Средствами достижения эффективной коммуникации служат следующие характеристики человеческого голоса : 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средствами достижения эффективной коммуникации служат следующие характеристики человеческого голоса :



- скорость речи, которая может быть очень медленной, немного замедленной, быстрой и очень быстрой. От скорости речи зави­сит степень восприятия говорящего партнерами по коммуни­кации.

- громкость речи, которая является выразителем чувств человека. По показателю громкости речь человека изменяется в диапазо­не от очень тихой до крика.

- артикуляция. Ясное и четкое произношение слов свидетельст­вует о внутренней дисциплине говорящего, его потребности в ясности.

- высота голоса. Голоса различаются и по способности оказывать влияние на других людей. Высота голоса зависит от возрастных, половых и индивидуально-личностных особенностей человека. У женщин и детей голосовые связки короче и тоньше, чем у мужчин, поэтому высота голоса у них выше примерно на окта­ву.

- режим речи. Ритмическое говорение означает богатство чувств, уравновешенность, хорошее настроение. Строго циклическое говорение указывает на сильное осознание переживаемого, на­пряжение воли, дисциплину, педантичность. Угловато-отры­вистая манера речи служит выражением трезвого, целесообраз­ного мышления.

Таким образом, паравербальная коммуникация основывает­ся на тональных и тембровых особенностях языка и их использо­вании в культуре. На этом основании можно выделять тихие и громкие культуры.

Как ни парадоксально, весьма важную роль в коммуникации играет молчание. В разных культурах представление о том, сколь­ко молчания необходимо для адекватного общения, имеет свою национальную специфику.

В межкультурной коммуникации важное значение имеет ин­тонация речевого общения, которая зачастую определяет смысл и содержание передаваемой информации.

Культурноспецифические особенности паравербальной ком­муникации находят свое выражение и в скорости речи.

Еще одно средство паравербальной коммуникации — манера речи: в некоторых культурах говорят много, а в других — лаконич­но, немногословно. В ряде культур содержание сказанного часто имеет второстепенный характер.

2. Стериотепы восприятия и предрассудки в межкультурной коммуникации.

Стереотипы – это устойчивые, обобщённые представления об образе жизни, обычаях, нравах, привычках, т.е. о системе этнокультурных свойств того или иного народа. Они основываются на многократно повторяющихся однообразных жизненных ситуациях, которые закрепляются в сознании человека в виде стандартных схем и моделей. Тот же механизм работает и при восприятии различных категорий людей, когда преувеличиваются сходные качества между ними и игнорируются различия. Иными словами, «стереотипы помогают человеку дифференцировать и упрощать окружающий мир, навести в нём порядок».

Стереотипы в восприятии людей существовали всегда. Психологическая предпосылка формирования стереотипов состоит в необходимости обобщения информации об окружающих нас людях. Следуя стереотипу, мы упрощаем картину мира, делаем ее более понятной. Поэтому использование стереотипов — целесообразная стратегия социального познания.

Проблемы возникают тогда, когда стереотипы оказываются чрезмерно обобщенными или неверными. Во многих случаях они вредят взаимопониманию, а следование им приводит к печальным последствиям. Это касается как отношений между людьми, так и отношений между странами, политических и культурных процессов, экономики и бизнеса. Для непонимания и возникновения конфликтов существует довольно много причин. Все они связаны с психологически процессом восприятия и формирования межкультурной компетенции. Восприятие одного человека другим (представителями разных культур) определяется стереотипными представлениями об образе жизни, обычаях, нравах, привычках, т.е. о системе этнокультурных свойств того или иного народа в данной культуре.

Восприятие мира человеком определяется многими факторами: воспитанием, социально-культурной средой, образованием, характером, личным опытом и т.д. Обычно выделяют несколько видов восприятия - обыденное, осознанное, чувственное восприятие (когда речь идёт о том, что человек воспринимает, понимает и познаёт).

Процесс коммуникации начинается с наблюдения за человеком, его внешностью, голосом, особенностями поведения.

Итак, вся информация поступает в мозг через органы чувств в виде ощущений. Эта информация интерпретируется на основании прошлого опыта, мотивации, эмоций. Полученную информацию человек систематизирует и упорядочивает в удобной для себя форме, разделяя вещи на классы, группы, виды и т.д.

Выделяют четыре главных фактора, влияющих на восприятие одного человека другим: фактор первого впечатления, фактор «превосходства», фактор привлекательности и фактор отношения к нам.

Фактор первого впечатления.

Первое впечатление помогает выбрать стратегию дальнейшего общения. Важным является вопрос о его верности или неверности. Первое впечатление часто бывает обманчивым, иногда его бывает трудно изменить. Внешний вид (опрятность, одежда) может служить информацией о социальном статусе человека, его профессии (китель, офисный костюм, белый халат), событиях жизни (подвенечное платье, больничная одежда…). Одежда может привлечь внимание, создать благоприятное впечатление, помочь затеряться в толпе, всё испортить (футболка и рваные джинсы – на собеседование/вечернее платье – в магазин и т.д.). В невербальном общении имеют значение цвет одежды и манера её носить.

Фактор «превосходства».

Первое впечатление создаёт только основу для дальнейшего общения, но его оказывается недостаточно для постоянного и длительного общения. В этой ситуации начинает действовать фактор «превосходства», в соответствии с которым происходит определение статуса партнёра по коммуникации. Для его определения служат два источника информации:

1. Одежда человека, включающая все атрибуты внешности человека (силуэт (высокое социальное положение – «строгий», классический покрой, много вертикальных линий), цену одежды, очки, причёску, драгоценности и т.п.).

2. Манера поведения (как сидит, ходит, разговаривает, смотрит человек – высокомерно, уверенно (расслабленная поза), взгляд в окно/на руки – скука, превосходство, много иностранных слов, спец. Терминов – стремится перетянуть внимание на себя, не важно, чтобы его поняли).

В настоящее время, когда практически во всех культурах исчезли столь жёсткие предписания и ограничения, роль одежды в кодировании социального положения человека всё же остаётся значимой.

Фактор привлекательности.

Существуют объективные основания для восприятия и понимания человека по его внешности. Детали внешнего облика человека могут нести информацию о его эмоциональном состоянии, отношения к окружающим людям, о его отношении к себе, состоянии его чувств в данной ситуации общения.

У каждого народа существуют свои, отличающиеся друг от друга каноны красоты и одобряемые или неодобряемые обществом типы внешности. Привлекательность или красота субъективны, зависят от существующего в данной культуре идеала.

Значимый признак фактора привлекательности – телосложение человека. Три основных типа телосложения и приписываемых им характеров:

1. Гиперстеники – склонные к полноте люди (общительны, любят комфорт, добродушны, переменчивы в настроениях);

2. Нормостеники – стройное, сильное, мускулистое телосложение (подвижны, часто сангвиники, любят приключения);

3. Астеники – высокие, худые, хрупкие фигуры (сдержаны, молчаливы, спокойны, язвительны).

Характер часто не совпадает, но в обыденном сознании людей эти связи зафиксированы довольно прочно. Сами по себе типы телосложения не имеют принципиального значения для коммуникации.

Фактор отношения к нам.

Совершенно очевидно, что также важен вопрос об отношениях к нам партнёра при коммуникации: люди, которые нас любят или хорошо к нам относятся, кажутся нам значительно лучше тех, кто относится к нам плохо. Фактор отношения к нам проявляется при общении в чувствах симпатии или антипатии, в согласии или несогласии с нами.

Существует большое количество косвенных признаков согласия (кивки головой, одобряющие улыбки в нужных местах и т.д.). Основой этого фактора служит представление о так называемых субъективных группах, которые существуют только в нашем сознании (люди одной с нами профессии, места жительства, особенно за его пределами и т.д.).

Действие отмеченных факторов происходит постоянно в процессе восприятия, однако роль и значение каждого из них в той или иной конкретной ситуации различны. Важнейшим фактором, управляющим этим процессом, является степень значимости объекта для воспринимающего.

3. Барьеры межкультурной коммуникации.

В широком смысле слова барьеры определяются как проблемы, возникающие в процессе взаимодействия, препятствующие ему или снижающие его эффективность. В отечественной научной литературе проблема барьеров межкультурной коммуникации также пока не привлекла внимания ученых. Современный уровень ее осмысления ограничивается только попытками классификации барьеров общения по различным основаниям, которым придается различное значение. Так, согласно одной из точек зрения, в межкультурной коммуникации выделяется шесть барьеров:

 • допущение сходства (люди полагают, что все они одинаковы);

 • языковые различия (люди думают, что слова и фразы имеют только то значение, которое они хотели бы передать);

• ошибочные интерпретации невербальных действий;

 • влияние стереотипов и предрассудков;

• бессознательное стремление давать оценку всем незнакомым культурным явлениям;

• тревога и напряжение из-за неопределенности поведения партнеров по межкультурной коммуникации.

Сторонники другой точки зрения исходят из того, что все барьеры межкультурной коммуникации делятся на две большие группы: барьеры понимания и барьеры общения. Первая включает в себя фонетический, семантический, стилистический, логический, социально-культурный типы барьеров. Вторая – темперамент, гнев, страх, стыд и вину, брезгливость и отвращение, страдание, презрение.

Иная классификация барьеров коммуникации предложена отечественными исследователями С.П. Бобровой и Е.Л. Смирновой, которые выделяют препятствия географические, исторические, государственно-политические, ведомственные, экономические, технические, терминологические, языковые, психологические, резонансные.

Наконец, в качестве основания для классификации коммуникационных барьеров некоторые авторы предлагают использовать тип действующих помех, в соответствии с которым становится возможным говорить о технических, психологических, психофизиологических, социальных и культурно-национальных барьерах коммуникации

 

Межкультурные конфликты.

Основной причиной межкультурных конфликтов являются культурные (аксиологические, нормативные, поведенческие, религиозные и пр.) различия. Поскольку человек всегда является носителем некоторых культурных норм, а эти нормы проявляются в его поведении автоматически, неосознанно, обычно он может стать субъектом межкультурного конфликта в результате случайного инцидента, при этом объектом в таком конфликте, как правило, становится лицо или вещь, обладающие разным статусом в данных культурах, из-за чего у представителей этих культур формируется разное отношение к данному объекту.

В культурной антропологии выделяют несколько видов межкультурных конфликтов:

– конфликты между различными этническими группами и их культурами (армянами и азербайджанцами, грузинами и осетинами, израильтянами и палестинцами и т. д.);

– конфликты между религиозными группами, представителями различных религий (между католиками и протестантами в Северной Ирландии, между православными и униатами на Западной Украине, суннитами и шиитами в исламе);

– конфликты между поколениями и носителями разных субкультур;

– конфликты между традициями и новациями в культуре;

– конфликты между различными лингвокультурными сообществами и их отдельными представителями, возникающие вследствие языковых барьеров и интерпретативных ошибок.

С этой точки зрения конфликт является первойи неизбежной фазой осознания культурных различий, без которойневозможна гармонизация отношений между представителямиразных культур.

Межкультурный конфликт может рассматриваться как разновидность коммуникативного конфликта. В конфликтологииобычно выделяют три причины коммуникативных конфликтов:

– личностные особенности коммуникантов;

– социальные отношения (межличностные отношения);

– организационные отношения.

Рассмотрим их подробнее. К личностным причинам конфликтов относятся такие психологические особенности субъектов, которые способствуют возникновению и поддержанию конфликтной ситуации (своенравие, амбициозность, честолюбие, фрустрированные индивидуальные потребности, низкая способность к адаптации, подавленная злость, несговорчивость, карьеризм, жажда власти или сильная недоверчивость).

К социальным причинам возникновения конфликтов можно отнести разного рода социальные ситуации, при которых проявляется выраженное соперничество, недостаточное признание способностей друг друга, недостаточная поддержка или готовность к компромиссам, кроме того, в эту группу причин попадают те случаи, когда явно проявляется противоречие целей коммуникантов или средств их достижения.

К организационным причинам конфликтов относят различные представления участников конфликтов о своем положении в организационной структуре, о нормах взаимодействия в этой структуре, о характере целей взаимодействия, различное восприятие субъектами инструкций и предписаний, а также такие ситуации, при которых происходят глубокие изменения или реструктуризация позиций и ролей в группе, сообществе или организации, в результате чего одни субъекты чувствуют себя ущемленными по сравнению с другими.

Общим для всех этих ситуаций является то, что при межкультурной напряженности всегда наблюдается чрезмерное акцентирование различий между культурами, которое, однако, может принимать самые разные формы, в том числе такие, при которых собственно культурная подоплека конфликта часто бывает не видна и не осознается субъектами конфликта как ведущий фактор. Крайне редко конфликтующие субъекты мыслят конфликт как конфликт, связанный с отношением к ценностям и культурным нормам, чаще, даже в тех случаях, когда истинной причиной конфликта являются именно ценностно-нормативные различия, конфликт мыслится участниками как противостояние, вызванное разногласиями по денежным вопросам, вопросам социального статуса, поколенческими различиями и т. д. Эта сложность заставляет конфликтологов считать, что в реальной жизни «чисто» межкультурные конфликты не встречаются: реальные конфликтные отношения всегда предполагают наличие целого множества взаимопроникающих конфликтов, которые часто маскируют друг друга.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.83.8 (0.022 с.)