Композиция лирического произведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Композиция лирического произведения



Необходимо:

- определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;

- выяснить стройность композиционного построения, его подчиненность выражению определенной мысли;

- определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)

- определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;

- выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»).

 

Анализ драматического произведения

 

Схема анализа драматического произведения

1. Общая характеристика: история создания, жизненная основа, замысел, литературная критика.

2. Сюжет, композиция:

- основной конфликт, этапы его развития;

- характер развязки /комический, трагический, драматический/

3. Анализ отдельных действий, сцен, явлений.

4. Сбор материала о персонажах:

-внешность героя,

- поведение,

- речевая характеристика

- содержание речи /о чем?/

- манера /как?/

- стиль, словарь

- самохарактеристика, взаимные характеристики героев, авторские ремарки;

- роль декораций, интерьера в развитии образа.

5. ВЫВОДЫ: Тема, идея, смысл заглавия, система образов. Жанр произведения, художественное своеобразие.

 

Драматическое произведение

Родовая специфика, «пограничное» положение драмы (Между литературой и театром) обязывает вести ее анализ по ходу развития драматического действия (в этом принципиальное отличие анализа драматического произведения от эпического или лирического). Поэтому предлагаемая схема носит условный характер, она лишь учитывает конгломерат основных родовых категорий драмы, особенность которых может проявиться по-разному в каждом отдельном случае именно в развитии действия (по принципу раскручиваемой пружины).

1. Общая характеристика драматического действия (характер, план и вектор движения, темп, ритм и т.д.). «Сквозное» действие и «подводные» течения.

2. Тип конфликта. Сущность драматизма и содержание конфликта, характер противоречий (двуплановость, внешний конфликт, внутренний конфликт, их взаимодействие), «вертикальный» и «горизонтальный» план драмы.

3. Система действующих лиц, их место и роль в развитии драматического деиствия и разрешения конфликта. Главные и второстепенные герои. Внесюжетные и внесценические персонажи.

4. Система мотивов и мотивочное развитие сюжета и микросюжетов драмы. Текст и подтекст.

5. Композиционно-структурный уровень. Основные этапы в развитии драматического действия (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Принцип монтажности.

6. Особенности поэтики (смысловой ключ заглавия, роль театральной афиши, сценический хронотип, символика, сценический психологизм, проблема финала). Признаки театральности: костюм, маска, игра и постситуативный анализ, ролевые ситуации и др.

7. Жанровое своеобразие (драма, трагедия или комедия?). Истоки жанра, его реминисценции и новаторские решения автором.

8. Способы выражения авторской позиции (ремарки, диалогичность, сценичность, поэтика имен, лирическая атмосфера и др.)

9. Контексты драмы (историко-культурный, творческий, собственно-драматический).

10. Проблема интерпретаций и сценическая история.

 

 Список литературных произведений искусства, рекомендуемых для анализа

Пушкин А.С. «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» («И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «К морю», «Редеет облаков летучая гряда», «Вольность», «Деревня», «Пророк», «Из Пиндемонти», «Поэту», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «Сожженное письмо», «Я Вас любил», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Безумных лет угасшее веселье», «Зима. Что делать мне в деревне?», «Все в жертву памяти твоей...», «Желание славы», «Друзья мои, прекрасен наш союз!», «Осень», «Бесы».

Лермонтов М.Ю. «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Дума», «Как часто пестрою толпою…», «Выхожу один я на дорогу…», «Сон» («В полдневный час, в долине Дагестана…»), «Родина», «Пророк», «Она не гордой красотой», «К портрету», «Силуэт», «Мой Демон», «Я не унижусь пред тобой..», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Желание».

Гоголь Н.В. « Портрет».

Островский А.Н. « Гроза», «Бесприданница», «Свои люди – сочтемся».

Тютчев Ф.И.  «Полдень», «Silentium», «Видение», «Тени сизые смесились…», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «Я очи знал, – о, эти очи», «Природа – сфинкс. И тем она верней…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил Вас – и все былое…».

Фет А.А. «Облаком волнистым…», «Осень», «Прости – и все забудь», «Шепот, робкое дыханье…», «Какое счастье – ночь, и мы одни...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта…».

Некрасов Н.А. «Родина», «Памяти Добролюбова», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Вчерашний день, часу в шестом…», «В дороге», «Тройка», «Поэт и гражданин», «Плач детей», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…»..

Лесков Н.С. « Очарованный странник».

Салтыков-Щедрин М.Е. « История одного города».

Достоевский Ф.М. « Преступление и наказание».

Толстой Л.Н. «Война и мир».

Чехов А.П. «Ионыч», «Дама с собачкой», «Палата № 6», «Вишневый сад».

Бунин И.А. Стихи: «Вечер», «Не устану повторять вас, звезды!…», «Мы встретились случайно на углу», «Я к ней пришел в полночный час…», «Ковыль», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…». Рассказы: Деревня, Антоновские яблоки», «Чаша жизни», «Легкое дыхание», «Грамматика любви», «Чистый понедельник», «Митина любовь», «Господин из Сан-Франциско», «Темные аллеи».

Куприн А.И. « Олеся», «Гранатовый браслет».

Брюсов В.Я. «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны»

Бальмонт К.Д.  «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…»

Гумилев Н.С. «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай»

Горький М. « Челкаш», «Старуха Изергиль». Пьеса «На дне».

Блок А.А. «Незнакомка», «Россия», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «На железной дороге», «О, я хочу безумно жить…». Поэма «Двенадцать».

Маяковский В.В. «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно…», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Пьеса «Клоп».

Есенин С.А. «Гой ты, Русь моя родная!», «Русь», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная, жидкая лунность…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Сорокоуст», «Русь Советская», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…». Поэма «Анна Снегина».

Цветаева М.И. «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Генералам 12 года», «Плач матери по новобранцу…».

Булгаков М.А. « Мастер и Маргарита».

Ахматова А.А. «Смятение», «Молюсь оконному лучу..», «Пахнут липы сладко…», «Сероглазый король», «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…», «Не с теми я, кто бросил земли..», «Родная земля», «Мне голос был», «Клятва», «Мужество», «Победителям», «Муза», «Поэма без героя». Поэма «Реквием».

Пастернак Б.Л. «Февраль. Достать чернил и плакать...», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Зимняя ночь».

Солженицын А.И. « Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича».

Шаламов В.Т. Колымские рассказы.

Шукшин В.М. « Чудик», «Микроскоп».

Рекомендуемая литература

Основные источники:

  1. Лебедев, В.Ю. Литература. 10 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч./ В.Ю. Лебедев. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Литература. 11 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. Ч.1 / Л.А. Смирнова, О.Н. Михайлов, А.М. Турков и др.; сост. Е.П. Пронина; под ред. В.П. Журавлёва. – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Литература. 11 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. Ч.2 / В.А. Чалмаев, О.Н. Михайлов, А.И. Павловский и др.; сост. Е.П. Пронина; под ред. В.П. Журавлёва. – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

 

Дополнительные источники:

  1. Анпеткова-Шарова, Г.Г. Античная литература [Текст]: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений. – 3-е изд. стер. / Г.Г. Анпеткова-Шарова, В.С. Дуров – СПб: Филологический факультет СПбГУ; М.: Академия, 2008.
  2. Хрестоматия по литературе. 8-11 класс [Текст]: В 2 кн. / Авт.-сост. Н.В. Белов. – Минск: Харвест, 2010.

 

Интернет-источники:

1. Классика.ру [Электронный ресурс]: стихи, проза, биографии. – Режим доступа: http://www.klassika.ru – 10.10.2013.

2. Literas.ru [Электронный ресурс]: // Бесплатная Российская библиотека классики литературы. – Режим доступа: http://www.literas.ru/. – 10.10.2013.

3. Словари [Электронный ресурс]: литературная энциклопедия. – Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/~книги/Лит.%20энциклопедия/. – 10.10.2013.

 

Периодические издания:

1. Библиотека: общероссийский массовый профессиональный журнал. – 2010-2013. – М.: Журнал «Библиотека», 2010 - 2013.

2. Литература в школе: научно-методический журнал / учредитель: ООО «Редакция журнала “Уроки литературы”», 2006 – 2011. – М: ЗАО «Алмаз-пресс», 2006 – 2011.

3. Педагогическая мастерская: научно-методический журнал / учредитель ООО «Свигорь», – 2009 – 2011. – М.: ООО «Свигорь», 2009 – 2011.

4. Современный урок: предметно-содержательный журнал для заместителей директора по учебно-воспитательной и научно-методической работе и учителей предметников / учредитель Центр «Педагогический поиск», – 2007 – 2013. – М.: Педагогический поиск, 2010-2013.

5. Русский язык и литература для школьников: научно-популярный журнал для старшеклассников / учредитель: ООО «Школьная пресса», – 2009-2011. – М.: Школьная пресса; Русский язык и литература в школе, 2009 – 2011.

6. Читаем, учимся, играем: журнал-сборник сценариев для школ и библиотек / ООО БИПЦ «Либерия-библиопринт», – 2008 – 2011. – М.: Либерия-библиопринт, 2008 – 2011.

Программное обеспечение

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс]:.-М.ООО Кирилл и Мефодий 2002.-8 электрон.опт.диск (CD-ROM)

5.Анализ произведения и вида искусства (музыкального, театрального, изобразительного, хореографического, экранного, литературы): автор, идея, жанр, композиционное построение, форма, выразительные средства, художественный образ.

СМ. п.4.

 

6. Подготовка и публичное представление доклада или сообщения на основе анализа произведения искусства (музыкального, театрального, изобразительного, хореографического, экранного, литературы) или характеристики творческой деятельности исполнителя (композитора, художника, актера, режиссера и т.д.).

Обучающийся должен представить доклад, сообщение на основе анализа произведения искусства (музыкального, театрального, изобразительного, хореографического, экранного, литературы) или характеристики творческой деятельности исполнителя (композитора, художника, актера, режиссера и т.д.). Или защитное слово к презентации. СМ п.1.

 

7. Подготовка мероприятия по одному или несколькими видам искусства (музыкального, театрального, изобразительного, хореографического, экранного, литературы) на базе практики.

Обучающиеся совместно с руководителем практики подбирают материал для мероприятия.

 

8. Участие и проведение мероприятия по одному или несколькими видам искусства (музыкального, театрального, изобразительного, хореографического, экранного, литературы) на базе практики.

Обучающиеся могут принять участие в мероприятии по одному или несколькими видам искусства (музыкального, театрального, изобразительного, хореографического, экранного, литературы) на базе практики (обсуждение фильма, спектакля; круглый стол; подготовка презентации и т.д;)

 

9. Составление глоссария по видам искусства: музыкального, театрального, хореографического, изобразительного, экранного и литературы.

Обучающийся должен составить глоссарий по видам искусства выбранной для презентации эпохи.

 

10. Подготовка отчёта-презентации по учебной практике

Обучающийся должен подготовить презентацию и защитить её.

Приложение 1

Министерство культуры Красноярского края

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Минусинский колледж культуры и искусства»

 

ОТЧЕТ

О ПРОХОЖДЕНИИ

 УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

 

 

Специальность – 50.02.01 Мировая художественная культура

СОГЛАСОВАНО:

Работодатель___________________

____________________________________

__________________/______________/

«____»_________________20__г.

мп

 

Выполнил (а)

студент (ка) 2 курса

очного отделения

 

 

Руководители практики:

__________________________

 

 

Минусинск 2015

Приложение 2

Описание слайдов

 

Слайд №1 – на первом слайде поместить информацию об учебном заведении, специальности, виде практики, темы проекта, кто выполнил и проверил, город, год;

титульный лист

Слайд №2 – оглавление

Слайд №3 – с третьего слайда разместить информацию с иллюстративным материалом (например, характеристика эпохи Возрождения)

Слайд № 4 - представитель культуры и искусства эпохи Возрождения

Слайд № 5-8 – музыкальная культура Европы эпохи Возрождения

Слайд № 9-12 – изобразительное искусство эпохи Возрождения

Слайд № 13-18 – театральная культура эпохи Возрождения

Слайд №19 – выводы

Слайд № 20 – используемые источники

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.20.56 (0.041 с.)