. 4 Планируемые результаты:

· Ребенок должен знать представителей животного мира и разделять их по видам, аргументировать свой выбор. Соотносить представителей животного мира со средой обитания. Называть их характерные признаки. Проявлять интерес и эмоционально выражать свое отношение к ним. Знать, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимать взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражать свое отношение к представителям животного мира;

· Ребенок должен уметь классифицировать растения по видам, знать их характерные признаки. Называть условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знать, как правильно нужно ухаживать за ними. У ребенка должны быть сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Ребенок должен проявлять интерес и эмоционально выражать свое отношение к растениям.

· Ребенок должен знать объекты неживой природы и правильно называть их отличительные характеристики. Самостоятельно приводить примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называть времена года, перечислять их в нужной последовательности, знать характерные признаки каждого времени года.

 

I.5  Целевые ориентиры

 

 Ценностно-целевые ориентиры:


- гуманизм как утверждение норм уважения к человеческой личности, доброжелательного и бережного отношения к каждому; исключение принуждения и насилия; - открытость человека изменяющемуся миру;


- самоценность каждого возраста: полнота реализации возможностей ребенка; опора на достижения предыдущего этапа развития - неоправданность как инфантилизации в образовании, так и "забегания вперед";


- индивидуализация образования: учет способностей, интересов, темпа продвижения ребенка; создание условий для его развития, независимо от уровня исходной подготовленности.

Целевые ориентации:

· Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определённых умений и навыков, развитие трудовых навыков.

· Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности.

· Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации учебной деятельности.

· Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, саморегуляция.

 

Целевые ориентиры включают в себя следующие характеристики:

· Инициативность и самостоятельность.

· Уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, внешнему миру (сопереживание, взаимопомощь)

· Умение подчиняться нормам и правилам, развитое воображение, творчество.

· Развитые творческие способности, развитая устная речь.

· Любознательность, склонность к экспериментированию и наблюдениям, способность к принятию решений.

Для экологического развития детей организую специальные наблюдения в уголке природы, рассматривание пейзажных картин, слушание музыкальных и поэтических произведений.

 На  целевых прогулках, экскурсиях, в деятельности на экологической тропе побуждаю детей к поиску прекрасного в природе, к высказыванию эстетических суждений.

 Дети уверенны в своих силах, открыты внешнему миру, положительно относятся к себе и к другим, обладают чувством собственного достоинства.

Дети проявляют любознательность, задают вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуются причинно – следственными связями (Как? Почему? Зачем?), пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.

Склонны наблюдать, экспериментировать. Обладают начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором они живут. Они обладают элементарными представлениями из области живой природы.

 Они способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Самое главное - в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес миру природы, любознательность творческая активность, т.е личностные качества ребенка, которые предоставлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

II.1 Содержание программы по экологическому воспитанию

Содержание программы направлено на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-7 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней.

 Дети получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своем крае.                                                                                                 Программа состоит из блоков. Каждый включает обучающий и воспитывающий компоненты-знания о природе и развитие у детей разных аспектов отношения к ней (бережной заботы, умения видеть красоту и др.)      Первый блок рассматривает область неживой природы (вода, воздух, почва и      др.) которые рассматриваются и сами себе, и как компоненты среды жизни живых существ. Показано, что без воды, воздуха, почвы невозможна жизнь растений, животных и человека, что планета Земля, в отличие от других планет Солнечной системы, имеет весь комплекс необходимых условий для жизни во всех ее формах.

Три блока посвящены живой природе - растениям, животным и экосистеме   леса, взаимодействию человека с природой. Человек - как живое существо, нуждающееся в благоприятных условиях, как пользователь природы и как ее хранитель.

 Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в данной программе проявляется в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)

Опираясь на программу Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» методические рекомендации которой предусматривают эмоциональное воздействие на детей с помощью художественного слова, экологические сказки, "письма животным", экологические проекты.

 Программа сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.                                                                                             Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 5 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, рассматривания и сравнения. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 25-30 минут в соответствии с нормами СанПин.

   

                     II.2 Перспективное планирование

Лет.

 

№ п/п Месяц Тема Задачи Методическое обеспечение и дидактический материал

Неживая природа

1 Сентябрь   «Земля - наш дом»   Сформировать у детей представления о том, что: планета Земля - наш общий дом. Иллюстрации, фотографии, глобус, карта мира     Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия по экологии» Воронеж 2006г.
2 Сентябрь «Угадай правило» Описать поведение человека отношению к объектам природы, объяснить эти действия. Рисунки с графическим изображением правил, стихи. И.В.Цветкова» Игры и проекты» 1997г.
3 Октябрь «Выбери правильно дорогу» Уточнить экологические знания детей, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных правил поведения (в лесу, на лугу и в других природных сообществах) Картинка, на которой изображены лесные тропинки. По краям тропинок расставлены маркеры с правилами поведения в лесу. Л.С.Журавлева «Солнечная тропинка»Москва 2006г
4 Октябрь «Воздух, вода и свет» Дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода, свет в жизни человека Сказка «Спор» Игра «Ручеек» «Солнечные зайчики догоняют друг друга» Рисование свечой Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия» Воронеж 2006г.
5 Октябрь «Разноцветная вода» Продолжать знакомить детей со свойствами воды. Отметить её прозрачность, но её можно сделать цветной. Наглядный материал, оборудование для опыта Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия» Воронеж 2006г.
6 Октябрь «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются» Учить различать вещества и их свойства растворяться в воде или нет. Оборудование для опыта Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия» 2006г.
7 Ноябрь «Удивительные приключения капельки» Учить сохранять воду в природе,1 довести до сведения в природе, что вода нужна всем, растениям, животным, человеку. Обучающая настольная игра Опыт «Животворное свойство воды» О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»2010г
8 Ноябрь «Ветер, ветер, ты могуч» Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер. Причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов Фрагменты «Сказки о царе Салтане…» А.С. Пушкина
9 Ноябрь «Как мы дышим» Познакомить детей с органами дыхания человека и некоторых животных. Иллюстрации О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» 2019г.
10 Декабрь «Наблюдение за ветром» Продолжать знакомить детей с явлением «ветер». По каким признакам можно узнать, есть ли он или нет. Наблюдения, игры с флажками, султанчиками, вертушками С.Н.Николаева «Воспитание экологической культуры» 1995г.
11 Декабрь «Облака – белогривые лошадки» Продолжать знакомить детей с облаками. Предложить представить на что похожи облака. Наблюдения, песенка «Облака – белогривые лошадки», стихотворения С.Н.Николаева «Воспитание экологичемкой культуры» 1995г.
12 Декабрь «Пусть всегда будет солнце» Познакомить детей с явлениями неживой природы, с понятием долготы дня. Опыты а) Солнце высушивает предметы б) Солнце прогревает предметы. Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия» Воронеж 2006г.
13 Январь «Песок – наш помощник» Дать представления о свойствах песка, о том, как человек использует его. Закреплять умения. Делать простейшие умозаключения. Опыт а) Сыпучесть песка б)Рассматривание под лупой Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия» Воронеж 2006г.
14 Январь «Что у нас под ногами»     Продолжать знакомить детей со свойствами песка и почвы. Опыт, экологическая лаборатория Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия» Воронеж 2006г.

Живая природа

 

15 Февраль «Комнатные растения» Уточнить представление детей о комнатных растениях (бальзамин, колеус). Учить различать листья, стебли, цветы. Знать что корни в земле. Внесение кашпо с цветами. Худож. слово Опыт «Дыхание листа» С.Н.Николаева «Воспитание экологичемкой культуры» 1995г
16 Февраль «Как живут растения зимой» Обобщить и систематизировать представление детей о приспособлении растений к сезонным явлениям. Иллюстрации «Зимний лес», «Зимние забавы» С.Н.Николаева «Воспитание экологичемкой культуры» 1995г
17 Февраль «Поможем ёлке» (экскурсия) Воспитывать бережное отношение к дереву на примере ели. Показать как стряхивать снег, что бы он своей тяжестью не сломал ветви. худож. слово, подвижные игры Н.А.Рыжова «Наш -дом природа»
18 Февраль Среда обитания       «Знакомство с животными жарких и холодных стран» Расширять и систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания. Рассматривание картин, худ. Слово О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»2010г
19 Март Экологическая викторина «Знатоки природы» Закрепить знания детей о природе. Вырабатывать умение быстро находить правильный ответ Песочные часы, юла со стрелкой, карточки с заданиями, жетоны за правильные ответы Н.А.Рыжова «Наш- дом природа»
20 Март «Корова-коза-лошадь -домашние животные» Продолжать знакомить детей с домашними животными и их внешним видом. Объяснить детям, что домашние животные очень полезны человеку. Иллюстрации, худож. слово, прослушивание голосов домашних животных в записи. Н.А.Рыжова «Наш- дом природа»
21 Март «Дикие животные нашего леса» Развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать. Показать связь -пищевые цепочки в лесу Иллюстрации,  карта размещения животных в нашей полосе Н.А.Рыжова «Наш- дом природа»
22 Март Игровое обобщающее занятие «У нас в гостях животные» Учить видеть сходства и различия между разными группами животных, знать повадки. Игра «Зоопарк» О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»2010г И.В.Цветкова» Игры и проекты» 1997г.
23 Апрель «Кто живет в реке, в озере, в море и океане» Развивать умение классифицировать морских обитателей, их жизнь на воде и под водой. картинный материал, худож. Слово О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»2010г С.Н.Николаева «Воспитание экологичемкой культуры» 1995г

 

24 Апрель «По экологической тропе» Продолжать учить различать и называть деревья. Познакомить детей с деревьями, растущими на территории детского сада. худож. слово, дидактическая игра «С чьей ветки детки», хоровод «Берёзка» Н.А.Рыжова «Наш- дом природа» Л.С.Журавлева «Солнечная тропинка» Москва Мозаика – Синтез 2006г.  
25 Апрель «Муравьи санитары леса» Сформировать представления о роли муравьев в жизни леса, их образе жизни. худож. слово картина «Муравьи за работой» Н.А.Рыжова «Наш- дом природа»
26 Апрель   «Перелетные птицы» Расширить знания детей о жизни птиц весной об их внешнем виде, питании. Учить распознавать птиц по их способам передвижения, издаваемым звукам   худож. слово, прослушивание голосов птиц в записи, экскурсия к скворечникам.
27 Май «Викторина о птицах» Обобщать и ссиссистематизировать знаниязнания систематизировать знания о птицах худож. слово, вопросы, прослушивание голосов птиц в записи Н.А.Рыжова «Наш- дом природа»   И.В.Цветкова» Игры и проекты» 1997г.
28 Май «Самая быстрая улитка в мире» Познакомить детей с важным органом чувств -ухом Модели, строение уха Дид/игра «Что услышал?» О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»2010г
29 Май Экологическая сказка «Ручеек» Показать взаимосвязь живого в природе, развивать познавательные способности. Худ.слово Интеллектуальные задания Хороводная игра «Ручеек» Инсценировка песни «Шире круг» В.Викторова Н.А.Рыжова «Наш- дом природа»
30 Май     «Путешествие в весенний лес» Закреплять знания одепериоды весны. Закреплять знания детейо весенних изменениях  в живой и неживой природе. Развивать умения, сравнивать различные периоды весны.   Худож. слово, дидактические игры Л.С.Журавлева «Солнечная тропинка»Москва 2006г И.В.Цветкова» Игры и проекты» 1997г.

Перспективное планирование 6- 7 лет.

 

№ п/п Месяц Тема Задачи Методическое обеспечение и дидактический материал

Что изучает экология?

Как стать юным экологом

1 Сентябрь «Экология» Уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на Земле. Воспитывать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы. кукла «Инопланетянин», предметные картинки, дерево без листьев, пособие, «Напоминающее знаки» Н.А.Рыжова «Наш -дом природа»
2 Сентябрь «Мы друзья природы» Закрепить знания о правилах поведения на природе. Учить доброму и бережному отношению на природе. Картины с изображением обитателя леса, карта - план путешествие, стихи, загадки, дидактическая игра «Кто где живёт» Н.А.Рыжова «Наш- дом природа»  
3 Сентябрь «Сиреневый бал природы»     Совершенствовать знания о природе, обогащать музыкальные впечатления детей. Воспитывать любовь к русской национальной культуре слушание музыки, грамзапись О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» Детство –Пресс 2010г Н.А.Рыжова «Наш- дом природа»
4 Сентябрь «Посещение кафе «Дары осени» Систематизировать представления об овощах и фруктах, познакомить с технологией приготовления из них блюд Д/игра «Придумай загадку» Приготовление блюда из овощей и фруктов   Н.А.Рыжова «Наш- дом природа»  
5 Октябрь «Как и для чего человек  дышит»   Познакомить детей с дыхательной системой человека Схема дыхательной системы человека Опыт (стак


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.10 (0.017 с.)