Работа с опорными конспектами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа с опорными конспектами



Опорные схемы

По русскому языку

 

 

материалы

 для учителя и ученика

 

 

из опыта

работы

 

Пермь

2017


 

Опорные конспекты по русскому языку / автор-составитель О.А. Вандышева. – Переиздание 2012, 2015 года с добавлениями. -Пермь, 2017. - 82 с.

 

 

Резензент первого издания: Е.А. Рябухина, доктор педагогических наук.

 

 

В пособии предлагается 78 опорных конспектов и схем по фонетике, орфографии, лексике, морфологии, синтаксису и пунктуации, речеведению в рамках школьного курса русского языка. Каждая схема сопровождается кратким комментарием или вариантом тестовых заданий по данной теме.

Издание предназначено для учителей, школьников 5-9 классов,  родителей, а также может оказаться полезным и ученикам старших классов для обобщающего повторения и подготовки к экзаменам.

 


 

От автора

 

В данном учебном пособии представлены опорные конспекты по русскому языку, которые призваны помочь учащимся овладеть основными правилами программы 5-9 классов, научиться применять их в практической работе при выполнении упражнений, различных видов лингвистического разбора, при подготовке к устным ответам.

Целесообразно использовать пособие в работе с детьми со слабой памятью, чтобы облегчить им запоминание правил и выполнение языковых заданий.

Родителям данное пособие поможет проконтролировать усвоение ребенком новых правил, проверить качество выполнения домашних заданий.

Учителю предложенные в данном пособии опорные схемы помогут наглядно и логично преподнести новый материал, отработать, закрепить и обобщить его. С помощью системы опорных конспектов, изучения материала от общего к частному и вновь к общему (блочная система), благодаря серии уроков контроля, выстроенных по единому принципу на протяжении нескольких лет обучения, педагог может добиться от каждого ученика твердых знаний по теории и умения применять эти знания, следуя заданному алгоритму.


Часть 1

Работа с опорными конспектами

На уроках в 5-7 классах

 

Совет учителю.

Практически к каждой крупной теме в курсе русского языка 5-7 классов разработаны опорные конспекты, которые записываются учителем на доске (возможна презентация), а детьми в тетради (при отсутствии у каждого ученика пособия). После того, как ОК записан, его следует устно воспроизвести несколько раз – учителем и 1-2 учениками. Дома учащиеся аккуратно переписывают ОК на 1\4 листа А-4 и вкладывают в альбом (удобны для хранения ОК небольшие альбомы для фотографий 10х15).

Таким конспектом удобно пользоваться при отработке устного пересказа правила, при выполнении упражнений, тестов и различных видов языковых разборов. Ученикам разрешено пользоваться ОК дома и на уроках, в том числе на уроках промежуточного контроля (кроме случаев, особо оговариваемых учителем), пока отрабатывается навык применения данного правила.

Запрет на пользование ОК накладывается лишь на итоговые контрольные работы и экзамен.

Далее приводятся 59 опорных конспектов. Нумерация конспектов отвечает порядку изучения тем в курсе русского языка в 5-7 классах.

 

Совет родителю.

Если вы приобрели данное учебное пособие с целью самостоятельного закрепления изученного в школе материала и выполнения домашних заданий, то опорные конспекты и схемы – неоценимый помощник. Поработав над тренировочными тестовыми заданиями, вы увидите, что в конспекте содержатся все необходимые для решения теста сведения.

При помощи опорного конспекта легко воспроизвести теоретический материал по данной лингвистической теме, облекая схему в связный текстовый монологический ответ.

 


 

Важно учитывать двойную роль гласных букв Е, Ё, Ю, Я при определении количества в слове букв и звуков. Говоря о гласных звуках, необходимо акцентировать внимание учащихся на различии в обозначении ударных гласных и безударных, находящихся в слабой позиции. Эти различия необходимо учитывать при решении заданий, подобных следующим:

1. В каком слове есть звук [о]?

1)молчать

   2)зайдешь

   3)ясно

   4)прощай

2. В каком слове количество букв больше, чем количество звуков?

1) листья

2) сияла

3) мелькали

4) зимой


 

Конспект «Согласные звуки» поможет учащимся произвести фонетический анализ слова, дать характеристику любым согласным звукам, а также выполнить ряд тестовых заданий.

1. Характеристика согласных звуков:

[Д]- согласный, звонкий парный, твердый парный

΄ ]- согласный, глухой непарный, мягкий непарный

[М]- согласный, звонкий непарный, твердый парный

 

2. В каком слове все согласные твердые?

1) живет                       2) жила

3) щетка                         4) часто

3. В каком слове есть звук [д]?

1) праздник

2) день

3) народ

4) дорога

 

 

 

Обучая первому из языковых разборов, необходимо приучать пятиклассников к единообразию записей, четкому порядку разбора. Обязательно следует обращать внимание на то, что мы даем характеристику не буквам, а звукам. Поэтому записываем «согласн ый» и остальные слова в мужском роде.

При делении слова на слоги надо помнить, что слогов столько же, сколько гласных букв. Обозначая порядок слогов, помним, что все слоги, идущие после ударного, называются заударными (З), а находящиеся перед ударным, нумеруются в обратном порядке, начиная с ударного слога.


 

При изучении орфографии целесообразно показать учащимся, что все орфограммы можно разбить на определенные группы, что для каждой орфограммы есть свой способ выбора нужного написания. Данный конспект представляет наиболее частые и знакомые орфограммы; его целесообразно использовать в начале года при повторении материала. В дальнейшем при изучении орфографии будут использованы другие опорные конспекты на частные правила. Различные виды орфограмм необходимо знать и учитывать при выполнении некоторых тестовых заданий.

 

Например:

В каком слове пишется безударная гласная А в корне, проверяемая ударением?

а) к..пуста   

б) к..пилка          

в) отст..ять       

  г) опр..вдать


 

Орфограмма «Мягкий знак после шипящих» изучается еще в начальной школе, когда говорится о написании мягкого знака после шипящих у существительных, у глаголов. В пятом классе при изучении прилагательных говорится о написании кратких прилагательных с шипящей на конце слова. Частица и наречие изучаются лишь в 7 классе, однако с написанием мягкого знака после шипящей и в этих частях речи желательно познакомить уже сейчас, так как в практической деятельности учащиеся активно используют слова данных частей речи.

Пример задания на правило «Мягкий знак после шипящих»:

1. Укажите, какое слово пишется без Ь?

1) мелоч..                            2) певуч..

3) стрич..ся                          4) учиш..ся

 

2. В каком ряду в обоих словах пишется Ь?

1) в..езд около дач..            2) меч.. хорош..

3)чувствуеш.. роскош..       4) спряч.. мяч..

 

 

При изучении орфограммы «Разделительные Ь и Ъ знаки» важно обращать внимание на морфемное строение слов при выборе необходимого знака. Формообразующий же Ь (показатель грамматический формы) требует умения определять части речи и форму слова.

 

Пример задания на правило «Правописание Ь и Ъ знаков»:

1. Ь пишется:

1) нес..едобный гриб                      2) нареж..те хлеб

3) мороз бодрящ..                           4) средневековый меч…

 

2. Ъ пишется:

1) солов..иная песня                       2) от..ехал от станции

3) прем..ера спектакля                   4) трех..этажное здание         

 


 

Данный конспект помогает ученикам запомнить порядок разбора слова по составу, выучить все морфемы русского языка (адаптированный вариант в рамках общеобразовательной школы).

Также приведены две схемы: в первой указаны окончания неопределенной формы глагола – инфинитива; на второй перечислены самостоятельные (знаменательные) части речи, не имеющие никаких окончаний, что необходимо всегда помнить при морфемном анализе слова.

 

Пример заданий:

 

1. Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?

1) нехитрый            2) влево            3) бездомный            4) умнейший

 

2. В каком слове есть окончание?

1) кресло               2) метро             3) хорошо             4) весело

 

3. В каком ряду в обоих словах есть суффикс –ЧИК-?

1) летчик, стаканчик                     2) перчик, жетончик

3) резчик, калачик                          4) стульчик, пончик


 

Первая часть конспекта по лексике содержит основные понятия, необходимые для усвоения первоначальных сведений в данной научной области.

 

 Пример заданий по теме «Лексика»:

1.В каком словосочетании выделенное слово употреблено в переносном значении?

1) холодный ветер 2) холодный расчет 3) холодные дни 4) холодная вода

 

2. В каком предложении есть антонимы?

1) Не все продается, что покупается.        2) Мир да лад – большой клад.

3) Сладка беседа, да голодна.                    4) Выполнил не один, а два теста.

 

3.В каком предложении выделенное слово является однозначным?

 1) Начался снегопад.                       2) Мы увидели черный хвост дыма.

3) Летит и кружится лист.               4) Сладкий голос завораживал нас.


Учащиеся 5-7 классов должны уметь выделять словообразующие части слова и определять способы словообразования. Конспект «Способы словообразования» поможет учащимся запомнить основные способы образования новых слов (в рамках школьного курса) и успешно справляться со словообразовательным разбором.

 

 Примеры заданий к теме:

 

1. Какое слово образовано приставочным способом?

1) подбородок      2) смешной        3) мореплаватель     4) приоткрыть

 

2. Каким способом образовано слово ИЗРЕДКА?

1) приставочным                                  2) приставочно-суффиксальным

3) суффиксальным                               4) бессуффиксным

 

3.Найдите ошибку в определении способа образования слова:

1) ОТЛЕТ – приставочный         

2) НАСТОЛЬНЫЙ – приставочно- суффиксальный

3) ВОДОЛАЗ – сложение основ

4) КОЖАНЫЙ – суффиксальный

 


 

Тема «Чередование гласных в корне слова» - одна из трудных орфографических тем школьного курса русского языка. Правило легче учить, если корни с чередованием гласных разделить на группы в зависимости от условия выбора орфограммы. Необходимо учитывать исключения из правил.

 

Примеры заданий к теме:

1.  В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) выб..рать профессию, раст..реть с сахаром

2) сидит сл..жа руки, прик..саться рукой

3) р..сли в оранжерее, заг..рать на пляже

4) безбрежная р..внина, необычные водор..сли

 

2.Укажите неверное объяснение орфограммы:

1) бл..стала - в чередующемся корне пишется И, так как после корня стоит суффикс –А-.

2) выр..сло – в чередующемся корне –РОС- пишется О.

3) з..рница – в чередующемся корне -ЗАР- в безударной позиции пишется А.

4) насл..ждение - в чередующемся корне –ЛОЖ- пишется О, так как после гласной в корне стоит согласная Ж

 

 

При работе с орфограммой «О-Ё после шипящих» требуется помнить, что для различных частей речи и различных морфем существуют разные случаи употребления букв О или Ё.

 

Примерные тестовые задания к данной орфограмме:

 

1.Буква  –О- пишется во всех словах ряда:

1) острый языч..к, приш..л почталь..н

2) старая шапч..нка, в чуж..м доме

3) ж..лтый ж..лудь, ш..рох в чащ..бе

4) сж..г записку, совершил подж..г

 

2. Буква –Ё- пишется в слове:

1) крыж..вник

2) ж..лоб

3) ц..кольный

4) медвеж..нок

 


 

Учащиеся 5-7 классов должны иметь представление о делении словарного состава русского языка на общеупотребительные и ограниченные в употреблении слова; опознавать слова различных групп по сфере и месту употребления, по времени появления слов в языке. Данная схема поможет представить наглядно эти группы.

 

Возможные задания к данной теме:

 

1. Отметьте слово, которое было устаревшим, но вернулось к активному употреблению.

1) камзол            2) перст            3) ветрило            4) губернатор

 

2. В каком предложении есть профессиональные слова?

1) На земле лежит ковер из желтых листьев

2) Карета подъехала и остановилась.

3) Токарь ловко закрепляет резец на суппорте.

4) Очертания облаков теряли резкость.

 

3. Выберите неологизм.

1) очи            2) менеджер         3) городничий          4) штукатур


При написании слов с приставками необходимо помнить о трех группах русских приставок, уметь опознавать приставки в слове, квалифицировать их и применять нужное правило. Особую сложность представляет написание приставок ПРЕ- и При-, зависящее от значения. Конспекты 13, 13А и 13Б помогут запомнить правило и успешно его применять.

Возможные задания к данной теме:

1. Укажите неправильное объяснение значения приставки:

1) ПРИшить – присоединение

2) ПРИехать – приближение

3) ПРИусадебный – нахождение вблизи чего-либо

4) ПРЕуспевать – неполное действие

 

2. В какой строке все слова пишутся с И?

1) пр..украсить, пр..дерзкий, пр..брать, пр..гнуться

2) пр..соединяться, пр..обрести, пр..ревновать, пр..рисовать

3) пр..злой, пр..стукнуть, пр..байкальский, пр..годиться

4) пр..брежный, пр..пятствие, пр..выкать, пр..вить.

 

3. В какой строке пропущена одна и та же буква?

1) з..блудились в лесу, п..шел в лес

2) интересный ра..сказ,..делал правильно

3) и..чезнуть надолго, ра..жевать зубами

4) по..переть пол, о..давать долги


   

 

Таблицы в ОК-13А и ОК-13Б помогут запомнить написание слов с ПРЕ- и ПРИ-.

В первом конспекте запоминать следует паронимичные написания слов, во втором – правописание иноязычных слов, начинающихся с сочетаний ПРЕ- или ПРИ-.

   

 

С орфограммой «Правописание Ы-И после Ц» ученики знакомятся еще в начальной школе. В 5 классе необходимо запомнить, что выбор гласной буквы зависит от места ее в слове (морфемы). Также необходимо выучить слова-исключения.

 

Возможные задания к теме:

 

 1. Буква Ы пишется в слове:

1) ц..ганка        2) ц..стерна         

3) декорац…я      4) станц..онный

 

2. Укажите неверное объяснение написания слова:

1) лекц..онный - в прилагательном, образованном от существительного на -ЦИЯ, пишется И.

2) синиц..но – в суффиксе –ЫН после Ц пишется Ы

3) страниц.. – в окончании после Ц пишется Ы

4) ц..ганский – после Ц в корне пишется И


 

Орфограмма «Буквы Ы-И после приставок» изучается в 6 классе и требует умения различать русские и заимствованные приставки, видеть сращения (сложные слова), запоминания исключений.

 

Задания к теме:

 

1. Отметьте слова, в которых пишется Ы.

1) от..скать                    4) роз..грыш          7) меж..нститутский

2) без..скусный             5) пол-..стории      8) раз..граться

3) дез..нфекция             6) контр..гра          9) вз..скать

 

2. В каком слове пишется И?

1) без..сходный                           

2) сверх..дея

3) пред..дущий                          

 4) от..грать

 

 


 

Впервые с разбором словосочетания учащиеся сталкиваются еще в начальной школе. Целесообразно уже в 5 классе познакомить с видами словосочетаний, типами связи слов в словосочетании и дать полный разбор словосочетания (ОК-15, ОК-16). В 8 классе произойдет итоговое закрепление этой сложной темы.

 

Примерные задания к данной теме:

 

1. В каком словосочетании неверно указано главное слово?

1) выехали ночью                             3) крышкой от кастрюли

2) немного грустный                        4) своеобразной прелестью

 

2.  В каком ряду оба сочетания слов являются подчинительным словосочетанием?

1) пролетела птица, белело вдалеке

2) неслышно и низки, срывая листья

3) около дома, с новыми силами

4) пролетела низко, отдыхал около месяца

 

3.Сколько словосочетаний в предложении: На олимпиаду обычно учителя направляют сильных и умных учеников.

1) 4                           2) 5                           3) 6                               4) 7

 

 


 

Возможные задания к данной теме:

 

1. Укажите словосочетание со связью примыкание:

1) катались на карусели                   3) растаявший снег

2) разбудит землю                            4) рассылать поспешно

 

2. В каком предложении есть словосочетание со связью согласование?

1) Увидев меня, утка покрякала и ушла.

2) Зеркальный лед на реке ломался и крошился.

3) Дождь прошел ночью, и к утру все высохло.

4) Солнце только что начинало подниматься.

 

3. Укажите верное утверждение:

1) Словосочетанием являются однородные члены предложения.

2) Словосочетание, как и предложение, имеет интонационную законченность.

3) В зависимости от того, какое слово является главным, словосочетания делятся на именные, глагольные и наречные.

4) Сочетание подлежащего и сказуемого является словосочетанием.


 

С понятием «предложение» учащиеся знакомились в начальной школе. В среднем звене постепенно знания приращиваются, однако типы односоставных глагольных предложений изучаются лишь в 8 классе. Для учеников 5-7 классов важно уметь отличать односоставные от двусоставных предложений, простые от сложных, видеть сочинительную связь и подчинительную.

 

Возможные задания к данной теме:

1. Отметьте простое двусоставное предложение (знаки препинания не расставлены):

1) Пройдет еще неделя и все зазеленеет.

2) Отойдите скорее в сторону!

3) Мне сегодня нездоровится.

4) Лес прекрасен во все времена года.

 

2. Укажите неверное утверждение (знаки препинания не расставлены):

1) Утро было морозное, февраль еще не кончился. – Бессоюзное сложное предложение.

2) Белобокие сороки резво скакали по веткам и стряхивали с них снег. – Простое предложение.

3) Трава уже высохла и ее сметали в стога. – Простое предложение.

4) Громко стучали часы и мы разговаривали под их мерный стук. – Сложносочиненное предложение.


 

В данном опорном конспекте дан порядок синтаксического разбора, а также названы основные характеристики предложения, которые учащиеся должны уметь определять.

 

Возможные задания к данной теме:

1. Какая характеристика соответствует предложению? (Знаки препинания не расставлены.)

На опушке стоит ель

А под ней растет щавель.

1) норму произношения гласных звуков                 3) норму правописания

2) норму произношения согласных звуков             4) норму ударения


 

Задания к теме «Наречие»:

 

1. В каком предложении есть наречие?

1) Мы спешим (на)встречу выпускников школы.

2) Один велосипедист ехал (на)встречу другому.

3) (На)встречу шла старушка.

4) (На)встречу нам шла старушка.

 

2. В каком словосочетании есть наречие цели?

1) явился тотчас                       3) сделать назло

2) согласился поневоле            4) отказался наотрез

 

3. В каком словосочетании есть наречие степени?

1) приходил иногда                     3) говорил шепотом

2) далеко уехать                           4) чересчур опасный

 

4. В каком предложении есть наречие в форме составной сравнительной степени?

1) Второй пример я решил более быстро, чем первый.

2) Третий пример я решил еще быстрее.

3) Слишком долго длился этот день.

4) Самый маленький мальчик запел громче всех.


 

Правописание наречий – одна из сложных тем русской орфографии. Во-первых, нужно уметь отличать наречие от омонимичных форм других частей речи; во-вторых, уметь выбирать нужный вариант орфографического правила; в третьих, помнить, что очень многие наречия являются исключениями из правил или не подчиняются какому-либо правилу вообще, а требуют запоминания. В следующих ОК-45А, 45Б, 45В даны наиболее простые правила из школьного курса орфографии, которые учащиеся должны освоить.

 

Задания к теме:

 

1. В каком наречии пишется буква А?

1) наскор..          2) вправ..               3) досыт..           4) доходчив..

 

2. В каком наречии пишется буква О?

1) горяч..            2) угрожающ…     3) слев..             4) ещ...

 

3. Какое наречие пишется без Ь?

1)сплош.               2) проч..              3) навзнич…           4) уж..

 

4. Укажите вариант с орфографической ошибкой.

1) заниматься издавна                        3) выйти замуж

2) упасть навзничь                               4) шагать неуклюжо

 


 

Варианты заданий к теме:

 

1. В каком наречии пишется одна буква Н?

1) письме..о            2) безветре..о          3) внутре..е   4) роскош..о

 

2. Какое наречие пишется раздельно?

1) сделать  (не)легко                         3) выглядеть (не)взрачно

2) (не)смешно, а грустно                  4) приходить (не)зачем

 

3. НЕ или НИ? Отметьте слово(-а) с написанием НИ.

1) это взять н..откуда                        3) не видел н..когда

2) переделывать н..когда                   4) н..вдоль н..поперек

 

4. Укажите слово с орфографической ошибкой.

1) Он никуда не спешит.                      3) Это неслыханно!

2) Решение пришло неожиданно.         4) Мне не зачем беспокоиться.

 

5. Выберите слово с верным написанием.

1) не у кого спросить                 3) ни от куда не приезжали

2) ни кому не скажем                 4) не куда обратиться


 

Задания к теме:

 

1. Какое наречие пишется слитно?

1) (по)немецки       2) (во)вторых       3) (по)дальше      4) (кое)где

 

2. Какое слово пишется через дефис?

1) (по)особому маршруту                     3) (по)нынешнему закону

2) (по)зимнему пути                              4) одеться (по)зимнему

 

3. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) понимать (по)французски, (по)твоему плану, поступить (по)своему

2) где(то) увидел, (как)нибудь обойдется, улыбнулся (по)детски

3) выглядел (по)деревенски, (по)немножку справился, холодно (по)осеннему

4) (давным)давно привык, (по)минутно улыбался, вел себя (по)мужски

 

4. Выберите вариант ошибочного написания.

1) точь-в-точь                          3) бок-о- бок

2) точка в точку                       4) мало-помалу


Следующие опорные конспекты представляют служебные и особые части речи. Следует обратить внимание учащихся на отличие служебных частей речи от самостоятельных (отсутствие синтаксической роли, вопроса, самостоятельной номинативной нагрузки, неизменяемость формы) и на функциональные различия   служебных частей речи.

 

Задания к теме:

 

1. Какое слово является предлогом?

1) если                 2) лишь                3) через                 4) эх

 

2. В каком предложении нет предлога?

1) Поговори с ним серьезно!            3) Вокруг дуба лежало много желудей.

2) Давай пройдем вдоль реки.          4) А вокруг только ветер да снег.

 

3. Отметьте производный предлог.

1) СВЕРХ программы                 3) ИЗ-ПОД стола

2) КО мне                                   4) НА площади

 

4. Найдите ошибку в употреблении предлога.

1) заплатить за проезд                3) согласно рецепту врача

2) оплатить за проезд                 4) отчет о командировке


ОК-46А

Часть 2

На уроках в 8-9 классах

Во второй части пособия предлагается 17 опорных конспектов и схем по синтаксису простого и сложного предложения в рамках школьного курса русского языка в 8-9 классах, сопровождающихся небольшим практическим заданием.

Опорные схемы предназначены для учителей, школьников 8-9 классов, родителей, а также могут оказаться полезными и ученикам старших классов для обобщающего повторения и подготовки к экзаменам.


1. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.

1) Он поехал учиться в столицу.

2) В тот день я никак не мог проспать.

3) Сегодня он будет радоваться подарку, как ребенок.

4) Картина была написана на берегу реки Кама в Пермской губернии.

Список литературы

 

1. Тесты для повторения и обобщения изученного по русскому языку в 5-7 классах. – Авторы-составители В.И. Шенкман, Е.Г. Коротаева. – Пермь, 2006.

2. Тесты для повторения и обобщения изученного по русскому языку в 8-м классе. – Автор-составитель В.И. Шенкман. – Пермь, 2006.

3. Г.А. Богданова. Тестовые задания по русскому языку. 8 класс. – М., «Просвещение», 2008.

 


Содержание.

Часть 1. (5-8 классы).

ОК-1. Гласные звуки.

ОК-2. Согласные звуки.

ОК-3. Фонетический разбор слова.

ОК-4. Орфограммы корня.

ОК-5. Мягкий знак после шипящих.

ОК-6. Разделительные Ъ и Ь.

ОК-7. Морфемный разбор слова.

ОК-8. Лексика.

ОК-9. Способы словообразования.

ОК-10. Чередование гласных в корне.

ОК-11. О-Ё после шипящих и Ц.

ОК-12. Лексика (продолжение)

ОК-13. Правописание приставок русского языка.

ОК-13А. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- в паронимах.

ОК-13Б. Правописание иноязычных слов с ПРЕ и ПРИ.

ОК-14.  Правописание Ы-И после Ц.

ОК-14А. Ы-И после приставок.

ОК-15. Словосочетание.

ОК-16. Виды связи слов в словосочетании.

ОК-17. Предложение.

ОК-18. Синтаксический разбор предложения.

ОК-19. Тире между подлежащим и сказуемым.

ОК-20. Члены предложения.

ОК-21. Однородные члены предложения.

ОК-22. Обращения и вводные слова (начальный уровень).

ОК-23. Прямая речь.

ОК-24. Морфология – наука о частях речи.

ОК-25. Имя существительное.

ОК-25А. Правописание суффиксов существительных.

ОК-25Б. Правописание суффиксов (К//СК, ЫВА//ОВА, ЕВ//ИВ).

ОК-26. Имя прилагательное.

ОК-26А. Степени сравнения имен прилагательных.

ОК-27. Глагол.

ОК-28. Спряжение глаголов.

ОК-29. Типы и стили речи.

ОК-30. Текст.

ОК-31. Изобразительно-выразительные средства речи.

ОК-32. НЕ с разными частями речи.

ОК-33.Правописание сложных имен существительных и прилагательных.

ОК-34. Написание сложных слов с ПОЛ-

ОК-35. Правописание Н-НН а отыменных прилагательных.

ОК-36. Правописание Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

ОК-37. Причастие.

ОК-38. Правописание гласных в суффиксах причастий.

ОК-39. Деепричастие.

ОК-40. Имя числительное.

ОК-41. Местоимение.

ОК-42. Жанры разных стилей.

ОК-43. Виды ошибок.

ОК-44. Наречие.

ОК-45.Правописание наречий.

ОК-45А. Правописание наречий (суффиксы –А//-О, Е//О, Ь после шипящих)

ОК-45Б. Правописание наречий (НЕ слитно//раздельно, НЕ или НИ, Н//НН).

ОК-45В. Дефис в наречиях.

ОК-46. Предлог.

ОК-46А. Правописание производных предлогов.

ОК-47. Союз.

ОК-48. Частица.

ОК-49.Правописание НЕ и НИ.

ОК-50. Особые части речи.

 

Часть 2 (8-9 классы)

ОК-51. Морфологические способы выражения главных членов предложения.

ОК-52. Координация подлежащего и сказуемого.

ОК-53. Координация дополнения и определения.

ОК-54. Запятая перед союзам КАК

ОК-55. Вводные конструкции.

ОК-56. Вставные конструкции.

ОК-57. Обособленные обстоятельства.

ОК- 58.Обособленные дополнения.

ОК-59. Обособленные определения.

ОК-60. Способы оформления цитат.

ОК-61. Сложное предложение.

ОК-62.Знаки препинания в ССП.

ОК-63. Союзы и союзные слова.

ОК-64. Знаки препинания в СПП.

ОК-65. СПП с несколькими придаточными.

 

Часть 3. Подготовка к итоговым сочинениям.

ОК-66. Структура сочинения-рассуждения.

ОК-67. Композиция сочинения ЕГЭ.

ОК-68.Структура сочинения в 11 классе.

ОК-68А. Структура сочинения в 11 классе (пойми разницу).

 

 

 

 

Опорные схемы

По русскому языку

 

 

материалы

 для учителя и ученика

 

 

из опыта

работы

 

Пермь

2017


 

Опорные конспекты по русскому языку / автор-составитель О.А. Вандышева. – Переиздание 2012, 2015 года с добавлениями. -Пермь, 2017. - 82 с.

 

 

Резензент первого издания: Е.А. Рябухина, доктор педагогических наук.

 

 

В пособии предлагается 78 опорных конспектов и схем по фонетике, орфографии, лексике, морфологии, синтаксису и пунктуации, речеведению в рамках школьного курса русского языка. Каждая схема сопровождается кратким комментарием или вариантом тестовых заданий по данной теме.

Издание предназначено для учителей, школьников 5-9 классов,  родителей, а также может оказаться полезным и ученикам старших классов для обобщающего повторения и подготовки к экзаменам.

 


 

От автора

 

В данном учебном пособии представлены опорные конспекты по русскому языку, которые призваны помочь учащимся овладеть основными правилами программы 5-9 классов, научиться применять их в практической работе при выполнении упражнений, различных видов лингвистического разбора, при подготовке к устным ответам.

Целесообразно использовать пособие в работе с детьми со слабой памятью, чтобы облегчить им запоминание правил и выполнение языковых заданий.

Родителям данное пособие поможет проконтролировать усвоение ребенком новых правил, проверить качество выполнения домашних заданий.

Учителю предложенные в данном пособии опорные схемы помогут наглядно и логично преподнести новый материал, отработать, закрепить и обобщить его. С помощью системы опорных конспектов, изучения материала от общего к частному и вновь к общему (блочная система), благодаря серии уроков контроля, выстроенных по единому принципу на протяжении нескольких лет обучения, педагог может добиться от каждого ученика твердых знаний по теории и умения применять эти знания, следуя заданному алгоритму.


Часть 1

Работа с опорными конспектами

На уроках в 5-7 классах

 

Совет учителю.

Практически к каждой крупной теме в курсе русского языка 5-7 классов разработаны опорные конспекты, которые записываются учителем на доске (возможна презентация), а детьми в тетради (при отсутствии у каждого ученика пособия). После того, как ОК записан, его следует устно воспроизвести несколько раз – учителем и 1-2 учениками. Дома учащиеся аккуратно переписывают ОК на 1\4 листа А-4 и вкладывают в альбом (удобны для хранения ОК небольшие альбомы для фотографий 10х15).

Таким конспектом удобно пользоваться при отработке устного пересказа правила, при выполнении упражнений, тестов и различных видов языковых разборов. Ученикам разрешено пользоваться ОК дома и на уроках, в том числе на уроках промежуточного контроля (кроме случаев, особо оговариваемых учителем), пока отрабатывается навык применения данного правила.

Запрет на пользование ОК накладывается лишь на итоговые контрольные работы и экзамен.

Далее приводятся 59 опорных конспектов. Нумерация конспектов отвечает порядку изучения тем в курсе русского языка в 5-7 классах.

 

Совет родителю.

Если вы приобрели данное учебное пособие с целью самостоятельного закрепления изученного в школе материала и выполнения домашних заданий, то опорные конспекты и схемы – неоценимый помощник. Поработав над тренировочными тестовыми заданиями, вы увидите, что в конспекте содержатся все необходимые для решения теста сведения.

При помощи опорного конспекта легко воспроизвести теоретический материал по данной лингвистической теме, облекая схему в связный текстовый монологический ответ.

 


 

Важно учитывать двойную роль гласных букв Е, Ё, Ю, Я при определении количества в слове букв и звуков. Говоря о гласных звуках, необходимо акцентировать внимание учащихся на различии в обозначении ударных гласных и безударных, находящихся в слабой позиции. Эти различия необходимо учитывать при решении заданий, подобных следующим:

1. В каком слове есть звук [о]?

1)молчать

   2)зайдешь

   3)ясно

   4)прощай

2. В каком слове количество букв больше, чем количество звуков?

1) листья

2) сияла

3) мелькали

4) зимой


 

Конспект «Согласные звуки» поможет учащимся произвести фонетический анализ слова, дать характеристику любым согласным звукам, а также выполнить ряд тестовых заданий.

1. Характеристика согласных звуков:

[Д]- согласный, звонкий парный, твердый парный

΄ ]- согласный, глухой непарный, мягкий непарный

[М]- согласный, звонкий непарный, твердый парный

 

2. В каком слове все согласные твердые?

1) живет                       2) жила

3) щетка                         4) часто

3. В каком слове есть звук [д]?

1) праздник

2) день

3) народ

4) дорога

 

 

 

Обучая первому из языковых разборов, необходимо приучать пятиклассников к единообразию записей, четкому порядку разбора. Обязательно сле



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 555; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.407 с.)