Городская проза. Ю.В. Тифонов». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Городская проза. Ю.В. Тифонов».



Конспект урока литературы

 Дата 22.05.2020.

Группа №3 специальность Механизация сельского хозяйства 1 курс  

Тема: «Городская проза» Ю.В. Трифонов «Обмен» (2 часа)

Форма работы: индивидуальная, электронное  обучение.

Тип урока: урок изучения  нового материала.

Цель урока: дать представление о личности Ю.В. Трифонова; рассмотреть вечные проблемы, поднятые автором на фоне городского быта; определить особенности произведения Трифонова (смысловая многозначность названия, тонкий психологизм).

 

Основные понятия:

Городская проза – литературное направление, возникшее в 60-х годах 20 века, где преобладают описание быта, какая-то домашняя повседневность, семейная жизнь, – обычная жизнь обычных людей в обычном городе.

Композиция – построение, расположение и соединение всех частей (образов, деталей, эпизодов и др.) произведения в одно целое. Продумывая композицию, писатель стремится к тому, чтобы читатель с наибольшей глубиной воспринял идею произведения.

Конфликт – столкновение противоположных взглядов действующих лиц в эпосе, драме, в произведениях лиро-эпического жанра, а также в лирике, если в ней присутствует сюжет.

Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

Используемая литература:

 

Учебник. Русский язык и литература. Литература 11 класс. Базовый уровень: учебник/ Т.Ф. Курдюмова, Е.Н. Колокольцев, О.Б. Марьина и др.- М.: Дрофа, 2018.

Интернет- ресурсы:

1.Видеоурок 11 кл.  Литература 11 класс (Урок№50 - Нравственная проблематика повести Ю.Трифонова «Обмен».)  https:// yandex.ru/ video/ preview/ Дата обращения 19.05.2020.

2. Художественный фильм «Обмен» (СССР 1977 драма) https://yandex.ru/video/preview/ Дата обращения 19.05.2020.

Презентации:

Городская проза. Ю.В. Тифонов».

Ю.В. Трифонов. Биография»

Ю.В. Трифонов. Повесть «Обмен».

Ход урока

От добра до худа один шато'к.
Пословица

В человеке две бездны, учил Достоевский, и он не выбирает между ними, но мечется как маятник.
Иосиф Бродский

  1. Организационный этап
Мотивационный модуль.
 Формулируется тема урока.

Иосиф Бродский писал: «В человеке две бездны, учил Достоевский, и он не выбирает между ними, но мечется как маятник». Способен ли человек как личность сопротивляться обстоятельствам, изменять их, или человек сам постепенно, незаметно и необратимо меняется под их воздействием — эти вопросы поставлены в произведениях Юрия Валентиновича  Трифонова. К сожалению, не всем известно имя этого писателя, может быть потому, что восприятие прозы Трифонова в СССР и России со временем менялось. Начиная со второй половины 1980-х годов он был практически забыт, однако в 2000-х годах начался рост интереса к прозе Трифонова, которая ныне по праву считается классической.

 

Цель нашего урока:   познакомиться с творчеством Ю.В. Трифонова, рассмотреть вечные проблемы, поднятые автором на фоне городского быта; определить особенности произведения Трифонова (смысловая многозначность названия, тонкий психологизм).

 

 

2. Объяснение нового материала.

Объясняющий модуль.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

План урока:

1.Городская проза.

2.Жизненный и творческий путь Ю.В. Трифонова.

3. Проблематика повести Ю. Трифонова «Обмен».

 

Городская проза.

 

Городская тема в русской литературе имеет давние традиции и связана с именами Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, М. Горького, М. Булгакова и многих других известных писателей. Городская проза — это литература, в которой город в качестве условного фона, специфического историко-литературного колорита, существующих условий жизни занимает важнейшее место и определяет сюжет, тематику и проблематику произведения.

Только в 1970-1980-е годы XX в. произведения на эту тему стали объединяться под рубрикой «городская проза». В современной литературе определения типа «деревенская», «городская», «военная» не являются научными терминами, носят условный характер.

 Что стало причиной возникновения городской прозы в ее новом качестве? В 1960-1970-е годы в России активизировались миграционные процессы: городское население стало быстро увеличиваться. Соответственно изменялись состав и интересы читательской аудитории. Естественно, что привычки, манера поведения, образ мыслей и вообще психология городских аборигенов привлекали к себе повышенное внимание. С другой стороны, жизнь новых горожан-переселенцев, в частности так называемых «лимитчиков», предоставляла писателям новые возможности для художественного исследования областей человеческого бытия.

Первооткрывателем городской прозы стал Ю. Трифонов. Его повести «Обмен» (1969), «Предварительные итоги» (1970), «Долгое прощание» (1971), «Другая жизнь» (1975) изображают каждодневную жизнь московской интеллигенции. У читателя складывается впечатление, что писатель сосредоточен исключительно на бытовой стороне жизни, но оно обманчиво. В его повестях действительно не происходит никаких крупных общественных событий, потрясений, душераздирающих трагедий. Однако нравственность человека проходит медные трубы именно здесь, на будничном семейном уровне. Оказывается, что выдержать такое испытание ничуть не легче, чем экстремальные ситуации. На пути к идеалу, о чем мечтают все герои Трифонова, возникают всевозможные мелочи жизни, загромождая дорогу и уводя путника в сторону. Они-то и устанавливают истинную ценность персонажей. Выразительны в этом плане названия повестей.

Психологический реализм Ю. Трифонова заставляет вспомнить рассказы и повести А. Чехова. Связь этих художников несомненна. Во всем своем богатстве, многогранности городская тема раскрывается в произведениях С. Довлатова, С. Каледина, М. Кураева, В. Маканина, Л. Петрушевской, Ю. Полякова, Вяч. Пьецуха и других писателей.

 

Конспект урока литературы

 Дата 22.05.2020.

Группа №3 специальность Механизация сельского хозяйства 1 курс  

Тема: «Городская проза» Ю.В. Трифонов «Обмен» (2 часа)

Форма работы: индивидуальная, электронное  обучение.

Тип урока: урок изучения  нового материала.

Цель урока: дать представление о личности Ю.В. Трифонова; рассмотреть вечные проблемы, поднятые автором на фоне городского быта; определить особенности произведения Трифонова (смысловая многозначность названия, тонкий психологизм).

 

Основные понятия:

Городская проза – литературное направление, возникшее в 60-х годах 20 века, где преобладают описание быта, какая-то домашняя повседневность, семейная жизнь, – обычная жизнь обычных людей в обычном городе.

Композиция – построение, расположение и соединение всех частей (образов, деталей, эпизодов и др.) произведения в одно целое. Продумывая композицию, писатель стремится к тому, чтобы читатель с наибольшей глубиной воспринял идею произведения.

Конфликт – столкновение противоположных взглядов действующих лиц в эпосе, драме, в произведениях лиро-эпического жанра, а также в лирике, если в ней присутствует сюжет.

Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

Используемая литература:

 

Учебник. Русский язык и литература. Литература 11 класс. Базовый уровень: учебник/ Т.Ф. Курдюмова, Е.Н. Колокольцев, О.Б. Марьина и др.- М.: Дрофа, 2018.

Интернет- ресурсы:

1.Видеоурок 11 кл.  Литература 11 класс (Урок№50 - Нравственная проблематика повести Ю.Трифонова «Обмен».)  https:// yandex.ru/ video/ preview/ Дата обращения 19.05.2020.

2. Художественный фильм «Обмен» (СССР 1977 драма) https://yandex.ru/video/preview/ Дата обращения 19.05.2020.

Презентации:

Городская проза. Ю.В. Тифонов».

Ю.В. Трифонов. Биография»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.123 (0.011 с.)