Искусственное освещение может быть трех систем: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Искусственное освещение может быть трех систем:



• общее (равномерное - при размещении светильников в верхней зоне помещения по всей ее площади или локализованное - при расположении светильников с учетом размещения оборудования и рабочих мест)

• местное

• комбинированное (общее освещение дополняется местным)

В качестве источников искусственного освещения в настоящее время применяются газоразрядные лампы и лампы накаливания.

• В лампах накаливания свечение возникает в результате нагрева вольфрамовой нити лампы до высоких температур.

• Применяемые газоразрядные лампы бывают низкого давления (люминесцентные) и высокого давления. Действующими нормами («Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03) люминесцентные лампы приняты в качестве основных для общественных и производственных помещений.

На практике при проектировании осветительных установок и экспертизе проектов производственных помещений часто применяются расчетные методы определения освещенности. Наиболее широко используется метод удельной мощности. Количество светильников и мощность ламп рассчитываются по уровню освещенности на рабочих местах, которое должно соответствовать установленным гигиеническим нормативам.

Метод удельной мощности (метод ватт) рекомендуется для ориентировочного определения искусственной освещенности. Он основан на подсчете суммарной мощности всех источников света (W) в помещении и определении удельной мощности ламп (P) путем деления W на площадь помещения (S):

(P=W/S, Вт/м2).

Искусственная освещенность рассчитывается при умножении удельной мощности ламп на коэффициент е, показывающий, какую освещенность (в лк) дает удельная мощность, равная 1 Вт/м2.

Значение е для помещений с площадью не более 50 м2 при напряжении в сети 220 В для ламп накаливания мощностью менее 100 Вт равно 2,0; для ламп 100 Вт и более – 2,5; для люминесцентных ламп – 12,5.

Пример. Площадь материальной комнаты 25 м2. Она освещается двумя лампами накаливания по 100 Вт, напряжение в сети 220 В.

Удельная мощность ламп = (100 Вт * 2 лампы): 25 м2 = 8 Вт/м2.

Искусственная освещенность = 8 Вт/м2 * 2,5 = 20 лк.

Задание №2. Пользуясь СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, дать характеристику естественного и искусственного освещения учебных помещений по плану:

· Определить тип инсоляционного режима учебного помещения.

· Определение и оценка показателей естественного освещения помещений

· Определить освещенность помещения искусственным светом объективным и расчетным методами. Дать оценку освещенности и характеристику системы освещения, источников света, вида арматуры и характера света в применяемых светильниках.

· Написать санитарно-гигиеническое заключение на основании сопоставления результатов определения показателей освещенности с их гигиеническими нормативами (СанПиН2.2.1/2.1.1.1278-03).

Методика работы

1. Определение типа инсоляционного режима учебного помещения проводится с учетом ориентации здания по сторонам света, затенения окон соседними домами, величиной светопроемов.

2. Определение и оценка показателей естественного освещения помещений

2.1 Определение коэффициента естественной освещенности

Измерить с помощью люксметра естественную освещенность на рабочем месте в помещении (Еср.вн.) и освещенность горизонтальной плоскости вне здания (Е0). Расчет коэффициента естественной освещенности производится по формуле:

КЕО = Еср.вн. · 100 / Е0, %,

где: Еср.вн. освещенность на горизонтальной поверхности внутри помещения;

Е0 освещенность горизонтальной плоскости вне здания.

2.2 Определение светового коэффициента

Для расчета светового коэффициента измерить площадь остекления окон и площадь пола (в м2), затем вычислить их отношение. СК выражается дробью, числитель которой – единица, а знаменатель – частное от деления площади помещения на площадь поверхности стекол.

Пример. Остекленная поверхность окон помещения равна в сумме 4,25 м2, площадь пола – 28,4 м2. СК = 1:4,25/28,4 = 1:6.

3. Определение и оценка искусственного освещения

Характеристика (описание) системы искусственного освещения (общее равномерное, общее локализованное, местное, комбинированное, совмещенное), типа источника света (лампы накаливания, люминесцентные и т.д.), их мощности, вида арматуры и в связи с этим направления светового потока и характера света (прямой, рассеянный, отраженный), наличия или отсутствия резких теней и блесткости.

3.1 Определение искусственной освещенности

– измерить освещенность непосредственно на рабочих поверхностях с помощью люксметра;

– определить освещенность ориентировочно расчетным методом.

3.2 Определение коэффициента неравномерности

Люксметром определяется освещенность в различных местах рабочей поверхности. Отношение минимальной освещенности к максимальной называется коэффициентом неравномерности. Освещение считается равномерным, если отношение минимальной освещенности к максимальной на протяжении 5 м не ниже 1: 3 или на протяжении 0,75 м не ниже 1: 2.

 

Задание №3. Пользуясь СанПиН2.2.1/2.1.1.1278-03, решить ситуационную задачу:

Площадь застеклённой части окна - 2,5 м2. В учебной комнате колледжа площадью 50 м2 три окна.

1. Вычислить световой коэффициент, дать санитарно – гигиеническую оценку.

2. Предложить санитарно – гигиенические мероприятия по улучшению освещения для сохранения и укрепления здоровья, предупреждения болезней.

3. Составить план беседы по гигиеническому обучению и воспитанию. Тема: «Влияние естественной освещённости на зрение обучающихся».

 

Задание 4. Ответить на контрольные вопросы:

  1. Укажите физиологическую роль ультрафиолетового излучения.
  2. Почему учебные занятия запрещается проводить в помещениях без источника естественного освещения?

 

ОФОРМИТЬ ВЫВОД ПО ПЛАНУ:

  • Ответ на поставленную цель.
  • Ответ на вопрос: Как приобретенные навыки пригодятся в вашей профессии?

Нормативно-правовая литература

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий»


 

Практическая работа № 3

 

ТЕМА: Определение и оценка естественного и искусственного освещения помещений.

ЦЕЛЬ: изучить гигиенические требования к освещению

ЗАДАЧИ:

· ознакомиться с методами оценки показателей естественного освещения помещений;

· ознакомиться с методами оценки показателей искусственного освещения помещений.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

 - современное состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы;

 - факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека;

- основные положения гигиены;

 - гигиенические принципы организации здорового образа жизни;

 - методы, формы и средства гигиенического воспитания населения

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

 - давать санитарно-гигиеническую оценку факторам окружающей среды;

 - проводить санитарно-гигиенические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, предупреждению болезней;

- проводить гигиеническое обучение и воспитание населения.

Ход работы:

Задание №1. Изучить теоритическую часть.

Аспекты солнечной радиации

 

Оптический диапазон электромагнитного излучения Солнца условно делится на три части (инфракрасную, ультрафиолетовую и видимую части солнечного спектра).

Инфракрасное (основное действие - тепловое. ИК-лучи, поглощаясь тканями организма, вызывают повышение температуры участка кожи и образование тепловой эритемы, в условиях неудачной ориентации здания могут наблюдаться нарушения микроклимата помещения в результате его избыточной инсоляции в летнее время года, поэтому в санитарных правилах предусмотрены солнцезащитные приспособления (СанПиН2.2.1/2,1.1.1076-01)).

Ультрафиолетовое (в помещения может поступать лишь незначительная часть УФИ с длиной волны 300-400 нм, так как УФИ короче 300 нм задерживается обычным оконным стеклом, содержащим в своем составе оксиды титана, хрома и железа. УФ-лучи являются наиболее биологически активными: вызывают так называемую раннюю пигментацию за счет образования пигмента меланина из аминокислоты тирозина, влияют на поддержание нормального фосфорно-кальциевого обмена за счет синтеза холекальциферола (витамина Д3) из дегидрохолестерина, при передозировке могут оказывать негативное воздействие на человека в виде повреждения структуры молекулы ДНК, что может привести к гибели, мутациям или опухолевому перерождению клетки, под действием УФ-лучей, отраженных от освещенной солнцем поверхности снега или льда, может развиться офтальмия – кератоконъюнктивит).

Видимая часть солнечного спектра (Видимые лучи, воздействуют на зрительный анализатор (психофизиологическое значение света). Зрительный анализатор за счет выработки гормона мелатонина регулирует биологические ритмы, т.е. циркадную систему, которая контролирует суточные ритмы сна и бодрствования, температуру тела, гормональную секрецию и другие физиологические функции, включая и познавательную деятельность. При недостатке солнечного света в осенне-зимний сезон у некоторых людей развивается так называемый синдром сезонного расстройства, характеризующийся депрессией, упадком сил, желанием замкнуться в себе, а также повышенным аппетитом и потребностью во сне. Солнечный свет необходим человеку для выполнения зрительной работы (социальное значение света).

Естественное освещение

Естественное освещение помещений обеспечивается:

• прямыми солнечными лучами (инсоляция)

• рассеянным светом с небосвода

• отраженным светом противостоящего здания

• поверхностью покрытия

Отсутствие естественного света вызывает явление «светового голодания» (состояние организма, обусловленное дефицитом ультрафиолетового облучения и проявляющееся в нарушении обмена веществ и снижении резистентности организма).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.211 (0.028 с.)