Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика российских менеджеровСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В настоящее время в России происходит то, что лет двадцать — тридцать назад на Западе называли не иначе как «революция менеджеров». Буквально во всех сферах нашей жизни, будто экономика, политика, промышленность, малый и средний бизнес, культура, образование и т.д. принципиально меняется взгляд на управление и на профессиональную прослойку людей, ее осуществляющую. И если до сих пор на слуху были брокеры, банкиры, предприниматели как класс, а также некий «эффективный собственник», то сейчас считается банальной истиной мнение о том, что наиболее эффективные инвестиции, которые может позволить себе то или иное предприятия или организация, это инвестиции в развитие своих руководителей. На рынке труда в России профессия менеджера, особенно имеющего опыт работы в крупных процветающих организациях, — самая престижная и оплачиваемая. Но, как ни странно, содержание деятельности одной из ключевых фигур рыночной экономики — профессионального менеджера — до сих пор остается во многом загадкой. Особенности российского менеджмента мало раскрыты, а его короткая история связана в сознании общества с теневыми сторонами бизнеса. Размытость самого понятия (когда торгового агента, например, называют «менеджером по продажам») вызвало пренебрежительное отношение к образу управленца. Между тем, в идеале менеджер — человек, несущий, ответственность; человек, принимающий решения; человек, прежде всего, работающий с людьми и информацией. Образ менеджера как наемного профессионального управляющего возник в общественном сознании почти с первых лет реформ, однако его значимость стала очевидной лишь в последующие годы. Поначалу ключевой фигурой рыночных процессов в экономике явился предприниматель — собственник, создатель бизнеса, он же управляющий. Предприниматель воспринимался как антипод «директора», даже «красного директора» — назначенного сверху управляющего старого и, разумеется, государственного предприятия. Абстрактный образ бизнесмена воплощал в себе такие черты, как личная эффективность, прежде всего финансовая (умение «делать деньги»); энергичность и предприимчивость; бесстрашие (перед рэкетом и властями), граничащее с наглостью; хитрость (умение обойти несовершенное законодательство). Такой сильно романтизированный образ предпринимателя, подкрепленный разочарованием в финансовых пирамидах и другим наглым обманом населения со стороны власти и бизнеса, быстро потерял притягательность. Появилась тоска по не менее абстрактному «хозяйственнику», почти бюрократу, который мог бы взять на себя руководство бизнесом. Здесь и необходим менеджер. Какими же качествами должен обладать идеальный менеджер? Каждый специалист в области управления отвечает на этот вопрос по-своему. Так, по мнению Конфуция, основными качествами является тонкое и глубокое проникновение в характеры и чувства своих сотрудников. Греки времен Гомера выделяли в идеальном руководителе: мудрость Нестора, справедливость Агамемнона, хитрость Одиссея, энергичность Ахиллеса. Современные ассы менеджмента также не имеют общего мнения, какими качествами и чертами характера должен обладать хороший менеджер. Однако следует отметить, что в силу различных национальных особенностей, различного экономического развития для разных стран стал вырисовываться свой образ идеального менеджера. Так, в США принято выделять следующую цепочку важных качеств хорошего менеджера: развитость ума; честность; логичность; техниковооруженность; широта познаний; перспективность; коммуникабельность; цельность характера; лидерство; способность делегировать власть; ораторские способности; умение принимать решения; твердость; умение сосредотачиваться; умение воспитывать; чувство юмора; умение слушать; желание слушать; объективность; организаторские способности. Можно удивляться тому, что организаторские способности на последнем месте, а слово «профессионализм» не вошло ни в первую и ни во вторую десятку. Но американцы имеют свой взгляд на менеджмент. В английском варианте идеального управленца следующие качества: способность делегировать власть; коммуникабельность; доступность; умение слушать; авторитетность; компетентность; техниковооруженность; честность; твердость; заинтересованность в людях; позитивность; решительность; юмористичность; широта способностей; продуктивность; дружелюбие; прилежание; общительность; знание специальности; отсутствие болтливости. Совершенно иной подход к образу идеального менеджера во Франции. Проведенная беседа специалистами фирмы «Коржеф» с 598 менеджерами позволила выделить следующее: 41% считает, что самое важное для менеджера — это «дар божий». При этом, под данным понятием они подразумевают умение и навыки межличностного общения. 36% опрошенных на первое место поставили неординарность, 10% — жизненный опыт, 8% — техническую компетентность, 4% — авторитет, а 1% — внешние данные. А что же вкладывается в понятие «современный российский менеджер»? Ответ на этот вопрос далеко не столь однозначен, как может показаться на первый взгляд. В рамках комплексного исследования, призванного дать социологический портрет современного российского менеджера, Институт социологии РАН по заказу Ассоциации менеджеров провел первую серию глубинных интервью с руководителями различных предприятий и организаций. Как выяснилось, само слово «менеджер» у многих ассоциируется исключительно с западным стилем управления, который, по мнению респондентов, пока мало практикуется в родном отечестве. Однако в недалекой перспективе Россия вполне сможет соперничать с западным обществом по числу квалифицированных менеджеров — так считают респонденты, занятые в частном бизнесе. Они отмечают, что подготовка профессиональных управленцев идет в России высокими темпами, быстро сокращая разрыв с европейскими странами. Тем не менее, между российскими и западными управленцами существует ряд различий. Российский менеджер более образован и эрудирован, чем иностранные коллеги. Эти качества позволяют ему гибко действовать в ситуациях с непредсказуемым исходом. Существенно отличается современный российский менеджер и от типичного управленца советских времен. Во-первых, современный руководитель более самостоятелен в вопросах управления предприятием. Технические моменты управления практически отданы ему на откуп. Картина меняется только когда речь заходит об общих целях предприятия: тут приходится считаться с позицией собственника, имеющего собственное видение ситуации. Во-вторых, современный менеджер уже не может «плыть по течению», используя в качестве надувного круга показатели формального планирования. Российский рынок с его невнятными правилами игры не дает возможности расслабиться, заставляя управленца действовать в условиях неопределенности и опираться на интуицию и опыт, которые приобретают решающее значение. Как показало исследование, на сегодня это и есть главный багаж российского менеджера. Специальное бизнес-образование — редкость. Обычно знания и навыки управления приобретались на практике: многие из успешных менеджеров начинали карьеру «от станка». Отдельно стоит отметить фактор фундаментального российского образования. По утверждению многих менеджеров, изучение физики и математики дало им, во-первых, умение логически мыслить, а во-вторых, искать, обрабатывать и обобщать информацию. Оба эти качества весьма пригодились в современной практике управления. Что касается бизнес-образования, то, по общераспространенному мнению, оно не дает принципиально новых знаний, непосредственно приложимых сегодня к сфере управления. По мнению респондентов, специальное образование более необходимо для того, чтобы освоить специфический язык управленца для более эффективной коммуникации в профессиональной среде. В ходе исследования было выявлено мнение управленцев относительно личностных качеств менеджера. По мнению опрошенных, лидером, условно говоря, нужно родиться — если с ранних лет ребенок приучается принимать самостоятельные решения, то в будущем у него больше шансов стать талантливым менеджером. Кроме того, далеко не все, кто занят в управлении и принимает решения, считают себя менеджерами — предварительные результаты показали, что не отождествляют себя с таковыми, например, люди, занятые в государственном управлении. В результате исследования было выделено несколько составляющих управленческого мастерства. Прежде всего, менеджер должен «переложить» рыночную ситуацию на ситуацию управления отдельным предприятием. Умение договариваться — ключевая способность менеджера, находящая применение в самых разных ситуациях. В том числе и во взаимоотношениях с собственником. Ведь они изначально стоят на разных позициях: собственник стремится к максимальной прибыльности предприятия, тогда как менеджер видит свою задачу в его стабильном функционировании. Еще один важный аспект исследования — открытость российских менеджеров. Результаты подтвердили широко распространенное мнение о разобщенности российских управленцев и их индивидуализме. Однако прослеживается и другая тенденция: все больше менеджеров испытывают насущную потребность во взаимном деловом общении и профессиональных объединениях. Потенциальный руководитель — это тот, кто, вливаясь в коллектив, сразу всплывает наверх Согласно данным исследования «Социальный профиль российского менеджера», проведенного Ассоциацией менеджеров совместно с Научным центром «Социоэкспресс» Института социологии РАН, процесс получения управленческого образования для нынешней генерации менеджеров оказался формально схожим с процессом ликвидации неграмотности в Советском Союзе в двадцатые-тридцатые годы, когда ставилась цель приобщиться к образованию любой ценой, независимо от его качества, а далее компенсировать нехватку формальных знаний частично за счет приобретаемого опыта, частично за счет самостоятельного обучения. В рамках проведенного исследования респондентам задавался вопрос о том, в какой степени разный жизненный опыт, обретенный ими в прошлом, оказался полезным для них в эпохе рыночной. В итоге анализа вырисовываются несколько формальных типов приобретения опыта: Функционер Подмастерье Профсоюзный активист Уличный хулиган Элитарный выпускник Предприниматель Криминальный авторитет
Функционер. В первом типе доминирует опыт работы в партийных, государственных органах и ВЛКСМ, рассматриваемый как наиболее полезный из всех практик прошлого.
Подмастерье. Второй тип делает акцент на полезности родительского воспитания, общение с профессиональными людьми и, в меньшей степени, на обучение в вузе. Речь идет о перенимании неких навыков у родителей и «живом» опыте, который приобретается в ходе общения с профессионалами, достигшими известных высот в своем деле. Профсоюзный активист. В управленческом активе третьего типа присутствуют два основных «урока», повлиявших на дальнейшие управленческие практики. Во-первых, это — опыт работы на рядовой должности на большом промышленном предприятии. Ясно, что опыт приобретен еще в советскую эпоху, когда большие предприятия управлялись по другим законам, чем ныне. Во-вторых, это «урок» организационной деятельности в профсоюзной организации. Уличный хулиган. Четвертый тип делает акцент на полезности только одного основного опыта — воспитания улицей. Менее широко в этом факторе представлен опыт армейской службы и работы в стройотрядах. В отличие от предыдущего типа, явно вписавшегося в социальное пространство, обозначенное социальными иерархиями советского типа, этот фактор характеризуется явной маргинальностью. Элитарный выпускник. Пятый тип подчеркивает важность обучения в вузе, работы в госорганах, значимость «другого опыта» и полезность армейской службы. Акцент на вузовское образование говорит о том, что в этом случае речь идет об относительно молодом человеке, который после окончания вуза устроился на работу в государственные органы управления и сумел добиться продвижения по управленческой лестнице. Предприниматель. В шестом типе весомо обозначилась переменная «опыт создания собственного предприятия». В фокусе исследования, но далеко не на первых ролях, оказался тип руководителя, который выше всего ставит практику организации предприятия в новую рыночную эпоху. Криминальный авторитет. И, наконец, седьмой тип — это сочетание опыта исправительных учреждений, стройотрядов и т.п. В этой категории последовательно собран опыт формального образования и криминальных практик. Итак, большая часть менеджеров — это люди, сумевшие приспособить к той сфере, в которой они оказались, самые разнообразные фрагменты полученного образования и жизненного опыта. Обращает на себя одна особенность становления современного российского менеджера: в системе его оценок опыт формального обучения, будь то опыт вуза или аспирантуры, как правило, оказывался менее полезным, чем разнообразные формы неформального или полуформального опыта. «Учиться на практике» и «максимально использовать имеющийся опыт» — вот два лозунга, которым следовало до настоящего момента большинство российских менеджеров. Ясно, что этот опыт может оказаться не вполне применимым к новой ситуации. Большинство опрошенных отдает себе отчет в том, что в недалеком будущем придется подтверждать право на свое место в системе управления более высокой профессиональной подготовкой. Не случайно, 33,7 процента опрошенных продолжают учиться сегодня, а 50 процентов планируют продолжить получение образования в будущем. Можно сказать, что российский менеджер — это на сегодняшний день продукт двух эпох — советской и той, что сразу последовала за ней. Его опыт ограничен, но этот опыт не является конечной точкой его эволюции. Специальное бизнес-образование является на сегодняшний день атрибутом немногих представителей данной профессии, но уже сформировалась групповая мотивация, рассматривающая этот тип образования как «престижный», «статусный». А
Практические задания для студентов
Выполните тесты:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.124.80 (0.008 с.) |