Упражнения на растягивание мышц, дыхание 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнения на растягивание мышц, дыхание



1. Ходьба на месте с широкими, свободными движениями руками.

2. И.п. – стойка ноги врозь, руки перед грудью скрестно.

1 – 2 – полуприсед, поворот туловища вправо, смотреть на руки;

3 – 4 – и.п.;

5 – 8 – то же в другую сторону.

3. И.п. – основная стойка.

1 – правую ногу в сторону на носок, руки вверх, смотреть на руки;

2 – и.п.;

3 – 4 – то же в другую сторону.

4. И.п. – основная стойка.

1 – 2 – подняться на носки, руки через стороны вверх, смотреть на кисти рук;

3 – 4 – и.п.

5. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс, смотреть прямо.

1– плечи вверх, вдох;

2– и.п., выдох.

6.И.п. – основная стойка.

1 – присед, руки вперед, смотреть на кисти рук;

2 – и.п.

7. И.п. стойка ноги врозь.

1 – руки через стороны вверх;

2 – 3 – наклон туловища вправо, смотреть на кисти рук;

4 – и.п.;

5 – 8 – то же в другую сторону.

8. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.

1 – наклон вправо;

2 – и.п.;

3 – наклон влево;

4 – и.п.        

Приложение 4

Примерные комплексы упражнений, применяемые на физкультминутках

 

Комплекс № 1

1. И.п. – основная стойка.

1 – руки в стороны;

2 – подняться на носки, руки вверх, потянуться – вдох, посмотреть на руки;

3 – руки вперед, посмотреть на руки;

4 – и.п.

 

2. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.

1 – наклон вперед, смотреть вперед;

2 – и.п.;

3 – наклон назад;

4 – и.п.

 

3. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.

1 – присед, руки вперед, смотреть на кисти рук;

2 – и.п.;

3 – присед, руки вверх, смотреть на руки;

4 – и.п.

 

4. И.п. – основная стойка.

Ходьба на месте с различным положением рук (вперед, вверх), смотреть на кисти рук.

 

Комплекс № 2

1. И.п. – сидя за партой, руки на парте.

1 – руки к плечам;

2 – руки вперед, смотреть на кисти рук;

3 – руки вверх, смотреть на кисти рук;

4 – и.п.

 

2. И.п. – сидя за партой, руки к плечам.

1 – поворот туловища вправо, руки вверх, смотреть на кисти рук;

2 – и.п.;

3 – 4 – то же в левую сторону.

 

3. И.п. – сидя за партой, руки на поясе.

1 – наклон туловища вправо, закрыть глаза;

2 – и.п.;

3 – 4 – то же в левую сторону.

 

Приложение 5

 

Подвижные игры для слепых и слабовидящих детей

«Узнай по голосу»

Цель: развитие слуха и умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков – 5-20.

Инструкция. Игра проводится в спортзале или на игровой площадке. Все играющие, взявшись за руки, образуют круг, водящий стоит в центре. Игроки по сигналу начинают двигаться по кругу вправо (влево), приговаривая:

Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты загадку отгадай,

Кто назвал тебя, узнай.

С последними словами все останавливаются, и игрок, до которого во время движения по кругу водящий дотронулся рукой, называет его по имени измененным голосом, так, чтобы тот его узнал. Если водящий узнает игрока, они меняются местами, если же ошибся, то продолжает водить.

Методические указания

- во время игры следует соблюдать тишину;

- водящий с остатком зрения или нормально видящий должен закрыть глаза или надеть повязку.

 

«Чем играем?»

Цель: развитие слухового восприятия, умения различать звуки.

В игре участвуют от 4 до 15 человек.

Инвентарь: предметы, издающие различные звуки: колокольчик, бубен, метроном, погремушка, свисток, деревянные или металлические ложки, озвученные мячи, другие озвученные игрушки, бумага и т.д.

Инструкция. Игра проводится на поляне или игровой площадке. Из числа играющих выбирают водящего, который становится спиной к игрокам на расстоянии 2-3 метров. Несколько игроков (3-4) по сигналу водящего подходят к нему поближе и со словами «Чем играем?» начинают производить звуки (звенеть колокольчиком, шелестеть бумагой, бить в бубен и т.д.). Водящий должен определить, каким предметом издается звук (колокольчиком, бумагой, бубном). Если он угадал верно, то может перейти в группу играющих, а игроки выбирают нового водящего. Если же нет, то он продолжает водить до тех пор, пока, не даст верный ответ.

Если водящий не может определить, чем вызван звук с трех попыток, играющие меняют предметы до тех пор, пока водящий не определит правильно.

Методические указания

- водящие с остатком зрения или нормально видящие должны закрыть глаза;

- звуки необходимо периодически менять, включая новые предметы;

- начинать следует с самых простых звуков, хорошо знакомых игрокам, а заканчивать более сложными по силе и характеру;

 - с незнакомым звуком играющих необходимо ознакомить предварительно.

 

«Догони колокольчик»

Цель: развитие быстроты, ловкости, умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков -10-12.

Инвентарь: колокольчик.

Инструкция. Площадку для игры следует обозначить осязательными ориентирами. Из числа играющих выбирают две пары водящих. Одному из игроков дают в руки колокольчик. Игрок с колокольчиком убегает от водящих, а те стараются окружить его сомкнув руки. Это может сделать одна или обе пары водящих.

Игрок с колокольчиком в момент опасности имеет право передать (но не бросить) колокольчик какому-либо из участников игры.

Пойманный игрок и тот, от которого он перед этим принял колокольчик, заменяют одну из пар водящих. Колокольчик вручают наиболее ловкому игроку, и игра продолжается.

Вариант (игра для слабовидящих и зрячих): вместо колокольчика используется колпак на голову. Ловить можно только того, у кого колпак на голове. Такая игра будет называться «Берегись, Буратино!».

Методические указания

- пары следует комплектовать так: незрячий – ребенок с остатком зрения; зрячий – незрячий;

- играющим нельзя выходить за пределы площадки;

- всем играющим на площадке можно надеть озвученные браслеты (с колокольчиками и т.п.);

- если водящие пары разомкнут руки, убегающий игрок считается непойманным.

 

«На ощупь»

Цель: развитие мелкой моторики рук, осязания, тактильной чувствительности.

Количество игроков – 5-10.

Инвентарь: мешок из плотной ткани, 8-10 небольших предметов разной формы.

Инструкция.  В темный мешок из ткани складывается 8-10 небольших предметов: ножницы, авторучка, пробка от бутылки, наперсток, катушка ниток, ложка, теннисный шарик и т.п. Ребенок должен на ощупь через ткань мешка отгадать, что в нем лежит. Выигрывает тот, кто за 20-30 секунд определит больше предметов.

Методические указания

- ткань мешка не должна быть слишком грубой или слишком тонкой;

- игроков следует заранее ознакомить с предметами, помещенными в мешок.

 

«Рука все помнит»

Цель: развитие сенсорной памяти. Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Ведущий раскладывает на столе 8-10 различных предметов, которые детям нужно запомнить за 20-13 секунд. Затем одному из играющих завязывают глаза, ведущий называет два предмета и предлагает игроку поменять их местами, запомнив новое место их расположения. При этом игрок должен безошибочно положить руки на те предметы, которые называет ведущий. При первой же ошибке он выбывает из игры. Если игрок справился с заданием, ему предлагают поменять местами следующие два предмета и т.д. Победит тот, кто переложит большее количество предметов.

Методические указания

Это игра только для слабовидящих детей и для детей без патологии зрения.

 

«Где стереть?»

Цель: развитие зрительной памяти, тренировка умения ориентироваться на плоскости.

Количество игроков – 4-10.

Инвентарь: бумага, карандаши, стирательные резинки.

Инструкция. На листе бумаги участники игры рисуют по рожице. Затем, закрыв глаза повязкой, игрок должен стирать в той последовательности и только те фрагменты рисунка, которые назовет ведущий (например: сначала левый глаз, затем правое ухо, подбородок, нос, волосы и т.д.). Выигрывает тот, кто точнее выполнить задание.

Методические указания. Это игра для слабовидящих и нормальновидящих детей.

 

«Секретное донесение»

Цель: развитие ловкости, быстроты, точности движений, умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков – 20.

Инвентарь: десять обручей, два пакета, две стойки.

Инструкция. Играют две команды по 10 человек. Пять игроков встают в шеренгу на одной линии и вертикально держат обручи, поставив их на землю и образовав таким образом «тоннель». Остальные пять участников команды становятся перед «тоннелем» в колонну по одному. У первого игрока в руках «пакет с секретным донесением».

По сигналу ведущего первый игрок с пакетом пролезает через 2тоннель», бежит к стойке, огибает ее и возвращается назад к своей команде, минуя «тоннель». Он передает пакет следующему игроку своей команды, а сам становится в конец колонны. Очередной игрок проделывает то же самое. Замыкающий колонну, получив пакет, преодолевает «тоннель» и передает пакет ведущему. Выигрывает команда, раньше выполнившая задание.

Вариант: игра может проводится в два тура. Сначала обручи держат незрячие, а задание выполняют игроки с остаточным зрением, затем они меняются ролями. Зачет результатов раздельный.

Методические указания

- незрячие игроки вначале ориентируются по обручам, затем помощники ведущего подают звуковой сигнал, сопровождая незрячего до стойки и обратно;

- замыкающим колонны нужно ставить ребенка с остаточным зрением.

 

«Паук»

Цель: развитие ловкости, способности к коллективным действиям, чувства сплоченности команды.

Играют две команды по 10-15 человек в каждой.

Инвентарь: две веревки.

Инструкция. Игра проводится на площадке, на которой прочерчиваются два круга диаметром 1,5-2 метра на линии старта и два – на линии финиша. Команды становятся в стартовый круг. Каждую команду нужно обвязать веревкой, чтобы получилось два 2паука». По команде «Марш!» оба «паука» начинают наперегонки перебираться к финишным кругам. «Паук», первым достигший финиша, выигрывает.

Методические указания.

- «Пауки» не бегут, а еле ползут, чтобы не упасть.

- Все играющие должны быть в обуви.

- Желательно, чтобы в каждой команде был кто-то из взрослых.

                                      РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Белецкая, В.И.  Охрана зрения слабовидящих школьников / В.И. Белецкая, А.Н.Гнеушева. – Москва: Просвещение, 1982. – 92с.

2.Белякова, Н.Т. Формирование осанки у детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания: дис. канд.пед.наук. / Н.Т.Белякова. – Москва: [б. и.], 1968. – С.10-11.

3.Болонов, Г.П. Физическое воспитание в системе коррекционно-развивающего обучения: программа закаливания, оздоровления, организации игр, секций, досуга / Г.П.Болонов. – Москва: ТЦ Сфера, 2003. – 160с.

4.Васильев, Е.П. Метод определения подвижности в суставах / Е.П.Васильев // Легкая атлетика. – 1960. – № 11. – С.31-32.

5.Велитченко, В.К. Физкультура для ослабленных детей: методическое пособие / В.К.Велитченко. – Москва: Терра - Спорт, 2000. – 168с., ил.

6.Глазырина, Л.Д. Физическая культура. 1-й класс. /Л.Д.Глазырина, Т.А.Лопатик. – Москва: ВЛАДОС, 1998. – 120с.: ил.

7.Горская, И.Ю. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья: монография / И.Ю.Горская, Л.А.Суянгулова. – Омск: СибГАФК, 2000. – 212 с.: ил.

8.Демирчоглян, Г.Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников / Г.Г. Демирчоглян, А.Г.Демирчоглян. – Москва: Советский порт, 2000. – 160с., ил. – (Физическая культура и спорт инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья).

9.Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура: учеб. пособие /С.П.Евсеев, Л.В.Шапкова. – Москва: Советский спорт, 2000. – 240с.: ил.

10.Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник: в 2 т. Т.1. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры / под общей ред. С.П. Евсеева. – Москва: Советский спорт, 2002. – 448с.: ил.

11.Евсеев, С.П. Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры: учебное пособие / под ред. С.П. Евсеева и А.С. Солодкова. – Санкт-Петербург: ГАФК, 1996. – 95 с.

12.Ермаков, Е.П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.П.Ермаков, Г.А.Якунин. – Москва: ВЛАДОС, 2000. – 240с.

13.Земцова, М.И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения / под ред. М.И.Земцовой. – Москва: Просвещение, 1978. – 93с.

14.Каптелин, А.Ф. Профилактика некоторых деформаций опорно-двигательного аппарата у детей / А.Ф.Каптелин. – Москва: Изд., 1962. –156с.

15.Кашуба, В.А. Биомеханика осанки / В.А.Кашуба. – Киев: Олимпийская литература, 2003. – 280с.

16.Краковяк, Г.М. Воспитание осанки. Гигиенические основы. Пособие для учителей и родителей / Г.М.Краковяк; Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР. – Ленинград: Учпедгиз. Ленингр. отд-ние, 1959. – 135с.

17.Красикова, И.С. Осанка: Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки / И.С.Красикова. – Санкт-Петербург: КОРОНА принт, 2001. – 176с.: ил.

18.Литош, Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением в развитии: учебное пособие / Н.Л.Литош. – Москва: СпортАкадемПресс, 2002.- 140с.

19.Ловейко, И.Д. Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей. – 2-е изд., перераб. и доп. / И.Д.Ловейко, М.И.Фонарев. – Л.: Медицина. 1988. – 144с.: ил. – (Библ. среднего медработника).

20.Мелентьева, Н.Н. Формирование осанки у младших школьников с нарушением зрения в процессе занятий физическими упражнениями в специальной (коррекционной) школе: автореф. … канд. пед. наук. / Н.Н.Мелентьева – Санкт-Петербург: РТП РГПУ им А.И.Герцена, 2004. – 20 с.

21.Мелихов, В.В. Адаптивное физическое воспитание детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / В.В.Мелихов. – Елец: ЕГУ, 2008. – 137с.

22.Никулина, Г.В. Охраняем и развиваем зрение. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие для педагогов образовательных учреждений общего назначения / Г.В.Никулина, Л.В.Фомичева. – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – 128с.

23.Павлов, А.П. Формирование правильной осанки у школьников с нарушен Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (Ясли-сад-начальная школа) / под ред. Л.И. Плаксиной. – Москва: Просвещение, 1997. – 326с.

24.Попов, С.В. Функциональное состояние нервно-мышечной системы у детей с нарушениями осанки как основа для целенаправленного подбора средств и методов физического воспитания / С.В.Попов // Педагогические и медико-биологические проблемы физического совершенствования школьников: межвузовский сборник научных трудов. – Ленинград, 1983.- С.151-164.

25.Потапчук, А.А. Осанка и физическое развитие детей: программы диагностики и коррекции нарушений / А.А. Потапчук, М.Д.Дидур. – Санкт-Петербург: Речь, 2001. – 166с.

26.Рубцова, А.Д. Лечебная физкультура при расстройствах осанки и сколиозах у школьников: учебно-практическое и наглядное пособие для врачей и методистов по лечебной физкультуре / А.Д.Рубцова. – Москва: Медгиз, 1955 – 193с.

27.Семенова, Л.К. Предупреждение нарушений осанки / Л.К.Семенова, Н.И.Гурова // Физическая культура в школе. – 1985. – №2. – С.60-61.

28.Сермеев, Б.В. Физическое воспитание слабовидящих детей / Б.В.Сермеев. – Москва: Просвещение, 1983. – 96с., ил.

29.Страковская, В.Л. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. – 2-е изд., перераб. и доп. / В.Л.Страковская. – Москва: Медицина, 1987. – 240с., ил.

30.Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник: в 2 т. Т.1. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры / под общей ред. С.П. Евсеева. – Москва: Советский спорт, 2002. – 448с.: ил.

31. Филиппова, С.О. Теория и методика физической культуры дошкольников: учеб. пособие для студентов факультета физической культуры / Под. Ред. С.О. Филипповой, Г.Н. Пономарева. – Санкт-Петербург: ВВМ, 2004. – 514с.

32.Шапкова, Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие / под ред. Л.В. Шапковой. – Москва: Советский спорт, 2003. – 464с., ил.

33.Шапкова, Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушением в развитии / под общей ред. Л.В. Шапковой. – Москва: Советский спорт, 2002. – 212с.

34.Шапкова, Л.В. Подвижные игры для детей с нарушением в развитии / под ред. Л.В. Шапковой. – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – 160с.

35.Шапкова, Л.В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / под ред. С.П. Евсеева. – Москва: Советский спорт, 2001. – 152с.: ил.

36.Шапкова, Л.В. Функции адаптивной физической культуры: учебное пособие / Л.В.Шапкова. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербург: ГАФК, 1998. – 82с.

37.Федорова, Т.В. Игры, упражнения и психологические тренинги для студентов, обучающихся по специальности «Адаптивная физическая культура»: учебное пособие / под редакцией С.П. Евсеева. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербург: ГАФК, 1999. – 134с.

38.Фонарев, М.И. Лечебная физическая культура при детских заболеваниях. Изд. 2-е, перераб. и доп. / М.И.Фонарев, Т.А.Фонарева. – Ленинград: Медицина, 1981. – 280с.: ил.

39.Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений / Ж.К.Холодов, В.С. Кузнецов. – Москва: Академия, 2003. – 480с.

40.Язловецкий, В.С. Физическое воспитание детей и подростков с ослабленным здоровьем / В.С.Язловецкий. – Киев: Здоровья, 1991. – 230с.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………... 3
I ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ………………………………………………………..... 4
1.1 Зрительные дисфункции у детей……………………………………… 4
1.2 Причины нарушения зрения………………………………………….. 6
1.3 Классификация детей с нарушениями зрения……………………….. 7
1.4 Особенности психического развития детей с нарушением зрения… 7
1.5 Особенности физического развития детей с нарушением зрения…. 8
1.6. Контрольные вопросы…………………………………………………. 13
1.7. Литература……………………………………………………………… 13
II ОСНОВЫ МЕТОДИКИ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ……………… 13
2.1 Задачи, средства, коррекционная направленность, методы………… 13
2.2 Противопоказания к физическим упражнениям……………………... 17
2.3 Использование и развитие сохранных анализаторов………………… 18
2.4    Коррекция и профилактика нарушения зрения……………………….. 18
2.5 Особенности физического воспитания дошкольников с нарушением зрения……………………………………………………………………. 19
2.6 Особенности физического воспитания младших школьников с нарушением зрения…………………………………………………….. 22
2.7 Формирование осанки у младших школьников с нарушением зрения как одна из задач физического воспитания………………….. 30
2.8 Особенности проведения занятий лечебной физической культурой  с детьми, страдающими глубокой зрительной патологией………… 50
2.9 Особенности проведения подвижных игр для слепых и слабовидящих детей………………………………………………….. 53
2.10 Контрольные вопросы………………………………………………… 62
2.11 Литература……………………………………………………………… 63
  Приложение 1…………………………………………………………... 65
  Приложение 2………………………………………………………….. 70
  Приложение 3………………………………………………………….. 72
  Приложение 4………………………………………………………….. 74
  Приложение 5………………………………………………………….. 75
     
     

 

 

АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

 С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

 

Учебное пособие

для студентов факультета физической культуры

по дисциплине «Частные методики адаптивной физической культуры»

 

 

 

_____________________________________________________________

Подписано в печать                     Формат

  Усл.печ.л. 7                             Тираж экз.

Печать офсетная                    Бумага писчая                                    Заказ №

____________________________________________________________________________

РИО ВоГУ. 160000, г.Вологда, ул.С.Орлова, 6

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.123 (0.076 с.)