Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика российских менеджеров

Поиск

В настоящее время в России происходит то, что лет двадцать — тридцать назад на Западе называли не иначе как «революция менеджеров». Буквально во всех сферах нашей жизни, будто экономика, политика, промышленность, малый и средний бизнес, культура, образование и т.д. принципиально меняется взгляд на управление и на профессиональную прослойку людей, ее осуществляющую. И если до сих пор на слуху были брокеры, банкиры, предприниматели как класс, а также некий «эффективный собственник», то сейчас считается банальной истиной мнение о том, что наиболее эффективные инвестиции, которые может позволить себе то или иное предприятия или организация, это инвестиции в развитие своих руководителей. На рынке труда в России профессия менеджера, особенно имеющего опыт работы в крупных процветающих организациях, — самая престижная и оплачиваемая.

Но, как ни странно, содержание деятельности одной из ключевых фигур рыночной экономики — профессионального менеджера — до сих пор остается во многом загадкой. Особенности российского менеджмента мало раскрыты, а его короткая история связана в сознании общества с теневыми сторонами бизнеса. Размытость самого понятия (когда торгового агента, например, называют «менеджером по продажам») вызвало пренебрежительное отношение к образу управленца. Между тем, в идеале менеджер — человек, несущий, ответственность; человек, принимающий решения; человек, прежде всего, работающий с людьми и информацией.

Образ менеджера как наемного профессионального управляющего возник в общественном сознании почти с первых лет реформ, однако его значимость стала очевидной лишь в последующие годы. Поначалу ключевой фигурой рыночных процессов в экономике явился предприниматель — собственник, создатель бизнеса, он же управляющий. Предприниматель воспринимался как антипод «директора», даже «красного директора» — назначенного сверху управляющего старого и, разумеется, государственного предприятия.

Абстрактный образ бизнесмена воплощал в себе такие черты, как личная эффективность, прежде всего финансовая (умение «делать деньги»); энергичность и предприимчивость; бесстрашие (перед рэкетом и властями), граничащее с наглостью; хитрость (умение обойти несовершенное законодательство).

Такой сильно романтизированный образ предпринимателя, подкрепленный разочарованием в финансовых пирамидах и другим наглым обманом населения со стороны власти и бизнеса, быстро потерял притягательность. Появилась тоска по не менее абстрактному «хозяйственнику», почти бюрократу, который мог бы взять на себя руководство бизнесом. Здесь и необходим менеджер.

Какими же качествами должен обладать идеальный менеджер? Каждый специалист в области управления отвечает на этот вопрос по-своему. Так, по мнению Конфуция, основными качествами является тонкое и глубокое проникновение в характеры и чувства своих сотрудников. Греки времен Гомера выделяли в идеальном руководителе: мудрость Нестора, справедливость Агамемнона, хитрость Одиссея, энергичность Ахиллеса.

Современные ассы менеджмента также не имеют общего мнения, какими качествами и чертами характера должен обладать хороший менеджер. Однако следует отметить, что в силу различных национальных особенностей, различного экономического развития для разных стран стал вырисовываться свой образ идеального менеджера.

Так, в США принято выделять следующую цепочку важных качеств хорошего менеджера: развитость ума; честность; логичность; техниковооруженность; широта познаний; перспективность; коммуникабельность; цельность характера; лидерство; способность делегировать власть; ораторские способности; умение принимать решения; твердость; умение сосредотачиваться; умение воспитывать; чувство юмора; умение слушать; желание слушать; объективность; организаторские способности. Можно удивляться тому, что организаторские способности на последнем месте, а слово «профессионализм» не вошло ни в первую и ни во вторую десятку. Но американцы имеют свой взгляд на менеджмент.

В английском варианте идеального управленца следующие качества: способность делегировать власть; коммуникабельность; доступность; умение слушать; авторитетность; компетентность; техниковооруженность; честность; твердость; заинтересованность в людях; позитивность; решительность; юмористичность; широта способностей; продуктивность; дружелюбие; прилежание; общительность; знание специальности; отсутствие болтливости. Совершенно иной подход к образу идеального менеджера во Франции. Проведенная беседа специалистами фирмы «Коржеф» с 598 менеджерами позволила выделить следующее: 41% считает, что самое важное для менеджера — это «дар божий». При этом, под данным понятием они подразумевают умение и навыки межличностного общения. 36% опрошенных на первое место поставили неординарность, 10% — жизненный опыт, 8% — техническую компетентность, 4% — авторитет, а 1% — внешние данные.

А что же вкладывается в понятие «современный российский менеджер»? Ответ на этот вопрос далеко не столь однозначен, как может показаться на первый взгляд.

В рамках комплексного исследования, призванного дать социологический портрет современного российского менеджера, Институт социологии РАН по заказу Ассоциации менеджеров провел первую серию глубинных интервью с руководителями различных предприятий и организаций.

Как выяснилось, само слово «менеджер» у многих ассоциируется исключительно с западным стилем управления, который, по мнению респондентов, пока мало практикуется в родном отечестве.

Однако в недалекой перспективе Россия вполне сможет соперничать с западным обществом по числу квалифицированных менеджеров — так считают респонденты, занятые в частном бизнесе. Они отмечают, что подготовка профессиональных управленцев идет в России высокими темпами, быстро сокращая разрыв с европейскими странами.

Тем не менее, между российскими и западными управленцами существует ряд различий.

Российский менеджер более образован и эрудирован, чем иностранные коллеги. Эти качества позволяют ему гибко действовать в ситуациях с непредсказуемым исходом. Существенно отличается современный российский менеджер и от типичного управленца советских времен. Во-первых, современный руководитель более самостоятелен в вопросах управления предприятием. Технические моменты управления практически отданы ему на откуп. Картина меняется только когда речь заходит об общих целях предприятия: тут приходится считаться с позицией собственника, имеющего собственное видение ситуации. Во-вторых, современный менеджер уже не может «плыть по течению», используя в качестве надувного круга показатели формального планирования. Российский рынок с его невнятными правилами игры не дает возможности расслабиться, заставляя управленца действовать в условиях неопределенности и опираться на интуицию и опыт, которые приобретают решающее значение.

Как показало исследование, на сегодня это и есть главный багаж российского менеджера. Специальное бизнес-образование — редкость. Обычно знания и навыки управления приобретались на практике: многие из успешных менеджеров начинали карьеру «от станка». Отдельно стоит отметить фактор фундаментального российского образования. По утверждению многих менеджеров, изучение физики и математики дало им, во-первых, умение логически мыслить, а во-вторых, искать, обрабатывать и обобщать информацию. Оба эти качества весьма пригодились в современной практике управления.

Что касается бизнес-образования, то, по общераспространенному мнению, оно не дает принципиально новых знаний, непосредственно приложимых сегодня к сфере управления. По мнению респондентов, специальное образование более необходимо для того, чтобы освоить специфический язык управленца для более эффективной коммуникации в профессиональной среде.

В ходе исследования было выявлено мнение управленцев относительно личностных качеств менеджера. По мнению опрошенных, лидером, условно говоря, нужно родиться — если с ранних лет ребенок приучается принимать самостоятельные решения, то в будущем у него больше шансов стать талантливым менеджером.

Кроме того, далеко не все, кто занят в управлении и принимает решения, считают себя менеджерами — предварительные результаты показали, что не отождествляют себя с таковыми, например, люди, занятые в государственном управлении. В результате исследования было выделено несколько составляющих управленческого мастерства. Прежде всего, менеджер должен «переложить» рыночную ситуацию на ситуацию управления отдельным предприятием.

Умение договариваться — ключевая способность менеджера, находящая применение в самых разных ситуациях. В том числе и во взаимоотношениях с собственником. Ведь они изначально стоят на разных позициях: собственник стремится к максимальной прибыльности предприятия, тогда как менеджер видит свою задачу в его стабильном функционировании.

Еще один важный аспект исследования — открытость российских менеджеров. Результаты подтвердили широко распространенное мнение о разобщенности российских управленцев и их индивидуализме. Однако прослеживается и другая тенденция: все больше менеджеров испытывают насущную потребность во взаимном деловом общении и профессиональных объединениях.

Потенциальный руководитель — это тот, кто, вливаясь в коллектив, сразу всплывает наверх

Согласно данным исследования «Социальный профиль российского менеджера», проведенного Ассоциацией менеджеров совместно с Научным центром «Социоэкспресс» Института социологии РАН, процесс получения управленческого образования для нынешней генерации менеджеров оказался формально схожим с процессом ликвидации неграмотности в Советском Союзе в двадцатые-тридцатые годы, когда ставилась цель приобщиться к образованию любой ценой, независимо от его качества, а далее компенсировать нехватку формальных знаний частично за счет приобретаемого опыта, частично за счет самостоятельного обучения. В рамках проведенного исследования респондентам задавался вопрос о том, в какой степени разный жизненный опыт, обретенный ими в прошлом, оказался полезным для них в эпохе рыночной.

В итоге анализа вырисовываются несколько формальных типов приобретения опыта:

Функционер

Подмастерье

Профсоюзный активист

Уличный хулиган

Элитарный выпускник

Предприниматель

Криминальный авторитет

 

Функционер. В первом типе доминирует опыт работы в партийных, государственных органах и ВЛКСМ, рассматриваемый как наиболее полезный из всех практик прошлого.

 

Подмастерье. Второй тип делает акцент на полезности родительского воспитания, общение с профессиональными людьми и, в меньшей степени, на обучение в вузе. Речь идет о перенимании неких навыков у родителей и «живом» опыте, который приобретается в ходе общения с профессионалами, достигшими известных высот в своем деле.

Профсоюзный активист. В управленческом активе третьего типа присутствуют два основных «урока», повлиявших на дальнейшие управленческие практики. Во-первых, это — опыт работы на рядовой должности на большом промышленном предприятии. Ясно, что опыт приобретен еще в советскую эпоху, когда большие предприятия управлялись по другим законам, чем ныне. Во-вторых, это «урок» организационной деятельности в профсоюзной организации.

Уличный хулиган. Четвертый тип делает акцент на полезности только одного основного опыта — воспитания улицей. Менее широко в этом факторе представлен опыт армейской службы и работы в стройотрядах. В отличие от предыдущего типа, явно вписавшегося в социальное пространство, обозначенное социальными иерархиями советского типа, этот фактор характеризуется явной маргинальностью.

Элитарный выпускник. Пятый тип подчеркивает важность обучения в вузе, работы в госорганах, значимость «другого опыта» и полезность армейской службы. Акцент на вузовское образование говорит о том, что в этом случае речь идет об относительно молодом человеке, который после окончания вуза устроился на работу в государственные органы управления и сумел добиться продвижения по управленческой лестнице.

Предприниматель. В шестом типе весомо обозначилась переменная «опыт создания собственного предприятия». В фокусе исследования, но далеко не на первых ролях, оказался тип руководителя, который выше всего ставит практику организации предприятия в новую рыночную эпоху.

Криминальный авторитет. И, наконец, седьмой тип — это сочетание опыта исправительных учреждений, стройотрядов и т.п. В этой категории последовательно собран опыт формального образования и криминальных практик.

Итак, большая часть менеджеров — это люди, сумевшие приспособить к той сфере, в которой они оказались, самые разнообразные фрагменты полученного образования и жизненного опыта.

Обращает на себя одна особенность становления современного российского менеджера: в системе его оценок опыт формального обучения, будь то опыт вуза или аспирантуры, как правило, оказывался менее полезным, чем разнообразные формы неформального или полуформального опыта. «Учиться на практике» и «максимально использовать имеющийся опыт» — вот два лозунга, которым следовало до настоящего момента большинство российских менеджеров. Ясно, что этот опыт может оказаться не вполне применимым к новой ситуации.

Большинство опрошенных отдает себе отчет в том, что в недалеком будущем придется подтверждать право на свое место в системе управления более высокой профессиональной подготовкой. Не случайно, 33,7 процента опрошенных продолжают учиться сегодня, а 50 процентов планируют продолжить получение образования в будущем.

Можно сказать, что российский менеджер — это на сегодняшний день продукт двух эпох — советской и той, что сразу последовала за ней. Его опыт ограничен, но этот опыт не является конечной точкой его эволюции.

Специальное бизнес-образование является на сегодняшний день атрибутом немногих представителей данной профессии, но уже сформировалась групповая мотивация, рассматривающая этот тип образования как «престижный», «статусный». А

 

Практические задания для студентов

 

Выполните тесты:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.124.80 (0.008 с.)