Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стадии сенсо-моторного период интеллекта по теории когнитивного развития жана пиаже

Поиск

Период сенсо-моторного интеллекта делится на шесть стадий.

Первая стадия (0—1 мес.) ребёнка практически ограничены врождёнными рефлексами.

Вторая стадия (1—4 мес.)

Под влиянием опыта рефлексы начинают преобразовываться и координироваться между собой. Появляются первые простые навыки (первичные циркулярные реакции). «Например, когда ребёнок постоянно сосёт свой палец, уже не в результате случайного соприкосновения с ним, а благодаря координации руки и рта, это можно назвать приобретённой аккомодацией».

Третья стадия (4—8 мес.)

Действия ребёнка приобретают более выраженную направленность на предметы и события, существующие вне и независимо от него. Посредством повторения закрепляются движения, первоначально случайные, приводящие к изменениям внешней среды, интересным ребёнку (вторичные циркулярные реакции). Появляется «двигательное узнавание» знакомых предметов, выражающееся в том, что «ребёнок, столкнувшись с предметами или сценами, которые обычно активизируют его вторичные циркулярные реакции, ограничивается тем, что даёт лишь контур обычных движений, но реально их не выполняет».

Четвёртая стадия (8—12 мес.)

Возникает способность координации вторичных циркулярных реакций, их объединения в новые образования, в которых одно действие (например, устранение препятствия) служит средством, дающим возможность осуществить другое — целевое — действие, что означает и появление несомненно преднамеренных действий.

Пятая стадия (12—18 мес.)

Ребёнок уже не только пользуется известными ему действиями как средствами достижения целей, но и способен искать и находить новые, варьируя уже известное ему действие и констатируя отличие результата; Пиаже называет это «открытием новых средств достижения цели путём активного экспериментирования». То есть здесь возникают не только новые координации известных ребёнку действий-средств и действий-целей, но и новые действия-средства.

Шестая стадия (после 18 мес.)

В отличие от предыдущей стадии, здесь ребёнок уже способен открывать новые действия-средства не путём экспериментирования, а путём внутренних, умственных координаций, — внутренним экспериментированием.

 

Период подготовки и организации конкретных операций (2—11 лет)

Подпериод дооперациональных представлений (2—7 лет)

Подпериод конкретных операций (7—11 лет)

ТЕСТЫ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКИ»

1. Предмет, задачи и исходные методологические основыистории коррекционной педагогики (олигофренопедагогики)

1. История олигофренопедагогики – это:

1) составляющая коррекционной педагогики, предметом которой является история возникновения и развития теории и практики  специального  образования  лиц        с   особенностями психофизического развития;

2) составляющая тифлопедагогики, предметом которой является история возникновения и развития теории и практики специального образования лиц с нарушениями зрения;

3) составляющая олигофренопедагогики, предметом которой является история возникновения и развития теории и практики специального образования лиц с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью);

4) составляющая педагогики, предметом которой является история возникновения и развития теории и практики образования лиц с трудностями в обучении.

 

Правильный ответ – 3

История     олигофренопедагогики        составляющая олигофренопедагогики, предметом которой   является история возникновения   и   развития       теории   и   практики   специального образования   лиц   с   интеллектуальной   недостаточностью (умственной отсталостью).

 

2. В изучении вопросов истории с пециального образования в Беларуси значительный вклад внес:

1) В.П. Кащенко;

2) В.А. Шинкаренко; 3) Л.С. Выготский; 4) И.М. Бобла.

 

Правильный ответ – 4

В изучении во просов развития с пециального о бразования детей с интеллектуальной недостаточностью, как и других категорий детей с особенностями психофизического развития, в Беларуси наибольший вклад внес Иван Матвеевич Бобла. Его диссертация «Развитие специального обучения и воспитания аномальных детей в Белоруссии» на соискание ученой степени кандидата педагогических наук     является первым   научным исследованием, системно раскрывающим историю белорусской коррекционной педагогики.

 

3. Автор фундаментального исследования «Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания с древних времен до середины XX века»:

1) А.И. Дьячков; 2) Х.С. Замский; 3) Е.К. Грачева; 4) И.М. Бобла.

Правильный ответ – 2

Автор фундаментального исследования «Умственно о тсталые дети: История их изучения, воспитания с древних времен до середины XX века: Приложение: Дневник Е.К. Грачевой» Хананий Самсонович Замский. В учебном пособии наиболее полно раскрыта история изучения, воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью с древности до середины XX века.

 

4. Н.Н. Малофеев выделил … этапов в э волюции от н ош е ния общества и государства к лицам с отклонениями в развитии:

1) три; 2) пять;

3) четыре; 4) шесть.

 

Правильный ответ – 2

Н и к олай Николаевич Малофеев, исследовав эволюцию отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии от античных времен до наших дней, выделил пять периодов эволюции.

У с л о в н ы м и ру б е ж ам и пяти в ы д е л е н н ы х п е р и одов я вл я ю т с я исторические прецеденты существенного изменения отношения государства к лицам с отклонениями в развитии. Сопоставив выделенные периоды в Западной Европе и России, Н.Н. Малофеев показал, что в эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии в России воспроизводятся все те же периоды, что и в европейской цивилизации, но со значительным отставанием в масштабе исторического времени, вследствие чего в конце XX в. Россия и Западная Европа переживают разные периоды эволюции (таблица).

П е рв ы й п е р и о д – о т аг ре сс и и и не т е р п им о с т и к о с о з н а н и ю необходимостизаботитьсяо людяхс отклонениями вразвитии.

В т ор о й п е рио д – о т осо з н а н и я не об х о ди мо с т и п ризр е н и я л и ц с отклонениями в развитии к осознанию возможности обучения хотя бы частиизних.

Т р е т и й п е р ио д – о т о с ознан и я в о зм о ж н о с т и к о с о з нани ю целесообразности обучения трех категорий детей: с нарушениями слуха, зрения,умственноотсталых.

Ч е т в е р ты й п е ри о д – о т о с оз н а н и я н е о б х о д имо с т и о б у ч е н и я ча с т и аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех аномальных детей.

Пя т ы й п е р и о д э в о л ю ц и и – о т и з о л я ц и и к и н т е г р а ц ии.

 

Таблица–Хронологическиесрокипрохожденияпериодовэволюцииотношения общества и государстваклипамсотклонениямивразвитиивЗападнойЕвропеивРоссии

 

  Период   Западная Европа   Р оссия
 

 

 

 

 

I   IX – VIII вв. до н.э. – начало XII в.   996 – 1715
II   XII в. – конец XVIII в.   1706 – 1806

III

  конец XVIII в. – начало XX в.   1806 – 1927

 

 

IV

  начало XX в. – 70-е гг. XX в.   1927 – 1991

 

 

     V                      70-е гг. –?                        1991 –?     
           
           

 

5. Для какого этапа эволюции (по периодизации Н.Н. Малофеева) характерно отношение к людям с отклонениями в развитии – «от изоляции к интеграции»:

1) 5 этапа; 2) 4 этапа; 3) 3 этапа; 4) 2 этапа.

Правильный ответ – 1

П о п е р и о д и з а ц и и Н и к о л а я Н и к о л а е в и ч а М а л о ф е е в а п я т ы й п е р и о д эволюции – от изоляции к интеграции. Интеграция инвалидов в общество является в Западной Европе ведущей тенденцией этого периода эволюции, базирующейся на их полном гражданском равноправии и новой философии общества. Период           характеризуется      в западноевропейских   странах перестройкой   в         80         90-е   гг. организационных основ специального образования, сокращением числа специальных школ и резким увеличением количества специальных классов      в   общеобразовательных школах,      перестройкой взаимоотношений м ассового и специального образования. Россия же в 1991 г. была только на границе перехода к этому периоду эволюции отношения к лицам с отклонениями в развитии.

 

6. Чешский педагог, который впервые с педагогической точки           зрения рассмотрел взаимосвязь интеллектуального развития ребенка и его поведения:

1) М. Монтессори; 2) Я.А. Коменский;

3) Л.С. Выготский; 4) Ф. Пинель.

Правильный ответ – 2

Чешский п е д агог Ян Амос К ом е н ск и й (1592-1670) впервые с педагогической     точки    зрения    рассмотрел     взаимосвязь интеллектуального развития ребенка и его поведения. Он выделил шесть типов детей, отличающихся друг от друга степенью умственного развития и особенностями характера.

«Можно ли приобщить к образованию глухих, с лепых и отсталых детей, которым органический недостаток мешает воспринимать мир? Ответ: из человеческого образования не исключается ничего, кроме разве что нечеловека» (Я.А. Коменский).

7. Отношение    общества к   людям   с    особенностями психофизического развития (ОПФР) сложилось      в   форме социальных «полок» или «ниш». Выделите их:

1) «Больной человек»; 2) «Недочеловек»;

3) «Угроза обществу»; 4) «Объект жалости»;

5) «Объект обременительной благотворительности»; 6) «Объект правовой защиты»;

7) «Развитие»;

8) «Объект изменения».

Правильный ответ – 1, 2, 3, 4, 5, 7

В и с т о рии развития человеческой цивилизации о тношение общества к людям с ОПФР сложилось в форме социальных «полок» или «ниш», которые им отводились, и проявлялось в манере обращения с ними. Назовем некоторые из таких «ниш» или моделей.

«Больной человек» (сущность: л ица с ОПФР – больные люди, рассматриваемые как объект лечения). Следует помнить, что образовательные программы для таких людей должны предусматривать не только и не столько уход и лечение, сколько обучение и развитие. Эта модель стимулирована развитие научных исследований в области клинического изучения причин и последствий нарушенного развития и возможных способов профилактики и лечения отдельных заболеваний, следствием которых является ограничение возможностей человека. В современных условиях эта модель недостаточна, так как сама по себе является ограничителем возможностей человека с ОПФР.

«Недочеловек» (сущность: человек с ОПФР ра сс матривается как неполноценное существо, приближающееся по своему уровню к животному). Модель лежала в основе применения негуманного обращения по отношению к таким лицам.

«Угроза о бществу» (сущность: некоторые к атегории лиц с ОПФР представляют угрозу обществу). Модель опиралась на мнение, что эти люди могут «наслать порчу», «накликать несчастье», нанести материальный и моральный ущерб. Общество ограждало себя от этой потенциальной «угрозы», создавая интернаты, закрытые учреждения призрения, часто в удаленных местах, иногда со     строгим режимом содержания    в    них. Обучение либо отсутствовало, либо было недостаточным.

«Объект жалости» (сущность: к человеку с ОПФР о т носятся как к маленькому ребенку, который не взрослеет, оставаясь в детском возрасте навсегда). Главной задачей модели является только защита человека с ОПФР от «плохого» окружающего мира через обособление его от общества, создание комфортной среды обитания, а не обеспечение помощи в образовании и развитии.

«Объект обременительной благотворительности» (сущность: траты на           содержание       лиц, имеющих различные нарушения, рассматриваются как экономическое бремя, которое пытаются уменьшить через сокращение размеров оказываемой помощи).

«Развитие» (сущность: общество о тветственно за более полное развитие ребенка с ОПФР). Модель подчеркивает наличие у лиц с ОПФР способностей к образованию и развитию. Обществу вменяется в обязанность создание условий, благоприятных для развития и коррекционно-педагогической помощи таким детям: человек с ОПФР имеет те же права и привилегии, что и все остальные члены общества (право жить, учиться, работать в своей местности, жить в своем доме, выбирать друзей и дружить с ними, право быть желанным членом общества, право быть таким, как все).

 

2. Развитие взглядов на людей с интеллектуальнойнедостаточностью  в первый  период  эволюции отношенияобщества и государства к лицам с отклонениями в развитии

 

8. Кто впервые н а з вал мозг главным о рганом всей нервной системы:

1) Пифагор; 2) Герофил; 3) Эразистрат; 4) Платтер.

Правильный ответ – 2

Герофил из Александрии (IV в. д о. н.э.) впервые н азвал мозг главным органом всей нервной системы.

9. Кто высказал мысль о т ом, что «ум п омещается в головном мозге, а чувства – в сердце»:

1) Гиппократ; 2) Пифагор; 3) Герофил; 4) Платтер.

 

Правильный ответ – 2

П р е д п о л а г ае т с я, ч т о П и ф а г о р (V I в. д о. н. э.) о д ни м и з п е р в ы х высказалмысль,чтоумпомещаетсявголовноммозге,ачувства–всердце.

 

10. В Индии в штате Пенджаб слабоумных называли: 1) «крысиные дети»;

2) «мышиные дети»; 3) «божьи дети»;

4) «коровьи дети».

 

Правильный ответ – 1

В Индии с лабоумных и с п ользовали в м е ркантильных целях. В штате Пенджаб существовала и существует религиозная секта «чухас» – «крысиные дети». В этом штате слабоумных детей приводят в храм Шаха Даула Дарьян – святого, защитника и покровителя слабоумных. Здесь жрецы учат детей выпрашивать милостыню. В результате храм получает большой доход, т.к. считается, что тот, кто не подал милостыню слабоумному, родит такого же.

 

11. В к акой ч асти человеческого т е л а, по мнению Пифагора, размещаются чувства:

1) под диафрагмой; 2) в сердце;

3) в головном мозге; 4) в зоне Брока.

 

Правильный ответ – 2

П р е д п о л а г ае т с я, ч т о П и ф а г о р (V I в. д о. н. э.) о д ни м и з п е р в ы х высказалмысль,чтоумпомещаетсявголовноммозге,ачувства–всердце.

 

12. В к а ком веке б ы ли предприняты первые попытки естественного объяснения психических заболеваний:

1) VII веке до н.э.; 2) IX веке до н. э.; 3) VI веке до н.э.; 4) XX веке до н.э.

Правильный ответ – 3

Первые попытки н ай т и ес те с т венное о б ъяснение п с ихическим заболеваниям были сделаны VI веке – в период формирования древней греко-римской медицины. Предполагается, что Пифагор (VI в.до.н.э.) одним из первых высказал мысль, что ум помещается в головном мозге, а чувства – в сердце. Локализация рассудка в головном мозге знаменовала важнейшее открытие, давшее толчок развитию новых направлений в медицине.

13. … высказал мысль, что с тепень развития ума и способности                      связаны с площадью поверхности мозга, разнообразием и глубиной мозговых извилин:

1) Россолимо; 2) Пифагор; 3) Платтер;

4) Эразистрат.

 

Правильный ответ – 4

Врач Эразистрат из Александрии высказал мысль, что с т е пень развития ума и способности связаны с площадью поверхности мозга, разнообразием и глубиной мозговых извилин.

 

14. Автор с ледующего высказывания: «Мы убиваем у родов и топим тех детей, которые рождаются на свет хилыми и обезображенными. Мы поступаем так не из-за гнева и досады, а, руководствуясь   правилами                           разума:     отделять негодное от здорового».

1) Аристотель; 2) Платон;

3) Герофил; 4) Сенека.

 

Правильный ответ – 4

Существуют данные о детоубийствах в д р е вней Греции (особенно в Спарте). По всей вероятности это относится к детям с рано выявившимися уродствами. Умерщвление аномальных детей в Спарте (до IV–V веков нашей эры) оправдывали экономическими мотивами (Аристотель) и евгеническими соображениями (Платон).

Умерщвление детей-уродов имело место и в Д р е внем Риме. Философ Сенека (6 г. до н.э. – 65 г. н. э.) говорил: «Мы убиваем уродов и топим тех детей, которые рождаются на свет хилыми и обезображенными. Мы поступаем так не из-за гнева и досады, а руководствуясь правилами разума: отделять негодное от здорового».

15. С каким монархом связаны «Указы о дураках»:

1) Петр I;

2) Иван Грозный; 3)Иван III;

4) Павел I.

 

Правильный ответ – 1

В ц арствование Петра I распространяется о бычай п ризревать слабоумных в монастырях. Бояре тут же стали туда посылать свих детей, чтобы те избежали военной службы. Петр I принял меры. Вышли указы «о дураках», в которых названы признаки умственной ненормальности: «отповеди учинить не могут; не годятся ни в какую науку и службу; недвижимое к пустому приводят; беспутство расточают». Меры не помогли. Тогда Петр I запретил «дуракам» жениться и наследовать имущество. Тут же количество «дураков» поубавилось.

 

16. Где, по мнению врачей VI века до нашей эр ы, были сосредоточены умственные способности:

1) в сердце;

2) под диафрагмой; 3) в легких;

4) в печени.

 

Правильный ответ – 2

В течение нескольких в ек ов с читалось, что у мственные способности человека сосредоточены под диафрагмой, на границе грудной и брюшной полостей. Данная точка зрения просуществовала до VI века до н.э., пока Пифагор одним из первых высказал мысль, что ум (phren) помещается в головном мозге.

 

17. Законы … в Спарте (I X–VIII вв. до н.э.) рекомендовали умерщвлять физически неполноценных младенцев:

1) Цезаря; 2) Нерона;

3) Людовика; 4) Ликурга.

 

Правильный ответ – 4

И з вестные з аконы Ликурга (Спарта, IX–VIII вв. д о н.э.) рекомендовали у мерщвлять физически неполноценных м ладенцев. Данные законы отражали агрессивное неприятие ребенка – инвалида античным миром.

3. Зарождение идей о возможности воспитания и обучениялиц с интеллектуальной недостаточностью во втором периодеэволюции отношения общества и государства к лицам сотклонениями в развитии.

18. Виднейший гуманист эпохи Возрождения, автор трактата «Похвала Глупости»:

1) Санте де Сантис; 2) Я. А. Коменский; 3) Э. Роттердамский; 4) Э. Торндайк.

 

Правильный ответ – 3

Виднейший   гуманист   эпохи   Возрождения   Эразм Роттердамский (1466–1536) в своем трактате «Похвала Глупости» сатирическим   восхвалением   Глупости   и сопоставлением лжемудрецов с «глупыми» разоблачает тупость, ограниченность духовенства, эксплуататорских классов и поет гимн подлинной мудрости и высокому разуму.

 

19. Как называли слабоумных людей во времена инквизиции в Западной Европе:

1) «дети Бога»;

2) «дети дьявола»; 3) «дети страха»; 4) «дети солнца».

 

Правильный ответ – 2

В Европе в это время идут процессы над ведьмами. Слабоумных людей          называют «дети дьявола». Папа Иннокентий VIII способствовал изданию инструкции «Молот ведьм». В ней находилось описание того как распознавать ведьм и одержимых дьяволом. В результате по всей Европе запылали костры. В них горели женщины, дети, чье поведение было трудно объяснить. Чаще всего это были люди,   страдающие   истерией или   другими психическими расстройствами.

 

20. В 1198 году в … открыт первый приют для слепых: 1) Будапеште;

2) Баварии;

3) Париже; 4) Берлине.

 

Правильный ответ – 2

В 1198 году в Баварии открыт первый приют для слепых.

21. При каком ц а ре в «Стоглавый с у дебник» (1551 год) внесена статья о необходимости попечения больных и нищих «кои одержимы бесом и лишены разума»:

1) Петре I;

2) Иване Грозном; 3) Иване III;

4) Павле I.

 

Правильный ответ – 2

Д ля убогих, нищих, калек при монастырях открывали богодельни,   первые   учреждения   общественного   призрения. В «Стоглавый судебник» (1551) при Иване Грозном внесена статья о необходимости попечения больных и нищих «кои одержимы бесом и лишены разума». Их р екомендовалось помещать в монастыри, чтобы они не были «пугалом для здоровых».

 

22. Автор книг «Наблюдение» (1614), «Медицинская практика» (1625):

1) Э. Роттердамский; 2) Ф. Платтер;

3) Э. Сеген;

4) Я. А. Коменский.

 

Правильный ответ – 2

П ро фессор м е д и ци н ы Феликс Платтер (1537–1614) в работах «Наблюдения» (1614) и «Медицинская практика» (1625) описывает свои наблюдения за душевнобольными. В работах он дает свою первую в истории психиатрии классификацию душевнобольных. Ф. Платтер один из первых, кто выделил стойкие нарушения интеллекта. Далее они получили название – «слабоумие».

 

23. В каком году был издан «Стоглавый судебник»: 1) 1551 году;

2) 1556 году; 3) 1550 году; 4) 1560 году.

 

Правильный ответ – 1

В 1 551 году при Иване Грозном был издан «Стоглавый судебник», куда была внесена статья о необходимости попечения больных и нищих «кои одержимы бесом и лишены разума».

24. «Указ    об учреждении   Приказов общественного призрения» был издан:

1) Екатериной II; 2) Петром I;

3) Иваном Грозным; 4) Павлом I.

Правильный ответ – 1

В о в т о р о й по лов и н е X V II I в ек а, в с в я з и с из д а ние м Е к а т е р и но й I I «Указа об учреждении Приказов общественного призрения» (1775), в России начали                создаваться                        лечебные     учреждения, благотворительные заведения и школы.

 

25. Первая школа для с лепых в Р оссии б ыла о т крыта в 1 807 году:

1) В. Гаюи;

2) Ф. Пинелем; 3) Ж. Эскиролем; 4) Ж. Итаром.

 

Правильный ответ – 1

Зарождение н ауки о методах обучения с л е пых и н ачало практики их обучения в специальных учебных заведениях связаны с деятельностью талантливого тифлопедагога Валентина Гаюи (1745-1822). Первая школа для слепых учреждена по инициативе Александра I в 1807 г. и связана с приглашением французского тифлопедагога Валентина Гаюи для работы в Россию.

 

26. Е му принадлежат первые попытки о бучения детей с лѐгкими формами отсталости. В 1774 году в г. Нейгофе он организовал приют для детей – «Учреждение для бедных»:

1) Ф. Пинель; 2) Ж. Демор;

3) И. Г. Песталоцци; 4) Ж. Эскироль.

 

Правильный ответ – 3

Первые   попытки   обучения   детей   с   легкими   формами отсталости в специальных учебных заведениях принадлежит Иоганну Генриху Песталоцци (1746-1827), известному швейцарскому педагогу. В 1774 г. в швейцарском городе Нейгофе он организовал приют для детей, который назвал «Учреждение для бедных». Им были обоснованы принципы работы с «тупоумными»: посильность в обучении, использование дидактических материалов, сочетание умственного и     физического    труда,   соединение обучения с производительным т рудом.

27. Кто предложил первую научную классификацию душевных заболеваний:

1) Пифагор; 2) Герофил; 3) Эразистрат; 4) Платтер.

 

Правильный ответ – 4

В мрачные годы инквизиции профессор медицины из города Базель Феликс Платтер (1537–1614) дает свою первую в истории психиатрии классификацию душевнобольных (4 группы). Каждая группа – набор признаков различных нарушений интеллекта, включая эмоции и физическое состояние больного. В основе нарушений – анатомо-физиологическая этиология: наследственность; травмы головы; нарушения кровообращения; отравления наркотиками и др.

Д ля олигофренопедагогики интересны 1 и 3 группы.

1 группа. M e n t i s i m b ecillit as. Э то л ица с р азличной с т е пенью нарушения                   интеллекта и сопутствующими нарушениями воображения, памяти. Интеллектуальные нарушения приводят к потере способности осуществлять суждение, быть критичным, правильно оценивать обстановку.

3 группа. Mentis alienatio. Вариант врожденного помешательства – глупость. Эти дети плохо соображают. У некоторых нарушена речь. Кто-то страдает и физическими недостатками. Они непослушны, упрямы.

 

28. Первый о пыт о бучения с л абоумного мальчика Виктора связан с и менем:

1) Ж. Итара; 2) Э. Сегена;

3) Е. Грачевой; 4) Т. Симона.

 

Правильный ответ – 1

Французский психиатр Жан Итар (1775-1838) с помощью методов, основанных на развитии чувств, попытался из одичавшего мальчика, названного Виктором (авейронский дикарь) воспитать человека. Ж. Итару не удалось добиться желаемых результатов, но он определил путь развития глубоко умственно отсталых детей – развитие с помощью тренировочных упражнений органов чувств и моторики.

29. Как н азывался документ, к оторый б ыл издан в 1551 году Иваном Грозным:

1) «Стоглавый судебник»;

2) «Повесть временных лет»;

3) «Указ об учреждении Приказов общественного призрения»; 4) «Наследие».

 

Правильный ответ – 1

В 1 551 году при Иване Грозном был издан «Стоглавый судебник», куда была внесена статья о необходимости попечения больных и нищих «кои одержимы бесом и лишены разума».

 

30. Французский врач-педагог, а в тор р абот «Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно ненормальных детей» (1846) и «Идиотия, ее лечение физиологическим методом» (1866):

1) В. М. Бехтерев; 2) Г. Спенсер;

3) Ж. Шарко; 4) Э. Сеген.

 

Правильный ответ – 4

Основы с в оей целостной медико-педагогической с и с т е мы Эдуард            Сеген изложил в работах «Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно ненормальных детей» (1846) и «Идиотия, ее лечение физиологическим методом» (1866). Эти труды и вся деятельность педагога-гуманиста проникнуты верой в человека, в потенциальные возможности совершенствования его физических и духовных сил. С точки зрения Э. Сегена, слабоумных детей следует обучать наравне с глухими слепыми и включать их в посильный труд.

 

31. Кто из учѐных занимал пост главного врача национального института глухонемых в Париже:

1) Ф. Гальтон; 2) Ж. Итар;

3) Ф. Платтер;

4) Э. Роттердамский.

Правильный ответ – 2

Жан М ари Г а с пар Итар (Itard) (1 775–1838) за нимал пост главного врача Национального института глухонемых в Париже.

32. Как н азывается парижская государственная л е чебница, в которой Ф. Пинель впервые «снял цепи» с душевнобольных:

1) Бисетр;

2) Валенсия; 3) Бедлам; 4) Верона.

Правильный ответ – 1

Филипп Пинель (Philippe Pinel) – основоположник общественной, клинической и научной психиатрии во Франции. Главная акция Ф. Пинеля заключалась в том, что он впервые в истории медицины снял цепи с душевнобольных, превратив тем самым психиатрические заведения из мест тюремного заключения в лечебные учреждения.

В 1793 года Ф. Пинель был назначен на должность главного врача больницы Бисетр (Bicetre), что под Парижем, предназначенной для престарелых инвалидов и психических больных. Ф. Пинель являлся ежедневным свидетелем                       неудовлетворительного                          положения душевнобольных и варварского к ним отношения, что не могло, конечно, оставить его равнодушным. Он не мог мириться с тем, что к больным людям относятся более сурово, чем к заключенным убийцам; что их содержат как собак, привязывают цепями к крюкам, сцепляют руки наручниками, содержат в темных сырых помещениях, не оказывают никакой медицинской помощи.

Кроме с нятия цепей, Ф. Пинель добился введения в практику содержания                    душевнобольных больничного режима, врачебных обходов, лечебных процедур и много другого, в чем нуждались больные. В 1798 году были сняты цепи с последних больных Бисетра, так был положен конец ужасной несправедливости, противоречащей элементарным принципам человеческой гуманности.

 

33. К акое из о пределений подходит для о писания идиотии первой степени в симптоматической классификации слабоумных Ж. Эскироля:

1) имеющие легко понимаемую речь и ограниченный запас слов; 2) пользующиеся короткими словами и фразами;

3) пользующиеся только односложными словами и выкриками; 4) пользующиеся развернутой связной речью.

Правильный ответ – 2

В с имптоматической к л ассификации Жана-Этьена Д оминика Эскироля ведущим симптомом является состояние речи. Он выделяет 5 категорий слабоумных: 1) имбецилики первой степени, имеющие свободную и легко понимаемую речь; 2) имбецилики второй степени, имеющие легко понимаемую речь и ограниченный запас слов; 3) идиоты первой степени, пользующиеся короткими словами и фразами; 4) идиоты второй степени, пользующиеся только односложными словами и выкриками; 5) идиоты третьей степени, не имеющие никакой р ечи.

34. Воспитание умственно о тсталых по Э. Сегену д олжно охватывать:

1) воспитание памяти, восприятия, чувств;

2) воспитание деятельности, мышления, воли; 3) воспитание ощущений, мышления, воли;

4) физическое, нравственное, духовное воспитание.

 

Правильный ответ – 2

Эдуард Сеген с читал, что воспитание и д иотов м ожет иметь успех, если будут учтены достижения философии, психологии, физиологии, физиологии, гигиены. Принципы воспитания Э. Сеген представлял              в     виде                    триады: 1)           воспитание       деятельности, активности – развитие двигательной способности, мышечной системы,   ощущений,   чувств;   2) воспитание              мышления          – формирование представлений и понятий, овладение элементарными знаниями навыками чтения, письма, счета; 3) воспитание воли – формирование нравственности, управление своими инстинктами.

 

35. К то является с оставителем подробного отчѐта о л е ч е нии, озаглавленный как «Обучение дикаря»:

1) Э. Сеген; 2) Ж. Итар; 3) С. Хоуве;

4) Г.Я.Трошин.

 

Правильный ответ – 2

В начале XIX века ф ранцузский педагог Песталоцци (1746–1827) призывал воспитывать и обучать «тупоумных» – дети с легкими формами нарушения интеллекта. Из истории лечебной педагогики мы знаем, что возможность                     этого впервые    доказал    главврач Национального института глухонемых в Париже Жан Итар (1775– 1838). В 1799 году на юго-востоке Франции в лесу охотники нашли одичавшего мальчика 11–12 лет. Его доставили в Париж. Пинель его обследовал и признал неизлечимым идиотом. Все органы чувств у него были неразвиты. Движения хаотичны, не координированы. Он все хватал. Его воспитанием занялся Жан Итар, но делал это несколько упрощенно, развивая один орган чувств, считая, что работа над несколькими       сразу         не даст    эффекта.   Итар                     использовал тренировочные упражнения. Воспитывал социальные качества.

Таким о бразом, И тар д о к азал возможность к о ррекции даже выраженных отклонений в развитии у детей. Подробный отчѐт о лечении Итар представил, как «Обучение дикаря».

36. В 1804 г. в о Франции б ыл принят …, в котором н ашли отражение                  положения римского права, касавшиеся прав глухонемых, слепых и других категорий лиц с нарушениями физического и (или) психического развития:

1) Кодекс Бурневиля; 2) Кодекс Эскироля; 3) Кодекс Наполеона; 4) Кодекс Пинеля.

 

Правильный ответ – 3

В 1804 г. во Франции был принят «К о декс Н аполеона», в котором нашли отражение положения римского права, касавшиеся прав глухонемых, слепых и других категорий лиц с нарушениями физического и (или) психического развития.

 

4. Становление олигофренопедагогики как самостоятельнойотрасли знаний в третий период эволюции отношения общества игосударства к лицам с отклонениями в развитии

 

37.   Психометрическое направление в   изучении интеллектуальной недостаточности принадлежит:

1) А. Бине и Т. Симону;

2) И. Гуггенбюлю и Э. Сегену; 3) В. Гаюи и Б. Морелю;

4) Ж. Эскиролю и Э. Сегену.

 

Правильный ответ – 1

Психометрическое   направление   (система   измерения умственных и других способностей ребенка с помощью метода тестов) в изучении интеллектуальной недостаточности появилось к началу XX века и связано с именами А. Бине и Т. Симона.

Французский п с ихолог Альфред Бине и в рач-психиатр Т о м ас Симон р азработали тестовый м е т од, в основу к оторого по л ожили состояние коммуникативной функции речи. Они пытались соотнести умственное развитие аномального ребенка с уровнем развития нормального, но более младшего возраста.

38. Врачебно-педагогическая теории   и практики воспитания представлена в работе:

1) И. Гуггенбюля; 2) Э. Крепелина; 3) Э. Сегена; 4) В. Гаюи.

Правильный ответ – 1, 3

В рачебно-педагогическая деятельность в р азвитии теории и практики воспитания и обучения слабоумных представлена в работах Э. Сегена и И. Гуггенбюля.

Французский врач-педагог Эдуард Сеген (1812–1880) с ч итал, что недостатки ума обусловлены отсутствием воли. Э. Сеген писал: «типический идиот представляет собой существо, которое ничего не знает, ничего не может, ничего не желает». И далее: «Физически – он не может, умственно – он не знает, психически – он не желает. Он бы и мог, и знал, если бы только он хотел; но вся беда в том, что он, прежде всего, не хочет».

Э. Сеген дает описание отсталого ребенка. У Сегена идиоты находятся                 во власти инстинктов. Имбецилы те, которые приобретают умственные расстройства с 8–15 лет под влиянием онанизма, умственного утомления, травм.

Иоганн Якоб Гуггенбюль (1816-1863) – швейцарский врач-педагог. В 1841 году Гуггенбюль открыл в Швейцарии на склоне горы Абендберг школу-приют для слабоумных (Абендбергский приют). Здесь были отделения для         различных            категорий детей с ограниченными возможностями. Было создано отделение и   для нормальных детей. Образцовый порядок в Абендбергском приюте и успехи в развитии его воспитанников в первые годы его существования, сделали это учреждение и самого Гуггенбюля популярными. В частности, о впечатляющих результатах метода Гуггенбюля писал, хотя и не без иронии,ЧарльзДиккенсвочерке1853г.«Идиоты».

 

39. Автор книги «Трактат о вырождениях» (1857 год): 1) Э.Сеген; 2) Б. Морель; 3) Т. Симон; 4) Э. Сеген.

Правильный ответ – 2

Особое направление во взглядах н а э тиологию с л абоумия с оздал австрийский психиатр Бенедикт Морель (1809-1972).Он положил начало учению о дегенерациях – вырождении. Б. Морель видел этиологию слабоумия только в наследственных факторах. Все др



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.159.196 (0.017 с.)