Периода Великой Отечественной войны». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периода Великой Отечественной войны».



Периода Великой Отечественной войны».

ЦЕЛЬ:

  • сформировать у учащихся представление о состоянии и развитии литературы военного периода, её роли в борьбе за независимость родины;
  • проверить умение учащихся самостоятельно систематизировать и обобщать материал.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя

  «Литература периода Великой Отечественной войны и послевоенного десятилетия». Война - это страшная беда, которая коснулась каждой семьи, каждого человека. Об этом мы обязаны помнить всегда, ведь у памяти нет срока давности.

Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку (это строки Анны Ахматовой из стихотворения «Мужество» (1942 г.)

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет

Русский писатель всегда имел право говорить от имени народа - говорить «мы», поскольку в годину самых тяжёлых испытаний был даже не вместе с народом - был его частью. Поэтому неудивительно, что в годы войны около трети всего Союза писателей ушло на фронт. А сколько тех, кто ни в каких писательских организациях не состоял и прямо из окопа пришёл в литературу?

Одни, как В.Гроссман, К.Симонов, А.Твардовский, М.Шолохов, были «военкорами»- военными корреспондентами на передовой. Другие прошли эту войну солдатами, офицерами, политработниками и среди них прозаики В.Астафьев, Г.Бакланов, В.Богомолов, Ю.Бондарев, Б.Васильев, В.Некрасов, А.Солженицын, поэты Б.Окуджава, Д.Самойлов, Б.Слуцкий, А.Тарковский и многие другие. 275 советских писателей с войны не вернулось. Среди них А.Гайдар, Евг.Петров, Ю.Крымов, В.Ставский, И.Уткин, А.Лебедев, Г.Суворов.

УЧЕНИК: Священная война, начавшаяся в июне 1941 года, выдвинула перед литературой новые задачи, на которые сразу же откликнулись писатели страны. Гремели пушки, но музы не молчали - Великая Отечественная война вызвала к жизни мощное искусство.

У каждого поэта есть провинция,

Она ему ошибки и грехи,

Все мелкие обиды и провинности

Прощает за правдивые стихи.

И у меня есть также неизменная,

На карту не внесённая, одна,

Суровая моя и откровенная

Далёкая провинция- Война…

                              (С.Гудзенко)

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Художники слова активно работали во фронтовой и центральной печати, освещая ход драматических событий и поднимая боевой дух народа.

Вначале войны главенствующее положение в литературе заняли наиболее мобильные и оперативные жанры, доносившие до народа самые главные и искренние слова.

ВОПРОС. Назовите эти жанры.

ОТВЕТ. (Публицистика, песня, очерк, короткий рассказ, лирическое стихотворение)

ВОПРОС. Вспомните слова Алексея Суркова, который обозначил направление поэзии того грозного времени.

ОТВЕТ. «У нас сейчас должны появиться такие стихи, которым не аплодируют. Это стихи, от которых сжимаются кулаки, стихи, от которых хочется плакать и зубами скрежетать…»

 ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПЕСНИ «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА»  

Какая музыка играла,

Когда и души и тела

Война проклятая попрала.

Какая музыка во всём,

Всем и для всех - не по ранжиру.

Осилим…. Выстоим….Спасём…

Ах, не до жиру - быть бы живу…

Эта трагическая «музыка», а проще говоря, ощущение священного смысла войны, всеобщего равенства людей в тылу и на фронте перед лицом общей беды, были прекрасно выражены в сборниках бывшего санинструктора Ю.Друниной, участника обороны Ленинграда М.Дудина, фронтовика М.Луконина, танкиста С.Орлова.

Я только раз видала рукопашный.

Раз наяву- и сотни раз во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Стихотворение

Жди меня, и я вернусь

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

.Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придёт,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждёт.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,                             

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души…

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть                             

Скажет: - Повезло.-

Не понять не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой. (К.Симонов «Жди меня»)

 
 В годы войны было создано много стихотворений о Родине, стихотворений-воспоминаний о родных местах. Ощущение России в годы войны сделалось многостороннее и глубже. Даже попадая в тяжелейшие условия, писатели оказывались достойными сыновьями Советской Отчизны.

О судьбе Мусы Джалиля.

Трагична судьба татарского поэта Мусы Джалиля (Муса Мустафович Залилов). Будучи тяжело раненым, он попал в плен. В концлагере Джалиль создал подпольную антифашистскую организацию, члены которой распространяли листовки, вели пропаганду среди заключённых, устраивали их побеги. Патриота выдал предатель. Джалиль был переведён в берлинскую тюрьму Моабит и приговорён к смертной казни. Но поэт продолжал бороться, думая не о себе - о Родине:

Его зарыли в шар земной.

А он был лишь солдат,

Без званий и наград.

Ему, как мавзолей, земля-

На миллион веков,

И Млечные Пути пылят

Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжёлые гремят,

Ветра разбег берут.

Давным-давно окончен бой…

Руками всех друзей

периода Великой Отечественной войны».

ЦЕЛЬ:

  • сформировать у учащихся представление о состоянии и развитии литературы военного периода, её роли в борьбе за независимость родины;
  • проверить умение учащихся самостоятельно систематизировать и обобщать материал.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя

  «Литература периода Великой Отечественной войны и послевоенного десятилетия». Война - это страшная беда, которая коснулась каждой семьи, каждого человека. Об этом мы обязаны помнить всегда, ведь у памяти нет срока давности.

Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку (это строки Анны Ахматовой из стихотворения «Мужество» (1942 г.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.013 с.)